Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОМЕРНЫХ РАБОТ НА РАЗЛИЧНЫХ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЕРНЫХ РАБОТ НА РАЗЛИЧНЫХ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЕРЫ / ГИДРОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ / ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ УГЛОМЕРНЫЕ ПРИБОРЫ / КОСЫЕ ГАЛСЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хамракулов И. И.

Данная статья посвящена изучению особенностей при промерных работах на различных гидрологических объектах. Рассматриваются основные моменты, связанные с определенными процедурами промеров. Также присутствуют графики, с помощью которых представлена информация о способах промеров специальными приборами.This article is devoted to studying of features during the pro-measuring works on various hydrological objects. Highlights, the bound to particular procedures of measurements are considered. Also there are schedules by means of which information on ways of measurements is provided by express devices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Хамракулов И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОМЕРНЫХ РАБОТ НА РАЗЛИЧНЫХ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ»

познавательной активности студентов.

Использованные источники:

1. Ахаян, А. А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования: дисс. д-ра пед. наук / А. А. Ахаян. - СПб., 2011. - 439 с.

2. Баландин, К. В. Математическое программирование: Учебник / К. В. Баландин, Н. А. Брызгалов, А. В. Рукосоев / Под общ. ред. д. э. н., проф. К. В. Баландина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 220 с.

3. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков // Вопросы Интернет-образования. - 2011. - №10.

4. Бубенщикова, И.А. Программно-методический комплекс как средство повышения качества обучения в области математического моделирования: дис. ... канд. пед. наук. / И.А. Бубенщикова - Астрахань, 2010. - 180 с.

5. Ваграменко, Я. А. Информационные технологии и модернизация образования. / Я. А. Ваграменко. // Педагогическая информатика. - 2012. -№2 - С. 3-10.

Хамракулов И.И. студент 3 курса факультет «Географический» Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ ПРОМЕРНЫХ РАБОТ НА РАЗЛИЧНЫХ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ

Аннотация: данная статья посвящена изучению особенностей при промерных работах на различных гидрологических объектах. Рассматриваются основные моменты, связанные с определенными процедурами промеров. Также присутствуют графики, с помощью которых представлена информация о способах промеров специальными приборами.

Ключевые слова: промеры, гидрометрические приборы, геодезические угломерные приборы, промерные створы и вертикали, продольники, поперечники, косые галсы.

FEATURES OF PRO-MEASURING WORKS ON VARIOUS HYDROLOGICAL OBJECTS Summary: this article is devoted to studying of features during the pro-measuring works on various hydrological objects. Highlights, the bound to particular procedures of measurements are considered. Also there are schedules by means of which information on ways of measurements is provided by express devices.

Keywords: measurements, hydrometric devices, geodetic goniometric instruments, pro-measuring alignments and verticals, long-edged profile, transversal profile, slanting tacks.

На малых реках глубины измеряются с помощью поперечников с гидрометрических мостиков или люлек, подвешенных на тросе, на средних и больших — с лодок или катеров. Измерение глубин производится наметкой, рейкой, штангой или лотом. При условии того, что положение промерной вертикали относительно постоянного начала при работах с мостика определяют с помощью мерной ленты или рулетки, а также осуществляются измерения с люльки по мерному тросу, натянутому параллельно ездовому тросу и размеченному марками через 1-2 м [1].

Промеры обычно выполняются с лодки, которая перемещается вдоль туго натянутого через реку стального размеченного троса, при измерениях на реках шириной до 300 м при скоростях течения до 1,5 м/с.

А вот при измерениях на реках шириной более 300 м расположение промерных вертикалей на поперечнике определяют с помощью геодезических угломерных приборов, устанавливающиеся на берегу, или секстантом с лодки.

Далее процесс измерения происходит на одном из берегов, на котором прокладывают базис, перпендикулярно к которому разбивают и закрепляют геодезическими вешками промерные створы — поперечники.

На реках шириной до 500 м обозначение производится лишь по двум вешкам на одном берегу, а на реках, ширина которых превышает 500 м, необходима установка вешек в створе поперечника и на другом берегу[2].

Расстояния между поперечниками назначаются следующие параметры в зависимости от:

1) ширины реки,

2) рельефа дна,

3) задач промерных работ.

Обычно они составляют 1/3-1/4 ширины реки. Место установки геодезического инструмента на базисе выбирают так, чтобы с одной стоянки можно было хорошо просматривать ряд поперечников вверх и вниз по течению, а углы между направлением поперечника и лучом визирования были не менее 30°.

Когда применяется мензула, то приводят планшет в горизонтальное положение, и затем его ориентируют по сторонам света, наносят точку

Рисунок 10- Определение положения промерных точек на поперечнике с помощью угломерного инструмента. 1 — промерный створ, 2 —вешки, 3 — базис, 4 — угломерный

инструмент [33]

стоянки, базис, поперечники, контур берегов по урезам. Промеры выполняют с лодки (или катера), который перемещается от одного берега к другому строго в створе поперечника. Мензулист в кипрегель следит за лодкой и по сигналу с нее в момент измерения глубины наводит вертикальную ось визирования на наметку или лотлинь, делает засечку на соответствующем поперечнике и записывает номер промерной точки и цвет сигнального флажка. Обычно сигналы подаются поочередно красным и белым флажками. Сигнальщик на лодке записывает в журнал номер поперечника, номер промерной точки, цвет флажка и глубину. К промерам на следующем поперечнике приступают только после сверки количества промерных точек в журнале и на планшете для поперечника, где проведены измерения [3].

[34]

Рисунок 11 -Схема промеров по продольникам (а) и косым галсам (б)

Количество промерных вертикалей на поперечнике назначают в зависимости от ширины реки и рельефа дна. В среднем на реках шириной до 500 м их число должно составлять 20—30, а при ширине реки более 500 м — от 25 до 50. При плавном изменении рельефа дна промерные вертикали назначают реже, а при неровном дне — чаще в соответствии с особенностями профиля дна [2].

При больших скоростях течения (более 1,5 м/с), когда лодку (катер) трудно удержать в створе поперечника, переходят к измерениям глубин по продольникам и косым галсам.

При промерах по продольникам на базисе устанавливают два угломерных инструмента (мензулы с кипрегелями, теодолиты и т.п.). Лодка (катер) перемещается по течению примерно параллельно береговой линии. В момент измерения глубины по сигналу с лодки засекается положение промерной вертикали одновременно двумя инструментами. [5].

При промерах по косым галсам лодка под воздействием течения пересекает реку под углом 30-45° к фарватеру; траектория движения имеет вид кривой линии (галс). Промеры и засечки координат промерных точек при этом способе выполняют так же, как и по продольникам, применяя два угломерных инструмента. Галсы располагают примерно через 1/4-1/2 ширины реки.

В зимний период при наличии прочного ледяного покрова промеры глубины выполняют со льда. Расстояние от постоянного начала до

промерных вертикалей измеряют мерной лентой или по размеченному тросу. В точках промеров пробивают лунки. Глубину измеряют от уровня воды в лунке наметкой или ручным лотом, также определяют толщину льда и глубину его погружения в воду.

Способы промерных работ на озерах и водохранилищах зависят от их размеров. На небольших водоемах промеры обычно выполняют по поперечникам, располагая их приблизительно перпендикулярно к продольной оси водоема. Базис разбивают на одном из берегов, а поперечники закрепляют створными знаками в зависимости от ширины водоема на одном или двух берегах. Число промерных профилей назначают в зависимости от рельефа дна. При ровном дне поперечники разбивают через 200-500 м, а при сложном рельефе дна — через 50 м. Расстояния между промерными вертикалями на профиле принимают равными 10-20 м и более на водоемах с плавным очертанием дна и 5-10 м — при сложном рельефе [4].

Использованные источники:

1. Карасев И.Ф., Шумков И.Г. Гидрометрия. - Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — 384с.

2.Константинов Н.М., Петров Н.А., Высоцкий Л.И. Гидравлика, гидрология, гидрометрия. Ч.П. - М.: Высш. шк., 1987. —431с.

3.Михайлов В.И., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология: Учебник для вузов. 2-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007, —463 с.

4. Поляков М.П. Примеры гидрологических расчетов мостовых переходов. Учеб. пособие. - Саратов: Изд-во Саратов, гос. техн. ун-та, 1996. — 92с.

5. Рождественский А.В., Чеботарев А.И. Статистические методы в гидрологии.— Л.: Гидрометеоиздат,1974.—422 с.

Хафизова А.Ш. студент магистратуры ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, гКазань ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЯ В наше время выпускники после окончания учебного заведения сталкиваются с различными сложностями, связанными с поиском работы. Не всегда удается найти свободную вакансию по специальности. Даже если получится найти свободное место, то это не дает полной гарантии, что работодатель возьмет молодого специалиста без опыта работы, тогда как в большинстве организаций стаж по специальности является обязательным условием при приеме на работу. Таким образом, молодые люди, вышедшие на рынок труда, сталкиваются с проблемами трудоустройства.

В сентябре 2016 года было проведено авторское социологическое исследование, в котором использовалась целевая выборка. Объектом исследования стали студенты последних курсов, обучающихся в Казанском государственном университете. В качестве предмета выступили трудности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.