Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОКТОРИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОКТОРИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проктор / прокторинг / академическая честность / контроль / онлайн-курс / дистанционное обучение / электронное обучение / достоверность оценки учебных результатов / образование / proctor / proctoring / academic integrity / control / online course / distance learning / e-learning / reliability of evaluation of educational results / education
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОКТОРИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ»

Целик М.С.

методист Отдела дистанционного обучения, Донецкий государственный университет

m.tselik@donnu.ru

Иванилов Т.А.

руководитель Отдела прокторинга, ООО «Экзамус»

ОСОБЕННОСТИ ПРОКТОРИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Ключевые слова: проктор, прокторинг, академическая честность, контроль, онлайн-курс, дистанционное обучение, электронное обучение, достоверность оценки учебных результатов, образование.

Keywords: proctor, proctoring, academic integrity, control, online course, distance learning, e-learning, reliability of evaluation of educational results, education.

Современные образовательные тенденции диктуют новые условия повышения качества образования путем реализации и продвижения принципов академической честности и научной этики. Развитие информационных технологий в образовании вызывает необходимость в прокторинге. Распространение прокторинговых сервисов, а также увеличение популярности такой профессии как проктор, является прямым свидетельством того, что данный способ контроля качества образовательных дистанционных процессов доказал свою высокую эффективность на практике1. В осеннем семестре 2022-2023 учебного года был разработан и опубликован на национальной платформе «Открытое образование» курс повышения квалификации: «Хочу стать проктором!»2. Этот курс был разработан Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с сервисом электронного прокторинга «Экзамус»3. Разработанный курс посвящен прокторингу - инновационному подходу контроля проведения экзаменационных испытаний, который зарекомендовал себя как один из самых перспективных форматов на основе технологий онлайн-обучения.

Прокторинг - это система верификация личности и подтверждение самостоятельной и честной сдачи онлайн-экзамена или теста. Распространение в образовании прокторинг получил в связи с появлением формата МООК, который подразумевает проведение итоговой аттестации.

Также прокторинговые сервисы решают проблему неравенства в обучении, дают возможность поступить в лидирующие вузы России для абитуриентов из самых удаленных частей нашей страны, а также из других стран мира. Абитуриенты из удаленных точек получают возможность сдать экзамены дистанционно, не выходя из дома, а университеты получают верифицированные результаты приемных испытаний.

Контроль процесса выполняют специальные наблюдатели, которые идентифицируют студентов и следят за их поведением - специалисты по прокторингу, или прокторы. Прокторы не оценивают знания, они следят за соблюдением правил и норм поведения сдающих. Исходя из нашего опыта, проктор должен обладать следующими основными качествами: внимательностью, усидчивостью, способностью в течение долгого времени (рабочего дня) выполнять монотонную работу, умением принимать ответственные и не обусловленные эмоциями решения.

Процесс обучения или повышения квалификации проктора не заканчивается никогда, даже для очень опытных сотрудников. Студенты с каждым тестированием становятся все изобретательнее и стараются придумать новые способы обхода правил. Поэтому эксперты собирают всю информацию по нечестным действиям сдающих, анализируют и совершенствуют методики для предотвращения списывания. В соответствии с ними внутренние инструкции для прокторов также регулярно дополняются и корректируются.

Результат прокторинга имеет высокую точность, так как после анализа автоматикой, видеозапись просматривает и анализирует проктор. Уровень строгости проверки задает вуз или заказчик. Стоит отметить, что искусственный интеллект распознает большое количество событий, фиксирует множество очевидных вещей, но только человек-проктор может точно интерпретировать увиденное. В Европе действует запрет на вынесение вердикта по прокторингу только на основании автоматической оценки, правильность этого решения подтверждается ежедневно.

1 Целик М.С. Роль прокторинга в методике профессионального образования и в современных образовательных процессах // Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VI Международной научной конференции (Донецк, 26-28 октября 2021 г.). Т. 6: Педагогические науки. Ч. 1 / Под общ. ред. профессора С.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2021. - С. 313-314; Целик М.С., Иванилов Т.А. Академическая честность: актуальные проблемы высшего образования // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 85-летию Донецкого национального университета (Донецк, 27-28 октября 2022 г). Т. 6: Педагогические науки. Ч. 2 / Под общ. ред. профессора С.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. - С. 236-239.

2 Хочу стать проктором. - https://openedu.ru/program/spbu/PROCTOR/

3 https://ru.examus.net/

Наиболее популярные нарушения могут различаться в зависимости от того, какой тип экзамена сдается - вступительный или итоговый аттестационный1. Топ-3 нарушения, фиксируемые на постоянной основе: помощь посторонних лиц; использование телефона или иного умного устройства; увод взгляда с экрана (как правило, сопровождает дополнительное более весомое нарушение). За последние два года, в связи с пандемией, когда была повсеместно внедрена система дистанционного обучения, массовая доля нарушений, когда сдающий использует конспект или иные печатные материалы, снизилась. Традиционные конспекты лекций, после перехода на дистанционную форму обучения, стали скорее исключением, чем правилом [там же]. Уход от конспектирования как от осознанного процесса обработки информации оставил свой след в снижении степени усвоения учебного материала. Теперь знания, которые раньше фиксировались памятью во время написания конспекта, частично отсутствуют.

Выше мы упоминали о том, что уровень строгости проверки видеоматериалов устанавливается вузом, теперь рассмотрим влияние этого фактора на примере (данные приведены в табл. 1). Для анализа взяты материалы прокто-рингового сервиса за осенний семестр текущего учебного года (01.11.2022 - 22.12.2022) в двух вузах. Анализируемое первое учебное заведение - простой уровень проверки, анализируемое второе учебное заведение - строгий уровень проверки.

Таблица 1

Зависимость кол-ва нарушений от уровня строгости проверки видео

Нарушение Вуз 1 - простой уровень Вуз 2 - строгий уровень

Помощь посторонних 1,3% 2,5%

Телефон или иное умное устройство 0,9% 2,1%

Увод взгляда с экрана (без других нарушений) - 12,5%

Увод взгляда с экрана (с другими нарушениями) - 16,1%

Работа над видеозаписями ведется внутри интерфейса продукта, на основе специальных доступов на основании Ф3-153. Студент, сдавая экзамен или тест, видит только «верхушку айсберга». Прокторинговый сервис - это полнофункциональная многоуровневая система, позволяющая проанализировать всё: от этапа подключения и качества оборудования сдающего до фиксации самого процесса тестирования. Для анализа видеозаписи у проктора есть огромное количество рабочих инструментов. Протоколы просмотра записей доступны только уполномоченным представителям вуза или заказчика.

За проктором всегда стоят руководители направления или руководители отделов прокторинга. По каждому видео с отрицательным статусом принимается индивидуальное решение: подтверждение либо изменение статуса на положительный, если доказательства нарушений, предоставленные проктором, были недостаточно убедительными с точки зрения постановки задачи. В особо интересных случаях возможно проведение кросс-проверки, когда работу одного проктора проверяют другие прокторы и выносят коллективное решение.

Камера в клавиатуре не является поводом для отрицательного статуса для видео. Угол расположения камеры, по отношению к глазам сдающего, особой роли не играет. Любое поведение студента анализируется не только автоматикой, но и проктором. Прокторы могут отличить увод взгляда на клавиатуру, при наборе текста, от увода взгляда для списывания. Во избежание недоразумений перед началом экзамена сдающему рекомендовано продемонстрировать свое рабочее место. Также, если тест письменный, дается рекомендация разместить камеру немного дальше от себя, на таком расстоянии, чтобы в кадр полностью попадало, не только лицо сдающего, но и обе руки и лист/черновик, на котором сдающий пишет.

Для успешной сдачи экзаменов с прокторингом в интересах сдающего рекомендуется: по возможности находиться в комнате без посторонних людей, без посторонних звуков; закрыть все сторонние программы, особенно мес-сенджеры и ПО для управления удаленным рабочим столом; отложить в сторону все электронные умные устройства, особенно телефон; убрать посторонние предметы, книги, тетради, прочее.

Не все люди готовы к вторжению в свою личную жизнь и к видеонаблюдению в доме. Если же посмотреть на ситуацию под другим углом зрения, то при онлайн-тестировании обучающийся может выбрать любое удобное для него место - аудиторию, домашнюю спальню, коридор или глухую стену и свести к минимуму демонстрацию личного пространства. Кроме того, при сдаче экзаменов классическим способом встречаются случаи, когда студентам некомфортно проходить тестирование с другими обучающимися, это своеобразный психологический барьер. Тестирование онлайн с прокторингом может снизить и этот фактор стресса до минимума.

Подводя итог, следует отметить, что в условиях дальнейшего развития онлайн-обучения, необходимость прок-торинга будет возрастать. Вместе с этим возрастает и потребность в квалифицированном персонале. Ведь прокторинг не ограничивается только учебными заведениями и студентами. Он востребован в корпоративном сегменте и в любом месте, где требуется проверка знаний, навыков или любого усвоенного материала, в том числе при повышении квалификации и контроле качества сдачи любых итоговых экзаменов.

1 Целик М.С., Иванилов Т.А. Академическая честность: актуальные проблемы высшего образования // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 85-летию Донецкого национального университета (Донецк, 27-28 октября 2022 г). Т. 6: Педагогические науки. Ч. 2 / Под общ. ред. профессора С.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. - С. 236-239.

Большой оптимизм внушают заказчики, которые заинтересованы в высоком качестве проверки и правильно реагируют на результаты прокторинга. На самом деле, не стоит воспринимать результаты наблюдаемых онлайн-экзаменов как приговор. Это возможность «подсветить» проблемы каждому сдающему и выявить «пробелы» в знаниях, устранив которые, работник может претендовать на другую перспективную категорию или более высокооплачиваемую должность в рамках своей компании. Мы видели таких примеров немало: от тестов технического персонала и продавцов автоцентров, до тестирования ведущих специалистов в банковской сфере и топ-менеджмента в добывающем секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.