Научная статья на тему 'Особенности производства танков и самоходных артиллерийских установок в Канаде в годы Второй мировой войны'

Особенности производства танков и самоходных артиллерийских установок в Канаде в годы Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
438
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / КАНАДА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / США / АРМИЯ КАНАДЫ / ТАНК / САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА / SECOND WORLD WAR / CANADA / GREAT BRITAIN / USA / CANADIAN ARMY / TANK / SELF-PROPELLED ARTILLERY PLATFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Учаев Антон Николаевич

В данной статье рассматривается малоизученный в отечественной историографии аспект участия Канады во Второй мировой войне проблема организации производства танков и самоходных артиллерийских установок (САУ) в доминионе во время мирового конфликта. Автор, анализируя различные показатели канадской танкостроительной индустрии, выявляет основные тенденции развития этой отрасли военно-промышленного комплекса в контексте взаимодействия Канады с США и Великобританией, а также ряд внутриполитических и экономических факторов, оказавших влияние на функционирование танковой промышленности доминиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PRODUCING TANKS AND SELF-PROPELLED ARTILLERY PLATFORMS (SAP) IN CANADA IN THE YEARS OF THE SECOND WORLD WAR

The article examines the poorly investigated in the domestic historiography aspect of Canada's participation in the Second World War the problem of organizing tank and SAP (self-propelled artillery platform) production in the dominion during the global conflict. Analyzing the different indicators of Canadian tank building industry the author discovers the basic developmental tendencies of this branch of military-industrial complex in the context of Canada's interaction with the USA and Great Britain. The paper also identifies certain domestic and economical factors which influenced the functioning of the dominion's tank building industry.

Текст научной работы на тему «Особенности производства танков и самоходных артиллерийских установок в Канаде в годы Второй мировой войны»

Учаев Антон Николаевич

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ТАНКОВ И САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК В КАНАДЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В данной статье рассматривается малоизученный в отечественной историографии аспект участия Канады во Второй мировой войне - проблема организации производства танков и самоходных артиллерийских установок (САУ) в доминионе во время мирового конфликта. Автор, анализируя различные показатели канадской танкостроительной индустрии, выявляет основные тенденции развития этой отрасли военно-промышленного комплекса в контексте взаимодействия Канады с США и Великобританией, а также ряд внутриполитических и экономических факторов, оказавших влияние на функционирование танковой промышленности доминиона. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/9/44.1'|1т1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 9(71) C. 203-206. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

21. О произвождении обретающимся в Гребенском войске рядовым казакам денежнаго и хлебнаго жалованья наравне с Терскими и Семейными казаками: Постановление Сената № 9849 от 22 мая 1751 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XIII.

22. О соединении Терского и Кизлярского казачьих полков в один полк: Именной указ, объявленный командиру отдельного Кавказского корпуса управляющим военным министерством № 9425 от 28 июля 1836 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1833. Собрание II. Т. XI.

23. Об избрании безсменных Атаманов и Старшин в войске Семейном и Гребенском: Постановление Сената № 9308 от 23 июля 1746 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XII.

24. Об отпуске переведенным с Аграхани к Кизлярской крепости казакам на строение дворов, каждой семье по десяти рублей: Постановление Сената № 6978 от 26 мая 1736 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. IX.

25. Об усилении обороны Кавказской Линии посредством обращения в сословие Линейных казаков жителей некоторых ближайших казенных селений: Именной указ, данный Сенату, № 5796 от 2 декабря 1832 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1833. Собрание II. Т. VII.

26. Об утверждении линии от Моздока до Азова: Высочайше утвержденный доклад Астраханского, Новороссийского и Азовского Генерал-Губернатора князя Потемкина № 14607 от 24 апреля 1777 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XX.

27. Омельченко И. Л. Терское казачество. Владикавказ: Ир, 1991. 297 с.

28. Попко И. Д. Терские казаки с стародавних времен: исторический очерк. СПб.: Тип. Деп. уделов, 1880. Вып. 1. Гре-бенское войско. XLIV+517 с.

29. Потто В. А. Два века терского казачества (1577-1801). Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. 383 с.

30. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 121. Оп. 1. 1652 г.

31. РГАДА. Ф. 127. Оп. 1.

32. РГАДА. Ф. 248. Оп. 3.

33. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 13. Оп. 1/107.

34. РГВИА. Ф. ВУА (846). Оп. 16.

35. Русско-чеченские отношения: вторая половина XVI - XVII в.: сб. док. / выявление, сост., введ., коммент. Е. Н. Куше-вой; отв. ред. Н. Г. Волкова. М.: Восточная литература, 1997. 415 с.

36. Юдин П. Л. Терцы и их восточные соседи // Записки Терского общества любителей казачьей старины. 1914. № 8. С. 3-60.

THE TEREK COSSACKS: HISTORY OF THE COMMUNITY AND ITS DESIGNATION

Tkhamokova Irina Khasanovna, Ph. D. in History Kabardian-Balkarian Institute of Humanities Researches [email protected]

The article for the first time examines the history of the conception "Terek Cossacks" in the context of Cossack history.

The meaning of this designation was continuously changing. There were periods when it disappeared and was hardly used but

later on it became popular again. Last time it happened after in 1860 the Terek Cossack Host was re-established integrating in its

structure along with the descendants of the first Terek Cossacks of the XVI-XVII centuries also the former Don, Volga, Khoper,

"Little Russian" Cossacks resettled to Caucasus and retired soldiers, smallholders, peasants.

Key words and phrases: Terek Cossacks; Greben Cossacks; linear Cossacks; Terek-Kizlyar Cossack Host; Terek-Family (Tersko-

Semeynoye) Cossack Host.

УДК 94(71).06; 94"1939/45"; 358.119; 358.111.2 Исторические науки и археология

В данной статье рассматривается малоизученный в отечественной историографии аспект участия Канады во Второй мировой войне - проблема организации производства танков и самоходных артиллерийских установок (САУ) в доминионе во время мирового конфликта. Автор, анализируя различные показатели канадской танкостроительной индустрии, выявляет основные тенденции развития этой отрасли военно-промышленного комплекса в контексте взаимодействия Канады с США и Великобританией, а также ряд внутриполитических и экономических факторов, оказавших влияние на функционирование танковой промышленности доминиона.

Ключевые слова и фразы: Вторая мировая война; Канада; Великобритания; США; армия Канады; танк; самоходная артиллерийская установка.

Учаев Антон Николаевич, к.и.н., доцент

Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова uchaevan@gmail. com

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ТАНКОВ И САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК В КАНАДЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Вторая мировая оставила глубочайший след в развитии современной цивилизации. Последствия и результаты конфликта мы ощущаем по сей день в самых разных сферах: в политической, экономической, культурной,

социальной, правовой. Далеко не всегда они воспринимаются обществом спокойно и однозначно. Регулярно вспыхивают дискуссии по тому или иному вопросу, связанному с войной 1939-1945 гг. Главная проблема, на наш взгляд, здесь заключается в том, что на данный момент нельзя говорить о создании относительно объективной общей картины конфликта.

Одним из «недоизученных» в отечественной историографии элементов является канадское участие во Второй мировой войне. Советская историческая наука, исходя из абсолютно логичной предпосылки, что ключевое влияние на развитие событий оказывали во время войны лидеры «большой тройки» и их страны, ограничилась анализом политической, международной и экономической деятельности Канады в годы войны [2; 3; 4; 5]. В то же время непосредственное военное участие, специфика военного производства доминиона остались «за кадром». Нужно отметить, что, несмотря на идеологизированность общества и науки в советский период, можно говорить о весьма объективной картине, созданной Л. В. Поздеевой и другими советскими историками.

В современной российской историографии участие Канады во Второй мировой войне представлено также небольшим кругом исследований. Условно их можно разделить на два направления: непосредственно военная специфика вовлечения доминиона в мировой конфликт [9; 11; 12] и политические аспекты участия Канады в войне [7].

Совершенно очевидно, что для создания дополнительного фрагмента мозаики под названием «Вторая мировая война» имеющихся элементов недостаточно. Именно в данном контексте в статье будет предпринята попытка рассмотреть проблемы производства танков и САУ в Канаде во время мирового конфликта.

Прежде чем рассматривать производственные аспекты, необходимо сказать несколько слов о развитии бронетанковых войск в Канаде в межвоенный период и во время конфликта. В 1918 г. Канадский танковый корпус был расформирован, как и большинство частей канадской армии, доминион стремительно сокращал расходы на вооруженные силы. Только в 1930 г. в армии Канады вновь появилась бронетехника: 12 танкеток «Карден-Ллойд», распределенные по пулеметным взводам в пехотных батальонах. К 1940 г. танковый парк увеличился незначительно: в Англии были приобретены два танка «Виккерс» и 14 легких танков Mk. VI. Такие скромные закупки объяснялись двумя причинами: во-первых, канадское правительство считало приобретение крупных партий танков слишком большой роскошью для бюджета; во-вторых, в Оттаве полагали, что необходимое количество техники для канадских экспедиционных сил сможет обеспечить Великобритания. Вопрос о производстве танков в Канаде не поднимался вообще, поскольку ВПК доминиона не имел такой возможности [14, p. 1-2].

Ситуация изменилась из-за успеха немецкого блицкрига в Западной Европе. После окончания операции «Динамо» уже 5 июня 1940 г. министр вооружений и снабжения К. Д. Хау доложил Военному Комитету, что британское правительство предлагает разместить в Канаде заказы на экипировку для оснащения десяти дивизий; в течение следующих семи месяцев 1940 г. Соединенное Королевство разместило или оговаривало размещение новых контрактов в доминионе, в том числе на 300 танков «Валентайн» и 1000 бронетранспортеров [16, p. 36]. Заказ на «Валентайн» был передан фирме "Canadian Pacific Railway", поскольку автопром Канады был уже загружен заказами на грузовики и БТР [14, p. 2]. По договору, подписанному в июне 1940 г., подразумевалось, что в Канаде будут производиться танки без двигателей, пушек и ряда других менее значительных компонентов, которые предполагалось устанавливать в Англии. Но потенциальная угроза немецкого вторжения и потери танков в Дюнкерке привели к решению, что канадские «Валентайны» будут выпускаться «целиком»: с 2-фунтовыми орудиями, производившимися канадской фирмой "Dominion Engineering Ltd", и с английскими двигателями фирмы AEC [Ibidem, p. 4].

Окончательное официальное создание 18 августа 1940 г. Канадского бронетанкового корпуса означало формирование 1-й танковой бригады Канадской армии, с последующим расширением до двух танковых дивизий. Для этих целей департамент обороны оперативно разместил заказ на 488 «Валентайнов» на уже упоминавшейся "Canadian Pacific Railways". После получения чертежей из Британии перед канадцами встала задача адаптации этой модели к производственным мощностям доминиона. В результате три модификации «Валентайна» (Mk. VI, VII и VIIA) имели ряд отличий от английского оригинала: дизельный двигатель GMC (производился "General Motors of Canada") вместо бензинового AEC, литой нос корпуса, иная система электропроводки, пулемет «Браунинг» вместо «Беса» и ряд других более мелких модификаций и изменений. Танк «Валентайн» производился в Канаде до 1944 г. Всего было выпущено 1420 единиц, 30 из которых осталось в доминионе для обучения танкистов, а остальные были отправлены в СССР по программе ленд-лиза [8; 10].

Вторым танком, производившимся в Канаде, был разработанный в доминионе «Рэм». В случае с этой машиной нужно отметить, что законная гордость Канады производственными достижениями и его организацией не отменяет того факта, что слабости канадской экономики по сравнению с великими индустриальными державами привели к определенным предсказуемым результатам. Ярким примером является интенсивное развитие автомобильной промышленности доминиона в сочетании с его сильной зависимостью от поставок из США. Так, в частности, в Канаде не производились двигатели ни для танков, ни для самолетов. В результате выпуск и той и другой продукции занимал не самое большое место в военном производстве доминиона. По мнению Ч. П. Стэйси производство танков в Канаде не имело смысла с экономической точки зрения, что стало абсолютно ясно на примере крейсерского танка «Рэм». Даже называть его канадским было достаточно сложно, поскольку в США для этого «канадского» танка приходилось закупать двигатель, трансмиссию, пулеметы Браунинга, а также литые плиты для крыши корпуса и литые башни [16, p. 49].

Сама идея производства крейсерского танка в Канаде стала следствием ситуации, когда армии доминиона потребовалось в 1940 г. оснастить техникой две бронетанковые дивизии. Нехватка танков в метрополии

и еще не до конца развернутое производство танков в США привели к размещению заказа на 1000 крейсерских танков в "Montreal Locomotive Works", филиале "American Locomotive". Для экономии времени за основу был взят американский танк M3 - предполагалось использовать его узлы и агрегаты, но изменить корпус, башню и вооружение в соответствии с канадскими и британскими требованиями и стандартами (в первую очередь, канадских военных не устраивала концепция расположения орудия главного калибра в спонсоне). Первые 50 танков «Рэм» Mk. I были вооружены 2-фунтовой пушкой, Mk. II, выпущенный с января 1942 г. в количестве 1094 единиц, имел на вооружении 6-фунтовое орудие [1, с. 190]. В качестве танка «Рэм» не принял участия в боевых действиях, использовался для обучения канадских танкистов. Тем не менее, когда англичанам потребовался свой вариант американской САУ «Прист» (необходимо было перевооружить самоходку: поменять американскую 105-мм гаубицу на 25-фунтовый британский эквивалент), корпуса канадских танков пришлись весьма кстати. Компания "Montreal Locomotive Works" выпустила 2150 САУ «Секстон», признанную весьма удачной и прослужившую в британской армии до 1956 г. Помимо этого, большое количество танков «Рэм» были переделаны в БТР «Кенгуру», применявшиеся британскими войсками до конца войны [6, с. 250].

После того, как основным крейсерским танком союзников стал американский M4, в Канаде была предпринята попытка наладить его производство. Модель M4A1 получила название «Гризли», а ее выпуск предполагалось осуществлять на заводе уже упоминавшейся "Montreal Locomotive Works". Решение об этом было принято в 1942 г., но из-за ограниченных мощностей канадской компании процесс был запущен только через год. С сентября по декабрь 1943 г. в Монреале сошло с конвейера 188 «Гризли», после чего производство было свернуто, поскольку американские заводы смогли наладить производство M4 и его последующих модификаций в количестве, достаточном для союзных армий. Танк «Гризли» использовался в канадских бронетанковых частях наряду с M4 «Шерман» до конца войны [13, p. 175].

Можно констатировать, что производство танков и САУ в Канаде зависело как от экономических, так и политических факторов. Как видим, до начала активных боевых действий в Западной Европе и катастрофы в Дюнкерке Британия не торопилась размещать заказы на вооружение, в том числе и бронетехнику, на предприятиях доминиона. Но даже после того, как метрополия оказалась в плачевном положении, Лондон размещает в Канаде заказы, которые нельзя назвать впечатляющими. В данном случае мы можем говорить о действии экономического фактора: доминион не обладал достаточно развитой индустрией, чтобы выполнять более крупные заказы, для развертывания массового производства бронетехники требовалось больше ресурсов и средств, чем имелось в распоряжении правительства М. Кинга. Также важно учитывать, что на территории Канады боевых действий не велось, и, как бы цинично это ни звучало, Вторая мировая не была для доминиона войной на выживание, а была способом повышения внешнеполитического престижа и «трамплином» для развития промышленности. В качестве контрпримера можно привести СССР, где за годы войны было выпущено более ста тысяч танков и самоходок, а в Канаде - пять с половиной. В том числе и поэтому Ч. Стэйси пишет, что с экономической точки зрения танки в Канаде производить невыгодно. Кроме того, следует учесть сильную взаимосвязь экономик Канады и США и их капиталистическую природу. Действительно, с точки зрения рыночной экономики развивать танковую промышленность со всеми сопутствующими отраслями при наличии мощного индустриального комплекса у соседа на юге абсолютно нерационально.

Таблица 1.

Производство бронетехники в Канаде [15, p. 50, 52-53]

Модель бронетехники Страна разработчик Произведено в Канаде Фирма-производитель в Канаде

1. Ram США/Канада 1949 Montreal Locomotive Works

2. Grizzly США/Канада 188 Montreal Locomotive Works

3. Sexton Канада 2150 Montreal Locomotive Works

4. Valentine Великобритания 1420 Canadian Pacific Railways Angus Shops (Монреаль)

Список литературы

1. Барятинский М. Б. Танки Второй мировой. М.: Коллекция; Яуза; ЭКСМО, 2009. 480 с.

2. Бородаевский А. Д. Канада и межимпериалистическая борьба за источники сырья. М.: Междунар. отношения, 1968. 239 с.

3. Мартыненко Б. А. Канада во Второй мировой войне. Формирование «североатлантического треугольника» 1939-1941. Киев: Наукова думка, 1986. 136 с.

4. Милейковский А. Г. Канада и англо-американские противоречия. М.: Госполитиздат, 1958. 503 с.

5. Поздеева Л. В. Канада в годы Второй мировой войны. М.: Наука, 1986. 336 с.

6. Полная энциклопедия танков мира. 1915-2000 гг. / сост. Г. Л. Холявский. Минск: ООО «Харвест», 2006. 576 с.

7. Соков И. А. Особенности канадской политической культуры во внешней политике и дипломатии периода Второй мировой войны. М.: Директ-Медиа, 2015. 286 с.

8. Учаев А. Н. К вопросу о применении пехотных танков «Валентайн» в СССР в годы Великой Отечественной войны // Доклады Академии военных наук. Саратов, 2005. № 3 (15). С. 116-121.

9. Учаев А. Н. Специфика авиационного производства в Канаде во время Второй мировой войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 6 (68). Ч. 2. С. 182-185.

10. Учаев А. Н. Специфика эксплуатации канадских моделей танка «Валентайн» в РККА во время Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 3 (65). Ч. 2. С. 180-181.

11. Учаев А. Н. Стрелковое оружие канадской пехоты во время Второй мировой войны: специфика производства, оснащения и использования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 191-192.

12. Учаев А. Н. Экономика и вооруженные силы Канады в годы Второй мировой войны: дисс. ... к.и.н. Саратов, 2003. 214 с.

13. Chamberlain P., Ellis C. British and American Tanks of World War Two. The Complete Illustrated History of British, American and Commonwealth Tanks 1939-1945. Cassell & Company, 2000. 222 p.

14. Ellis C., Chamberlain P. Ram and Sexton. AFV Weapons Profile № 13. Profile Publications Ltd., 1972. 22 p.

15. Jane's World War II Tanks and Fighting Vehicles: The Complete Guide. HarperCollins, 2002. 237 p.

16. Stacey C. P. Arms, Men and Governments. The War Policies of Canada 1939-1945. Ottawa: The Queen's Printer for Canada, 1970. xi+681 p.

SPECIFICS OF PRODUCING TANKS AND SELF-PROPELLED ARTILLERY PLATFORMS (SAP) IN CANADA IN THE YEARS OF THE SECOND WORLD WAR

Uchaev Anton Nikolaevich, Ph. D. in History, Associate Professor Saratov Socio-Economic Institute (Branch) of the Plekhanov Russian University of Economics

uchaevan@gmail. com

The article examines the poorly investigated in the domestic historiography aspect of Canada's participation in the Second World War - the problem of organizing tank and SAP (self-propelled artillery platform) production in the dominion during the global conflict. Analyzing the different indicators of Canadian tank building industry the author discovers the basic developmental tendencies of this branch of military-industrial complex in the context of Canada's interaction with the USA and Great Britain. The paper also identifies certain domestic and economical factors which influenced the functioning of the dominion's tank building industry.

Key words and phrases: The Second World War; Canada; Great Britain; The USA; Canadian army; tank; self-propelled artillery platform.

УДК 165.24 Философские науки

В данной статье автором представлены результаты футурологического анализа инновационных процессов в философии науки и образования. Будущее коммуникаций в векторе высоких технологий способствует рациональной и функциональной реализации перспективных проектных решений в области когнитивного, информационного и социально-экономического взаимодействия. Исследование осуществлено с позиций философии науки и техники и ориентировано на корпус как собственно философских, так и общенаучных решений.

Ключевые слова и фразы: наука; инновации; образовательные тренды; когнитивные технологии; человеческие ресурсы; коммуникации; вектор hi-tech.

Фидченко Елена Владимировна, к. филос. н., доцент

Московский педагогический государственный университет fev. [email protected]

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: БУДУЩЕЕ КОММУНИКАЦИЙ В ВЕКТОРЕ HI-TECH

Будущее философии науки и образования напрямую связано с развитием информационных и коммуникативных технологий. Современные социальные и экономические институты всё более ориентированы на генерацию перспективных решений относительно прагматического применения человеческих ресурсов и совершенствования корпуса когнитивных технологий. Генерация и внедрение прогрессивных тенденций на рынке труда и образовательных услуг способствуют формированию трендов и появлению мейнстрим-направлений в использовании когнитивного механизма как части hi-tech процесса.

Исследуя проблемы науки и техники, современная философия образования работает в системе «традиции -инновации». Важность сохранения и приумножения фундаментальных для отечественного образования принципов обучения, воспитания и развития, а именно: оптимизации дидактической формы и содержания, когнитивной актуализации, творческой мотивации и высокой духовности, - проецируется в русле преемственности и трансформируется посредством инноваций в будущие когнитивные и технологические исследования.

Философию образования сегодня целесообразно понимать в качестве «угла зрения», взгляда на образование как корпус трендов, технологий, решений. Такая дефиниция, по моему мнению, оптимальным образом выражает сущность «мудрого», основанного на многолетнем опыте «поиска» когнитивной истины и способности трансформироваться в компетентностную «дидактику будущего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.