Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «БЕСКОНТАКТНЫХ» ДТП'

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «БЕСКОНТАКТНЫХ» ДТП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / «БЕСКОНТАКТНОЕ» ДОРОЖНОТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лосев Павел Александрович

Рассматриваются вопросы производства автотехнических судебных экспертиз по так называемым «бесконтактным» дорожно-транспортным происшествиям. Описывается предлагаемая последовательность проведения исследования «бесконтактных» ДТП. Подобные происшествия довольно часто происходят на дорогах. Существующие методики исследования не содержат алгоритма проведения исследования подобных «бесконтактных» дорожно-транспортных происшествий. Актуальность исследования подобных происшествий сложно переоценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лосев Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PRODUCTION OF EXPERT RESEARCHES «NON-CONTACT» ACCIDENTS

The issues of production of auto-technical forensic examinations for so-called «contactless» traffic accidents are considered. The proposed sequence of conducting a study of «contactless» accidents is described. Similar incidents occur quite often on the roads. Existing research methods do not contain an algorithm for conducting research on such «contactless» traffic accidents. The relevance of the study of such incidents is difficult to overestimate.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «БЕСКОНТАКТНЫХ» ДТП»

УДК 34.096 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-190-192

ББК 67.73 © П.А. Лосев, 2021

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

«БЕСКОНТАКТНЫХ» ДТП

Павел Александрович Лосев, эксперт отделения автотехнических исследований ЭКЦ УМВД России по Тверской области (170005, Тверь, пл. Мира, д. 1/70) E-mail: cross.keng@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы производства автотехнических судебных экспертиз по так называемым «бесконтактным» дорожно-транспортным происшествиям. Описывается предлагаемая последовательность проведения исследования «бесконтактных» ДТП. Подобные происшествия довольно часто происходят на дорогах. Существующие методики исследования не содержат алгоритма проведения исследования подобных «бесконтактных» дорожно-транспортных происшествий. Актуальность исследования подобных происшествий сложно переоценить.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, автотехническая судебная экспертиза, «бесконтактное» дорожно-транспортное происшествие.

FEATURES OF THE PRODUCTION OF EXPERT RESEARCHES «NON-CONTACT» ACCIDENTS

Pavel A. Losev, Expert of the Department of Automotive Research

ECC of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Tver region (170005, Tver, pl. Mira, d. 1/70 E-mail: cross.keng@yandex.ru

Abstract. The issues of production of auto-technical forensic examinations for so-called «contactless» traffic accidents are considered. The proposed sequence of conducting a study of «contactless» accidents is described. Similar incidents occur quite often on the roads. Existing research methods do not contain an algorithm for conducting research on such «contactless» traffic accidents. The relevance of the study of such incidents is difficult to overestimate.

Keywords: road accident, auto technical forensic examination, «contactless» road accident.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лосев П.А. Особенности производства экспертных исследований «бесконтактных» ДТП. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(1):190—192.

Довольно часто на дорогах происходят аварии, в которых транспортные средства могут непосредственно не контактировать.

Распространенная ситуация, когда водитель, следовавший по второстепенной дороге, при выезде на главную дорогу не уступил другому транспортному средству, в результате водитель, имевший преимущество в движении, чтобы избежать столкновения, пытался объехать внезапно появившееся препятствие, резко вывернул руль и совершил наезд на опору ЛЭП.

Либо при следовании попутно водитель автомобиля резко перестроился и затормозил перед другим автомобилем. Чтобы уйти от столкновения водитель, следовавший позади, вынужден был резко перестроиться на левую полосу, где столкнулся с третьим автомобилем1.

Или, например, внезапно встречный автомобиль начинает совершать маневр поворота налево. Для

предотвращения ДТП водитель резко маневрирует и оказывается в кювете. При этом контакта с поворачивавшим налево автомобилем не происходило. Аналогичных примеров можно привести еще много.

Существующие методики исследования не содержат алгоритм проведения исследования подобных «бесконтактных» дорожно-транспортных происшествий. Актуальность исследования подобных происшествий сложно переоценить.

Рассмотрим предлагаемую последовательность проведения исследования «бесконтактных» ДТП.

В первую очередь, необходимо определить какие действия выполнял водитель, который имел преимущество в движении в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации и которому была создана опасность для движения.

1 URL ://http ://www.rg .ru/s/2020

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее — Правила дорожного движения Российской Федерации)2 «в Правилах используются следующие основные понятия и термины: ... «Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно -тр анспортного пр оисшествия».

Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации: «.При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Вместе с тем, действующие Правила дорожного движения Российской Федерации не содержат предписания для водителя выполнять объезд при обнаружении опасности для движения, как например, ранее действовавшие Правила дорожного движения, утвержденные приказом Министерства внутренних дел СССР от 16 июля 1986 г. № 1393, в которых был п. 11.1, гласивший: «.При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасному для других участников движения объезду препятствия». Таким образом, при возникновении препятствия или опасности для движения водителю предписывалось применять торможение до полной остановки либо безопасный маневр объезда.

Необходимо отметить, что маневр объезда — достаточно сложный технический прием в управлении транспортным средством, далеко не каждый водитель способен его выполнить безопасно, тем более в условиях экстренной ситуации, когда водитель располагает минимальным временем для принятия решения о выполнении маневра объезда и последующей его реализации. Поэтому исключение из настоящих Правил дорожного движения РФ предписания для водителя выполнять маневр объезда при возникновении опасности для движения видится оправданным.

Вместе с тем, хотя действующая редакция Правил дорожного движения Российской Федерации и не предписывает водителю выполнение маневра

объезда при возникновении опасности для движения, но, в то же время, напрямую и не запрещает его выполнение при условии применения торможения и соблюдении требований безопасности, установленных разд. 8 «Начало движение, маневрирование», в частности п. 8.1: «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения...».

Рассмотрим действия водителя, которые он может предпринять при возникновении опасности для движения.

1. Торможение.

В данном случае автомобиль может либо продолжить прямолинейное движение без изменения траектории, либо может возникнуть занос автомобиля и отклонение его от первоначальной траектории в результате неравномерности сцепных качеств дорожного покрытия либо неравномерности износа фрикционных накладок, дисков или барабанов непосредственно в тормозных механизмах. В случае возникновения заноса транспортного средства без воздействия водителем на органы управления, дальнейшее исследование действий водителя не имеет технического смысла.

2. Маневр объезда объекта, создавшего опасность, без применения торможения.

В указанном случае необходимо провести исследование, чтобы установить, успевал ли водитель транспортного средства привести в действие рабочую тормозную систему автомобиля.

Если в результате проведенного исследования эксперт придет к выводу о том, что водитель не успевал привести в действие рабочую тормозную систему автомобиля, примененный маневр объезда можно считать обоснованным.

Если в результате проведенного исследования эксперт придет к выводу о том, что водитель успевал привести в действие рабочую тормозную систему ав-

2 Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

3 Правила дорожного движения, утвержденные приказом Министерства внутренних дел СССР от 16 июля 1986 г. № 139.

№ 1 / 2021

Вестник Московского университета МВД России

191

томобиля, то необходимо провести дальнейшее исследование наличия у водителя технической возможности предотвратить контактирование с объектом, создавшим опасность для движения, путем применения торможения в момент наступления объективной возможности обнаружения такой опасности. Подробно останавливаться на алгоритме проведения указанного исследования в данной статье останавливаться не будем, поскольку, указанные методики известны и широко используются в экспертной практике4.

Если в результате проведенного исследования эксперт приходит к выводу о том, что в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации у водителя транспортного средства имелась техническая возможность предотвратить контактирование с объектом, создавшим опасность для движения путем применения торможения в момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить эту опасность, то в таком случае исследование на этом можно окончить.

Если в результате проведенного исследования эксперт приходит к противоположному выводу, следует отметить, что маневр объезда, предпринятый водителем, в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации можно считать обоснованным. Но при этом необходимо указать на предписания, указанные в п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. Также необходимо отметить, что возможность выполнения водителем транспортного средства маневра объезда препятствия зависит, в первую очередь, от профессиональных навыков и психофизиологических качеств водителя. Оценка указанных качеств водителя не входит в компетенцию эксперта-автотехника.

3. Маневр объезда объекта, создавшего опасность, с одновременным применением торможения.

В указанном случае, по аналогии с рассмотренной выше ситуацией, необходимо установить, имелась ли у водителя транспортного средства, имеющего преимущество в движении, техническая возможность избежать контакта с объектом, создавшим опасность для движения, путем применения торможения в момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить эту опасность.

Если в результате проведенного исследования эксперт приходит к выводу о том, что в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации у водителя транспортного средства имелась техническая возможность предотвратить контактирование с объектом, создавшим опасность для движения путем применения торможения в момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить эту опасность, следовательно, в данном случае исследование на этом можно окончить.

Если в результате проведенного исследования эксперт приходит к противоположному выводу, следует отметить, что маневр объезда, предпринятый водителем, при условии применения торможения в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации можно считать обоснованным. Также необходимо отметить, что возможность выполнения водителем транспортного средства маневра объезда препятствия зависит, в первую очередь, от профессиональных навыков и психофизиологических качеств водителя. Оценка указанных качеств водителя не входит в компетенцию эксперта-автотехника.

Предлагаемая последовательность исследования «бесконтактных» ДТП позволит эксперту наиболее полно рассмотреть дорожно-транспортную ситуацию.

4 Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза: Учеб. пособие. М.: Экзамен, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.