Научная статья на тему 'Особенности программы «Современный образовательный менеджмент»'

Особенности программы «Современный образовательный менеджмент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / EDUCATIONAL MANAGEMENT / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ / EDUCATIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Риттер О.К.

В статье описаны особенности проектирования модулей программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на основе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций в условиях перехода российской экономики на новую инновационную модель развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the program Modern educational management

This article describes the features of designing modules for a training program Modern educational management on the basis of modern qualifying requirements to the heads (managers) of educational organizations in conditions of Russian economic transition to a new innovative development model.

Текст научной работы на тему «Особенности программы «Современный образовательный менеджмент»»

потребностей и желаний. Таковы воспитатель и воспитанник. Речь не идет о том, чтобы перестать доверять научной педагогике как несостоявшейся. В действительности у людей много общего, и это общее составляет предмет научной педагогики, оно постигается посредством гносеологических подходов. Но если мы ограничимся только общим, мы пройдем мимо конкретного человека, мы упустим наиболее ценное, наиболее востребованное в открытом обществе - уникальное, новое. И это новое составляет предмет и высшую цель онтологических подходов и педагогического Бытия в целом.

Вот почему М.К. Мамардашвили отметил: «Там, где система, там смерть, конечно, не педагогики в целом, а духовная смерть Пети Иванова и всякого другого духовного существа попавшего в системную круговерть. Но это и смерть той части педагогики, которая должна была увидеть, поддержать, вырастить неповторимое» [4].

Настало время соединить в педагогике знания и понимание, науку и жизнь в единый педагогический процесс и результат. Гносеологические подходы должны быть заполнены онтологическими, бытийственными, нацеленными на живую жизнь, на индивидуальный дух.

Эти подходы, оберегающие подлинное бытие, способствуют его становлению и актуализации.

Предложенные подходы могли бы выполнить эту миссию, так как их метаидея не в том, что делать с человеком, чтобы он стал хорошим, а в том, «как начать думать, чтобы не уступить свое существо неподлинным возможностям» (М. Хайдеггер) [5].

Литература

1. Двойнина, Г. Б. Категория «пространство» как методологическая основа организации процесса воспитания [Текст]/ Г.Б. Двойнина/ Материалы Международного педагогического форума "Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности". - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 41.

2. Куликов, В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы [Текст]/ В.Б. Куликов. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. - С. 11.

3. Лузина, Л.М. Нравственные добродетели как содержательный ориентир ценностного самоопределения современных школьников [Текст]/ Л.М. Лузина // Социально-педагогические проблемы самоопределения личности. - Ульяновск, 2005. - С. 12.

4. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию [Текст]/ М.К. Мамардашвили. -2-е изд., изм. и доп. - М, 1992.

5. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления [Текст]/ М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993.

Риттер О.К.

Особенности программы «Современный образовательный менеджмент»

Основу современной модели образования составляет проектный принцип конкурсного выявления и поддержки лидеров, успешно реализующих новые подходы в образовательной практике. Эти лидеры должны стать основой корпуса образовательного менеджмента для обеспечения успешной конкуренции российской национальной системы образования. При этом необходима специальная профессиональная подготовка

в сфере современного образовательного менеджмента, требующего компетенций по разработке и ускоренному освоению новаций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющихся социально-экономических условий и т.д.

В связи с этим актуальна разработка стандартизованной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций и с учетом необходимых компетенций.

При разработке концепции проектирования модулей программы «Современный образовательный менеджмент» для учета процессов глобализации образования в условиях формирования мировой экономики знаний в деятельности руководителя и менеджера образовательной организации необходимо решить следующие задачи:

- Определить компетенции в управлении изменениями образовательной организации и сформулировать принципы проведения эффективных изменений.

- Определить понятие продукта образовательной организации, проанализировать основных потребителей и покупателей образовательных услуг и особенности формирования спроса на них.

- Исследовать модели создания образовательной организацией потребительской ценности, и на основе её ресурсов и ценностной ориентации составить карту позиционирования программы "Современный образовательный менеджмент".

Руководитель и менеджер образовательной организации в этом контексте должен освоить знания и компетенции инновационного менеджмента, маркетингового управления изменениями в образовательном процессе, менеджмента знаний и других направлений современного менеджмента. Ключевым направлением современного образовательного менеджмента в настоящее время становится инновационный менеджмент.

В настоящее время весьма востребованным и концептуально емким понятием является понятие инновационного потенциала образовательной организации (ИПО), отражающее уровень способности и готовности организации, учебного заведения к осуществлению инновационной деятельности и интегральное качество образовательного менеджмента. ИПО выполняет оценочно-прогнозную функцию состояния и перспектив развития организации образования, в частности, формирования инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса.

В последние годы проходит широкое обсуждение проблем формирования и администрирования инновационного потенциала вузов, опыта реализации инновационных образовательных программ, реализации положений Болонского процесса, менеджмента качества образования, академической корпоративной культуры и др. с применением концепта инновационного потенциала. Важным становится рассмотрение и анализ инновационного потенциала образовательной организации как ключевого феномена сферы инновационных преобразований и образовательного менеджмента.

ИПО отражает состояние и систему процессов, которые нужно понимать и учитывать руководителю образовательного учреждения. При этом оценка ИПО является важным инструментом современного образовательного менеджмента. В то же время понятие инновационного потенциала субъекта любого уровня в настоящее время все еще является дискуссионным и современному менеджеру образования необходимо ориентироваться в этой сфере, как в теоретическом, так и в организационно-методическом плане.

Категорию «инновационный потенциал» в настоящее время трактуют как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.).

Современные исследования свидетельствуют о том, что содержательный анализ инновационного потенциала организаций, в том числе образовательных, целесообразно проводить с учетом уровня организации составного субъекта инновационной деятельности - региона. На уровне региона отчетливо проявляют себя способности системы столь сложного уровня к самоорганизации, и возникают синергические эффекты. В этой связи менеджеру сферы образования необходимо ориентироваться в современных социально-экономических и инновационных процессах региона.

В инновационной сфере велика роль коммуникационных процессов, в том числе образовательных коммуникаций, так как эти процессы приобретают ключевую функцию в условиях вхождения в постиндустриальное информационное общество. Инновационная модель развития становится ведущей и «транслируемой» в управленческих, образовательных, маркетинговых и других коммуникационных сферах, в которых осуществляется обобщение и перенос опыта иновационных изменений.

Кроме того, потенциал образовательных организаций, таких как региональный университет или университет федерального административного округа как составного субъекта, определяется не просто суммой потенциалов входящих в него субъектов нижележащих уровней, но и параметрами, характеризующими возможность этим потенциалам реализоваться на соответствующих вышележащих уровнях. В этой связи для менеджера сферы образования возникает необходимость учитывать условия, обеспечивающие системные возможности субъектам разного уровня функционировать на инновационном пути развития - параметры инфраструктуры среды, информационные и коммуникационные параметры, нормативно-правовое обеспечение инновационной образовательной деятельности и др.

При формировании инфраструктуры новой экономики - экономики знаний, выделяется базовая роль региональных университетов. Развитие инновационных процессов в регионе повышает функцию университета как субъекта построения региональных моделей развития. Именно университет может занять позицию разработки новых идеологий регионального развития, формирования региональной идентичности, координации происходящих в регионе инновационных преобразований. Существенна роль и других образовательных учреждений и организаций в развитии национальной инновационной системы России.

В российской практике в настоящее время широко распространены рейтинговые исследования инновационного потенциала учебных заведений, в том числе международные [2]. Современному менеджеру сферы образования необходимо ориентироваться в принципах и технологиях проведения такого рода исследований, необходимы также компетенции по проведению коллегиальной экспертной оценки и развитию инновационного потенциала образовательной структуры. Важна также теоретическая подготовка и навыки участия в коллегиальных экспертных процессах оценки и прогнозирования развития образовательных систем и инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности разного уровня.

Современные коллегиальные методы решения различных задач, например, технология Форсайт, широко применяемая в зарубежной, а в последнее время и в отечественной практике, является в этой связи существенным и мало освоенным

ресурсом. Специфика Форсайта как технологического инструмента выражается в том, что это наиболее действенный способ разрешения конфликтов по установлению приоритетов, возникающих в процессе коллегиальной работы разнородной группы экспертов.

Современному менеджеру образования необходима подготовка, позволяющая продуктивно участвовать в процессах экспертного управления инновационными процессами и инновационным потенциалом региона, сферы образования, образовательной организации.

Важнейшим изменением внешней среды для рынка образования является возникновение и развитие «экономики знаний», характеризующейся превращением процесса создания и распространения новых знаний в основу создания экономических ценностей. Формирование экономики знаний и процессы глобализации экономики влияют на структуру рынка труда, зависимость успешного трудоустройства и эффективной профессиональной деятельности от образования и подготовки работников. В экономике знаний постепенно формируются особые виды деятельности -интеллектуальные, связанные с передачей и обработкой информации, созданием нового знания.

Работники интеллектуальной сферы решают сложные проблемы, требующие образования и профессиональной подготовки, и должны уметь применить свои знания и навыки в новых ситуациях, быть гибкими и терпимыми к неопределенности, способными к пожизненному обучению. Помимо конкретных технических или иных узких навыков и знаний, связанных с определенной областью, интеллектуальным работникам нужны общие навыки и качества - независимость, умение работать в условиях неопределенности и высокого риска, умение анализировать и учиться в процессе работы.

Для осуществления маркетингового управления изменениями необходимо проведение анализа структурных составляющих деятельности образовательной организации в русле маркетингового подхода. Продукт образовательной организации представляет собой комплекс различных товаров и услуг, включающий несколько элементов: собственно образовательные услуги; сопутствующие услуги (услуги гостеприимства, конференц-туризма, консалтинговые, организационно-управленческие и рекрутинговые услуги); товары, сопровождающие и обеспечивающие процесс обучения. Собственно образовательные услуги также представляют собой сложный комплексный продукт. В него входит элемент товара (учебники и учебные пособия, производимые образовательной организацией, различные учебные фонды и оборудование, предоставляемое, например, вузом в пользование студентам) и элемент услуги. Продуктом образовательной организации являются его образовательные программы - комплекс образовательных и сопутствующих продуктов и услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и/или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Существует несколько моделей создания образовательной организацией общественно значимой потребительской ценности: научные исследования (т. е. создание новых знаний); обучение (т.е. распространение знаний); выполнение роли ответственных за передачу знаний граждан (т.е. удовлетворение потребностей общества в знаниях).

При разработке научно-методического подхода к проектированию образовательных модулей программы «Современный образовательный менеджмент» важно исследовать и учитывать основные современные тенденции маркетингового

управления в целостной системе менеджмента образовательного субъекта разных уровней (научно-образовательные комплексы международного уровня - университеты федеральных административных округов; инновационные университеты; крупные университеты регионального значения; учебные заведения практического бакалавриата; другие образовательные учреждения и организации).

Современный менеджмент преобразуется в маркетинг-менеджмент, что обусловлено необходимостью осуществления управления с учетом потребностей участников обмена в товарах и услугах. При этом в настоящее время в отечественной и в зарубежной литературе в значительно большей степени изучены вопросы, касающиеся традиционных инструментов управления маркетингом, например, мотивирующих покупательскую активность потребителей, и значительно меньше исследованы вопросы, связанные с удовлетворением потребностей всех участников обмена, в том числе обмена образовательными продуктами и услугами.

Концепция маркетинга как некоторой философии бизнеса, концепция «просвещенного маркетинга» и др. расширяют концепцию маркетинга, делая акцент на том, что удовлетворение потребностей потребителей и применение более эффективных, чем у конкурентов путей, должно отвечать также требованию сохранения благополучия потребителя и общества в целом. Философия маркетинга при этом основана на следующих принципах, которые характеризуют концепцию просвещенного маркетинга: ориентация на потребителя, ориентация на инновации, ориентация на ценностные достоинства товара, осознание организацией своей миссии, осуществление социально этичного («ответственного») маркетинга.

В современных зарубежных исследованиях вводится понятие «маркетинг менеджмента», что переводится на понятийном уровне в отечественной литературе нередко как «управление маркетингом» и как «маркетинговое управление». Разграничение этих понятий принципиально важно, точно так же как и понятий «менеджмент в образовательной сфере» и «образовательный менеджмент». Управление маркетингом - более узкое понятие, соотносимое с функцией соответствующего отдела в структуре менеджмента субъекта (фирмы, организации).

Позиции рассмотрения и анализа маркетинга как управленческого процесса оказываются продуктивными для проведения анализа маркетингового управления в особенности на уровне научно-образовательного комплекса и регионального университета, а также других организаций образования. Важным моментом является выделение приоритета развития рыночных отношений в целом для понимания происходящих изменений в содержании функций, видов, инструментов маркетинга образовательных организаций и маркетингового управления ими.

В настоящее время маркетинг как управленческая концепция функционирования субъектов рынка применяется как к субъектам коммерческой, так и некоммерческой сферы, к которым относятся, например, образовательные учреждения и организации. В концепции некоммерческого маркетинга рассмотрена проблема необходимости целевого воздействия маркетинговых инструментов не только на потребителей и персонал субъекта, но и на институты власти и общество в целом.

Для полноценного управления и развития потенциала образовательной организации современному руководителю и менеджеру необходимо учитывать потребности не только потребителей образовательных услуг, но и всех участвующих в этом процессе сторон.

В современной концепции развития образования базовыми параметрами являются

скорость изменений и новый соответствующей этой ситуации сетевой единый носитель знания, новые системы передачи знаний, которые определяют требования к квалификации и компетенции современного образовательного менеджера.

Скорость и масштаб непрерывных изменений современного мира привели к серьёзным трудностям в организации передачи знания [1]:

- производство знаний требует огромных коллективных усилий, которые не дают мгновенной отдачи в глобальном рынке;

- сбор переменной составляющей знания и её интеграция с постоянной не справляется ни с объёмом, ни со скоростью изменений (поэтому функции передачи знаний и воспитания смещаются в СМИ);

- знание разделено барьерами все более сужающихся специальностей и соответствующих им формализованных языков (кроме невозможности взаимопонимания, это ведёт к невозможности его полного использования, так как большинство реальных задач носит комплексный системный характер);

- значительный темп изменения знаний требует все возрастающих затрат по повышению квалификации и подготовки соответствующих менеджеров (огромная всё время увеличивающая масса людей в силу географических, материальных, психологических причин не имеют доступа к быстроменяющейся переменной составляющей знания и если этот доступ не будет получен в ближайшее время, то они навсегда останутся в несетевом прошлом).

Поэтому в настоящее время назрела необходимость создания нового механизма передачи знаний, и современные менеджеры сферы образования должны осуществить его применение.

Одним из важных элементов этого механизма является образовательное сетевое учреждение, и главный его элемент новый менеджер и преподаватель, формирующие будущего специалиста в новых сетевых условиях тесного переплетения процессов сетевого обучения, воспитания, научного исследования. Образовательная система, организующая все эти виды деятельности, по своей сути обращена в будущее и должна готовить специалистов для работы в интенсивно насыщенной компьютерами сетевой среде (точнее, максимально снизить "потери" при их адаптации к этой быстро изменяющейся среде). С появлением современных коммуникационных средств и созданием основ соответствующего психолого-педагогического обеспечения процессов обучения возникла возможность говорить о качественном изменении самого механизма передачи знаний.

Концепция такого изменения начинает вырисовываться в процессе многочисленных дискуссий на страницах журналов, на международных и союзных конференциях и симпозиумах. При этом выделяются следующие положения:

- в настоящее время назрела необходимость нового качественного изменения в системе передачи знания;

- это изменение должно базироваться на создании нового материального носителя знания;

- в связи с решающей ролью переменной части знания он должен позволить организовать систему непрерывного обучения;

- в связи с резким расширением масштабов передачи знания это изменение должно привести к существенному повышению эффективности образовательного труда и, соответственно, управления в образовательном учреждении.

По-видимому, все предпосылки к переходу на новый этап развития системы

передачи знания уже имеются, появляются открытые сетевые образовательные учреждения. Их специфика - гармоничное сочетание высоких технологий и фундаментального обучения.

Создание сетевых образовательных учреждений - это реальный шаг в направлении включения России в интенсивно зарождающееся сетевое мировое образовательное сообщество, главная отличительная черта которого - глобальная коммуникация (возможность сравнительно дешёвого, следовательно, доступного установления прямых связей всех со всеми), которая требует новых методов обучения и соответствующего образовательного менеджмента. Современному менеджеру образования необходима в связи с этим специальная подготовка в области менеджмента знаний и современных информационных и коммуникационных технологий.

Таким образом, необходимость разработки образовательной программы для многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента, отвечающей международным стандартам и имеющей междисциплинарный характер, обусловлена возрастающей значимостью управления образовательными системами в контексте модернизации российского общества. В связи с этим возникает острая потребность в создании более эффективной и современной системы подготовки руководящих кадров в образовании и менеджеров по обучению персонала в различных организациях. Дефицит высококвалифицированных управленческих кадров ощущается в образовательных учреждениях различных типов и уровней (общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования), а также в органах управления образованием и организациях, осуществляющих инновационные подходы к развитию персонала.

Повышение роли управленческих кадров в современной образовательной организации связано с процессами ее инновационного развития в условиях становления рыночных отношений, финансово-хозяйственной самостоятельности, общественно-государственного управления, интернационализации образования. Это требует от руководителей и менеджеров образования особой компетентности в области стратегического инновационного управления.

Работа выполнена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ "Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)" (регистрационный номер проекта 3.2.3/5835).

Литература

1. Пиявский, С.А., Риттер, О.К. Организация учебного процесса в вузе с использованием автоматизированного банка контрольных заданий: учебное пособие [Текст] / С.А. Пиявский, О.К. Риттер. - Куйбышев: Куйбышевский государственный университет, 1977. - 96 с.

2. Российское образование в контексте международных показателей: 2008: сопоставительный доклад [Текст] /М.Л. Агранович, А.В. Полетаев, А.В. Фатеева.-М.: Логос, 2008. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.