Научная статья на тему 'Особенности программного подхода к формированию механизма стимулирования инновационно-инвестиционной активности предприятий Республики Татарстан'

Особенности программного подхода к формированию механизма стимулирования инновационно-инвестиционной активности предприятий Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазиахметова Гузель Азатовна, Хазиахметов Булат Зуфарович, Хазиахметов Адель Зуфарович

В данной статье основное внимание уделено изучению современных тенденций развития инновационных процессов в Российской Федерации, раскрытию основных факторов, влияющих на состояние инновационной активности Республики Татарстан, а также рассмотрению правовых аспектов обеспечения инновационных процессов в развитии региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хазиахметова Гузель Азатовна, Хазиахметов Булат Зуфарович, Хазиахметов Адель Зуфарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programme Approach to the Mechanism of Stimulation of Innovation and Investment Activities of the Enterprises

The paper focuses on modern tendencies of innovation processes in the Russian Federation. The authors reveal main factors determining the innovation activities of the Republic of Tatarstan and legal aspects of support of innovative processes in the development of regional economy.

Текст научной работы на тему «Особенности программного подхода к формированию механизма стимулирования инновационно-инвестиционной активности предприятий Республики Татарстан»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Экономика

УДК 330.322.3

Особенности программного подхода к формированию механизма стимулирования инновационно-инвестиционной активности предприятий Республики Татарстан

Хазиахметова Г. А.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры менеджмента предприятия

Казанского государственного энергетического университета

Хазиахметов Б.З.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента предприятия Казанского государственного энергетического университета

Хазиахметов А.З.

Кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры менеджмента предприятия Казанского государственного энергетического университета

В данной статье основное внимание уделено изучению современных тенденций развития инновационных процессов в Российской Федерации, раскрытию основных факторов, влияющих на состояние инновационной активности Республики Татарстан, а также рассмотрению правовых аспектов обеспечения инновационных процессов в развитии региональной экономики.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инновационная активность, долгосрочная целевая про-

грамма, технологическое развитие, государственные

В Республике Татарстан уделяется значительное внимание вопросам развития инновационной деятельности. Республика Татарстан, являясь одним из крупнейших промышленных, научных, образовательных и культурных центров Российской Федерации, стремится использовать свои преимущества и политическую стабильность для создания условий повышения конкурентоспособности национальной экономики, качества жизни населения, инвестиционной и инновационной активности по таким стратегическим направлениям, как нефтегазохимический комплекс, машино-, авиа- и вертолетостроение, IT-разработки, агропромышленный сектор,

корпорации, программа инновационного развития.

медицина, нано- и биотехнологии, развитие малого и среднего бизнеса.

Результатом успешной работы Республики Татарстан в указанных направлениях является высокий уровень инновационной и инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.

По показателю объема инвестиций в основной капитал Республика Татарстан занимает 4 место среди 83 регионов России и 1 место среди регионов Приволжского федерального округа [1].

Высокий уровень инновационной активности республики в 2012 г. определил предприятия промыш-

91

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Экономика

ленного производства, которые составляли 72 % всех инновационно активных предприятий. Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг собственного производства за 2012 г. по республике составил 272,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2011 годом на 31,1 % [1].

Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг собственного производства по организациям промышленности и сферы услуг составила 18,4 % и увеличилась в сравнении с 2011 г. на 3,5 процентных пункта. Основная доля отгруженной инновационной продукции приходится на организации промышленного производства — 98,8 % [1].

В целях формирования реальной инновационно направленной экономики на территории Республики Татарстан разработана и принята первая в Российской Федерации Долгосрочная целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы». Программа направлена на реализацию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и повышение конкурентоспособности экономики Республики Татарстан.

Ключевые ориентиры республиканской программы реализуются в единстве со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], одним из основных инструментов осуществления которой является реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий. В этой связи Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям (протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от

03.08.2010 г. № 4) с 2010 г. проводится работа по стимулированию инновационного развития компаний с государственным участием.

Так, целью республиканской Программы является формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от научнотехнической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью.

Непосредственную актуальность и значимость в современных условиях также приобретает процесс разработки корпоративных программ инновационного развития на производственных предприятиях республики, которые в значительной степени направлены на повышение их конкурентных преимуществ как в среднесрочном, так и долгосрочном периодах.

92

Формируемая на сегодняшний день на уровне Российской Федерации система подготовки программ инновационного развития заложила необходимую основу для планирования внедрения инноваций в государственном секторе, что, в конечном итоге, должно привести к качественным сдвигам в инновационном развитии страны.

Так, к примеру, программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием формируются на среднесрочный период (5-7 лет) с учетом приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики. Ключевым элементом указанных программ являются мероприятия, направленные на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню [3].

Реализация программы инновационного развития в определенной степени должна содействовать модернизации и технологическому развитию компаний путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, включая:

существенное (более 10 %) уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;

существенную экономию энергетических ресурсов в процессе производства - не менее 5 % ежегодно, до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

существенное улучшение потребительских свойств производимой продукции (повышение качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции);

значительное повышение производительности труда - не менее 5% ежегодно, до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства [4].

Крупнейшие государственные корпорации и российские компании с государственным участием, такие как ОАО «Газпром», ГК «Росатом», ОАО АК «Транснефть», ГК «Ростехнологии», ОАО «РЖД», ОАО ФСК «ЕЭС», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и другие (всего 47 компаний), уже сегодня разработали собственные программы инновационного развития.

Принятые на федеральном уровне Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные распоряжением Минэкономразвития

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Экономика

России от 31 января 2011 г. №3Р-ОФ; Методические материалы по разработке паспортов программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, одобренные решением Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 15 ноября 2011 г. № 43-АК); Методические материалы по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, одобренные решением Рабочей группы от 29 декабря 2011 г. (протокол № 45-АК) также заложили основу формирования соответствующего законодательного и нормативного обеспечения указанной деятельности.

При этом на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшимся в 2012 году под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, опыт реализации программ инновационного развития был признан успешным. Увеличение расходов компаний на НИОКР и инновационное развитие в целом, расширение взаимодействия с вузами, инновационными институтами развития, технологическими платформами привели к существенной активизации деятельности предприятий по направлениям повышения уровня производительности труда, увеличения энергоэффективности производства, развития экспорта.

Республика Татарстан, являясь активным участником инновационного процесса в России, также вносит существенный вклад в формирование единой системы инновационного развития страны в целом. Активная деятельность в указанной сфере является одним из ключевых факторов повышения инновационной конкурентоспособности региона.

Принятая в 2013 году Долгосрочная целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2013 года № 11) [5] стала неотъемлемой частью развития инновационной составляющей республиканской инновационной экономики.

В Программе [5] отмечается, что основу планирования научно-технической деятельности в Республике Татарстан составляют стратегические, долгосрочные и ведомственные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики, а также социальной сферы. Планируется, что разработка программ инновационного развития предприятиями Республики Татарстан уже в 2013 г. позволит обеспечить их взаимо-

увязку с процессами управления интеллектуальной собственностью.

В этой связи на уровне хозяйствующих субъектов эффективность менеджмента инновационной деятельностью и интеллектуальной собственности обусловливается согласованностью интересов и действий собственников, руководящих должностных лиц, работников организаций, а также наличием в них специалистов, обладающих ключевыми компетенциями.

Формирование программного подхода инновационно направленной экономики также обеспечивается за счет реализуемой в республике Единой системы государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения [6]. При этом государственный учет результатов научнотехнической деятельности в последнее время становится одной из самых актуальных составляющих государственной научно-технической политики в области создания и использования указанных результатов в хозяйственном и гражданском правовом обороте. Результаты научно-технической деятельности (РНТД) дают направление техническому развитию и определяют конкурентоспособность предприятий практически всех отраслей экономики.

Формирование указанной системы также направлено на решение актуальных проблем, связанных с отсутствием надежной информации о реальном потенциале и результативности исполнителей государственных бюджетных НИОКР - принципиальный недостаток существующей системы государственного заказа в сфере науки.

Кроме того, федеральные и региональные органы власти находятся в весьма трудном положении, так как вынуждены выделять на исследования и разработки все больше средств при отсутствии удовлетворительных методов учета РНТД и оценки выгод, получаемых за счет вложенных средств.

В этой связи сформированная республиканская система учета РНТД и оценка их значимости, в том числе и на основе данных о фактическом их использовании, способны существенно скорректировать оценку потенциала научных организаций-исполнителей госбюджетных НИОКР. Также Единая система учета и хранения НИОКР Республики Татарстан является эффективным инструментом повышения контроля над целевым использованием бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения инновационной деятельности. Эксплуатация и совершенствование системы, в том числе при её интеграции в федеральную систему учета РНТД, являются важным шагом на пути создания и дальнейшего развития инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Регистрация в системе учета НИОКР способствует:

93

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Экономика

- созданию благоприятных условий функционирования инновационной составляющей в развитии экономики Республики Татарстан в целях повышения инвестиционной привлекательности региона;

- увеличению доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме ВРП;

- обеспечению интеграции инновационной деятельности предприятий в основные федеральные и региональные бизнес-процессы, а также увеличению бюджетных поступлений от реализации наукоемкой продукции и услуг.

Конечным результатом реализации Программы развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 гг. должно стать увеличение отдачи от функционирования инновационной инфраструктуры республики, повышение экономических ценностей от использования объектов интеллектуальной собственности, а также повышение эффективности государственных средств, вложенных в развитие науки и инноваций.

В целом, выбранный на сегодняшний день республикой курс на применение стимулирующей инвестиционной и инновационной политики является существенным фактором формирования привлекательности региона как для российских, так и для зарубежных партнеров.

Литература:

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан - URL: http://tatstat.ru.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=LAW;n=123444.

3. Решение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4 «Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий». - URL: http://old.mon. gov.ru/files/materials/7963/10.11.16-164.pdf.

4. Методические материалы по разработке программ инновационного развития http://energy2020. ru/energy_activities/public_corporations_funds/ news277.php.

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2013 года № 11 «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы». - URL: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req =doc;base=RLAW363;n=73988.

6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2010 г. № 133 «Об утверждении положения о Единой системе государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан». - URL: http://prav.tatarstan.ru/ rus/docs/post/ post1.htm?page=133&pub_id=47424.

Programme Approach to the Mechanism of Stimulation of Innovation and Investment Activities of the Enterprises

G.A. Khaziakhmetova, B.Z. Khaziakhmetov, A.Z. Khaziakhmetov The Kazan State Power University

The paper focuses on modern tendencies of innovation processes in the Russian Federation. The authors reveal main factors determining the innovation activities of the Republic of Tatarstan and legal aspects of support of innovative processes in the development of regional economy.

Key words: investment activity, innovation activity, long-term target program, technological development, state corporations, program of innovation development. 94

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.