В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОРЫВА
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ
СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
УДК/UDC 796.075
Поступила в редакцию 07.12.2015 г.
Аспирантка Т.А. Зиновьева1
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
Ключевые слова: дополнительное образование, спортивная подготовка, модернизация спортивной подготовки, спортивный резерв.
Введение. О реформировании системы дополнительного образования спортивной направленности заговорили в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которое повлекло за собой серьезные изменения в регулировании деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Впервые на законодательном уровне установили особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта. Данные особенности непосредственно затрагивают вопросы как образовательного процесса, так и его обеспечения, а также существенно влияют на права и обязанности самих образовательных организаций.
Цель исследования - выявить особенности программного обеспечения системы подготовки спортивного резерва.
Результаты исследования и их обсуждение. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта закреплены в статье 84 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Данная статья предусматривает реализацию следующих программ в области физической культуры и спорта:
- образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта;
- профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:
- дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);
- дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Важная особенность реализации программ установлена пунктом 6 статьи 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки,
разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Министерством спорта РФ подготовлены и обнародованы основные направления по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа - организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР).
План модернизации предусматривает 5 этапов переходного периода с 2013 по 2017 г., которые включают в себя анализ возможностей СШ в части реализации программ; внедрение и апробацию разработанных нормативных локальных актов и программ развития образовательного учреждения.
2013 год - год начала реализации реформы, анализ возможностей спортивной школы в части реализации пред-профессиональных образовательных программ и программ спортивной подготовки с учетом утвержденных Минспортом России особенностей реализации программ (на основании части 9 статьи 84 Закона об образовании).
2014 год - год внедрения и апробации разработанных нормативных локальных актов (программ развития образовательного учреждения, программ спортивной подготовки и предпрофессиональных программ, технологий индивидуального отбора для освоения программ и т.д.).
2015 год - год формирования методической базы с учетом новых нормативных документов в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки и четкого определения роли и задач каждого участника процесса, от руководителя учреждения до тренера-преподавателя.
2016 год - планируется внесение изменений в законодательство по исключению организаций дополнительного образования сферы физической культуры и спорта из перечня организаций, которые смогут осуществлять спортивную подготовку, а также внесение изменений в федеральные государственные требования к предпрофессиональным программам по исключению из них этапа совершенствования спортивного мастерства.
2017 г. - год завершения модернизации программно-методического обеспечения и формирования новой системы подготовки спортивного резерва.
Вывод. По мере решения поставленных задач будет осуществляться постепенный переход к четкой государственной системе подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, а также к сохранению лидирующих позиций на международной спортивной арене в спорте.
Использованная литература
1. Вырупаев К.В. Основные принципы и структура взаимодействия образовательных программ в сфере физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки. http://sport-rezerv. ш/main/216-konferenciya-regюnalnye-programmy-podgotovki-rezerva-v-krasnoyarske-14-17-marta-2013-goda.html
Информация для связи с автором: [email protected]
104
http://www.teoriya.ru
№ 1 • 2016 Январь | Jaпuary