А. А. Хлобыст.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин
В статье акцентируется внимание на целесообразности использования модифицированного подхода к прогнозированию спроса на рынке продукции промышленного назначения. Особое внимание уделяется анализу влияния неценовых факторов на формирование спроса.
The article is devoted to expediency of use of a modified approach to forecasting of demand in the market of the industrial production. The special attention is given to the analysis of influence of non-price factors on formation of demand.
Успешная деятельность промышленных предприятий, и в частности нефтеперерабатывающей отрасли, в современных условиях жесткой конкуренции невозможна без прогнозирования спроса: функционирование этих экономических объектов самым непосредственным образом ориентировано на удовлетворение спроса потребителей продукции промышленного назначения всех уровней - от государства до физических лиц. Однако на сегодняшний день не существует четкой систематизации и надежной методики количественной оценки наиболее существенных факторов, влияющих на спрос в этой сфере. Количественное определение спроса затрудняется из-за отсутствия концепции, адекватно объясняющей закономерности его возникновения и трансформации в условиях становления рыночных отношений; ограничивается слабой разработанностью соответствующих подходов, методологии и моделей для прогнозирования его динамики и структуры; значительно осложняется отсутствием необходимого информационного обеспечения.
Прогнозирование спроса - одна из самых востребованных, но при этом и самых сложных задач анализа рынка. Проблемы при ее решении обусловлены многими причинами - недостаточное качество и количество исходных данных, изменения среды, воздействие субъективных факторов.
С точки зрения методологии изучение основных тенденций изменения спроса и его прогнозирования должны осуществляться с учетом системы факторов двух типов:
1. Определяющих величину спроса на каждом из уровней иерархической структуры: народное хозяйство - отрасль - предприятие.
2. Учитывающих специфику рассматриваемого этапа развития экономики (становление рыночных отношений для российских условий).
Рынок продуктов промышленного на -значения, и в частности нефтебитумов, имеет свою специфику, в сравнении с рынком товаров широкого потребления рынок товаров промышленного назначения отлича-ется следующим: на этом рынке меньше покупателей, эти немногочисленные покупатели крупнее, и они сконцентрированы географически; спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления, этот спрос неэластичен; спрос резко меняется; закупки осуществляются профессионалами (ОМТС, закупщиками, закупочными комиссиями). В связи с этим рынок продуктов промышленного назначения (в частности, нефтебитумов), его структура, действующие лица и конъюнктура накладывают на производство определенные ограничения, в соответствии с которыми требуется непре-
рывное прогнозирование спроса и постоянная корректировка планов производства.
Для дальнейшего изложения важным является уточнение авторской научной позиции на методику прогнозирования спроса на рынке продукции промышленного назначения. В методическом плане при прогнозировании спроса могут быть применены следующие подходы:
1. Традиционный (генетический) - ретроспективный анализ фактического числа заявок на продукцию промышленного назначения и ее объем и выявление эвристическим путем основных тенденций, определяющих их будущее количество. Как показал опыт его широкого применения в условиях административно-командной системы, данный подход является неэффективным; особенно он неприемлем в условиях быстрого изменения внешней среды функционирования экономических объектов, характерного для современных российских условий.
2. Классический - прогнозирование спроса на продукты промышленного назначения с учетом ограниченного числа доминантных факторов; представлен научными трудами многих известных экономистов, занимавшихся теоретическими проблема -ми спроса на рубеже Х1Х-ХХ вв. К их числу принадлежат А. Маршалл1, В. Парето2, Л. Вальрас3, Д. Хикс4, Г. Кассель5 и др. Основные вопросы, находившиеся в центре их внимания, - анализ поведения потребителя, исследование факторов, влияющих на спрос, в частности, изучение соотношения категорий спроса, предложения, цены и доходов6.
3. Модифицированный - адаптация классического подхода к современному сложному процессу формирования спроса на продукцию промышленного назначения. Этот подход (используемый далее) базируется на новых концепциях формирования спроса, в соответствии с которыми его эффективное прогнозирование невозможно без учета целого комплекса взаимосвязанных факторов, определяющегося как спецификой
отраслевого производства, так и особенностями потребления данной продукции в современных условиях развития рыночных отношений.
Обзор современных исследований, посвященных анализу функций спроса, свидетельствует о явно недостаточном внимании к исследованию рынка продукции промышленного назначения, в то время как деятельность этой отрасли самым непосредственным образом зависит от прогноза спроса. Что же касается набора факторов, используемых в этих функциях, то в большинстве работ такими детерминантами спроса по-прежнему являются цена и доходы, а влияние прочих (неденежных, неценовых факторов ) учитывается константой7. Это обусловлено, с одной стороны, известным консерватизмом мышления, с другой - наблюдаемой в условиях переходной экономики изменчивостью доходов и цен. Эта изменчивость в ряде случаев подавляла действие других характеристик. В то же время усиливается тенденция анализа и учета других групп параметров, влияющих на спрос.
Таким образом, реализация модифицированного подхода предполагает применение специальных статистических методов обработки результатов наблюдений не только за доходами и ценами, с одной стороны, и расходами - с другой, но и выявление других доминантных факторов, влияющих на качественные характеристики продукции промышленного назначения и на его спрос.
На динамику спроса продукции промышленного назначения в общем случае оказывает влияние следующий ряд факторов:
• факторы внешнего характера, такие как экономические условия, конкуренция, социально-политические события, достижения научно-технического прогресса и т. д.;
• организационные факторы, характеризующие стратегическую ориентацию предприятия, методы управления, систему коммуникативных связей и др.;
• факторы межличностных отношений, которые оказывают существенное влияние на характер групповых решений;
• факторы индивидуального характера: личные предпочтения, уровень знаний, готовность рисковать и другие качества лиц, принимающих решения о покупке или участвующих в их выработке.
Что касается такой специфической продукции, как нефтебитумы, производимые предприятием ООО «ЛУКОИЛ-Пермнеф-теоргсинтез», то можно выделить следующие специфические факторы, определяющие спрос:
1. Широкий спектр использования нефте-битумов, благодаря широким диапазонам различных свойств битумов (тепло- и морозостойкость, пластичность, погодостойкость, стойкость к агрессивным средам, высокие диэлектрические свойства и др.) и
низкой стоимости, их весьма широко используют, что обуславливает высокий спрос на эту продукцию.
2. Ассортимент продукции. ООО «ЛУ-КОИЛ-Пермнефтеоргсинтез» производит до 12 марок дорожных, кровельных, строительных битумов, в том числе модифицированных, компаундированных, а также сырье для производства дорожных и кровельных битумов (рис. 1).
3. Качественные характеристики. Потребители высоко оценили качество продукции и заинтересованы в поставках нефтебитумов именно ООО «ЛУКОИЛ-Пермнефтеоргсин-тез». Это обусловлено эффективной политикой в области управления качеством и, соответственно, высоким качеством нефтебитумов, поставками строго по графику, а также выполнением особых требований к качеству и срокам отгрузки нефтебитумов.
Рис. 1. Ассортиментная структура выпуска продукции Установкой по производству нефтебитума 19-10 ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» в 2005 г.
4. Конкурентная среда.
4.1. Положение предприятия на рынке нефтебитумов по объему и качеству выпускаемой продукции можно охарактеризовать как лидирующее (см. таблицу).
4.2. Внешний рынок. Основным конкурентом ОАО «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУ-КОИЛ-Пермнефтеоргсинтез», в частности, является компания «ЮКОС», доля которой на рынке нефтебитумов России резко воз-
Таблица
Производство нефтебитумов в 2005 г.
Нефтепродукт Производство нефтепродуктов, млн т Доля в общероссийском производстве, %
Россия НПЗ ЛУКОЙЛа ПНОС НПЗ ЛУКОЙЛа ПНОС
Битумы нефтяные 3,9 1,3 0,6 32,8 15,4
росла за последние 3-4 года. Это прежде всего связано с приобретением Компанией ряда НПЗ в состав, а также ряд мероприятий, последовательно проводимых на предприятиях ЮКОСа, в частности крупные реконструкции, позволили значительно нарастить объемы выпускаемых битумов и вытеснить с рынка более мелких производителей.
4.3. Внутренний рынок. Приобретение ОАО «ЛУКОЙЛ» двух предприятий «Ухта-Нефтепереработка» и «НОРСИ-Нефтепереработка» также позволило увеличить долю рынка нефтебитумов Компании в России. При этом следует учитывать, что «НОРСИ-Нефтепереработка» имеет в своем составе наиболее совершенную установку по производству нефтебитумов, а «Ухта-Нефтепереработка» обладает уникальными сырьевыми ресурсами, которые позволяют производить самый высококачественный битум не только в России, но и в Европе, - это прямые конкуренты ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» внутри Компании.
5. Внешняя политика Компании в отношении производства битумов также является невыгодной для ООО «ЛУКОЙЛ-Перм-нефтеоргсинтез», поскольку Компания позиционирует свои битумы не как битумы того или иного предприятия, входящих
в состав Компании, а как «Битум НК ЛУКОЙЛ». При этом необходимо учесть, что у потребителей сложилось положительное мнение о качестве битума, произведенного именно на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
6. Централизованный сбыт, производимой продукции. Росавтодор (служба дорожного хозяйства Минтранса Российской Федерации) в 2001 г. приняло решение о централизации закупок битума у нефтяных компаний. Для этого ведомство заключает соглашения с его крупнейшими производителями - ОАО «ЛУКОЙЛом» и ЮКОСом, на долю которых, по данным Минэнерго, приходится свыше 50% производства битума. По соглашению компании обязуются производить битум повышенного качества, а Росавтодор гарантирует им централизованные закупки, требуя от региональных подрядчиков закупать битум повышенного ка -чества.
7. Фактор сезонности, оказывает значительное влияние на спрос продукции битумного производства (рис. 2).
Для возможности прогнозирования дальнейшего развития предприятия на рынке нефтебитумов необходимо учитывать основные факторы, способные увеличить потребление данной продукции:
ЛУКОЙЛ -Пермнефтеоргсинтез ОАО "Славнефть-ЯНОС"
-Ново куйбышевский НПЗ -Омский НПЗ
3,7
ЛУКОЙ Л-Волгогр аднефтеперер аботка Ново-Уфимский НПЗ Рязанская НПК
ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез
Рис. 2. Динамика объема производства битума ведущими НПЗ России в 2005 г., тыс. т
• рост парка автомобилей;
• рост объема грузов, перевозимых автотранспортом;
• разработка и финансирование на федеральном и региональном уровнях программ по строительству и реконструкции автомобильных дорог;
• развитие и увеличение объемов строительства жилых и промышленных зданий и сооружений, а также их ремонт.
Следовательно, в жесткой конкуренции на рынке нефтебитумов при ужесточающихся требованиях к качеству продукции и в существующих условиях трансформационной экономики в России есть вероятность, что рассматриваемое предприятие может уступить в будущем часть рынка, тем самым снизить объем производства и потерять значительную прибыль.
Совокупность перечисленных выше факторов переплетается сложным обра-зом, что делает невозможным прогнозирование спроса на нефтебитумы на основе относительно простых зависимостей классического подхода. Это означает, что для
каждого конкретного продукта в определенный период времени необходимо находить функции спроса, наиболее адекватно отражающие сложившуюся ситуацию и, в частности, включающие в себя в качестве аргумента именно тот набор факторов, который в большей степени влияет на спрос рассматриваемой продукции. А следовательно, целесообразным представляется использование именно модифицированного подхода к прогнозированию спроса на рынке продукции промышленного назначения.
Таким образом, на сегодняшний день для удержания завоеванного лидирующего положения на рынке нефтебитумов и сохранения потребителя предприятию ООО «ЛУ-КОИЛ-Пермнефтеоргсинтез» необходимо осуществить освоение и внедрение современных методов прогнозирования спроса на рынке нефтебитумов в рамках рассмотренного выше подхода, что позволит предприятию учитывать влияние всей совокупности факторов, определяющих спрос на данную продукцию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Marshall A. Principles of Economics. London, 8th ed. 1920.
2 Pareto V. Trattato di sociologia generale. Paris, 1919.
3 Walras L. Elements of Pure Economics. London, 1954.
4 John R. Hicks. Value and Capital. London, 1939.
5 Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
6 Багриновский К. А., Матюшок В. М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). М.: РУДН, 1999.
7 Ильенкова Н. Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 2000; Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.: ТЕИС, 1999.