Научная статья на тему 'Особенности профориентации на творческие специальности'

Особенности профориентации на творческие специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентация / проблема / творческие специальности / дизайн / архитектура. / кәсіптік бағдар / проблема / шығармашылық мамандықтар / дизайн / сәулет / career guidance / problem / creative specialties / design / architecture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ловягина Т.В.

Профориентационная работа является важной неотъемлемо частью деятельности коллективов организаций среднего профессионального образования. Ее систематическое и успешное проведение позволяет обеспечить контингент обучающихся, соответствующий требованиям подготавливаемых специальностей, исходя из интересов, склонностей, возможностей личности с учетом потребности общества. В особенности это касается профориентации на творческие специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of career guidancefor creative professions

Career guidance work is an important integral part of the activities of institutions of secondary vocational education. Its systematic and successful implementation makes it possible to provide a contingent of students who meet the requirements of the specialties being prepared, based on the interests, inclinations, capabilities of the individual, taking into account the needs of the society. This is especially true for career guidance for creative specialties.

Текст научной работы на тему «Особенности профориентации на творческие специальности»

74

УДК 377.5

ГРНТИ 14.33.01

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

НА ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Кәсіптік бағдар беру жұмысы орта кәсіптік

білім беру ұйымдары ұжымдары қызметінің

маңызды ажырамас бөлігі болып табылады.

Оны жүйелі және табысты өткізу қоғамның

қажеттілігін ескере отырып, жеке тұлғаның

мүдделерін, бейімділігін, мүмкіндіктерін негізге ала отырып, даярланатын мамандықтардың талаптарына сәйкес келетін білім алушылар контингентін қамтамасыз етуге мүмкіндік

береді. Бұл әсіресе шығармашылық мамандықтарға кәсіби бағдар беруге қатысты.

Аннотация

Профориентационная работа является важной неотъемлемо частью деятельности коллективов организаций среднего профессионального образования. Ее систематическое и

успешное проведение позволяет обеспечить

контингент обучающихся, соответствующий

требованиям подготавливаемых специальностей, исходя из интересов, склонностей, возможностей личности с учетом потребности

общества. В особенности это касается профориентации на творческие специальности.

Annotation

Career guidance work is an important integral

part o the activities o institutions o secondary

vocational education. Its systematic and successul implementation makes it possible to

provide a contingent o students who meet the

requirements o the specialties being prepared,

based on the interests, inclinations, capabilities

o the individual, taking into account the needs

o the society. This is especially true or career

guidance or creative specialties.

Ловягина Т.В.,

преподаватель

специальных дисциплин,

Костанайский строительный

колледж, г. Костанай

Негізгі сөздер: кәсіптік бағдар,

проблема, шығармашылық мамандықтар, дизайн, сәулет.

Ключевые слова: профориентация, проблема, творческие

специальности, дизайн, архитектура.

Keywords: career guidance, problem, creative specialties, design,

architecture.

Профессиональная ориентация – это

государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по

содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема,

содействующая рациональному распределению трудовых ресурсов общества

в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий

[1, с. 85].

Это было, есть и будет всегда – мы

много говорим о профориентации, важнейшими целями которой определены:

обеспечение свободного выбора профессии, рода деятельности в соответствии со способностями, интересами

каждого, с учетом потребностей общества; содействие развитию творчества и

инициативы для повышения эффективности труда и получения удовлетворенности от деятельности.

Сейчас этот вопрос стоит так, что осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением необходимо начинать с раннего детства, чтобы

сформировать у ребенка эмоциональное

отношение к профессиональному миру,

получить возможность использовать

свои силы в доступных видах деятельности [2].

Профессиональная ориентация в современном обществе – это не только

совокупность мероприятий, которые

позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и, ключевое,

– возможностей (способностей).

Профориентационная работа в Костанайском строительном колледже проводится постоянно, планомерно, вовлечен

весь коллектив, охвачены все основные

и средние учебные заведения города и

области.

В данном направлении в нашем колледже выстроена целая система: назначены ответственные, каждый преподаватель закреплен за отдельной или

несколькими школами в зависимости

от наполняемости, удаленности, языка

обучения. Для нас, профориентаторов,

подготавливаются буклеты, флайеры в

красочном оформлении, презентации,

видеоролики (все это на государственном и русском языках). Подключен

актив студентов, которые с радостью

могут предоставить программу как на

выезд, так и в стенах колледжах, эту работу ребята проводят и самостоятельно

и оказывают непосредственную помощь

преподавателям на встречах с учащимися, понятно, что по многим вопросам

дети лучше понимают и воспринимают

детей.

Также в колледже регулярно проводятся заседания координационного

совета, где профориентаторы делятся

сведениями о проведенной работе в закрепленной за ними организацией образования, рассматриваются наболевшие

вопросы, даются рекомендации. По согласованию со школами проводятся дни

открытых дверей, встречи со студенческим активом, выступление агитбригады.

Так что, в общем, с профориентацией, казалось бы, нет проблем…

Совсем недавно прошла очередная

приемная кампания и, по свежим следам, хотелось бы остановиться конкретно на профессиональном ориентировании на творческие специальности, в

частности и архитектура.

На встрече с учащимися школ традиционно и принципиально начинается разговор об отделениях, которые

готовят специалистов рабочих специальностей: рабочих специальностей

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

75

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

76

технического, строительного профиля,

затем политехнического, строительного

отделений и в завершении архитектурного, по мере того, с набором на какие

специальности у нас иногда возникают

проблемы. И когда в завершении речь

идет об архитектуре и дизайне, учащиеся оживляются и начинают бурно

задавать вопросы: как поступить, как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подготовиться, когда прийти, какие экзамены сдаются на специальности «Архитектура» и «Дизайн» и т.д. Почему

так? Может, потому, что дети со своими

амбициями стараются выбрать более

престижные профессии, не вникая в их

сложность и не оценивая реально свои

знания, способности, возможности, талант, и, что немаловажно, материальный достаток (приобретение качественных художественных принадлежностей,

хорошего ноутбука). Многие посещают

художественную школу, кто-то является участником редакционных коллегий

в школах, просто разбираются и могут

оценить красоту, художественное творчество. Они считают, что достаточно

просто желать этого и хорошо рисовать,

в чем очень ошибаются.

Конкурс на наше отделение ежегодно составляет от 4 до 5 (иногда и более)

человек на место. Первый экзамен «Рисунок» сразу определяет, кто оказался

случайным, переоценившим свои возможности. Второй экзамен «Живопись»

уже определял возможный состав будущих студентов. Со специальностью

дизайнера понятно, рисунок – это профилирующая дисциплина. Что что касается архитекторов, они сдавали эти же

творческие экзамены.

В этом году для отбора на специальность «архитектура» было введено новшество, которое, честно говоря, мы,

преподаватели, ждали давно: введен

экзамен по черчению, это то, что сопровождает архитектора (техника-проектировщика) на производстве и является

определяющим компонентом в профессиональной проектной деятельности.

Это очень правильно. Именно эта

дисциплина развивает объемно-пространственное воображение, необходимое при проектировании зданий и сооружений. Но тут возникла проблема,

какое задание подготовить и предоставить абитуриентам в качестве экзаменационного испытания. В школах, к большому сожалению, уже несколько лет,

как отменен предмет «Черчение», который ранее выступал в качестве одного из определяющих выбор профессий

(технических, инженерных).

Уже на первой консультации для абитуриентов было понятно, что дети в

растерянности, что и как будут выполнять. Они не знают основных линий, не

умеют пользоваться чертежными инструментами, правилами построения

чертежа. Мы, экзаменаторы, продемонстрировали пример выполнения, предложили просмотреть видеоуроки на каналах в YouTube, и, естественно, были

подобраны самые простые задания. В

итоге экзаменующимся нужно было выполнить чертеж простейшей детали в

трех видах, что и определило, кто сможет и будет учиться по специальности

«Архитектура». Хотя однозначно, что

черчение необходимо и при подготовке

других специалистов.

Одна из активно применяемых форм

профориентации в колледже – это включение школьников в деятельность, связанную с разными профессиями – первые профессиональные пробы, что

позволяет познать свои наклонности,

выявить способности, что способствует развитию профессионального само-

77

совершенствуются в своем творчестве

и, главное, радуют глаз, несут красоту

и организованность в общество, материальное окружение. Подготовка таких

специалистов – задача преподавателей

архитектурного отделения нашего колледжа. Поэтому результатом профориентационной ориентации на наши творческие специальности является подбор

именно таких абитуриентов, которые не

будут испытывать затруднений в учебе,

способны не просто получить престижную специальность, а приносить в будущем максимальную пользу обществу и

при этом развиваться творчески и испытывать наслаждение от своего труда.

Конечно, не поступившие на наше отделение абитуриенты сравнили свои работы уже на экзамене с действительно

качественными, отвечающими необходимым требованиям, узнали, что в действительности от них будет требоваться,

какими качествами им нужно обладать,

что уметь, пересмотрели свое желание,

возможности и зачислены на другие отделения, и будем надеяться, что получат достойную специальность и смогут

принести максимальную пользу нашему

обществу.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Пилюгина Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях. / Е. И. Пилюгина,

М. Д. Иванова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 15

(149). – С. 619-623.

2.Чистякова Т.В. Развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру. / Электронный ресурс/ Режим доступа: http:// znanio.ru

(дата обращения: 20.02.2023 г.)

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сознания. Преподаватели же архитектурного отделения для более полного

знакомства с профессиями дизайнера

и архитектора проводят для школьников мастер-классы (например, роспись

определенного изделия, изготовление

поделок из различных материалов, конструирование объемных деталей), где

появляется возможность оценить свои

творческие способности, умение управлять своим творческим потенциалом и

продумать выбор будущей специальности.

На отделение архитектуры необходимо приглашать детей трудолюбивых,

одарённых, способных выстоять в творческой конкуренции и «не сломаться»,

то есть обладающих определёнными

личностными характеристиками, без которых невозможно дальнейшее обучение. Несомненно, главенствующая роль

отводится индивидуальным способностям, которые в будущем будут способствовать успешной учебе и трудовой

деятельности.

Еще раз стоит подчеркнуть, что

профориентация на дизайнера и техника-проектировщика необходима с

обязательным учётом их специфики,

связанной с творчеством. Нам, преподавателям архитектурного отделения, безусловно хотелось бы работать с одаренными творческими студентами, которые

имеют определенную базу, уверенные в

своих действиях, с теми, кто не просто

захотел быть дизайнером или архитектором, а имеет к этому предрасположенность для успешной учебы, и в будущем

чтобы работали по специальности и не

предавали ее.

Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в

той или иной сфере, в нашем случае это

дизайн и архитектура, саморазвиваются,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.