Научная статья на тему 'Особенности профессиональных компетенций гибкой команды инновационных проектов предприятия'

Особенности профессиональных компетенций гибкой команды инновационных проектов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГИБКИЕ КОМАНДЫ / ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / INNOVATIVE PROJECTS / PROFESSIONAL COMPETENCES / FLEXIBLE TEAMS / FLEXIBLE COMPETENCES / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Михаил Алексеевич

Актуальность и цели. В современных условиях, отличающихся динамичностью и неопределенностью, все чаще предприятия реализуют проекты с помощью гибкого управления. Для таких проектов требуются гибкие команды, обладающие гибкими компетенциями. Однако в науке и на практике не обоснован состав профессиональных компетенций, востребованных для работы в гибких проектах. Цель исследования провести теоретический анализ и выявить в ходе прикладного исследования совокупности гибких компетенций команды проекта. Материалы и методы. В основу исследования положены материалы, раскрывающие сущность и структуру профессиональных компетенций. Для конкретизации предметной области исследования изучены международные и национальные профессиональные стандарты по управлению проектами, отражающие требования к профессиональным компетенциям менеджера проекта. Кроме того, обращение к исследованиям в области гибкого управления проектами помогло сформулировать понятие гибкой команды, гибких человеческих ресурсов проекта и гибких компетенций. Для выявления структуры гибких компетенций проведено прикладное исследование. Методом исследования избран экспертный опрос, проведенный на 29 предприятиях разных регионов России. Результаты. Эмпирическое исследование на предприятиях позволило доказать актуальность требований гибкости в сложившихся условиях неопределенности и подвижности проектной среды. Также важным для практики и науки результатом стало выявление значимых гибких компетенций членов команд инновационных проектов; состав этих компетенций представлен в экономических изданиях впервые. Выводы. Полученные результаты помогут более точно подойти к подбору человеческих ресурсов в команду проекта на основе оценки их гибких компетенций. Исследование показало перспективное направление дальнейшего научного поиска, а именно способов развития гибких компетенций членов команд проектов. Также важной задачей будущих исследований можно считать объединение классических проектных компетенций с гибкими компетенциями для построения единой модели компетенций команды проекта, работающей в условиях гибкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романенко Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE FLEXIBLE TEAM OF INNOVATIVE ENTERPRISE PROJECTS

Background. In today's dynamic and uncertain environment, enterprises are increasingly implementing projects through flexible management. Such projects require flexible teams with flexible competencies. However, in science and in practice, the composition of professional competencies required for work in flexible projects is not justified. The aim of the study is to conduct a theoretical analysis and identify in the course of applied research sets of flexible competencies of the project team. Materials and methods. The research is based on materials that reveal the essence and structure of professional competencies. To concretize the subject area of the study, international and national professional standards for project management were studied, reflecting the requirements for the professional competencies of the project Manager. In addition, turning to research in the field of flexible project management has helped to formulate the concept of flexible team, flexible project human resources and flexible competencies. Applied research was carried out to identify the structure of flexible competences. The method of research is an expert survey conducted at 29 enterprises in different regions of Russia. Results. Empirical research at enterprises allowed to prove the relevance of the requirements of flexibility in the current conditions of uncertainty and mobility of the project environment. Also significant for practice and science result was the identification of significant flexible competencies of members of teams of innovative projects, the composition of these competencies is presented in economic publications for the first time. Conclusions. The results obtained will help to more accurately approach the selection of human resources in the project team based on the assessment of their flexible competencies. The study showed a promising direction for further scientific research, namely ways to develop flexible competencies of project team members. Also an important task of future research can be considered to be the combination of classical project competencies with flexible competencies to build a unified model of competencies of the project team working in a flexible environment.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональных компетенций гибкой команды инновационных проектов предприятия»

УДК 338.242

DOI 10.21685/2072-3016-2019-4-21

М. А. Романенко

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГИБКОЙ КОМАНДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. В современных условиях, отличающихся динамичностью и неопределенностью, все чаще предприятия реализуют проекты с помощью гибкого управления. Для таких проектов требуются гибкие команды, обладающие гибкими компетенциями. Однако в науке и на практике не обоснован состав профессиональных компетенций, востребованных для работы в гибких проектах. Цель исследования - провести теоретический анализ и выявить в ходе прикладного исследования совокупности гибких компетенций команды проекта.

Материалы и методы. В основу исследования положены материалы, раскрывающие сущность и структуру профессиональных компетенций. Для конкретизации предметной области исследования изучены международные и национальные профессиональные стандарты по управлению проектами, отражающие требования к профессиональным компетенциям менеджера проекта. Кроме того, обращение к исследованиям в области гибкого управления проектами помогло сформулировать понятие гибкой команды, гибких человеческих ресурсов проекта и гибких компетенций. Для выявления структуры гибких компетенций проведено прикладное исследование. Методом исследования избран экспертный опрос, проведенный на 29 предприятиях разных регионов России.

Результаты. Эмпирическое исследование на предприятиях позволило доказать актуальность требований гибкости в сложившихся условиях неопределенности и подвижности проектной среды. Также важным для практики и науки результатом стало выявление значимых гибких компетенций членов команд инновационных проектов; состав этих компетенций представлен в экономических изданиях впервые.

Выводы. Полученные результаты помогут более точно подойти к подбору человеческих ресурсов в команду проекта на основе оценки их гибких компетенций. Исследование показало перспективное направление дальнейшего научного поиска, а именно способов развития гибких компетенций членов команд проектов. Также важной задачей будущих исследований можно считать объединение классических проектных компетенций с гибкими компетенциями для построения единой модели компетенций команды проекта, работающей в условиях гибкости.

Ключевые слова: инновационные проекты, профессиональные компетенции, гибкие команды, гибкие компетенции, управление проектами.

M. A. Romanenko

FEATURES OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE FLEXIBLE TEAM OF INNOVATIVE ENTERPRISE PROJECTS

© Романенко М. А., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

Abstract.

Background. In today's dynamic and uncertain environment, enterprises are increasingly implementing projects through flexible management. Such projects require flexible teams with flexible competencies. However, in science and in practice, the composition of professional competencies required for work in flexible projects is not justified. The aim of the study is to conduct a theoretical analysis and identify in the course of applied research sets of flexible competencies of the project team.

Materials and methods. The research is based on materials that reveal the essence and structure of professional competencies. To concretize the subject area of the study, international and national professional standards for project management were studied, reflecting the requirements for the professional competencies of the project Manager. In addition, turning to research in the field of flexible project management has helped to formulate the concept of flexible team, flexible project human resources and flexible competencies. Applied research was carried out to identify the structure of flexible competences. The method of research is an expert survey conducted at 29 enterprises in different regions of Russia.

Results. Empirical research at enterprises allowed to prove the relevance of the requirements of flexibility in the current conditions of uncertainty and mobility of the project environment. Also significant for practice and science result was the identification of significant flexible competencies of members of teams of innovative projects, the composition of these competencies is presented in economic publications for the first time.

Conclusions. The results obtained will help to more accurately approach the selection of human resources in the project team based on the assessment of their flexible competencies. The study showed a promising direction for further scientific research, namely ways to develop flexible competencies of project team members. Also an important task of future research can be considered to be the combination of classical project competencies with flexible competencies to build a unified model of competencies of the project team working in a flexible environment.

Keywords: innovative projects, professional competences, flexible teams, flexible competences, project management.

Введение

Инновационные проекты реализуются в условиях неопределенности и подвижности факторов организационной и проектной среды. Так, для инновационных проектов характерны следующие признаки: нечетко выраженные параметры конечного продукта; неопределенность и динамичность требований заказчика; невозможность заранее спланировать и не менять по ходу проекта технологии создания инновационного продукта. Как следствие -возникает потребность в гибком управлении такими проектами. Эти и иные специфические условия и признаки подводят к необходимости использования гибких форм работы команды проекта, а также обуславливают необходимость создания гибких команд и гибких компетенций человеческих ресурсов этих команд.

Актуальность задачи формирования гибких команд и гибких профессиональных компетенций не подкреплена имеющимся уровнем развития практики и научных основ в области гибкого управления человеческими ресурсами инновационных проектов. Имеющиеся разработки в рамках популярного направления, а именно гибкого подхода к управлению проектами (Agile), не дают полных и подробных ответов на многие важные вопросы, в частности -какие именно компетенции актуальны для гибких команд и как именно их

можно формировать посредством практики управления человеческими ресурсами в гибких проектах. Традиционные проектные профессиональные компетенции также не подходят в чистом виде для реализации проектов в условиях гибкого управления ими. Как следствие - многие предприятия, реализующие инновационные проекты, сталкиваются с проблемами недостаточности компетентностного уровня персонала для работы в условиях гибкости.

Материал и методика исследования

Для обоснования особенностей профессиональных компетенций гибких команд инновационных проектов необходимо обратиться к исследованиям в области профессиональных компетенций применительно к любым видам деятельности, профессиональных компетенций для проектной деятельности, требований к команде проекта, работающей в режиме Agile.

Профессиональные компетенции достаточно давно находятся в поле зрения зарубежных и российских ученых. В работах авторов Р. Бояциса, Р. Вильямса, Р. А. Долженко, В. И. Звонникова, В. Г. Коноваловой, Д. Мак-Клелланда, Е. А. Митрофановой, Дж. Равена, В. В. Надвоцкой, Е. В. Сидоренко, Л. Спенсера, С. Спенсера, Г. Хамэла и других можно найти ответы на вопросы о том, что такое компетенции, какова их структура, каковы их виды, как их можно формировать и оценивать. Например, в исследованиях С. Н. Апенько можно встретить авторский взгляд на компетенции руководителей и членов команды проектов [1, 2]. В публикациях М. Г. Сазоновой и В. С. Половинко предлагается подробный анализ структуры компетенций [3].

Ответ на вопрос о том, какими компетенциями должен обладать руководитель проекта, изложен в международных стандартах по управлению проектами. В максимальной степени развернуто описаны компетенции в стандарте IPMA Competence Baseline (ICB). Разработчиком стандарта стала международная ассоциация 1РМА (International Project Managers Association). Стандарт представляет собой международный нормативный документ, который определяет систему международных требований к уровню компетентности менеджеров проектов. Для 32 стран-участников IPMA является базисом для создания национальных сводов знаний. В настоящее время 16 стран имеют утвержденные национальные своды знаний, которые соответствуют ICB. В частности, в России на основе этого стандарта разработан национальный стандарт, который также определяет требования к компетентности менеджеров проектов. Что касается иных стандартов, например Project Management Body of Knowledge (РМВОК) американского Института управления проектами, стандарт ISO 10006, подготовленный техническим комитетом ISO/TC 176 «Управление качеством и обеспечение качества» Всемирной федерации национальных органов стандартизации (члены ISO), то в них описываются процессы управления проектами и требования к качеству процессов и результатов управления проектами. Эти стандарты косвенно определяют требования к компетенциям специалистов в области проектного управления. При этом следует отметить, что представленные в стандартах компетенции не отражают требования, обусловленные гибкими условиями проектной деятельности.

Существует достаточно хорошо представленная в экономической литературе методология гибкого управления проектами - Agile. В частности,

в работах таких авторов, как Б. И. Вольфсон, М. Кон, Дж. Рассмусон, Дж. Хайсмит, и других [4-8] можно встретить описание специфики деятельности команды, работающей по методологии Agile. При этом также нет четкого и развернутого ответа на вопрос о компетенциях команды для успешной реализации гибкого управления проектами.

Опираясь на разработки в обозначенных областях научных знаний, предлагаем собственное понимание сущности гибкой команды и гибких компетенций. Трактовку этих понятий можно признать новой, так как до сих пор она не представлена в научно-экономической литературе.

Гибкая команда проекта представляет собой команду, которая за короткое время и при минимальных затратах, не останавливая проектные работы, способна за счет своего потенциала, имеющихся ресурсов переходить на новые условия труда, к производству видоизмененного инновационного продукта или услуги, осваивать новые технологии проектных работ под влиянием динамики факторов среды. Внутренними ресурсами команды, делающими ее гибкой, являются гибкие человеческие ресурсы и гибкие компетенции команды.

Гибкая команда способствует более качественному выполнению проектных работ, организованных на основе принципов гибкости, например, как один из вариантов - на основе методологии Agile. В частности, согласно этой методологии, команды проектов, функционирующих в условиях неопределенности и изменчивости факторов среды, должны быть способны выполнять следующие функции и работы: вести систематические переговоры с заказчиком и иными стейкхолдерами, по результатам переговоров уточнять требования к продукту, оперативно и качественно перестраивать свою деятельность под меняющиеся требования к продукту и вносить соответствующие изменения в технологии его создания, проводить совместные совещания о ходе работ, совмещать функции в рамках пула проектных работ, взаимозаменять или взаимодополнять друг друга для достижения синергии в условиях командной целеориентации на производство продукта проекта.

Гибкая команда состоит из гибких человеческих ресурсов, которые в свою очередь обладают гибкими компетенциями.

Гибкие человеческие ресурсы проекта - это такие участники проектной команды, которые обладают мотивацией и способностями быстро и эффективно, с оптимальными затратами адаптироваться под меняющиеся факторы реализации проекта, видоизменять (обновлять, расширять, развивать) свои компетенции под новые запросы проекта, перестраиваться мотивационно, менять модели своего поведения согласно новым условиям проектной деятельности.

Гибкие компетенции - это совокупность характеристик сотрудника (знаний, навыков, умений, опыта, мотивации, ценностей, личностных качеств, способностей), которые, с одной стороны, сами обладают свойством гибкости, с другой стороны, способствуют эффективному выполнению функций и работ в рамках гибкой команды и гибкого управления проектом. То есть мы предлагаем рассматривать гибкость компетенций в двух аспектах:

1) гибкость как свойство самих компетенций. В этом случае гибкими называют компетенции, способные быстро обновляться, перестраиваться под меняющиеся проектные работы, под динамичные запросы проекта, способ-

ные адаптироваться друг к другу и образовывать синергетический цельный комплекс компетенций для работы в гибкой команде инновационного проекта;

2) гибкость как состав и содержание компетенций, наиболее подходящих для выполнения функций и работ, актуальных и типичных в условиях гибких проектов.

В первом случае речь идет о любой компетенции, которую человек быстро и качественно преобразует под динамику факторов среды. Например, если сотрудник команды проекта своевременно и надлежащим образом развивает свое стратегическое видение, то эта компетенция может считаться гибкой. Если же стратегическое видение остается на первоначальном уровне своего развития, не адаптируясь к новым запросам работы в инновационном проекте, то эта компетенция может быть признана как негибкая.

Во втором случае речь идет о таких компетенциях, которые позволяют их носителю стать гибким участником проектной команды. Примером могут выступать компетенции быстрого освоения нового, мотивация на изменения и инновации, способности менять привычный стиль коммуникаций на новый стиль и т.д.

Для выявления состава компетенций, востребованных в условиях гибкой проектной деятельности, нами проведено исследование на 29 предприятиях России, которые реализуют инновационное проекты и применяют гибкое управление ими. В выборку вошли предприятия Москвы, Омска, Твери, Кемерово, Екатеринбурга, Томска. Отраслевая принадлежность предприятий -ИТ-бизнес, маркетинговый консалтинг, автоматизация и робототехника, промышленное производство, финансовый сектор. Метод исследования -экспертный опрос. От каждого предприятия экспертом выступил один из лидирующих менеджеров проектов, имеющих опыт работы в этой деятельности не менее пяти лет.

Результаты исследования

В первую очередь было выяснено, в каких условиях и в какой среде реализуются проекты на исследуемых предприятиях. Получены следующие ответы:

- среда стабильна, предсказуема и позволяет действовать по заранее продуманному плану, не отклоняясь от него, - 11,1% от числа ответивших;

- среда нестабильна, но надо стремиться к порядку, предсказуемости и планомерности - 22,2% от числа ответивших;

- среда очень нестабильная и изменчивая, компаниям следует научиться управлять постоянными изменениями, управлять хаосом и неопределенностью - 66,7% от числа ответивших.

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что сегодня инновационная проектная деятельность часто реализуется в нестабильных и сложно прогнозируемых условиях, среда характеризуется повышенной неопределенностью.

Именно для таких характеристик среды подходит методология гибкого управления. Для проверки этого предположения нами был задан вопрос о степени важности тех факторов, которые характерны для гибкого управления проектами. Как видно из табл. 1, все факторы и характеристики, присущие методологии Agile, важны для проектов исследуемых нами предприятий.

В частности, в рамках нашей темы следует отметить важность вовлечения всей команды в проект и необходимость гибкого управления командой проекта.

Таблица 1

Ответы на вопрос «Насколько важны следующие факторы для инновационных проектов?» (в процентах от числа опрошенных)

Факторы Очень важно Средне важно Не важно

Вовлечение в выполнение проекта заказчика, постоянный контакт с ним, выяснение его динамичных предпочтений и ожиданий 55,6 33,3 11,1

Вовлечение всей команды в проект, личная заинтересованность в успехе проекта каждого члена команды 55,6 33,3 11,1

Ясные цели проекта, способные меняться по мере изменений в среде и видения заказчика результата проекта 66,7 22,2 11,1

Гибкие технологии выполнения проекта, их способность меняться в случае необходимости 44,4 44,4 11,1

Гибкое управление командой проекта, способность своевременно менять и адаптировать методы работы с человеческими ресурсами в соответствии с динамикой среды и проекта 44,4 44,4 0,0

Чтобы понять, какие компетенции значимы для команд проектов, был задан вопрос о выполняемых командой функциях и задачах. Ответы представлены в табл. 2 и показывают, что в условиях гибкости повышается доля функций, связанных с коммуникациями, выяснением и уточнением требований заказчика, изменением хода проекта в зависимости от меняющихся условий.

Таблица 2

Ответы на вопрос «Какие функции и задачи актуальны сейчас или могут стать актуальными в будущем для команд проектов Вашей организации?» (в процентах от числа опрошенных)

Актуальные функции и задачи команды проекта Процент ответивших

Понимать видение продукта заказчика, совместно с заказчиком уточнять видение 66,7

Выяснять требования заказчика и расставлять приоритеты в требованиях 55,6

Корректировать процесс выполнения проекта под меняющиеся требования заказчика 66,7

Систематически возвращаться к планированию, вносить коррективы в планы, менять планы 66,7

Проводить собрания команды, обсуждать, обмениваться информацией по ходу проекта, анализировать статус проекта 66,7

Проводить ретроспективный анализ проекта, обсуждать причины успеха и неудач проекта 77,8

Далее экспертам был задан вопрос об актуальных компетенциях команд инновационных проектов. Ответы представлены в табл. 3.

Таблица 3

Ответы на вопрос «Какие компетенции персонала важны для инновационных проектов, какие из этих компетенций требуется развивать у Вашего персонала?» (в процентах от числа опрошенных)

Компетенции Важно Требуется развить

Креативность, открытость новому 77,8 44,4

Экспертное лидерство 33,3 33,3

Командность, способность стать частью команды 66,7 33,3

Коммуникативные способности, терпимость к иным позициям 77,8 66,7

Сотрудничество и способность договариваться 77,8 22,2

Способность работать с профессионалами разных профилей 66,7 55,6

Стрессоустойчивость 55,6 44,4

Гибкость, адаптивность 77,8 44,4

Вовлеченность, мотивация, приверженность 88,9 44,4

Обучаемость и способность передавать знания 77,8 33,3

Самокритичность 66,7 33,3

Как показывают данные табл. 3, кроме традиционных проектных компетенций, для участия в инновационных проектах, работающих на принципах гибкости, важны следующие компетенции: вовлеченность и мотивация, гибкость и адаптивность, креативность и открытость новому, сотрудничество и способность договариваться, коммуникативные способности и терпимость к иным позициям, обучаемость и способность передавать знания. По мнению экспертов, недостаточно развиты и требуют развития коммуникативные способности и способности работать с профессионалами разного профиля, терпимость к инакомыслию.

Обсуждение результатов

Выявлены наиболее важные функции и соответствующие им профессиональные компетенции членов команды проекта, работающих в режиме гибкости. Актуальность этих компетенций подкрепляется также описанием в разных публикациях характера выполняемых работ в agile-командах.

Следует отметить, что выявленные нами компетенции развиваются благодаря особой организации работы в таких командах. В частности, эксперты подтвердили, что развитие профессиональных компетенций происходит в результате следующей практики взаимодействия в проектных командах:

- собираться командой вместе с заказчиком и определять требования заказчика, уточнять и корректировать проект по мере изменений требований заказчика;

- обеспечивать координацию работы всех членов команды, проводить митинги (собрания) для того, чтобы поделиться информацией;

- собирать от команды идеи, переводить их в цели и планы вместе со всей командой проекта;

- систематически проверять вместе с командой проекта и заказчиком качество промежуточных результатов по отдельным подпроцессам и работам проекта;

- проводить ретроспективный анализ проекта, причин и факторов успехов и неудач проекта, использовать доски визуализации.

Заключение

С помощью исследования была решена поставленная задача, а именно выявлены актуальные для гибкой команды инновационного проекта компетенции. В их числе компетенции, связанные с коммуникациями, обучением и развитием, командностью, сотрудничеством, адаптивностью, вовлеченностью и мотивацией. В целом можно сказать, что данные компетенции помогут команде стать самоорганизующимся коллективом, способным наиболее эффективно выполнять проектные работы в условиях неопределенности и подвижности факторов проектной и организационной среды. Ключевым вопросом является поиск способов развития этих компетенций. Наше исследование показало, что сама по себе специфическая деятельность agile-команд является одним из способов развития компетенций, т.е. в данных командах проявляется саморазвитие компетенций через выполнение реальных работ в проекте. Перспективным следует признать исследования, направленные на поиск дополнительных способов развития данных компетенций.

Библиографический список

1. Апенько, С. Н. Развитие профессиональных компетенций проектной команды как показатель устойчивости управления проектами / С. Н. Апенько // Экономика России в фактах и цифрах : сборник статей III Всерос. науч.-практ. конф. - Ставрополь: Логос, 2018. - С. 93-98.

2. Апенько, С. Н. Формирование профессиональных компетенций человеческих ресурсов с помощью командообразования проектов предприятия / С. Н. Апенько // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. - 2016. - Вып. 2. - С. 60-68.

3. Половинко, В. С. Система оценки персонала в концепции управления по результатам / В. С. Половинко, М. Г. Сазонова. - Омск : Изд-во ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2008.

4. Вольфсон, Б. И. Гибкое управление проектами и продуктами / Б. И. Воль-фсон. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 144 с.

5. Кон, М. Scrum: гибкая разработка ПО = Succeeding with Agile: Software Development Using Scrum (Addison-Wesley Signature Series) / Майк Кон. - Москва : Вильямс, 2011. - С. 576.

6. Рассмусон, Дж. Гибкое управление ИТ-проектами: руководство для настоящих самураев / Дж. Рассмусон. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 266 с.

7. Highsmith, J. A. Agile Software Development Ecosystems / James A. Highsmith. -Addison-Wesley Professional, 2002. - 404 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Scott, L. Just Where Are 15.7 Million New Project Management Roles Coming From? Project Management / Lindsay Scott. - URL: http://www.esi-intl.co.uk/blogs/pmoperspectives/index.php/project-management (дата обращения: 21.07.2016).

References

1. Apen'ko S. N. Ekonomika Rossii v faktakh i tsifrakh: sbornik statey III Vseros. nauch.-prakt. konf. [Russian economy in facts and figures: proceedings of the III Al-Russian scientific and practical conference]. Stavropol: Logos, 2018, pp. 93-98. [In Russian]

2. Apen'ko S. N. Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Ekonomika [Bulletin of Omsk University. Series: Economics]. 2016, iss. 2, pp. 60-68. [In Russian]

3. Polovinko V. S., Sazonova M. G. Sistema otsenki personala v kontseptsii upravleniya po rezul'tatam [Personnel evaluation system in the results management concept]. Omsk: Izd-vo OmGU im. F. M. Dostoevskogo, 2008. [In Russian]

4. Vol'fson B. I. Gibkoe upravlenie proektami i produktami [Flexible project and product management]. Saint-Petersburg: Piter, 2015, 144 p. [In Russian]

5. Kon M. Scrum: gibkaya razrabotka PO = Succeeding with Agile: Software Development Using Scrum (Addison-Wesley Signature Series). Moscow: Vil'yams, 2011, p. 576. [In Russian]

6. Rassmuson Dzh. Gibkoe upravlenie IT-proektami: rukovodstvo dlya nastoyashchikh samuraev [Flexible IT project management: a guide for real samurai]. Saint-Petersburg: Piter, 2012, 266 p. [In Russian]

7. Highsmith J. A. Agile Software Development Ecosystems. Addison-Wesley Professional, 2002, 404 p.

8. Scott L. Just Where Are 15.7 Million New Project Management Roles Coming From? Project Management. Available at: http://www.esi-intl.co.uk/blogs/pmoperspectives/ index.php/project-management (accessed Jul. 21, 2016).

Романенко Михаил Алексеевич кандидат юридических наук, докторант кафедры инновационного и проектного управления, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Россия, г. Омск, пр. Мира, 55a)

E-mail: mihail.romanenko@gmail.com

Romanenko Mikhail Alekseevich Candidate of juridical sciences, doctor's degree student of the sub-department of innovation and project management, Dostoevsky Omsk State University (55A, Mira avenue, Omsk, Russia)

Образец цитирования:

Романенко, М. А. Особенности профессиональных компетенций гибкой команды инновационных проектов предприятия / М. А. Романенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 4 (52). - С. 211-219. - DOI 10.21685/2072-3016-2019-4-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.