Научная статья на тему 'Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития'

Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
76
Поделиться
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ И МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА VIII ВИДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Марина Викторовна

актуальность выбранной темы заключается в выявлении склонностей и профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития, что является неотъемлемой частью подготовки к жизни в социуме, выполнении общественно полезного труда учащимися

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными

нарушениями развития Матвеева М.В.

Матвеева Марина Викторовна /Matveeva Marina Viktorovna - кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и

коррекционной психологии, АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Аннотация: актуальность выбранной темы заключается в выявлении склонностей и профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития, что является неотъемлемой частью подготовки к жизни в социуме, выполнении общественно полезного труда учащимися.

Ключевые слова: тяжелые и множественные нарушения развития, профориентация, профессиональная направленность, специальная (коррекционная) школа VIII вида.

На современном этапе развития общества государство предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовке выпускников общеобразовательных школ. В связи с этим большое значение приобретает сознательный выбор профессии молодежью в соответствии с личными возможностями и интересами.

Определения «склонности», «интересов», «профессиональной направленности» необходимо рассматривать во взаимосвязи с личностью учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), их психофизиологическим развитием. Особенности интеллектуального и физического развития детей с ТМНР не дают возможности свободного выбора профессии самим учеником, в отличие от сверстников обучающихся в общеобразовательной школе. Таким образом, образовательное учреждение должно находиться в режиме постоянного развития и необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся профессий [1,65].

Сфера возможного использования профессиональных умений учащихся с ТМНР носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что специальная (коррекционная) школа не может выполнить своей основной социальной задачи -подготовить учащихся к самостоятельной жизни. Содержание профессионального обучения учащихся со сложными недостатками развития должно соответствовать их склонностям и возможностям [1,64]. Однако не все выпускники специальной (коррекционной) школы устраиваются на работу по полученной в школе профессии, так как часто проявляется несоответствие между уровнем профессиональной подготовки учащихся и требованиями современного производства, также некоторые выпускники не выдерживают ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.

При осуществлении профессионального отбора и подготовки учащихся со сложными недостатками развития следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психических процессов и состояний. В целом у детей с ТМНР отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

По мере реализации коррекционно-развивающего процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида у учащихся дефекты психофизического развития поддаются определенной компенсации, вследствие этого уровень профессиональной компетентности учащихся с ТМНР повышается. Коллектив специальной (коррекционной) школы должен изучать склонности умственно отсталого школьника, его тяготение, стремление к определенному роду занятий и формировать соответствующую профессиональную направленность с учетом объективных возможностей включения выпускников в профессиональную деятельность.

Исследования многих ученых (М. С. Певзнер, В. И. Лубовский) свидетельствуют о том, что дети с ТМНР наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8-м годах обучения [2].

На данном этапе у них появляется потребность обсуждать вопросы, касающиеся их будущего. Представления детей с ТМНР о своей будущей профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером обучения труду в школе и с уже приобретенными навыками и умениями. Однако при этом школьники с ТМНР отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофер и т.д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т.п.).

Следует отметить, что среди старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида не встречается ни одного школьника, который бы имел намерение поступить в высшее учебное заведение. Следовательно, они близки к адекватной оценке своих реальных возможностей. Некоторая часть подростков с ТМНР обнаруживает заниженную самооценку, они не уверены в том, что смогут овладеть профессией и вести самостоятельный образ жизни. В данном случае педагогический коллектив, родители, руководители предприятий должны проявить к подростку внимание, чуткость, оказать моральную поддержку и вселить уверенность.

Уровень профессиональной компетентности выпускников коррекционных школ значительно ниже уровня профессиональной компетентности выпускников профессиональных училищ. Поскольку среди выпускников коррекционных школ наблюдается частая смена места работы, нередки случаи изменения места работы.

В целях повышения профессиональной компетентности выпускников коррекционной школы необходимо:

• усовершенствование профориентационной работы в образовательном учреждении;

• улучшение воспитательной работы среди учащихся с ТМНР на производстве.

Под профессиональной направленностью понимается готовность учащихся к развитию качеств и интересов, необходимых для успешного труда в избранной области, то есть интерес побуждает личность к активной деятельности и способствует повышению качества усвоения знаний, стимулирует работоспособность.

У школьников с ТМНР в различные периоды их обучения выявляются такие особенности профессиональной направленности, как:

• у учащихся пятых классов обнаруживается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий - от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Это объясняется низкой критичностью этих учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями.

• у учащихся восьмых классов диапазон интересующих их профессий суживается, т.е подростки говорят о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и в школе. Это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда.

Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся 5-8-го классов специальной (коррекционной) школы затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывают на отдельные, внешне привлекательные для них стороны. В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями. Лишь только незначительное число учащихся с ТМНР называет существенные качества профессии и ее значимость.

Источниками информации о профессиях у учащихся пятых классов являются рассказы родителей и близких, а у учащихся восьмого класса уроки в школе, производственная практика, экскурсии на предприятия и рассказы родных и знакомых.

У многих учащихся обнаруживается значительное несоответствие между названными профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения в школе.

У школьников с ТМНР профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность.

Таким образом, профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Правильному определению профессиональных возможностей учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития способствуют специальные медико-психологические обследования и основанные на этих данных квалифицированные консультации.

Выпускники коррекционной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы.

Литература

1. Матвеева М.В. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для лиц с интеллектуальными нарушениями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в условиях специальной коррекционной школы VIII вида//Вестник науки и образования.2014.№1.С.62-65

2. ПевзнерМ.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963.