Научная статья на тему 'Особенности профессиональной идентичности студентов разных уровней образования'

Особенности профессиональной идентичности студентов разных уровней образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / БАКАЛАВРИАТ / СПЕЦИАЛИТЕТ / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY STATUS / STUDENTS / BACHELOR DEGREE / SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теняева О.В., Тоболевич О.А.

Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе представляет собой целенаправленный процесс воздействия на активность личности в отношении усвоения ими профессиональных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию у них представления о себе как о профессионале. Значительную роль в этом процессе играет программа обучения, которая отражает представление об уровень теоретической и практической подготовки, необходимой профессионалу. Сравнительный анализ особенностей профессиональной идентичности студентов специалитета и бакалавриата показывает, что у студентов, обучавшихся по программе специалитета, готовность формированию и развитию профессиональной идентичности в рамках получаемой специальности выше, чем у студентов, обучающихся по программе бакалавриата, что может быть связано с длительностью периода становления личности молодого человека в процессе обучения, которое длится четыре или пять лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теняева О.В., Тоболевич О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF DIFFERENT LEVELS OF EDUCATION

The formation of professional identity of students in the process of studying at the University is a purposeful process of influence on the activity of the individual in relation to the assimilation of professional knowledge, abilities and skills that contribute to the development of their understanding of themselves as a professional. A significant role in this process is played by the training program, which reflects the idea of the level of theoretical and practical training required by the professional. Comparative analysis of the characteristics of the professional identity of students of specialty and undergraduate shows that students enrolled in the program specialty, the readiness of the formation and development of professional identity in the framework of the specialty is higher than students enrolled in the bachelor program, which may be due to the length of the period of formation of the personality of a young person in the process of learning, which lasts four or five years.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной идентичности студентов разных уровней образования»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 4. С. 107-115.

УДК 316.613

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Теняева О. В., Тоболевич О. А.

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия

E-mail: tenyava_ov@mail.ru

Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе представляет собой целенаправленный процесс воздействия на активность личности в отношении усвоения ими профессиональных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию у них представления о себе как о профессионале. Значительную роль в этом процессе играет программа обучения, которая отражает представление об уровень теоретической и практической подготовки, необходимой профессионалу. Сравнительный анализ особенностей профессиональной идентичности студентов специалитета и бакалавриата показывает, что у студентов, обучавшихся по программе специалитета, готовность формированию и развитию профессиональной идентичности в рамках получаемой специальности выше, чем у студентов, обучающихся по программе бакалавриата, что может быть связано с длительностью периода становления личности молодого человека в процессе обучения, которое длится четыре или пять лет.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, статус профессиональной идентичности, студенчество, бакалавриат, специалитет.

ВВЕДЕНИЕ

В качестве основного критерия профессионального развития личности традиционно выступает эффективность деятельности, усвоение профессиональных умения и навыков. Однако этот критерий недостаточен для оценки уровня профессионализации, которая предполагает еще и принятие выбранной профессии, готовность профессионального самосовершенствования. Поэтому в современных социальных науках выделяется новый критерий профессионального развития личности - профессиональная идентичность как ведущая характеристика субъекта труда, которая свидетельствует о принятии избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя как профессионала.

Профессиональная идентичность представляет собой характеристику субъекта, который выбрал и реализует определенный способ профессионального взаимодействия и на этом основании приобретает смысл самоуважения через выполнение этой деятельности [1]. Профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в профессиональной социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, межгрупповой дискриминацией и т.д.

107

На сегодняшний день наиболее разработанной концепцией развития профессиональной идентичности являются работы Шнайдер Л. Б., в которых профессиональная идентичность определяется как «не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определённости» [2].

В то же время основание для формирования и развития профессиональной идентичности вызывает неоднозначное понимание в современной науке. Так, в концепции профессиогенеза Ермолаевой Е. П., развитие профессиональной идентичности предполагает активное включение в профессиональную деятельность, «выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса» [3], отрицая, тем самым, возможность развития профессиональной идентичности в процессе профессионального обучения.

В то же время, Иванова Н. Л. в своих работах делает акцент на том, что формирование профессиональной идентичности может осуществляться в процессе получения профессионального образования, поскольку данный процесс обеспечивает выявление существенных связей внутри и вне профессии, позволяет сформировать информационную основу профессиональной деятельности, предоставляет эталоны типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения, пусть даже в большей степени на теоретическом уровне [4].

Многомерный подход к анализу профессиональной идентичности, путей и возможностей ее формирование и коррекции, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию специалиста в соответствии с типом профессиональной структуры, индивидуальными возможностями и социальными запросами в полной мере может быть реализован в процессе обучения в вузе при получении студентами высшего профессионального образования [5].

Внешними детерминантами формирования профессиональной идентичности в современных условиях можно считать информационную среду, которая является источником представлений о предмете труда, способах получения профессионального образования, требованиях профессии к человеку и т.д. Внутренними детерминантами процесса формирования у студентов профессиональной идентичности являются индивидуально-психологические свойства личности, особенности психических процессов, опыт, умения и навыки, стиль деятельности, направленность личности, мировоззрение, положительное отношение к себе как субъекту конкретной профессиональной деятельности и др.

На первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние детерминанты играют приоритетную роль, в то время как основой дальнейшего развития профессиональной идентичности становятся внутренние условия и детерминанты, что может и должно быть сформировано в процессе получения профессионального образования в вузе.

108

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Студенчество - это часть крупного демографического образования - молодежи, которая обладает такими идентификационными характеристиками, как возраст, переходность социального статуса, относительная самостоятельность. Важной характеристикой студенчества как группы является тот факт, что в будущем современные студенты пополнят трудовой состав населения, станут активным участниками социально-экономических отношений [6].

Профессиональная идентичность формируется на протяжении всей жизни человека, начиная с этапа получения им профессионального образования и складывается из профессиональной самоидентичности, формирование которой в период студенчества является наиболее активным, поскольку представляет собой характеристику будущего специалиста, который не только обладает необходимыми знаниям и навыками, но и стремится к выполнению профессиональной деятельности. Этот факт позволяет выделять период получения высшего образования как наиболее значимый для формирования профессиональной идентичности и сосредоточиться на ее изучении.

Специфика обучения на бакалавриате как на первой ступени современного высшего образования такова, что студентам не даются глубокие теоретические знания: содержание многих дисциплин унифицируется, а основной упор делается на предоставление им прикладного материала, который они могут применять на практике в профессиональной деятельности. К примеру, специалист в области социологии может работать не только социологом, но и маркетологом, и консультантом. Однако возможна ситуация, когда молодой специалист не сможет устроиться на работу по полученной специальности, по причине отсутствия прикладных, узкоспециализированных навыков и не совсем понятной квалификации, которая будет обозначена в дипломе. Учебный план специалитета, в свою очередь, предполагал более глубокое и подробное изучение профильных дисциплин, большее время на прохождение практики, четкие критерии оценивания результатов.

От того, насколько квалифицированным является специалист, насколько он любит свою работу и хочет делать ее профессионально, зависит развитие современного российского общества. В то же время образование как ценность в современной России почти утратило свою привлекательность, что приводит к недостаточно сформированной профессиональной идентичности. Зачастую молодые люди стремятся к получению высшего образования вне зависимости от склонности к определенной профессии. Диплом о высшем образовании становится самоцелью абитуриентов. И далее многие выпускники ВУЗов, не определившись профессионально, начинают работать не по специальности, затем принимают решение о втором и даже третьем образовании, что значительно затрудняет их полноценное вхождение в трудовую деятельность, а так же не позволяет им сформировать профессиональную идентичность.

В связи с этим, нам представляется актуальной изучение особенностей сформированности профессиональной идентичности студентов разных уровней

109

подготовки в период их профессионального обучения как фактора будущей профессиональной успешности с тем, чтобы способствовать ее развитию и коррекции.

Для изучения особенностей профессиональной идентичности была использована методика «Статус профессиональной идентичности», разработанная Дж. Марсиа.

В данном исследовании выборочную совокупность составили студенты Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, факультета социологии и управления, обучавшиеся на 4-5 курсах на специалитете (исследование проходилось в 2014 году) и студенты, обучавшиеся на 4 курсе на бакалавриате (исследование проводилось в 2016 году). Возрастной состав респондентов: от 21 до 23 года включительно.

По итогам проведенного исследования можно сделать выводы, что у большинства студентов, обучавшихся по программе специалитета (5 лет обучения) присутствует ярко выраженное состояние моратория профессиональной идентичности - 58%. Такое состояние характерно для людей, которые еще не в полной мере осознали свою профессиональную принадлежность, но в то же время стремящихся к этому, исследующих альтернативные варианты профессионально развития и активно пытающихся выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своей будущей профессиональной принадлежности. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать про разные специальности и пути их получения. В то же время, у студентов, обучавшихся про программе баклавриата этот процент значительно выше - 74% (рис.1).

Состояние неопределенной профессиональной идентичности характерно для 21% студентов специалитета и 12% студентов бакалавриата. Люди с таким статусом не имеют прочных профессиональных целей и планов и, при этом, не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Такой статус бывает у людей, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии. Тот факт, что у четверти студентов специалитета выражено такое состояние идентичности, показывает неутешительную тенденцию их профессиональной «потерянности» современных. В то же время процент студентов бакалавриата, имеющих более низкий статус неопределенной идентичности говорит о более выраженном стремлении в период обучения сформировать собственное профессиональное самосознание.

Сформированная профессиональная идентичность выражена лишь у 16% опрошенных студентов специалитета и 12% студентов бакалавриата, что говорит о том, что выбор дальнейшего профессионального развития уже совершен, имеет место уверенность в правильности принятого решения о профессиональном будущем. Этим статусом обладают те юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. Они могут

110

осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть.

Рис. 1. Сравнительный анализ статуса профессиональной идентичности студентов

бакалавриата и специалитета.

Навязанная профессиональная идентичность отмечается у незначительного числа респондентов и специалитета (5%) и бакалавриата (3%). Это состояние характерно для людей, которые выбрали свой профессиональный путь, но сделали это не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего, но в то же время, не является гарантией того, что принятая профессиональная идентичность будет отвечать интересам и способностям самого человека.

Таким образом, для большинства студентов как специалитета, так и бакалавриата характерно состояние моратория профессиональной идентичности, что вполне соответствует их возрасту и статусу - заканчивая высшее учебное заведения, будущие молодые специалисты рассматривают множество альтернативных вариантов будущего трудоустройства.

Тем не менее, стоит обратить внимание на тот факт, что процент студентов со статусом моратория среди будущих бакалавров (74%) выше, чем среди специалистов (58%). Так же наблюдается разница и в статусе сформированной идентичности: у бакалавров процент ниже (11%), чем у специалистов (16%). Неопределенная идентичность у специалистов так же выше (21% и 12% соответственно). На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что

Неопределенная идентичность

80% ж

70% ■

Спёциалитет Бакалавриат

Мораторий

111

уровень профессиональной идентичности студентов специалитета выше, чем у студентов бакалавриата, чему способствуют особенности программы обучения, предполагающей при обучении специалистов более длительное и углубленное изучение профильных дисциплин.

Сравнительный анализ результатов опроса студентов разных уровней подготовки позволил выявить отличительные признаки профессиональной идентичности студентов разных уровней обучения. В отношении определенности профессионального будущего, студенты специалитета в больше мере, чем студенты бакалавриата, в будущем рассчитывали на родителей. В свою очередь, 17% студентов бакалавриата (в отличие от 9% специалитета) не задумываются над тем, где им придется дальше работать (рис.2).

Рис. 2. Сравнительный анализ отношения к будущему у студентов бакалавриата и

специалитета.

Интересные данные получены и при сравнении представления студентов относительно принятия решения о будущем месте работы. Если студенты специалитета в большинстве своем не задумывались об этом (53%), то студенты бакалавриата активно интересуются разными возможностями трудоустройства (40%) либо уже приняли решение о направлении своей будущей профессиональной деятельности (21%). Совсем не задумываются об этой проблеме только 18% опрошенных студентов бакалавриата (рис. 3).

Сравнение ответов на вопрос, касающийся обсуждения будущих профессиональных планов показывает, что студенты бакалавриата больше, чем студенты специалитета, обсуждают проблему будущего трудоустройства с родителями. Это связано со все возрастающими трудностями трудоустройства молодежи, которые становятся все более ощутимыми для выпускников вузов (рис. 4). И у специалистов, и у бакалавров процент тех, за кого решают родители, практически одинаков. Так же нет разницы в количестве тех, кто уже принял решение и больше этот вопрос не обсуждает.

112

■ Спецалитет

■ Бакалавриат

Рис. 3. Сравнительный анализ отношения к выбору будущей профессиональной деятельности у студентов бакалавриата и специалитета.

Да, мои родители сами решили, кем я буду работать

Нет. я постоянно обсуждаю с ними этот вопрос

Да. у нас в сете не принято обсуждать эту тему

Нет, мы давно все обсуднлнян принял решение

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 4. Сравнительный анализ обсуждения профессиональных планов с родителями у студентов бакалавриата и специалитета.

Над своим профессиональным будущим часто думают 81% опрошенных бакалавров, так же, как и 78% тех, кто учился на специалитете.

В отношении того насколько жизненные трудности и проблемы могут помешать реализации профессиональных целей различия в ответах специалистов и бакалавров отличаются тем, что специалисты более четко понимают свои цели, что позволяет нам делать предположение о том, что их профессиональная идентичность более сформирована.

Интерес к карьерному росту студентов разного уровня подготовки одинаков: большинство из них интересуется возможностью карьерного роста в разных организациях, а около 20% студентов обеих групп вообще не обращает внимание на эту информацию.

Да, меня интересует несколько мест работы

Да, поэтому я прислушиваюсь к мнению близких

Нет, я уже принят решение о дальнейшей работе

Нет, я еще не задумывался над этой проблемой

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

113

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно отметить некоторые сходные и различные характеристики профессиональной идентичности у студентов разных уровней подготовки, что может быть связано как с особенностями обучения по программам специалитета и бакалавриата, так и с периодом становления личности молодого человека в процессе обучения.

Список литературы

1. Мищенко Т. В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности / Т. Ю. Мищенко // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России. - Ярославль, 2008. - С. 168-176.

2. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. - М., 2001. - С. 103.

3. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.

4. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-156.

5. Кручинина Н. Ю. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов в процессе обучения / Н. Ю. Кручинина // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 135138.

6. Руднева Е. Н. Возможности воспитательного процесса ВУЗа для формирования профессиональной идентичности студентов / Е. Н. Руднева, В. В. Костянов // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 110-115.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF DIFFERENT LEVELS OF EDUCATION

Tenyaeva O.V. Tobolevich O.A.

Ryazan state University named after S. A. Esenin, Ryazan, Russian Federation

E-mail: tenyaeva_ov@mail.ru

The formation of professional identity of students in the process of studying at the University is a purposeful process of influence on the activity of the individual in relation to the assimilation of professional knowledge, abilities and skills that contribute to the development of their understanding of themselves as a professional. A significant role in this process is played by the training program, which reflects the idea of the level of theoretical and practical training required by the professional. Comparative analysis of the characteristics of the professional identity of students of specialty and undergraduate shows that students enrolled in the program specialty, the readiness of the formation and development of professional identity in the framework of the specialty is higher than students enrolled in the bachelor program, which may be due to the length of the period of formation of the personality of a young person in the process of learning, which lasts four or five years.

Keywords: professional identity, professional identity status, students, bachelor degree, specialty.

114

References

1. Mishchenko T.V., The definition of the content of the concept of professional identity, Identity Crisis and Problems of the Formation of a Civil Society in Russia, p. 168-176 (Yaroslavl, 2008).

2. Schneider L.B., Professional Identity: Structure, Genesis, and Formation Conditions: Dis. ... Dr. Psychol. Sciences, 103 p. (Moscow, 2001).

3. Ermolaeva E.P., Professional Identity and Marginalism: Concept and Reality, Psychological Journal, 22, 4, 51 (2001).

4. Ivanova N.L., Professional identity and professional space, World of Psychology, 2, 148 (2004).

5. Kruchinina N.Yu., Features of the formation of the professional identity of students in the learning process, Prospects of science and education, 2, 135 (2013).

6. Rudneva E.N. and Kostyanov V.V., The possibilities of the educational process of the university for the formation of students' professional identity, Bulletin of the Samara State University, 1, 110 (2011).

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.