Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения современной молодёжи'

Особенности профессионального самоопределения современной молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1335
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CHOICE OF PROFESSION / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колтунова Юлия Ивановна, Молоткова Таисия Леонидовна

В статье рассматриваются проблемы и особенности профессионального самоопределения молодёжи в современной России. Показана недостаточная ориентация на трудовые ценности, фиксируется падение престижа рабочих профессий у молодёжи. Несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг усугубляет проблемы трудоустройства, вхождения молодёжи в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колтунова Юлия Ивановна, Молоткова Таисия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MODERN YOUTH

The article discusses problems and peculiarities of professional self-determination of youth in modern Russia. It shows insufficient focus on work values, decline in the prestige of working professions among young people is recorded. Inconsistency of the labor market and the education market aggravates problems of employment and youth entry into society.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения современной молодёжи»

YAK 316.35-053.81 ББК 60.54

Ю.И. КОЛТУНОВА, Т.Д. МОЛОТКОВА

J.I. KOLTUNOVA, T.L. MOLOTKOVA

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

FEATURES OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MODERN YOUTH

В статье рассматриваются проблемы и особенности профессионального самоопределения молодёжи в современной России. Показана недостаточная ориентация на трудовые ценности, фиксируется падение престижа рабочих профессий у молодёжи. Несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг усугубляет проблемы трудоустройства, вхождения молодёжи в социум.

The article discusses problems and peculiarities of professional self-determination of youth in modern Russia. It shows insufficient focus on work values, decline in the prestige of working professions among young people is recorded. Inconsistency of the labor market and the education market aggravates problems of employment and youth entry into society.

Ключевые слова: молодёжь, личность, профессия, профессиональное самоопределение, самореализация, выбор профессии, ценности.

Key words: youth, personality, profession, professional self-determination, self-realization, choice of profession, values.

Профессиональное самоопределение - основа жизненного самоутверждения человека. Само общество предполагает, что каждый его член занимает или займёт в системе труда устойчивое место и этим определяются основные практические связи индивида и общества в целом, причём решающим здесь является вклад личности в развитие общества. Выбор профессии объективно отражает, в первую очередь, сферу и способ выражения личности в общественно полезном труде. Молодёжи часто бывает трудно в этом потоке жизненных возможностей действовать целеустремлённо. Конформизм молодого человека приводит к тому, что он поступает как все. В этом случае подчас остаётся неосознанным сам выбор. Следует помнить, что процесс профессионального самоопределения имеет для личности жизненные последствия.

В отечественной и зарубежной науке накоплен богатый опыт в области профессионального самоопределения. Это классические исследования Е.А. Климова, А.Е. Голомштока, Э.Ф. Зеера, Н.С. Пряжникова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, В.Д. Шадрикова, И.С. Кона, А.Д. Сазонова и др.

В последнее время в научной литературе заметна тенденция употребления понятия «самоопределение личности» в широком диапазоне значений: от принятия жизненно важных решений до однократных самостоятельных поступков. В Большом Толковом словаре русского языка самоопределение является производным от глагола «самоопределиться», что значит «осознать себя, свои общественные интересы, определить собственное существование, своё место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно» [4]. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов рассматривает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества профессионалов». Весьма ценной для предмета рассмотрения профессионального самоопределения - является его мысль о том, что «выбор профессии, кажущийся подчас лёгким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [2]. По мнению Э.Ф. Зеера, ведущее место в профессиональном самоопределении «принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление» [1].

Анализ результатов социологического исследования профессионального самоопределения старшеклассников и студентов свидетельствует о том, что в современных условиях профессиональное самоопределение молодёжи задаётся не столько индивидуальными факторами (интерес к профессии, индивидуальные склонности, способности, призвание) сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии.

Для изучения образовательных и профессиональных предпочтений был проведён социологический опрос 158 выпускников образовательных учреждений города Тюмени и студентов-выпускников Института менеджмента и бизнеса, ТюмГНГУ (123 чел.). В качестве метода опроса избрано анкетирование, результаты которого были систематизированы и обобщены авторами (табл. 1).

Таблица 1

Образовательные ориентации старшеклассников г. Тюмени, %

Планируют учиться в: 2013 год

9 класс 10 класс 11 класс

юноши девушки юноши девушки юноши девушки

ВУЗ 69,5 74,1 80,4 85,6 76,2 80,3

СПО 28,2 23,3 16,6 14,0 15,3 16,4

НПО 2,3 2,6 1,3 0,4 - -

Курсы - - 1,7 - 3,4 1,2

Трудоустройство 5,1 2,1

По результатам опроса можно сделать вывод, что ориентация большинства респондентов акцентируется на получении высшего профессионального образования, что свидетельствует об осознанном представлении, что на рынке труда имеют ценность знания и квалифицированный труд, который предполагает обязательное получение профессионального образования. Как видно из табл. 1, с возрастом снижается количество желающих получить профессиональную подготовку в колледжах и профессиональных училищах. Лишь незначительная часть старшеклассников планирует обучение на курсах и рассматривает вопрос трудоустройства.

Выявлено, что девушки в своих образовательных ориентациях опережают сверстников юношей. Вероятно, сказывается низкая конкурентоспособность женщин на рынке труда, девушки стремятся компенсировать её более высоким уровнем образования. Для некоторой части выпускников возможность выбора профессии ограничивается их успеваемостью. Анализ отчётной документации показал, что на востребованном уровне учатся только 38,7%.

Образовательные перспективы выпускников школ г. Тюмени зависят и от социального положения семей. Так, старшеклассники из материально обеспеченных семей оценивают выше свои шансы на поступление в вуз, в частности респонденты из семей руководителей (92,3%), специалистов (89,1%), предпринимателей (59,4%), рабочих (31,2%). Стремление к получению профессионального образования в колледже, в большей степени выражено у выпускников из семей рабочих - 58,8%, предпринимателей - 40,6%, специалистов - 10,9%, руководителей - 7,7%. Следовательно, при формировании жизненных траекторий выпускники, несомненно, учитывается социальное положение семей [3].

Мир профессий включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Молодёжь испытывает значительные трудности при выборе жизненного пути вследствие крайне низкой информированности в отношении существующих профессий. Сегодня фиксируется актуализированная потребность школьников и студентов в знаниях о различных профессиях, ситуации

на рынке труда. Свёртывание системы профориентации среди молодёжи -одна из причин существующего катастрофического дисбаланса между российским рынком труда и образовательными услугами. Половина опрошенных выпускников школ (48,5%) и студентов (53,4%) г. Тюмени подтверждает необходимость проведения специальных занятий по профориентации. Причём с каждым курсом у студентов потребность в знаниях такого рода возрастает в связи с «выходом» на рынок труда и необходимостью обладания достоверной информацией о ситуации на нем.

Часто профессиональный выбор происходит в ситуации неопределённости, носит случайный характер, что имеет далеко идущие последствия, как для личности, так и для общества в целом, в частности, слабую мотивацию к получению знаний, нежелание в дальнейшем работать по полученной специальности, предполагает частую смену места работы.

По результатам опроса для выпускников школ наиболее престижными профессиями являются профессии программиста (62%), владельца магазина (53%), политика, депутата (54%), преподавателя в вузе (48%), нефтяника (49%).

Фиксируется падение престижа рабочих профессий у молодёжи (7%), в качестве причин можно назвать:

- отсутствие экономических стимулов, в том числе неэффективная занятость на малоуспешных и неконкурентоспособных предприятиях;

- ограниченные возможности для карьерного роста;

- непривлекательность физического труда для поколения, выросшего в новых условиях;

- усиление потребительских ориентаций, соблазн получения «лёгких

денег».

К сожалению, исчезает такой важный фактор трансляции профессиональной субкультуры, как трудовые династии, роль семейных традиций в профессиональном выборе детей. У молодёжи рабочие профессии ассоциируются с малоквалифицированным трудом, хотя современному промышленному производству требуются высококвалифицированные рабочие. Как установлено, востребованными профессиями признаны те, которые обеспечивают хорошее материальное положение, успех в обществе, власть над людьми, но вместе с тем требующие ответственности, квалифицированности и связанные с определённой долей риска, и тем самым недоступные для большинства молодых людей.

Одновременно проведённый опрос студентов показал, что некоторые из них получают не ту профессию, о которой мечтали. Причём с курсом растёт число разочарованных в профессиональном выборе, что свидетельствует об осознании ошибочности сделанного выбора и побуждает студентов (16,4%) ориентироваться на получение второго высшего образования.

Для современной ситуации в России характерно изменение модели социального старта: интеграция молодёжи в общество отличается большей сложностью и продолжительностью, чем прежде. Молодёжь дольше пытается оставаться в системе образования, с трудом находит нишу на рынке труда, материально зависит от родителей.

Рыночная трансформация экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется разрушением связей между профессиональным обучением и профессиональным трудом, что имеет не только экономические, но и социальные последствия.

На вопрос «Работаете ли Вы по полученной в учебном заведении профессии (специальности)?» утвердительно ответили менее трети (30,6%), «нет» заявили 69,4%. Несогласованность действий важнейших институтов социализации (образование и занятость), можно рассматривать как следствие отсутствия планирования подготовки кадров, что порождает невостребованность обществом квалифицированных кадров из числа молодых специалистов.

Значительно возросло ощущение личностной и ситуативной неопределённости среди данной категории молодёжи, снизилась уверенность в завтрашнем дне. По данным Госкомстата РФ, молодёжь до 30 лет, составляет среди безработных 28,7% (лица в возрасте 50 лет и старше - 17,4%) [5]. Каждый третий молодой специалист, покидая вуз, не имеет чёткого представления о дальнейшем месте работы, каждый второй - работает не по специальности. Таким образом, выбор профессии становится серьёзной жизненной проблемой для большинства молодых людей.

Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несёт ответственность за его последствия в виде размеров заработной платы, условий и графика труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры (рис. 1).

□ Низкая оплата труда

5,00°/(2,70%

13,00%

19,40%

14,40%

■ Еще не получен диплом об образовании

□ Нет перспектив продвижения по службе

□ Не престижно

■ Не берут без стажа работы

□ Отсутствие вакансий

«Другое

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Почему Вы не работаете по специальности», %

В ходе опроса выявлено, что на решение трудоустройства респондентов оказывают влияние следующие факторы:

- стремление иметь материальную независимость - 66,3%;

- необходимость содержать семью - 38,0%;

- потребность в самоуважении, престижность быть работающим человеком - 37,5%;

- интересная работа - 24,1%;

- желание «быть на людях», не хотелось сидеть дома - 20,0%;

- мнение родных, знакомых - 7,9%.

Следует отметить относительно невысокую степень «давления социальной микросреды» при трудоустройстве. Однако, из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых специалистов характерен социальный пессимизм. Как говорилось выше, многие респонденты не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую на уровне мировых стандартов (28,4%). Молодёжь все больше ориентируется не на социальную полезность и содержательную сторону труда, а на зарплату.

Незначительная часть молодых людей стремится реализовать свои профессиональные планы в сфере бизнеса. По их мнению, именно собственный бизнес позволит прокормить семью, помочь родителям (47,7%), будет способствовать устойчивому положению в обществе (41,4%). Таким образом, в представлении респондентов частное предприятие представляет собой интересное дело, позволяющее добиться устойчивого социального и материального положения.

Сегодня в обществе активно обсуждается вопрос о восстановлении системы государственного распределения как регулятора динамики интеллектуального потенциала страны и способа социальной защиты молодых спе-

циалистов. Однако система «механического» распределения противоречит и желаниям самих выпускников вузов и требованиям работодателей. Более перспективными формами представляются заключение договоров с профессиональными учебными заведениями на подготовку специалистов, проведение ярмарок вакансий, то есть отбор специалистов на «выходе», участие в работе комиссий по защите дипломных проектов специалистов предприятий, приём на работу по рекомендациям, установление испытательного срока и т. д. Перспективной представляется практика заключения договоров о дальнейшем трудоустройстве между вузами и предприятиями. При этом студенты должны соблюдать следующие условия: высокая успеваемость, овладение передовыми социальными технологиями, прохождение практики по месту будущей работы и т. д.

В сложившихся условиях стратегической целью должно стать кадровое и интеллектуальное обеспечение комплексного развития территории, её граждан на основе региональной системы высшего образования, повышения управляемости в сфере образования и занятости. Для этого необходимо решение определённых задач:

- выявление реальных потребностей региона в кадрах определённой номенклатуры специальностей, организация профессионального клиринга;

- оценка реальной готовности вузов обеспечить оптимальную потребность территории и отраслей в необходимых специалистах;

- изучение межрегионального рынка занятости;

- формирование регионального заказа на подготовку специалистов.

К числу приоритетных задач относится установление достаточно сбалансированного соотношения выпускаемых специалистов в разрезе разных профессий и областей знания. Формирование системы государственного (регионального) заказа на подготовку специалистов создаст конкурентную среду, поможет повысить уровень и качество обучения. Предприятиями востребованы компетентные специалисты, имеющие качественные знания по данному профилю. Главное условие - трудоустройство выпускника на конкретное место работы.

Таким образом, для значительной части респондентов ценность труда определяется, прежде всего, уровнем его оплаты и только потом возможностью личностной самореализации. Несмотря на существующие проблемы в сфере трудовых отношений, молодые люди сохраняют оптимизм и уверены, что им удалось (20,8%) или удастся в будущем найти любимую и интересную работу (65,7%). Построение и оценка баланса трудовых ресурсов и рабочих мест на рынке труда региона позволяют разрешать противоречия между отраслевыми и территориальными процессами формирования этих элементов занятости населения.

Литература

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 5-е изд. перераб. и доп. - М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2008. - 336 с.

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Климов. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 510 с.

3. Осипова, Л.Б. Профессиональное самоопределение молодёжи: проблемы и перспективы [Текст] / Л.Б. Осипова, Энвери, Л.А. // Вестник Тюменского нефтегазового университета. «Региональные социальные процессы». - 2006. -№ 3. - С. 42-43.

4. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] : современная редакция / Д.Н. Ушаков. - Дом Славянской книги, 2008. - 960 с.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/free /b04_03/lssWWW.exe/Stg/ d02/123htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.