Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ У ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ САМООЦЕНКА / ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веретенцева Виолетта Дмитриевна

В статье проанализирована актуальная в нынешнее время тема связи профессионального типа личности с самооценкой, приведены результаты исследования, а также анализ полученных данных. В эмпирическом исследовании был опрошен 51 человек. Из них было выявлено, что у 26 человек наблюдается средняя самооценка, у 21 - высокая и у 4 человек - низкая. На основе этого, для исследования были взяты критерии - высокая и средняя самооценка. Статистическая обработка данных была проведена с помощью непараметрического критерия U Манна - Уитни. Среди факторов профессионального самоопределения у людей с высокой самооценкой преобладает предприимчивый тип личности, а у людей со средней - интеллектуальный. Также установлены значимые различия между высокой и средней самооценкой в выраженности профессионального типа личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND ITS CONNECTION WITH SELF-ESTEEM IN ADOLESCENTS

The article analyzes the currently relevant topic of the connection between a personality’s professional type and self-esteem, presents the results of the study, as well as the analysis of the obtained data. In the empirical study, 51 people were interviewed. Among them, it was found that 26 people have an average self-esteem, 21 people have a high self-esteem and 4 people have a low self-esteem. Based on this, the criteria were taken for the study - high and average self-esteem. Statistical processing of the data was carried out using the nonparametric Mann-Whitney U test. Among the factors of professional self-determination, people with high self-esteem are dominated by the enterprising type of personality, and people with average self-esteem are dominated by the intellectual type of personality. Significant differences between high and average self-esteem in the expression of professional type of personality were also established.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ У ПОДРОСТКОВ»

Шаг в науку • № 3, 2022

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ У ПОДРОСТКОВ

Веретенцева Виолетта Дмитриевна, студент, направление подготовки 37.03.01 Психология, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: viveretenceva@mail.ru

Научный руководитель: Карымова Оксана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: kasana83@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализирована актуальная в нынешнее время тема связи профессионального типа личности с самооценкой, приведены результаты исследования, а также анализ полученных данных. В эмпирическом исследовании был опрошен 51 человек. Из них было выявлено, что у 26 человек наблюдается средняя самооценка, у 21 - высокая и у 4 человек - низкая. На основе этого, для исследования были взяты критерии - высокая и средняя самооценка. Статистическая обработка данных была проведена с помощью непараметрического критерия U Манна - Уитни. Среди факторов профессионального самоопределения у людей с высокой самооценкой преобладает предприимчивый тип личности, а у людей со средней - интеллектуальный. Также установлены значимые различия между высокой и средней самооценкой в выраженности профессионального типа личности.

Ключевые слова: средняя самооценка, высокая самооценка, самоопределение, предприимчивый тип личности, интеллектуальный тип личности.

Для цитирования: Веретенцева В. Д. Особенности профессионального самоопределения и его связь с самооценкой у подростков // Шаг в науку. - 2022. - № 3. - С. 89-92.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND ITS CONNECTION WITH SELF-ESTEEM IN ADOLESCENTS

Veretentseva Violetta Dmitrievna, student, training program 37.03.01 Psychology, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: viveretenceva@mail.ru

Research advisor: Karymova Oksana Sergeevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: kasana83@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the currently relevant topic ofthe connection between a personality's professional type and self-esteem, presents the results of the study, as well as the analysis of the obtained data. In the empirical study, 51 people were interviewed. Among them, it was found that 26 people have an average self-esteem, 21 people have a high self-esteem and 4 people have a low self-esteem. Based on this, the criteria were taken for the study - high and average self-esteem. Statistical processing of the data was carried out using the nonparametric Mann-Whitney U test. Among the factors of professional self-determination, people with high self-esteem are dominated by the enterprising type of personality, and people with average self-esteem are dominated by the intellectual type of personality. Significant differences between high and average self-esteem in the expression of professional type of personality were also established.

Key words: average self-esteem, high self-esteem, self-determination, enterprising personality type, intellectual personality type.

Cite as: Veretentseva, V D. (2022) [Peculiarities of professional self-determination and its connection with self-esteem in adolescents]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 3, pp. 89-92.

Каждый год подростки, в возрасте от 14 до 18 лет, сталкиваются с проблемой выбора профессии. Многим из них этот выбор дается тяжело, так как

они не уверены в себе, своих желаниях или считают, что они не справятся с той деятельностью, которая их привлекает. Поэтому важно узнать, какой

Контент достутен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. © В. Д. Веретенцева, 2022

профессиональный тип личности преобладает у человека, чтобы понять, какая профессия наиболее ему подходит и облегчить выбор. Также важным аспектом является связь типа личности с самооценкой, так как неуверенность в своих способностях может свидетельствовать о низкой самооценке, которая тоже мешает при выборе профессии и не дает определиться. Поэтому данная тема важна и полезна для учеников, которые находятся на стадии выбора дальнейшего пути.

Само понятие самооценка рассматривали многие ученые. Например, знаменитый отечественный психолог С. Л. Рубинштейн считал, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, в том числе, в соответствии с другими факторами, отражает её направленность и активность [1]. Л. Ф. Бороздина рассматривала самооценку с точки зрения оценивания личности самой себя и того, что она имеет, то есть оценка с помощью системы ценностей [2]. О. А. Белобрыкина же считает, что самооценка - это особое психологическое образование, представляющее собой целостную систему, контролирующую функцию регулирования отношений личности с социумом. Самооценка по У Джеймсу -это эмоциональное образование, в котором присутствует удовлетворенность или неудовлетворенность личности самим собой [3].

Целью исследования является изучение связи профессионального самоопределения с самооценкой подростков.

Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

1. провести эмпирическое исследование;

2. определить, существует ли взаимосвязь

В ходе исследования были выявлены достоверно значимые различия между выраженностью интеллектуального и предприимчивого типа личности (р < 0,002). Они могут быть выражены как у высокого, так и у среднего уровня самооценки. Можно предположить, что интеллектуальный тип может быть более выраженным у среднего уровня, так как

между самооценкой и профессиональным типом личности.

Предметом исследования выступили самооценка и самоопределение.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между самооценкой и профессиональным типом личности.

В эмпирическом исследовании принимали участие ученики 8 класса Гимназии № 2 г. Оренбурга в количестве 51 человек. Из них было выявлено, что у 26 человек наблюдается средняя самооценка, у 21 - высокая и у 4 человек - низкая.

В исследовании мы использовали следующие методики:

1. Тест Дж. Голланда (в модификации Г. В. Ре-запкиной).

Данная методика предназначена для определения профессионального типа личности. Существует реалистический, интеллектуальный (исследовательский), социальный, конвенциальный, предприимчивый и артистический тип профессиональной направленности личности.

2. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор методики С. В. Ковалёв).

Опросник включает 32 суждения, по поводу которых возможны пять вариантов ответов. Методика позволяет определить уровень самооценки, сложив баллы по всем 32 суждениям [6].

Для проведения исследования было принято решение сравнивать между собой среднюю и высокую самооценку. На первом этапе исследования был выполнен анализ различий между выборками с помощью непараметрического критерия и Манна-Уитни. Результаты различий представлены в таблице 1.

ему свойственна целеустремленность, настойчивость, терпеливость, рациональность. Это все относится к адекватной самооценке. Люди с этим типом самооценки уверены в своих силах, но иногда могут зависеть от других людей, что также свойственно интеллектуальному типу личности. А вот предприимчивый тип, вероятно, будет подходить высокому

Таблица 1. Анализ различий в характеристиках средней и высокой самооценки

Показатели Значения

и критерия Манна-Уитни уровня значимости р

Профессиональный тип личности

Реалистический 253,500 0,669

Интеллектуальный 41,500 0,000

Социальный 198,000 0,103

Конвенциальный 223,000 0,274

Предприимчивый 14,500 0,000

Артистический 241,500 0,494

Источник: разработано автором

Особенности профессионального самоопределения и его связь с самооценкой у подростков

уровню самооценки, поскольку люди такого типа самоуверенны, тщеславны, склонны к авантюризму [5]. Они находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений. Имеют высокий уровень притязаний, который также свойственен

Рисунок 1 ценки, баллы

Источник: разработано автором

Проанализировав рисунок 1, можно заметить, что у людей со средней самооценкой наиболее выражен интеллектуальный тип личности. Это происходит потому, что адекватная самооценка соответствует реальным результатам и ожиданиям людей. Адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Индивиды с адекватной самооценкой верно соотносят свои возможности и способности, ставят перед собой реальные цели, критически относятся к себе. А такой тип личности как интеллектуальный, присущ людям, которым свойственна целеустремленность, настойчивость терпеливость, они рациональны, имеют оригинальное мышление. Это все также относится к адекватной самооценке. Люди с этим типом самооценки уверены в своих силах, но иногда могут зависеть от других людей, что также свойственно интеллектуальному типу личности [4]. Поэтому интеллектуальный тип личности наиболее выражен у людей со средней самооценкой, нежели с высокой. Таким людям подходят такие профессии как: метеоролог, научный работник, автор научно-популярных книг и статей, физик, химик, хирург, биолог и пр.

Противоположным типом для интеллектуального является предприимчивый тип личности. И, как мы можем заметить из рисунка 1, именно такой тип

высокой самооценке. Точно это можно выяснить на гистограмме, которая представлена на рисунке 1.

В ходе исследования были выявлены достоверно значимые различия в преобладающих профессиональных типах личности, в зависимости от уровня самооценки. Это можно заметить на рисунке 1.

сильнее выражен у людей с высокой самооценкой. Такие люди самоуверенны, тщеславны, склонны к авантюризму. А предприимчивый тип характеризуется тем, что напрямую относится к высокой самооценке. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, любят рисковать и умеют общаться [2]. Имеют высокий уровень притязаний, который также свойственен высокой самооценке. Они настойчивы в достижении цели. Поэтому, можно сказать, что предприимчивый тип, действительно, сильнее всего подходит для людей с высокой самооценкой. Им следует выбирать такие профессии, где уверенность в себе стоит на первом месте, а именно: руководитель, директор, судья, адвокат, брокер, предприниматель, риелтор и др.

В остальных критериях не было выявлено особых различий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что люди с высокой и средней самооценкой отличаются в преобладающих профессиональных типах личности и связь между самооценкой и самоопределением действительно существует. Юношам и девушкам с высокой самооценкой свойственен предприимчивый профессиональный тип лично-

Сравнительный анализ зависимости профессионального типа личности от уровня самоо-

сти, а для средней самооценки в наибольшей степени подходит интеллектуальный тип личности (р < 0,002). Полученные данные будут полезны как

при изучении самооценки, так и самоопределения, а также для учеников, находящихся на стадии выбора профессии.

Литература

1. Антипина Е. А. Актуальные проблемы и теории самооценки в Отечественной психологии // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых: Сборник материалов заочных научно - практических конференций., Владимир, 15-30 апреля 2020 г. - Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2020. - С. 1698-1703.

2. Ананьев Б. Г. О психологической структуре личности // Проблемы личности. - 2019. - С. 230-232.

3. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология. - 2011. - № 1. - С. 54-65.

4. Вишняков А. И., Артамонова М. О. Психологические особенности отношения подростков к родителям и формы их социальной направленности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://srience-educatюam/m/aItideMew?id=13790 (дата обращения: 29.04.2022).

5. Еремеев В. Г. Исследование самооценки у учащихся средней и старшей школы // Будущее науки -2019: сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 25-26 апреля 2019 г. - Курск: Юго-Западный государственный университет. - 2019. - С. 104-105.

6. Хорева С. А., Онуфриева В. В. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 7(88). - С. 37-40.

Статья поступила в редакцию: 29.04.2022; принята в печать: 25.08.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.