Научная статья на тему 'Особенности профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции в современных условиях'

Особенности профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1000
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL PROCESS / SYSTEMIC APPROACH / QUALITY AND EFFECTIVENESS OF TRAINING / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Владимировна, Коновалов Евгений Анатольевич, Селезнев Владимир Игоревич

Представлен анализ потребности государства в качественном и эффективном профессиональном обучении (профессиональной подготовке) сотрудника полиции. Данный анализ осуществлен на основе системного подхода к оценке процесса обучения как педагогического процесса, ориентированного на конечный результат формирование сотрудника полиции как личности, подготовленной, способной и имеющей возможности выполнять профессиональные задачи, с учетом реализации системы «тройственного союза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Владимировна, Коновалов Евгений Анатольевич, Селезнев Владимир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional training of a police officer in current conditions

This article analyses the public need for high-quality and effective professional training of police officers. The authors suggest the use of a systemic approach, which interprets training as a pedagogical processes aimed to contribute to the development of a police officer as a person and as a competent professional within the customer/client/student system.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции в современных условиях»

УДК 377:351.745.5

Н. В. Касаткина, Е. А. Коновалов, В. И. Селезнев

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ) СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Представлен анализ потребности государства в качественном и эффективном профессиональном обучении (профессиональной подготовке) сотрудника полиции. Данный анализ осуществлен на основе системного подхода к оценке процесса обучения как педагогического процесса, ориентированного на конечный результат — формирование сотрудника полиции как личности, подготовленной, способной и имеющей возможности выполнять профессиональные задачи, с учетом реализации системы «тройственного союза».

This article analyses the public need for high-quality and effective professional training of police officers. The authors suggest the use of a systemic approach, which interprets training as a pedagogical processes aimed to contribute to the development of a police officer as a person and as a competent professional within the customer/client/student system.

Ключевые слова: профессиональное обучение (профессиональная подготовка), педагогический процесс, системный подход, качество и эффективность обучения, сотрудник полиции.

Key words: professional training, pedagogical process, systemic approach, quality and effectiveness of training, police officer.

В современных условиях любому государству требуются люди, подготовленные, способные и имеющие возможности выполнять специальные функции, в том числе и в области правоохранительной деятельности.

Академик А. М. Новиков в своих исследованиях пояснял, что «влияние государства на образование — это лишь тактическая адаптация к текущим нуждам. А влияние системы образования относится к стратегии развития страны...» [4, с. 133].

Любому государству, считающему себя гарантом безопасности своих граждан, защищающему их жизнь, здоровье, свободу, обеспечивая правопорядок и противодействие преступности, требуются вполне определенные государственные органы, надлежащим образом подготовленные, способные к осуществлению и имеющие возможность осуществлять данные функции, иначе говоря, профессиональные специалисты — сотрудники полиции. Это подтверждается, в частности, процессами в геополитическом мировом пространстве начала XXI в. Недавние события в регионах Северного Кавказа, в странах Закавказья, Приднестровье, Осетии, Молдавии, Украине, а также в Косово и Югославии, Ираке и Ливии, Египте, Турции и Сирии показали справедливость утвержде-

87

© Касаткина Н. В. , Коновалов Е. А., Селезнев В. И., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 4. С. 87—92.

88

ний о необходимости наличия государственных органов, готовых, имеющих возможность и способных противостоять различным конфликтным проявлениям в обществе. В противном случае, если государственные органы (в том числе органы правопорядка и сотрудники полиции) не подготовлены, не готовы, не способны и не имеют возможности эффективно и грамотно действовать в ситуациях нарушения общественного порядка и общественной безопасности, участь государства будет предрешена.

В этой связи примечательны слова Кевина Карти, старшего полицейского советника Генерального секретаря ОБСЕ, нашедшие отражение в пособии «Наилучшая практика первоначальной полицейской подготовки — аспекты учебной программы»: «... повседневная деятельность сотрудников полиции общественной безопасности базируется на системе основополагающих ценностей, тщательной оценке ситуации и наборе усвоенных профессиональных навыков и знаний» [11, p. 8].

Таким образом, в современных условиях каждое государство должно постараться решить задачу качества подготовки правоохранительных органов, в том числе сотрудников полиции. В данном контексте справедливо звучит утверждение известного русского педагога и исследователя М. И. Демкова, который еще в конце XIX в. писал: «.жизнь народа отражается в его педагогических принципах, идеях и идеалах; педагогические формы служат зеркалом его жизни. Только развитием нравственных идеалов, твердым воспитанием народ упрочивает свое существование, могущество и развитие.» [3, с. 6 — 7].

Проблемы эффективности профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции, проблемы реализации различных методик повышения качества подготовки остаются актуальными и требуют всестороннего обсуждения.

С нашей точки зрения, в ряде исследований различных областей профессионального обучения (подготовки) в системе органов внутренних дел прослеживается тенденция рассматривать эффективность и качество профессионального обучения (профессиональной подготовки) как некие характеристики процесса самого обучения (подготовки), которые должны найти свое отражение в конечном результате (степени удовлетворения сотрудника полиции конкретным требованиям — компетенциям). Иначе говоря, предполагается, что если сотрудник полиции успешно сдал все экзамены и зачеты и прошел итоговую аттестацию, то в целом его подготовленность к выполнению служебных и должностных обязанностей в территориальных подразделениях удовлетворяет комплектующий орган. Таким образом, считается, что если результаты профессионального обучения достигнуты, то и профессиональная подготовка сотрудника полиции эффективна и качественна, то есть такой сотрудник готов, способен и имеет возможность выполнять профессионально-служебные задачи, возложенные на него государством.

Однако это не совсем соответствует действительности. Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, представляет собой педагогический процесс, который реализуется на начальной стадии профессионального обучения.

Процесс понимается как «совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата» [6, с. 1075]. Исходя из этого толкования можно сделать вывод, что профессиональное обучение (профессиональная подготовка) представляет собой процесс, который создает условия для последующего становления и профессионального развития личности сотрудника полиции, способствует сохранению мобильности и возможности выбора сотрудниками полиции конкретного направления (специализации) в их дальнейшей служебной деятельности. Кроме того, профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции — это и системный процесс, в котором будущий специалист овладевает необходимыми и достаточными с точки зрения требований к профессии, свойственными или относящимися к конкретной профессии знаниями, навыками, умениями и опытом для формирования профессионально-компетентной личности специалиста.

Прослеживается следующая ситуация. С одной стороны (со стороны государственного заказа — государственного требования), сотруднику полиции в современных условиях необходим большой объем теоретических знаний в области его профессиональной деятельности, который предполагает и самостоятельное использование их в деятельности. С другой стороны (со стороны общества, социального заказа — социального требования), сотруднику полиции требуются узкоспециализированные знания, ориентированные на выполнение различных алгоритмов действий в условиях повседневной служебной деятельности органов внутренних дел.

На наш взгляд, в современных условиях в процессе обучения крайне важно учитывать существующий уровень развития общества, социальных слоев и групп, а также ближайшие перспективы развития общественных отношений (элементы профессиограммы полицейского), опираясь при этом на всесторонние характеристики деятельности органов внутренних дел, в том числе сотрудников полиции.

Сотрудник полиции, успешно прошедший профессиональное обучение (профессиональную подготовку), должен быть компетентным в самостоятельном использовании полученных знаний, умений, навыков в конкретных условиях профессионально-служебной деятельности и обладать способностью и возможностью к переходу в различные области профессиональной деятельности (например, сегодня — участковый уполномоченный полиции, а через некоторое время — сотрудник по обеспечению безопасности дорожного движения).

Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) на современном этапе должно соответствовать тем реальным ситуациям, с которыми столкнется сотрудник в своей практической деятельности, и быть ориентированным на решение как учебных задач (по определенному образцу), так и практических вводных (обеспечение общественного порядка при проведении общественно-политических, спортивных, культурных и других мероприятий).

К. Карти в упомянутом ранее пособии также поясняет, что в государствах — участниках ОБСЕ «для выполнения своих профессиональных обязанностей полиция общественной безопасности должна совер-

89

шенствовать набор основных профессиональных навыков. К их числу относятся использование полицейской техники, навыки общения и самоуправления, а также навыки надлежащего владения огнестрельным оружием» [11, р. 27].

Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, с учетом небольшой продолжительности самого процесса обучения (от 4 до 6 месяцев) в большей степени должно быть направлено на оценку готовности и способности сотрудника к овладению необходимым минимумом содержания программы обучения. Кроме того, обучение (подготовка) должно включать и оценку подготовленности сотрудника (его компетентности) в разных областях профессиональной деятельности в условиях дальнейшего формирования, профессионального становления и развития личности — личности сотрудника полиции.

С. Ю. Головин уточняет, что в педагогическом смысле понятие формирование — это процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности — мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д. [2].

Следует отметить, что в Соединенных Штатах Америки концепция «полицейского профессионализма» до настоящего времени опирается на идеи А. Фольмера: принципы служения высшей цели, строгая образованность, широкие полномочия и коллегиальность управления [12]. Данные принципы созвучны концепции профессионализма С. Хантингтона, включающей компетентность, ответственность и корпоративный характер профессии (в том числе профессии полицейского) [10].

В Российской Федерации полицейская деятельность на современном этапе базируется на следующих принципах: соблюдении и уважении прав и свобод человека, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественном доверии и поддержке граждан, взаимодействии и сотрудничестве, а также на использовании достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем [5]. При этом шесть из семи названных принципов деятельности имеют, с нашей точки зрения, ярко выраженную гуманистическую направленность.

Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) — это и педагогическая система, которую В. Г. Афанасьев определяет как некую «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Чтобы всесторонне познать систему, нужно изучить прежде всего ее внутреннее строение, то есть установить, из каких компонентов она образована, каковы ее структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность» [1, с. 99—101]. В. А. Якунин уточняет, что педагогические системы представляют собой «системы динамические, так как они функционируют в условиях изменчивости различных факторов внешнего окружения, а также перемены внутренних состояний системы, вызываемой этими факторами» [9, с. 24].

С точки зрения системного подхода к профессиональному обучению (профессиональной подготовке) сотрудника полиции весь процесс развития кадрового потенциала органов внутренних дел на современном этапе может быть представлен следующим образом.

В начале обучения (подготовки) имеется информация о том, кого нужно учить (о самих сотрудниках, их базовом образовательном уровне, мотивации к обучению, результатах входного контроля и др.), то есть фактическая модель сотрудника полиции. В качестве условий рассматриваются требования и потребности внешней и внутренней среды (потребности руководства в сотруднике, способности, возможности, личные и деловые качества сотрудника, уровень его базовой компетентности, готовность образовательной организации и т. п.). В совокупности условия должны определить, как обучать сотрудника в направлении решения поставленной цели, — это ожидаемая модель сотрудника полиции по окончании обучения (подготовки).

Одной из основных целей профессиональной подготовки кадров в системе МВД России является подготовка квалифицированного конкурентоспособного сотрудника органов внутренних дел, способного к эффективной профессиональной деятельности [7, с. 3]. Поэтому, по нашему мнению, профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника органов внутренних дел должно осуществляться на основе следующей системы, или взаимосвязанного «тройственного союза»:

1) работодатель — заказчик (напр., ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области);

2) исполнитель — образовательная организация (напр., профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского университета МВД России);

3) работник — слушатель (в нашем примере — сотрудник полиции, в зависимости от образовательного уровня, объема и формы реализации программ обучения).

Таким образом, при условии соблюдения данного союза трех составляющих системы по окончании профессионального обучения (профессиональной подготовки) мы получим результат, соответствующий определенному уровню качества подготовки, и сможем оценить процесс профессионального обучения сотрудника полиции. Мы получим эффективно действующего сотрудника органов внутренних дел, или реализованную на практике и востребованную модель сотрудника полиции XXI века, структура и компоненты которой могут стать предметом дальнейшего обсуждения.

И в завершение хотелось бы привести слова российских исследователей В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева и Е. Н. Шиянова: «.общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность» [8, с. 264].

Список литературы

91

1. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. № 6.

92

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск, 2000.

3. Демков М. И. История русской педагогии. Ч. 1. М., 1899. С. 6 — 7.

4. Новиков А. М. Развитие отечественного образования: Полемические размышления. М., 2005.

5. О полиции : федер. закон Рос. Федерации от 07.02.2011 г. №З-ФЗ // Рос. газета. 2011. 7 февр.

6. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1986.

7. Современные образовательные технологии в профессиональной подготовке кадров МВД России : словарь понятий, терминов и актуальной лексики / авт.-сост. А. А. Кочин, Ю. В. Аманацкий, Я. Л. Алиев, В. В. Балахонский. СПб., 2015.

8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002.

9. Якунин В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. СПб., 1998.

10. Huntington S. P. The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations. N. Y., 1957.

11. Carty K. The Good Practices in Basic Police Training — Curricula Aspects, by the Senior Police Adviser to the OSCE Secretary General / / SPMU Publication Series. 2009. Vol. 5. URL: http://www.osce.org/policing (дата обращения: 15.06.2016).

12. Vollmer A. The Police and Modern Society: Plain Talk Based on Practical Experience. Bercley, 1936.

Об авторах

Наталья Владимировна Касаткина — преп., Санкт-Петербургский университет МВД России.

E-mail: k7-nata@yandex.ru

Евгений Анатольевич Коновалов — преп, Санкт-Петербургский университет МВД России.

E-mail: kvl-75@mail.ru

Владимир Игоревич Селезнев — ст. преп., Санкт-Петербургский университет МВД России.

E-mail: seleznevvl@mail.ru

About the authors

Natalia Kasatkina, Lecturer, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

E-mail: k7-nata@yandex.ru

Evgeny Konovalov, Lecturer, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

E-mail: kvl-75@mail.ru

Vladimir Seleznev, Assistant Professor, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

E-mail: seleznevvl@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.