Научная статья на тему 'Особенности проектного управления в сфере культуры'

Особенности проектного управления в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2815
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВ-НОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТНЫЕ ОФИСЫ / ФОРСАЙТ / PROJECT MANAGEMENT / BEHAVIORAL ECONOMICS / METHODS OF PERFORMANCE ASSESSMENT IN CULTURE / PROJECT OFfi CES / FORESIGHT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарновский Владимир Викторович

В статье выделены особенности проектного управления в сфере культуры, которые обусловлены специфи-кой самих культурных благ и формируются из-за сложностей выработки целевых показателей, позволяющих оценить эффективность деятельности. Переход к проектному управлению в сфере культуры поможет повысить инвестиционную привлекательность данной сферы для частных инвесторов и сформировать систему финан-сирования культурных благ через механизм частно-государственного партнерства. Предлагается типология проектов в сфере культуры и критерии оценки их эффективности, а также комплекс научно-исследовательских мероприятий, направленных на формирование методолого-теоретичеких оснований проектной деятельности в сфере культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF PROJECT MANAGEMENT IN THE FIELD OF CULTURE

The article highlights specifi c nature of project management in the cultural sphere that results from specifi c nature of cultural goods themselves and is caused by the complexity of developing targets for assessing performance effi -ciency. Transition to project management in the cultural sector will help improve investment attractiveness of this sec-tor for private investors and develop a system of funding of cultural goods through the mechanism of public-private partnership. The article presents a typology of projects in the sphere of cultural management and criteria for assessing their effectiveness as well as discusses a number of research activities aimed at forming methodological and theo-retical grounds for project management in the sphere of culture

Текст научной работы на тему «Особенности проектного управления в сфере культуры»

♦-♦

vlad imir-tarnovakiyYfmail.ru Владимир Викторович Тарновский,

руководитель управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, соискатель Поволжского института управления УДК 338.24 008 им. П. А. Столыпина РАНХиГС

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ культуры

Встала выделены особенное™ проектного управления а сфере культуры, которые обусловлены спецификой сами* культурны* 5паг и формируются из-за слсчкнооЯЙ выработки целевик показателей, позволяющих оценить эффвктиеность деятельности Переход к проектному управлению в сфере культуры поможет повысить инвестиционную привлекательность данной сферы дпя частных инвесторов v сформировать систему финансирования культурных благ через Ьиеманиш част но государственного партнерства Предлагается типология проектов в сфере культуры и критерии оценки их эффективности. атэ*же комплекс научно-исследовательских мероприятий, направленных на формирование методолого-теоретичеаих основания проектной деятельности в сфере культур ь,

Ключевые cncaa: проектное управление, rj wed енчвогзяэкономике, инструувитарий оценки эффективности а сфере культуры, проектные офисы, Форсайт

Tawovskiy

SPECIFIC FEATURES OF PROJECT MANAGEMENT IN THE FIELD OF CULTURE

Tie artrele highlights specie nature of project гпапЙ|&гпепЕ ¡n jtie cultural sphere! that results from specific nature of cultural goods themselves and is caused by ihe complexity of developing targets for assessing perfoimance effi ciency Transition to pro|ec! management in ihe cultural sector will help improve investment attractiveness of thre sector fcf private investors and develop a system of funding oFcultural goods ttirough the mechanism of pиDiic-private partnership. Г he article presents a typology 01 projects: I n the sphere of cultural management and с r Her: a tor assessing t.heir effectiveness as well as discusses a number of research activities aimed at forming methodological and theoretical grounds fof project maragement m the sphere of culture.

Keywords: project management, behavioral economics, methods of performance assessment in culture project offices, foresight

В самках Дальнейшей оптимизации системы Сосуда рстзаиного уг=ра?пенип и прошения эффектарнр-сти ее функционирования особую аетуальность приобретают методологические вопросы использования проектного упрзвпения в органам государственной власти. В соо1ьегствии с Постановлением Праниiель шва РФ dt 15 10- 16 г Na 1D5D кСо органи зации проектной деятельности в правительств е РФ* органам государственной врасти субъектов РФ рекомендовано переити к проектной организации деятельности

Йоздание проектных офисов в сфере управлении культурой позволит повысите инвестиционную привлекательность данной сферу для частных инвесторов, что в рамка к поиска оптимальных схем финансированной рагвятия частно-государственного партнерства является весьма актуальным и своевременным Использование праеитно.-о подхода дпя упсаепс-чия & сфере ^упьтур-ы вызывает ряд методологически* и теоретических во просо а обусловлен ныл как спецификой самих олаг, генериру&мых в данной сфере так и проблемой оценки эффективности ее функционирования п _|епом Традиционный мет од о логический подход. используемый для оценки эффективности в рыночной экономике Спирающийся на анализ затрат и

полученных результатов для сферы культуры, яшта ется мопффек^иЕзным Переход к проектному управлению в сфере культуры требует разработки новых механизмов оценки. Можно выделить следующие суще ствующие подходы к оценке эффективности данной сферы.

1 Экономический (рЫЙОччфй) ход, в рамках которого предпринимаются попытки обосновать вклад культуры в социальио-йконамичесхое развитие. Здесь культурные блага рассматриваются как идентичные Традиционным ресурсам и а*цент дегаетсн ьа их ис черлаемости, а основ НЬ1М вопросом является ".бесге-чение меж соколе иной справедливости ¿1 тросби в свои и работах сравнивает Культуру с природными ресурсами и предпзгэет использовать для ее измерения I еже методу С Гочки зрения Д ТропС^ необходимо поддержание «одинакового уровня благосостояния или .полезности мехду поколениями, выражаемого через потребление на душу населения, или кал вклад ресурсов или запаса капитала» [11, с 256] Следует не талпко равномерно распределить Потребление олаг среди поколений, нон обеспечить дополнение ресурсов, вп мнение средств и сил каждого поколения в поддержание сложившегося Культурного

уровня Обеспечение подобного распределения возможно на haul аэгпяд, только через формирование системы культур и tx ценностей Важными выступают вопросы мотивов, целей, установок не только _отре-бигельского на-и чсохранягсшегау! Поведения, которые на сегодняшней де^ь остаются за предками предмета экономич'медй науки. Некоторые аспекты лро-бпамы ужа получили освещение в рамках межд и сци-п пи на р^ого эконом и ко-псййолопн четкого подхода Так, подход А.Ю Маркеров a к проблеме воспроизводства экономических агентов позволяет рассмотреть особенности повед е н и* а гентов знутрн ы мел<д у по колен ням и, не упуская при этом экономическую сущность предмета деятельности {в денном случае особенности культурных благ как благ общественных и вопросы их сп развд п илого расл реде п ен ия) J5, с 122] трад ицион-ный экономический подход предлагает прежде acero оценивать эффективность по объему латоат выделяемых на решение постаепенных целей и полученные результатов Ключевой "ройлемой здесь выступает выделение не ¿и* цепевы* показателей по которым можно судить об эффективности системы в целом Если данные целевые локазатепи формировать только на основе принципов рыночной эффективности это в долгосрочной перспективе может провес™ к невосполнимым потерям о&ьектов культурного наследии Потери метут возникнутьвследствие «эффекта колеи», □ писанного в ряде работ íi Ю Музычук [G, с. 27-23] Суть эффекте коле« заключается в том. что культурная деятельность it о падает в зону «рыночных провалов'-и при их возникновении всегда необходимо вмешательство со стороны государства, что а первую очередь обусловлено само^ спецификой культурных благ

2 Институциочапьно-поведенчвский подход Ё рамкау Да итого подхода Предполагается Оценивать не только экономическую эффективность, но и влияние, которое расходы на культуру оказывают на формирование соответствующих институтов В качестве примера можно привести ситуацию, когда государственные расходы г, а культуру веду к формированию «культуры экономики» те кпких неформальные институтов и поаеденческ** паттернов экономических агентов, положительно влмяющих на эффектуbüoctl ее функционирования Рост экономической культуры может влиять на производительность труд а отдельно ■ го работника и эффективность его трудовой деятельности в целом Под экономической культурой мы будем понимать некую совокупность це>шосте11 и норм поведения. рутин связанны* с национальным характером Менra™rtíetom, особенностями национального мышления, которая выражается в экономическом поведений агента Кроме того здесь можно говорить с том, что государспвеннь е вложения в культуру способствуют росту национальной идентичное™ экономических агентов mío противостоит набирающему а последние годь процессу разрушений собственных тультурных традиций; сопровождающейся их поверхностной заменой культурными традициями других стран Расходы на купьтуру частично позволяют решить задачу по созданий в долгосрочной перспективе национально ориентированного Бизнеса

3 Субъективный подход Суть данного подхода заключается в том. что оценка эффективности функ*

ционирования сферы культуры проводится на основании субъективной оценки удовлетворенности самих потребителей культурных благ При таком подходе приоритеты по финансирован^ поп учат те проекты а сфере культуры, которые отвечают ожиданиям сформировавшимся у конечных потребителей Сфера культуры следует за потребителем, что в Конечной ;iTcre может привести к разрушен ид культурней средь=1 I» формированию ориентации только на массовую нультуру

Выделение этих подходов весьма условной не дает нам четкого понимании, каким образом необходимо оценивать, эффективность функционирования сферы ■гупьтуры в целом С точки зрения проектного управления объектами культура сложность аыделения целевых показателей результативности проекта ведете невозможности его успешной реализации. Отсюда □ озниэдет необходимости проведения специальных мождис ци п п и н арных ис спедо вэ ни й позволяющих выйти ча систему показателей оценки эффективности функционирования кэ* всей системы в целом, так и эффективности реализации отдельных проектов а сфере культуры в частности Как мы определили ранее. существующие статистические данные не позволяют проследить четкие генденции взаимосвязи при -ичаемых государственными структурами управленческих решений и изменения Эффективности функционирования данной 2феры Ча нан; аагляд кеобходи-чо рассматривать проблему сценки эффективности в сфере культуры в междисциплинарном комолексе. а че только з рамка* трад и донных экономических ло-квза^йпей [9. с. 61-68] Например, чтобы дать ответ ■ia вопрос а причинах снижения или роста посещаемости объектов купьтуры недостаточно опираться только на осьемь. их финансирования. Неоокодимо проводить специализированные исследования, раскрывающие особенности поведения, связанного с потреблением культурных благ Следует заметить что в рамках поведенческой экономики экономически психологии а также традиционного маркетинга существует ряд исследований поведения потребителя Подобные исследования включают тькие направления как управление поведением потребителя (МЛО Горбунова, О.Ю Прнукалива (2, с 73]. В.А.Титова, Д. 6 Глебова ТВ Титова [10. с. i5<s-lSSj и др.). рациональность потребительского поведения (В И Ма-евский, Д.С ^рнавокий ¡4, с. 71-65] и др.). особенности принятия ре-иен/i-'i потребителями и психологические эффекты, предшествующие и следующие за принятием П01ребительских реше>ий i.A.А. Урклина [1?, с 20-24], 3 3 Петрув [7. с 46-JBJ, Ю.Е Логин реа [3, с 38) и др.). однако специальны* междисциплинарных исследований поведения сняэзнногос потребле нием культурны* благ, в должном объеме не проводилось |1, с 5^4] Подобные исследования на наш пз глгтд, могпг'бы дат- информацию, необходимую для принятий управленчески* решений и а сфере культуры, особенно при переходе * прсехтному управлению о части выбора приоритетов из множества проектов Большую роль а исследованиях потребительского поведения играет проблема ожидании и и* соотнесения с реально полученной полезностью [13, с 3SS] или так называемый «излишек потребителя* Причем если

мы говорим о сфрре культуры, здесь имеет место не столько количественный (соотнесение ожидаемой цены с реальной), сколько качественный | объем полученной информации или удовольствия удоэлетворе-ние интереса'1 излишек 1акая постановка вопроса приводит нас к двум факторам, которые сложно оценить' только экономическим инструментарием оценка качества услуг, лре доставляемых культурными объектами, а также оценка ожиданий - предложении населения, культурных ценностей и общего культурного уровня

Кроме того, существует возрос оценки культурных бгэг Д Трос с и в своих работах делает попытки определения ценности общественных культурных благ [11. с. 551] Паегомнепию сложна ответить на зол рос, какова природа ценности культурных ялаг определяющих культурную идентичность населения, формирующих традиции и ценности С этой точки зрения возникает необходимость разделения культурной ценности и ценности экономической каторге не всегда коррелируют друг с другом Дпя оценки эффектив кости

в сфере культуры мы предлагаем, опираясь на междисциплинарную методологию, использовать экономике кии, социологические и психологический инструментарий (рисунок).

При такой постановке вопроса переход к проектной методология организации управленческой деятельности представляется наиболее актуальным Разбиение общей стратегии на множество отдельных конечных проектов позволит учитывать з качестве индикэ' горов эффективности не только экономические но и поводйнчеекие фа-лоры. Однако возникает проблема организации наиболее оптимального образа взаимодействия агентов в ргмкэх проектной методологии

В сфере культуры при переходе к проектному упраалени-о в первую очередь необходима разработ-

ка собственной системы целевых пока загге пей. позволяющих оценнчь эффективность реализуемого лроектз Ниже представлена типология проектов о сфере культуры и критерии оценки их эффективности (таблица)

Данная типология нуждается в дальнейшей теоретической rtpoработке. Например, можно предложить и дсугую ти л ологи ю {гтр о а ктъ на л равле н 11 ые и а сохранение имеющихся обьектоэ культуры, проекть направленные на саздзчие Ноеыч культурных благ проекты направленное на оказание культурных услугу и т.п.

Самсй популярной и разработанной нэ данный момент методологией проектного управления выступает твк называемая Agi'e, или гибка* методология Сам термин появился в начале 2ÜQO-X гт в С LUA в рамках организаций деятельности в сфере информационных технологий Основными принципами организации деятельности являются следующие

1 Принцип деления Работа ведется небольшими отрезками времени (итерациями) продолжительностью не более месяца Данный принцип позволяет обьентиино отслеживать ход работы и сроки выполнения

2 Принцип целостности В конце кзнздага периода времени (каждой итерэции)заказчиклопучаетготовую ча сть создева е мог о я род уггга ил и в ыл о лн ен ной yen уг и. Данный принцип определяет саму спецах и-у деления на итерации деление не повременным промежуткам этапам, а по работам, которые должны о* ть Поли ос i ью выполнены

3. Принцип сотрудничества. Проектная команда на протяжении всего выполнения проекта сотрудничает с заказником

А Принцип изменяемости В отличие от сгэндарт-чого планирования, в котором изменения скорее зэ-

Г

'".SlíOHOMJlHCCJímí

инструмент ajini'i

Од(?й№ эффективности и сфере культуры

СЧчшолотческнгг ппструментирнп

X

репяалпгичеейш взцлрунаггарин

s--ч

Auajiíii ствтн сткчсс mi л

данных

Связь ли петиций

И (К^УДМШ'ИЙНОСШ

Опрос населения

Опрлли качества услуг

I

ricnXOML'ipiflLXSIfk,'

методики

uphhiwtii няссиеннл

Выявление *

L_ йредпоЧтеанЗ _d

Комплексная оценка ^фиктивности и сфера культуры

Прйдпгакения ГК1 тчппппш5дцт1 прпеитпв всфере культуры

Направленности проекта Критерий иценин эф фе кт намости проекта Цепевзн функция проекта Принципы ре л ши а и и и проектов Приоритетные источники финансирования

РыНОЧНО1 itúHOMHHü-CHHH iHh прио ni пи и Сфпре иртьтуры Экономический зф-ц&ситицноегь. рента-ЙоЛьКОсчь ПповрощоНко K^ÍHv ТурШ И tiílJnftt рСЩИПцИЯ ча M¡aW0íi>rt> попроси ТП гн. ÍMHHÍHHO пупьтурш^-я стандартен. ИчОДрСНИО кУЛьТурНк* еТврвОЛЦПй! Оинаноировзмио массйДО культуры is счет выздоприе.. ■брстаюлн Рооли^аци* и-ри. внго« счет ч^етны-н

Пеихвлого- Т|Л1 nteuKTSt Я rispo КуЛЬТурЫ СоогистсгиИА i**' дания» потребителей, ancHíMHHííKsa ^Иф>= нтй-виость, ис-npflbSCIHÍhHO Ииив-□ РЛИОЧН'Ь:^ ЙОТв К ПйСЬратиннй КуЛь^ турс< » ШаКсималЕг- не доступно Йлпго сНИзре^ия *уль~ *У|»чЫ* стандарт« Р&аЛИ JUILAS ПрФОКТФ» г сфира нуЛоТу-ры с учетом очнданий и продпочГечи* ПОТ^НТОПЙЯ культурны* Зи1Д' С СО-крйпением ориентации HI национальны« И ПЙЩЧМЩЗПНЫС fly¡q«H4i¡<! И куГЬ турите цечисгтр Формирование напит видинич ofjMHTÍi И ИИ фумкцей с íicrlon ьзо вп и*ем форсяит-«ееп-й iTusTfi О-^дущого. вивлиоток* 5yjvlijorn. ^узей Будущего и Г,д.) в-и^анСирФвакио чультур^. ¡i разках нотосударствеч-Hífí ríafíTHOpíiíi В [uiyi¡ax Проемов тооудзретво а первую очрредь ::осрвд^,.тлч)Лв5' от фпнаНгир^^чИе на сохранении «1 naíÜHTHH Kfllol уриых 5ЛаГ, л части ий лектор и а пре^ктйи «Манных б культурный обслужив ам ие

Историк?-чулмуриый ТИП Проектов 5 сфсро куЛотуры Кулогурнап цен- ночттй сЗъэк^оп, методы восстановлении -i COXpnMOHlflH Бо сот зчо блэ нме пуп игорного наело дня продыдущмл лотолен^й Сохранение традиционных культурных finar, обыэктов «yHBfypiiofí «я слсдия. посстановлени; и рвстовра-цл* культурны* 6пэ> прсДыДуш»" поколений ЛосуАарсточннов финансиро-ВЭ-:НЦ0 С r7|J-HlBriC40flH0M бЛЛГП-таоритепьн ы* т-редеи и мс ц^иатСТвя

медляшт работу, данная технология наоборот приветствует постоянные изменения, которые сразу *¡e вклкзча.стся а работу.

Нее о пруженным глазом видно, что простом наложение^ Привить Подобную методологию б сфере культура практически неефЭ М WfCHO Во-первых, поэ-н икает вопрос, кто является за на зч и ном выполнения проектов государственные структуры определяющие целевые ориентиры, культурные фонды и учреждения, являющиеся, по сути, посредниками При передаче культурных благ конечному потребите пю и пи сам конечный потребитель-население. Исходя из ответа на этот вопрос возникает следующим как обеспечить непрерывное взаимодействие с заказчиком? Если с фондами эгс возможно хотя бы предс1аьигь, го вэг-и моде иста и с с государств енныМИ структурами сопряжено с бюрократическими барьерами, а с населением - со сложностью организации взаимодействия. Использование принципа изменяемости проектов в сфере куп^гуры -oetiyei дополнительной проработки

Е данной методологии особый интерес для нас представляют принципы деления и целостности На наш взгляд, лереход с дорожных карт, предполагающих постановку одной долгосрочной цели с временными отсечками ^ иршеричми; оЦркки к выполнению проектов, состоящих из гамостоятельных законченных участков, позволит выйти на определение критериев эффективности Принятия упрэвленевских решэ нии Исходя из предложенного выше квмллексного инструг^ен i врин. проектная деятельность може! и долина включать большую исследовательскую часть потребительских предпочтений населения с применением инструментария не только э^онс ми ческой, но и других наук.

Дня создания проектных офисов а сфере управления культурой чэряду с организационными мероприя-

тиями необходимо выполнить ряд исследовательских мероприятий В рамках этих мероприятии необходимо

1 Провести масштабные фсрса-ит-сесси и с разными группами потребителей культурных благ, направленные на понимание юго должен аыглнде1ь театр Будущего, библиотека будущего, музеи будущего и т д Данные сессии необходимы для достижения консенсуса по поводу гсго. ка^ую Функциональную нагрузку должны нести объекш культуру в будущем сточки зрения Потребителя этик благ и государства Дп* участия в данных сессия* необходимо привпеч^ молодежь и создать у населения максимальный интерес к обсуждаемым проблемам через проведение различных общественных обсуждений передач на телевидении, обсуждений на страницах ПечаГньх изданий и в интернете

2 Провести комплексное междисциплинарное псн-.олого-экономическое исследование предпочтений потребителей культурных благ разных групп населения учитывая половозрастной и социальным г.1а:ус з также уровень дохода потребителей культурны* бпаг Цель данного исследовательской блока заключается в формировании достоверной картины о ТО у, какие культурные блага население предпочитает потреблять а «амом объеме и сколько оно готово за потребление этих бпаг ппатить Данный блок должен сличаться на использование психологического и социологического инструментарий. В рамках этого блока необходимо провести исследования дпя выявления ценностных ориентации российском молодежи г.а* основного потребителя культурных бпаг в будущем Еще одной задачей реализуемой на этом этапе, должно стать выявление пред почте ни й населения между тремя грулпами проектов проектов, направленных на сохранение имеющихся культурных объектов м благ проектов, направленных на создание новых культур-

ных благ и объектов, проектов, нэпрэвпенных на оказание культурных услуг населению.

3 Проведение экономических и статистических исследовании направленных нэ выявление особенностей связи между объемами инвестиции и результативное-»', деятельности сбъекгов культуры {театр ы библиотеки и т.д.}, а также проведение дополнительных исследований лричич возникновения «болезни цен», выявленной для сферы культуры В Бэумолем. В Ьоузпам и А.Я Рубинилейном [Ё. с.

4 Проведение блока экономико-психологических и ней ропсихо логических исследований, направленных № вI.явление зависимостей между кул^турншмн благами, потребляемыми индивидом, и производительностью его труда

5 Проведение комплексных исследовании телевизионного контента основных телевизионных каналов на предмет наличия лередэ-ч о культуре и кэракгери-стр1 к соответствующей им потребительской аудитории

С Г 1роведение Исследоза«ий основного регионального интернет-контента организаций культуры на предмет количестве пользователей и лругиххарактеристик, позволяющих помочь оценить популярность ресурса

В заключение следует сказать что переход к проектному упраэлению в сфере культуры требует не только реализации комплекса организационных мероприятий и мероприятий, связанных с подготовкой и обучением государственных служащих компетенциям, необходимым для проектного управления. Для решения данной задачи необходимо проведение комплексных психопат -окон омических научных исследований позволяющих сформировать методологически й и теоретические фундамент проектной деятельности с учетом специфики генерируемы* в сфере культуры благ

1. Бгъкузлл Р.. Миниард П., Энджел Дж. Поведение ги гресителей 10-еиэд СПб., 2007

2 Гэрбунэяи М ю Лонуигали-Чп О ю Управление побе двнием iT41ipb6hTb.tr в кОНтвксте эмчцийнапьно-ромМУни-квглиного ейр&иеа ■'.'социологические панин 2012

ns -1 с 7в-8£.

3. Лзаикваа Ю £1 Анализ эффектов, наблюдаем-ых а победе нии потрейит&леР' ИЭкономн<а и управление и XXI вчkü тенденции развитии 2012 Np5. С. 38-41

4 ¡ЦмвасиО В ОДшМЙОДЭД 0 рациональном пайеды-нни реального лотребигвпя l'l Вопросы экономики. 2007 Ne 3 С. 71-35

5 Маркелов Л Ю Воспроизводство экономических агентов' нйвдиециппииарный педиод (материалы семинара ,-13 РЛН vИнституциональная теория и ее приложенннв)

Лсихолого-экономические иесг>вдоНан,1я 201 ^ Т 3-9 NB 3 С. т^-135.

Б Муэцчук а.Ю Очч^гтеенн^я ПОДбрИИИ купьтурнои деятельности в рыночньй экономики: Ёопраеы пеорли и практики: аэтпрвф. дне. д-ра эюн наук. M,, 2013

7 Летруе Э.Ё Аналиа противоречий, определяющих уровень оппортунизма н экиномичегшм певвдвчии ПСТрЁСИ-*ел&(т /' Горизонты экономики 2012 No 1 С

8. Рубинштейн А.Я Опекаемые блага в сфере культуры признаки и последствия «болезни цон:- М. Институт экономики РАН, 2012.

9. Тариовский B.S. Инновационный подход к анализу (Гикэнск>роезния объектов культурного наследии tl Инновэ цтннвйдейтельношь, 2010 № 2 (37}. С. 61-65

1Э ~i/пю$й ВА , Гпебовэ J] Я Титова? 6 Управление

1<№№Н№М ГЧИреЙГецвЙ Ü М^чдунлродный нурнаЛ ПрШЧД-ны* И ¡ЙндэМента ЛЬНЫ* Исследований 2011 №7 с 164-155

11 ТросбиД ЭКОНОМИЮ и куПыурд ГВр с англ И Куш-нзревой, Нац послед ун-Т «Высшв== щ«дПа nmi ki мнк и г М 1ТЗД ДпМ ВЫСШЕЙ ШКОПЬ- ШпкаМИКИ. 201 3

12. Урглйна А.А Исследование проблемы принятия решений е эдажмчинеедом поведении потребителейBetTHwi Московского государственного областного университета Сирия Ппихололичккке нвуни 2011 Н&4 С.2D-24

13. Auspitz R.. Lieben R. UnlersuCiungen Über die Theorie Oes Preises' FeksimHe der I&8& in LF?ipr.g erschienenen ErsT ausgabe i Klassiker der ^а'юг.эЬкопопгие; Tasche nbticb - 25 April 1993

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.