Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ КАФЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ КАФЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / ДИЗАЙН КАФЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА / КОЛОРИСТИКА / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ / ЭСТЕТИКА ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлева А.Д., Матовников С.А.

В статье обсуждаются приемы и средства организации пространства кафе с учетом композиционных особенностей и психологического восприятия посетителей. Предлагается анализ интерьеров кафе для определения структурного баланса и эстетической целесообразности выбранного дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DESIGNING THE COLOR DESIGN OF CAFE INTERIORS

The article discusses the techniques and means of organizing the cafe space, taking into account the compositional features and psychological perception of visitors. The analysis of cafe interiors is proposed to determine the structural balance and aesthetic expediency of the chosen design.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ КАФЕ»

УДК 7.017.412

Яковлева А.Д. студент

Научный руководитель: Матовников С.А., кандидат архитектурных

наук (архитектура) профессор кафедра "ДиМДИ" заведующий кафедрой Институт архитектуры и строительства

ВолгГТУ Россия, г.Волгоград

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ КАФЕ

Аннотация. В статье обсуждаются приемы и средства организации пространства кафе с учетом композиционных особенностей и психологического восприятия посетителей. Предлагается анализ интерьеров кафе для определения структурного баланса и эстетической целесообразности выбранного дизайна.

Ключевые слова: дизайн интерьера, дизайн кафе, проектирование интерьера, колористика, цветоведение, цветовая гармония, эстетика пространства.

Yakovleva A. D. student

Scientific supervisor: Matovnikov S.A., candidate of architectural sciences

(architecture) professor DaMDA Department Head of the Department Institute of Architecture and Construction of VolgSTU

FEATURES OF DESIGNING THE COLOR DESIGN OF CAFE

INTERIORS

Annotation: The article discusses the techniques and means of organizing the cafe space, taking into account the compositional features and psychological perception of visitors. The analysis of cafe interiors is proposed to determine the structural balance and aesthetic expediency of the chosen design.

Keywords: interior design, cafe design, interior design, coloristics, color science, color harmony, aesthetics of space.

Актуальность. В современном мире большую роль в жизни каждого человека играют общественные заведения, в частности, предприятия общественного питания. С развитием этой индустрии развивается и дизайн кафе, который должен соответствовать требованиям безопасности, эргономики, санитарным и противопожарным нормам, учитывать архитектурные особенности помещения, быть удобным в использовании всеми категориями посетителей. При этом учитывается и то, что проектирование дизайна кафе должно соответствовать концепции и деятельности заведения, то есть, иметь собственную стилистику, которая находит свое выражение прежде всего в цветовом оформлении. От визуального восприятия дизайна интерьера зависит, будет ли заведение пользоваться популярностью у посетителей. Умение балансировать цветовыми сочетаниями и работать с контрастами - это основное условие создания эстетически грамотного интерьера.

Цель исследования: выявить особенности цвета и цветового контраста в проектирования дизайна кафе.

Научная новизна предложенной статьи состоит в осуществлении практического анализа интерьеров действующих кафе на предмет оптимальности выбора цветовых сочетаний, а также в методологической систематизации полученных сведений.

Проектирование интерьеров кафе - это всегда работа с индивидуальными потребностями заказчика, его предпочтениями и видением. Тем не менее, методология дизайна диктует свои приемы и правила, которые в проектировании интерьеров кафе являются базовыми. Важнейшее требование к любому решению интерьера предприятия общественного питания, как в целом так и отдельных его помещений - это функциональная целесообразность. Она предусматривает последовательное решение задач по организации пространства, разработке функциональных зон, расположения оборудования, мебели (столов, стульев) с учетом эргономики.

Безусловную важность имеет то, что структура проектируемого интерьера кафе должна быть выстроена гармонично и давать эмоциональный отклик как в целом, так и в частности, для этого в дизайне есть специфические композиционные приемы работы с пространством. В частности, выделим световое оформление; актуальность и сезонность в оформлении; стилистическое соответствие; ритмичность.

Особое влияние на эмоции посетителей и их восприятие оказывает цветовая гамма интерьеров. В.А. Мартынова писала о том, что при помощи грамотного цветового сочетания в создании дизайна интерьера кафе можно добиться не только неповторимости, но и «оказывать влияние на активность посетителей, а даже и на их аппетит, что будет способствовать востребованности заведения» [4, с. 159]. На примере анализа интерьеров зарубежных кафе автор делает заключение о том, что в кафе с холодными

оттенками посетители проводят гораздо больше времени (кроме фиолетового из-за его активности), тогда как теплые цвета, в частности, красный, провоцируют аппетит, способствуют пищеварению. Красный стимулирует принятие импульсных решений (импульсный заказ более дорогостоящих блюд), но тогда, когда представлен не в избытке, а акцентами. Желтые тона, в свою очередь, помогают улучшению качества настроения и активизируют мыслительный процесс посетителя. Оранжевый пробуждает аппетит. В целом, по замечанию автора, земляные цвета дают ощущение стабильности, покоя, и особенно успешно их использовать там, где акцент делается на предложении кофе [4, с. 160].

Р.И. Бавбеков определил, что прохладные, легкие и неяркие цвета могут визуально раздвинуть стены кафе, сделать его интерьер торжественнее, в то время как теплые, темные, яркие цвета будут работать на сжатие пространства, его большую камерность [1, с. 17].

В российских исследованиях проблема влияния цвета на человека и цветовосприятие в целом поднимается достаточно часто, что, безусловно, учитывается проектировщиками в создании дизайнов кафе. Еще советским ученым Л.А. Венгером было выведено понятие о сенсорных эталонах, которые получают роли «образцов», помогающих в фиксации объективных свойств [2]. А.Д. Савеленко подтверждает, что эталонные цвета имеют одинаковые словесные ассоциации у людей, однако, могут быть несущественные различия, связанные с социальным статусом и родом деятельности, а также с сезонными различиями [6, с. 648].

Ленинградские исследователи И.В. Дорогавцева и С.А. Елисеева в проектировании дизайна интерьера кафе исходили из принципа сезонности. В зависимости от времени года при добавлении актуальных по сезону оттенков, дизайн кафе обновляется. Сезонные цветовые изменения авторами приводятся на примере костромского кафе «Сусанин house». Показано, что одна и та же зона кафе в разное время года оформляется в характерных оттенках: летом преобладают зеленые цвета, осенью - желто-оранжевый декор, для зимы характерны белые, красные и зеленые оттенки, связанные с новогодней тематикой [3, с. 236] (Рис.1).

Рис.1. - Сезонное оформление кафе «Сусанин house» (г. Кострома)

Обращая внимание на сезонные изменения в оформлении дизайна кафе, отметим, что современные зарубежные исследователи М. Пекотич, В. Баздан, Ж. Самарджия считают, что внутренне решение интерьера должно не просто поддерживаться постоянно, но и изменяться или улучшаться в соответствии с пожеланиями клиента и имиджем кафе, следуя трендам. Кроме того, по мнению авторов, удовлетворенность клиентов повышается, когда цветовое оформление ресторана и его освещение гармоничны и являются показателем качества. За это клиенты готовы платить больше [10, с. 11].

Многие кафе сегодня обращаются в проектировании интерьера к той или иной стилистике, что делает их цветовое оформление в интерьерах постоянным и узнаваемым. Например, интерьера кафе бурятской кухни туристического юрточного комплекса «Батарай Ургоо» в г. Улан-Удэ оформлен в этническом стиле, который, в свою очередь, диктует сложные цветовые сочетания

Рис.2. - Интерьерное решение кафе «Батарай Ургоо» (г. Улан-Удэ)

М.А. Юрасова и Т.С. Бекетова отметили, что в архитектуре данного кафе сохранены все особенности строения юрты [7, с. 59]. Поскольку в данном случае цветовое оформление кафе отсылает нас к традиции, мы обращаем внимание на сохранение колористической идентичности интерьера данного кафе по отношению к юрте: преобладание тяжелых красно-оранжевых цветов в контрасте с зелеными, желтыми, синими. У бурят использование различных цветов, цветных красок носило осмысленный, канонизированный характер. Цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного.

Акцентированная тяжесть цветовых сочетаний, продиктованная традиционным каноном, в специфике интерьера данного кафе постоянна, и наличие цветовых акцентов сезонного характера, которые возведены в ряд обязательных исследователями М. Пекотич, В. Баздан, Ж. Самарджия, не будет играть никакой роли для восприятия посетителей (именно из -за активного колористического построения композиции интерьера).

Использование приема расстановки цветовых акцентов в кафе будет оптимальным в нейтральных, пастельных интерьерах, где цветовые акценты будут перетягивать внимание на себя, создавая то или иное настроение. На примере интерьера волгоградского кафе Pakholkoff можно увидеть, что преобладание белого и голубого оттенков делает кафе холодным, аристократическим, визуально схожим с Голубым залом Константиновского Дворца в Стрельне (по ритмическому чередованию белого и голубого) (Рис.3 и Рис.4).

Рис.3. - Интерьерное решение кафе Pakholkoff (г. Волгоград)

Рис.4. - Интерьер Голубого зала в Константиновском Дворце (г. Стрельна)

Говоря о схожести, мы имеем ввиду цветовую ритмику, где голубой чередуется с белым (в случае Голубого зала белым пятном является оконный проем и гардины, в случае кафе Pakholkoff - оконный проем и визуальна имитация). В таком интерьере введение сезонной цветовой гаммы может быть целесообразно с точки зрения необходимости управлять эмоциональным настроением посетителей.

Влияние цвета на настроение посетителей кафе научно доказано, на что мы обратили внимание в начале статьи. Теплые тона заряжают человека, холодные - успокаивают. Красный является самым ярким и сильным цветом в теплой гамме, для его включения в оформление интерьера кафе необходимо четкое концептуальное обоснование, чтобы интерьер не выглядел вызывающе и не перегружал эмоциональное состояние посетителей. Например, итальянский ресторан «Гарибальди» в г. Москва выполнен в стиле парадной неоклассики. При работе над проектом ставка была сделана на красную цветовую гамму (Рис.5).

Рис.5. - Интерьер ресторана «Гарибальди» (г. Москва)

Тему парадного неоклассического интерьера поддерживают обтянутые красной тканью с рисунком «дамаск» стены, итальянские светильники с большими красными абажурами и зеркала в золотых рамах. Баланс и обоснованность красного, использование глубоких благородных оттенков делают интерьер данного ресторана колористически привлекательным.

Баланс цвета и цветовая гармония особенно необходимы в контрастных интерьерах для того, чтобы он в несочетаемых по цветовому кругу цветах смотрелся целостно и гармонично (Рис.6.).

Рис.6. - Интерьер кафе «MAYBE COFFEE» (г. Волжский)

На примере кафе «MAYBE COFFEE» видно, что в колористическом плане удалось гармонизировать несочетающиеся цвета, расположить цветовые пятна так, что, вопреки цветоведческим канонам, интерьер выглядит целостно и гармонично. Верхняя половина стен и потолок черного цвета уравновешиваются воздушно-белой плиткой с растительным ярким орнаментом, который, в сравнении с целостным объемом цветового черного пятна, дает некоторую рябь восприятия, за счет чего стена выглядит спокойно.

Сочетание синего и зеленого, находящихся в пределах одного тона, работает как игра на малых контрастах, обогащая интерьер, перекликая его с обилием зеленых растений.

Проектировать интерьер кафе на принципах малого контраста трудно, поэтому такие дизайны встречаются сравнительно реже, чем контрастные. Один из неудачных примеров малых контрастных форм -интерьер «Green Cafe» в г. Харьков.

Рис.7. - Дизайн интерьера «Green Cafe» (г. Харьков)

Идея дизайнера состояла в том, чтобы создать гармонию приближенных цветов - фактуры натурального светлого дерева, зеленого и желтого, однако при реализации идеи не были учтены тоновые отношения и не соблюдена градация оттенков. Очень активное светлое дерево, уводящее интерьер кафе в натуральность и желтый оттенок, не сочетается с искусственными вариантами зеленых и желтых: для стульев взят изумрудный и лимонный желтый. Эти цвета диссонируют с натуральным деревом, выглядят нарочито искусственно, кроме того, не имеют поддержки в виде цветовых компаньонов. Было бы более целесообразно пересмотреть политику выбора цвета для кресел, в частности, со светло -желтым деревом лучше бы сочетался травяной зеленый - натуральный цвет. К тому же ритмика цвета ломает целостность восприятия. Баланс цветовых сочетаний по принципу малого контраста в данном кафе удачным не является.

Показатели успешного баланса и гармонии были выделены иностранным исследователем Т. Ледиком. Этими показателями являются: визуальный вес (воображаемое ощущение веса элементов и предметов); симметрия (симметрия, асимметрия, радиальный баланс); движение от входа до выхода и наоборот, его логичность (логичность передвижения) [8]. В «Green Cafe» по всем пунктам проставляются негативные результаты.

Исследователь Т. Мастроени писала о простоте и симметрии в дизайне. Обращаясь к гештальт-психологии, автор обратила внимание на то, что в мышлении посетителя кафе присутствует шаблонность, то есть, он видит интерьер в целом еще до того, как сосредотачивается на отдельных элементах. Цветовой баланс позволяет сводить к минимуму количество информации, которую мозг посетителя должен обработать,

когда тот пришел в заведение. Улавливая повторяющийся паттерн, человек может быстрее обрабатывать отдельные элементы [9]. В «Green Cafe» буквально отсутствует этот цветовой паттерн, взгляд посетителя не цепляется за какую-то важную деталь и не выстраивает в дальнейшем восприятии целостного образа интерьера.

Результаты исследования. Изучение интерьеров разных кафе дает основание полагать, что важно не перегружать пространство цветовыми пятнами, а важно целостно подходить к вопросу организации интерьера, учитывая заложенную основную концептуальную линию, стилистику. Цвет в интерьере способен влиять на настроение посетителей, работать с их восприятием. Гармоничное сочетание цветов в интерьере, их обоснованность, заложенная идея позволят проектировать пространства эстетически и психологически привлекательные. Неудачные интерьеры складываются из-за нарушения цветоведческих канонов или недостатка цветоведческих знаний проектировщика.

Вывод. Мы подошли к тому, что в проектировании дизайна интерьера кафе важно все от архитектурных форм до оформления деталей и освещения, однако его цветовое оформление играет самую главную роль. Только гармония и баланс всех визуальных составляющих элементов помогут создать такой интерьер кафе, который будет не просто приятен посетителям, но и настроит их на определенные эмоции, создаст атмосферу, и даже увеличит покупательскую способность или разовьет аппетит за счет психологического влияния цвета.

Использованные источники:

1. Бавбеков Р.И. Цветовые характеристики и использование цвета в интерьере // Инновации в науке. - 2016. - № 7 (56). - С. 17-21.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

3. Дорогавцева И.В., Елисеева С.А. Дизайн и цветовое оформление предприятий индустрии питания // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Высшая школа биотехнологии и пищевых технологий. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - 2018. - С. 235-238.

4. Мартынова В.А. Влияние цвета в интерьере кафе на эмоциональное состояние человека // Символ науки. - 2021. - № 5. - С. 159-160.

5. Мелодинский Д.Л. Ритм в архитектурной композиции. - М.: Либроком, 2013. - 240 с.

6. Савеленко А.Д. Изучение влияния цвета на восприятие человека // Молодой ученый. - 2019. - № 22 (260). - С. 648-650.

7. Юрасова М.А., Бекетова Т.С. Этностиль в дизайне интерьера помещения общественного питания на примере кафе-юрты «Баатарай Ургоо» (город Улан-Удэ) // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные

технологии. Сборник трудов XVI национальной научно-практической конференции студентов и аспирантов. - 2017. - С. 58-59.

8. Ledic Т. How Can Balance and Symmetry affect Interior Design [Pro Tips] / Tilen.space. - URL: https://tilen.space/how-can-balance-and-symmetry-affect-interior-design-pro-tips/.

9. Mastroeni Т. The Psychology of Achieving Balance In Interior Design / Mymove. - URL: https://www.mymove.com/home-inspiration/interior-design/the-psychology-of-achieving-balance-in-interior-design/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.