Научная статья на тему 'Особенности проектирования центра управления эксплуатационной надежностью портового перегрузочного оборудования'

Особенности проектирования центра управления эксплуатационной надежностью портового перегрузочного оборудования Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество перегрузочного процесса / управление эксплуатационной надежностью / портовое перегрузочное оборудование / информационное обеспечение / алгоритм управления эксплуатационной надежностью.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Т. Е. Корниец

Рассмотрена проблема обеспечения эксплуатационной надежности парка портового перегрузочного оборудования. Показана необходимость выработки системного подхода к решению данной проблемы и использования проектной ориентации управления эксплуатационной надежностью парка портового перегрузочного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Т. Е. Корниец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROJECTING CENTER OF OPERATIONAL RELIABILITY CONTROL FOR PORT HANDLING EQUIPMENT

The problem of operational reliability control for port equipment park is considered. The necessity of working out the system approach to the solution of this problem as far as project orientation in exploitation reliability management of port equipment park is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования центра управления эксплуатационной надежностью портового перегрузочного оборудования»

Посилання на статтю_

Корниец Т.Е. Особенности проектирования центра управления эксплуатационной надежностью портового перегрузочного оборудования / Т.Е. Корниец // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2008. - № 1(25). - С.115-122.___

УДК 621.86.002.5:656.615

Т.Е. Корниец

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТЬЮ ПОРТОВОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Рассмотрена проблема обеспечения эксплуатационной надежности парка портового перегрузочного оборудования. Показана необходимость выработки системного подхода к решению данной проблемы и использования проектной ориентации управления эксплуатационной надежностью парка портового перегрузочного оборудования. Рис. 3, ист. 11.

Ключевые слова: качество перегрузочного процесса, управление эксплуатационной надежностью, портовое перегрузочное оборудование, информационное обеспечение, алгоритм управления эксплуатационной надежностью.

Т.С. Коршець

ОСОБЛИВОСТ1 ПРОЕКТУВАННЯ ЦЕНТРУ УПРАВЛ1ННЯ ЕКСПЛУАТАЦ1ЙНО1 НАД1ЙНОСТ1 ПОРТОВОГО ПЕРЕВАНТАЖУВАЛЬНОГО ОБЛАДНАННЯ

Розглянута проблема забезпечення експлуатацмноТ над1йност1 парку портового перевантажувального обладнання. Вказана необхщнють вщпрацювання системного пщходу до р1шення даноТ проблеми та використання проектноТ ор1ентац1Т управл1ння експлуатац1йноТ над1йн1стю парку портового перевантажувального обладнання. Рис. 3, дж. 11.

T.E. Korniets

PECULIARITIES OF PROJECTING CENTER OF OPERATIONAL RELIABILITY CONTROL FOR PORT HANDLING EQUIPMENT

The problem of operational reliability control for port equipment park is considered. The necessity of working out the system approach to the solution of this problem as far as project orientation in exploitation reliability management of port equipment park is shown.

Постановка проблемы. Современные требования клиентов к услугам, предоставляемым портами, основаны на обеспечении высокого качества и надежности перегрузочного процесса. Качество перегрузочного процесса включает две основные составляющие - уровень организации и время выполнения перегрузочных работ. В портовой деятельности эти составляющие находятся в прямой зависимости и связаны с надежностью перегрузочного процесса, понимаемой в широком системном смысле. Высокий уровень качества "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25) 1

перегрузочного процесса в установленное сталийное время возможен при наличии:

- современного и работоспособного портового перегрузочного оборудования (ППО);

- качественной организации технической эксплуатации ППО;

- четко скомпонованных технологических схем перегрузочного процесса;

- достаточной вместимости складов;

- своевременной подачи смежного вида транспорта;

- своевременно оформленных документов на груз и т.д.

Влияние на уровень качества как технических составляющих перегрузочного процесса, так и организационно-управленческих, требует особого внимания к обеспечению надежности составляющих перегрузочного процесса. Надежность перегрузочного процесса выражается в сохранении во времени в установленных пределах значений параметров, характеризующих способность выполнять требуемые операции в заданных режимах работы порта. То есть это свойство перегрузочного процесса, которое зависит от надежности выполняемых операций, условий и средств, при которых и с помощью которых они выполняются.

Портовое перегрузочное оборудование как важнейший технологический элемент понимается и рассматривается в целом как система, представляющая собой функционально взаимосвязанные элементы (портовое перегрузочное оборудование), взаимодействующие в процессе выполнения определенного круга задач (погрузо-разгрузочные работы).

В настоящее время эксплуатация и ремонт парка ППО в морских портах Украины проводится бессистемно [1]. Это выражается в:

- отсутствии единого научнообоснованного подхода;

- устаревшей материально-технической базе;

- использовании традиционных методов при решении проблемы обеспечения эксплуатационной надежности, основанного на рассмотрении только технических аспектов эксплуатации ППО;

- отсутствии налаженных связей между портами и научными центрами;

- отсутствии использования современных методов управления системой обеспечения эксплуатационной надежности парка ППО в морских портах.

Перечисленные выше причины дают основание предполагать, что без коренного пересмотра вопросов по повышению эксплуатационной надежности нельзя ожидать существенных перемен в производственной портовой деятельности.

Традиционно надежность рассматривается в технике как надежность технического объекта. Применительно к парку ППО вопросы надежности традиционно изучаются в разрезе решения вопросов технической эксплуатации оборудования (замена деталей, техническое обслуживание, ремонт) [2,3,4]. Вопросы организационной надежности производственной деятельности порта, зависимость уровня надежности от управленческих решений, от применяемых методов по повышению надежности остаются без должного внимания. В связи с этим назрела необходимость изучения вопроса обеспечения эксплуатационной надежности ППО, которая с одной стороны отражает свойства технических подсистем при изменяющихся условиях их эксплуатации, с другой -организационно-управленческих подсистем.

Для этого необходимо создать организационную структуру в порту, которая способствовала бы поддержке эксплуатационной надежности ППО на необходимом уровне. Такая система должна учитывать все факторы, которые влияют на эксплуатационную надежность ППО (отказы оборудования,

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

неправильно или несвоевременно принятое решение, нарушение режима эксплуатации ППО и т.д.). Иными словами, необходимо спроектировать центр, который целенаправленно и эффективно управлял бы методами и инструментами поддержания эксплуатационной надежностью ППО на должном уровне [5,6].

Целью работы является анализ особенностей применения методологии проектного менеджмента к проектированию системы управления эксплуатационной надежности ППО как один из путей решения проблемы обеспечения эксплуатационной надежности парка ППО.

Основной материал. Достижение определенных результатов по проектированию центра эксплуатационной надежности парка ППО возможно на основе использования методологии управления проектами [7,8].

Исходя из общих принципов управления проектами [9] и особенностей решаемой проблемы, возможно рассмотрение организации центра управления эксплуатационной надежности ППО как проекта, направленного на создание сложной организационно-технической структурной единицы порта, результатом деятельности которой должна стать система управления эксплуатационной надежностью ППО.

Данный проект выполняется в окружении производственной деятельности порта и призван обеспечить предпроектную основу для системы управления эксплуатационной надежности ППО путем разработки организационной структуры центра, офиса центра, команды центра, базы данных.

Система управления эксплуатационной надежностью ППО, как результат деятельности центра, является самостоятельным проектом с длительным жизненным циклом, функционирующим в окружении центра управления эксплуатационной надежности ППО. На рис. 1 предложена структура проекта, представляющая собой стройную иерархическую его декомпозицию на составные части (проект, результат), необходимые и достаточные для планирования и контроля осуществления проекта.

Проект 2 представляет собой уникальную совокупность действий на протяжении длительного периода, ликвидация которого возможна только с прекращением деятельности порта. Результатом проекта 2 является управляемый уровень эксплуатационной надежности ППО и повышение конкурентоспособности порта.

Следует принимать во внимание, что проект выполняется в условиях и режимах осуществления эксплуатации ППО и требует особого подхода к выбору методов и инструментов управления проектами. Необходимо учитывать следующие факторы:

- проектирование происходит в организации, не связанной с применением знаний управления проектами;

- применение различных форм организации использования и технического обслуживания ППО;

- условия эксплуатации ППО характеризуются большим числом разнообразных факторов;

- сочетание разнообразных факторов оказывает существенное влияние на организацию эксплуатации ППО;

- непредсказуемость внешних факторов (изменение рынка перегрузочных работ, изменение структуры и объема грузооборота).

Исходя из вышеопределенного, система управления эксплуатационной надежностью ППО представляется нами как комплекс методических, технических, программных и информационных свойств, направленных на поддержку и повышение уровня эксплуатационной надежности ППО.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

3

Важнейшим этапом проекта, определяющим организацию работ на всех последующих этапах, является процесс изучения предметной области. В качестве предметной области рассматривается управление эксплуатационной надежностью ППО. Эффективность центра зависит от того, насколько правильно будут определены его компоненты, сформирована структура, определена система показателей надежности и внедрены методы расчета показателей надежности. Рассмотрим процессы, их взаимосвязь и функции, а также влияние на свойства конечного результата. На рис. 2 приведен алгоритм управления эксплуатационной надежностью.

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

о

Разработка подсистемы «Организационная структура центра

управления эксплуатационной надежностью ППО»

Разработка подсистемы «Кадровое обеспечение центра эксплуатационной надежности ППО»

Разработка подсистемы «Офис центра управления эксплуатационной надежностью ППО»

Разработка подсистемы «Информационное обеспечение центра эксплуатационной надежности ППО и его деятельности»

Разработка подсистемы «Техническое обеспечение парка ППО»

Разработка подсистемы «Материально-техническое обеспечение парка

Разработка подсистемы «Технологическое обеспечение»

Проект 1 «Создание центра

управления эксплуатационной надежностью ППО»

Проект 2 «Деятельность центра управления эксплуатационной надежностью ППО»

Результат -

«Управляемый уровень эксплуатационной надежности ППО и повышение конкурентоспособности порта»

Рис. 1. Структура проекта создания центра управления эксплуатационной надежностью пПо

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

5

Рис. 2. Алгоритм управления эксплуатационной надежностью

Следующий этап проектирования - разработка подсистемы «Информационное обеспечение центра эксплуатационной надежности ППО и его деятельности».

Эффективное управление данной подсистемой, ее функционирование в окружении центра управления эксплуатационной надежностью ППО требует принятия оптимальных решений в области информационных технологий.

Поэтому подсистема «Информационное обеспечение центра эксплуатационной надежности ППО и его деятельности» занимает главное место в структуре проекта и включает данные и знания по управлению центром, а также информацию, используемую для решения задач управления эксплуатационной надежностью парка ППО [10].

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

Подсистема «Информационное обеспечение центра эксплуатационной надежности ППО и его деятельности» обеспечивает и выполняет следующие задачи:

1)создание АРМ в центре управления эксплуатационной надежностью ППО;

2) разработка и ведение различных баз данных: общей информации про машину, режимы и условия работы, об отказах, технико-экономической информации;

3) внедрение ГИС-технологий [11], позволяющих с высокой точностью отслеживать все перемещения перегрузочной техники в реальном масштабе времени;

4) внедрение современных информационных технологий для осуществления первичного учета использования парка ППО;

5) внедрение современных методов учета и прогнозирования поломок, отказов парка ППО;

6) мониторинг и контроль всех подсистем центра управления эксплуатационной надежностью ППО;

7) управление информационными связями внутри проекта и информационным взаимодействием с ближним окружением;

8) управление информационными потоками (потоки отказов, потоки технических обслуживаний и технических ремонтов, потоки документооборота);

9) расчет и прогноз вероятности безотказной работы парка ППО по специальным методикам;

Рассмотрим организационную структуру производственного процесса. Основными его участниками являются: начальник порта - осуществляет общее руководство деятельностью порта; заместитель начальника порта по эксплуатации непосредственно руководит основной производственной деятельностью порта, в его подчинении находится главная диспетчерская, которая занимается планированием и организацией основного производственного процесса порта; главный инженер порта осуществляет техническое руководство и возглавляет техническую эксплуатацию и ремонт ППО через управление отделом механизации, при котором функционирует центр управления эксплуатационной надежностью ППО.

На рис. 3 представлена укрупненная схема основных информационных потоков планирования и организации основного производственного процесса.

Представленная схема демонстрирует наличие информационных потоков по планированию и организации основного производственного процесса в порту, а также место центра управления эксплуатационной надежностью ППО в схеме и прохождение информационного потока о надежной работе ППО. Управление подсистемой «Информационное обеспечение центра эксплуатационной надежности ППО и его деятельности», а также информационными потоками существенно повысит качество производственной деятельности порта, а также позволит расширить круг решаемых задач, например, предоставлять информацию не только по организации и планированию производственного процесса, но и данные для эффективного управления эксплуатационной надежностью ППО.

Таким образом, научно обоснованное проектирование центра эксплуатационной надежности ППО на основе методов управления проектами, современных информационных технологий и программных продуктов, с помощью аналитических вероятностных методов и методов статистического моделирования позволит производить расчет объективно существующего уровня эксплуатационной надежности работы ППО и оперативно устранять

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

7

причины ее снижения, что в свою очередь позволит осуществлять мониторинг оборудования и поддерживать его в работоспособном состоянии.

Рис. 3. Укрупненная схема основных информационных потоков планирования и организации основного производственного процесса

Выводы. Применение методологии управления проектами позволяет обеспечить качественное проектирование центра управления эксплуатационной надежности ППО и тем самым создает необходимую основу для оказания качественных услуг порта клиентуре, повышая таким образом его конкурентоспособность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубко Н.Ф., Постан М.Я., Корниец Т.Е. Проблема определения эксплуатационной надежности портовых перегрузочных комплексов// Вюник ОДМУ, 2001.- № 6.-С.81-89.

2. Брауде В.И., Семенов Л.Н. Надежность подъемно-транспортных машин: Учебное пособие для студентов вузов по специальности "Подъемно-транспортные машины и оборудование". - Л.: Машиностроение, Ленинградское отд-ние, 1986. - 183 с.: ил.

3. Зубко Н.Ф. Надежность и оптимизация запасов деталей портовых машин. - М.: Транспорт, 1992. - 144 с.

4. Канарчук В.С., Полянський С.К., Дмитрieв М.М. Надмнють машин: Навчальний поабник. - К.: НТУ, 2001. - 428 с.: л

5. Корниец Т.Е. О логистической концепции управления развитием парка портового перегрузочного оборудования // Вюник ОНМУ, 2002. - № 9. - С. 178-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Корниец Т.Е. О некоторых задачах проектирования системы управления эксплуатационной надежностью портового оборудования // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем, 2006. - Вип. 11. - С. 175-191.

7. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Динамическое лидерство в управлении проектами // Украинская ассоциация управления проектами. - К., 1999. - 312с.

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

8. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдероге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И.Мазура. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. -664 с.

9. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: Научно-практическое издание. Серия "Информатизация России на пороге ХХ1 века".- М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.

10. Малый В.В., Чернявская И.М. Выработка системного подхода к формированию требований и задач для БРР-систем// УправлЫня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганск: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2006. - № 1(17) - С. 67-73.

11. http://www.dataplus.ru/Industries/100_GIS/GIS.htm.

Стаття надмшла до редакцп 09.02.2008 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.