АРХ1ТЕКТУРА
УДК 725.1:352
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ УСЛУГ В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ
ПОДОЛИННЫЙ С. И. ^ ст. препод.,
__о *
БОЛДЫРЕВА Е. Г. 2 , ст. препод., ДАЦКИВ Д. В. 3*, студ.
1 Кафедра архитектурного проектирования и дизайна, Государственное высшее учебное заведение «Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры», ул. Чернышевского, 24-а, 49600, Днепропетровск, Украина, тел. +38 (0562) 47-16-11, e-mail: podolinmy@i.ua; ORCID ID : 0000-0003-3480-8035
2 Кафедра архитектурного проектирования и дизайна, Государственное высшее учебное заведение «Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры», ул. Чернышевского, 24-а, 49600, Днепропетровск, Украина, тел. +38 (0562) 47-16-11,e-mail: Mahaboma@ukr.net; ORCID ID: 0000-0003-3024-1975
3 Архитектурный факультет, Государственное высшее учебное заведение «Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры», ул. Чернышевского, 24-а, 49600, Днепропетровск, Украина, тел. +38 (0562) 47-16-11; e-mail: diana.datskiv@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-8315-4803
Аннотация. Постановка проблемы. В настоящее время предоставление качественных административных услуг рассматривается как одно из важнейших условий установления прочных, демократичных отношений между органами местного самоуправления и населением. В Днепропетровске проводится работа по созданию муниципальных учреждений, использующих принцип «единое окно». На кафедре архитектурного проектирования и дизайна ПГАСА выполнены два поисковых проекта. Цель статьи - показать особенности проектных предложений ЦПАУН, сопоставив их с рекомендациями городской администрации и теми базовыми принципами, которые сложились в проектировании подобных объектов в зарубежной практике. Основная часть. На основе анализа зарубежного опыта и рекомендаций городской администрации были сформулированы базовые положения для создания ЦПАУН. Они сгруппированы в три понятийных блока: градостроительная обоснованность; функционально-планировочная организация; формообразование и образно-художественные особенности. Левобережный ЦПАУН размещается на реконструируемой территории, является функциональной и композиционной доминантой общественно-административного подцентра левобережья. Центр запроектирован в 16-этажном здании с встроенно-пристроенным двух этажным блоком фронт-офиса. Фронт-офис рассчитан на 121 рабочее место, бэк-офисной - 440. Общая площадь фронт-офиса- 605 м2, площадь бэк-офиса-2130 м2. Образные характеристики решаются в традиционной офисной стилистике. Правобережный ЦПАУН предлагается разместить на свободной площадке по Запорожскому шоссе. На территории предусмотрены обширные открытые автостоянки. Здание располагается своей продольной осью перпендикулярно к шоссе и может служить своеобразным въездным знаком в город. Фронт-офис располагается в двухэтажном стилобате центра. Помещения бэк- офиса запроектированы в 10-19-этажном П-образном здании. Пространственная организация фронт-офиса напоминает своеобразную «птицу с расправленными крыльями». Объемно-пространственная пластика здания центра связана с характерным понятием «единое окно». Общая площадь фронт-офиса 8 216 м2, бэк-офиса-13 925 м2. Вывод. В условиях отсутствия соответствующих норм и отечественного опыта проектирования ЦПАУН важным этапом создания нового типа административных учреждений являются поисковые предложения. Рассмотренные функционально-планировочные и градостроительные решения соответствуют поставленным целям. Менее однозначны предложения по формированию образно-художественных характеристик. Дальнейшие исследования и поисковые проектные проработки следует сосредоточить на выявлении закономерностей взаимодействия градостроительных факторов и специфических образно-художественных характеристик объекта.
Ключевые слова: Центр предоставления административных услуг населению, фронт-офис, бэк-офис, генплан, функционально-планировочная программа, образно-художественное решение
ОСОБЛИВОСТ1 ПРОЕКТУВАННЯ ЦЕНТРУ НАДАННЯ АДМ1Н1СТРАТИВНИХ ПОСЛУГ У ДН1ПРОПЕТРОВСЬКУ
ПОДОЛИННИЙ С. I. ст. викл, БОЛДИРСВА О. Г. 2*, ст. викл., ДАЦК1В Д. В. 3* , студ.
1 Кафедра архитектурного проектування i дизайну, Державний вищий навчальний заклад «Придтпровська державна акадетя будiвництвa та архиектури», вул. Чернишевського, 24-а, 49600, Днiпропетровськ, Украша, тел. +38 (0562) 47-16-11,e-mail: podolinniy@i.ua; ORCID ID: 0000-0003-3480-8035
2 Кафедра архитектурного проектування i дизайну, Державний вищий навчальний заклад «Придтпровська державна акадетя будiвництвa та архиектури», вул. Чернишевського, 24-а, 49600, Дншропетровськ, Украша, тел. +38 (0562) 47-16-11, e-mail: Mahaboma@ukr.net; ORCID ID: 0000-0003-3024-1975
3 Архпектурний факультет, Державний вищий навчальний заклад «Придтпровська державна академш будшництва та архтгектури», вул. Чернишевського, 24-а, 49600, Дншропетровськ, Украша, тел. +38 (0562) 47-16-11, e-mail: diana.datskiv@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-8315-4803
Анотащя. Постановка проблеми. В наш час надання яшсних адштстративних послуг розглядуеться як одна з найважливших умов установлення мщних демократичних вщносин м1ж органами мТсцевого самоврядування та населенням. У Дшпропетровську ведеться робота зТ створення мунiципaльних заклащв, яш застосовують принцип «едине вшно». На кафедрТ архитектурного проектування та дизайну ПДАБА виконано два пошуковТ проекти. Мета cmammi - показати особливосп двох проектних пропозицш Центру надання адштстративних послуг населенню (ЦНАПН), зТставивши 1х Тз рекомендацТями мТсько1 адмшТстрацп та тими базовими принципами, яш склалися у проектувант подТбних об'ектш в зарубТжнш практицТ Основна частина. На основТ анал1зу зарубТжного досвТду та рекомендацш мТсько1 адмшютраци сформульовано базовТ положення для створення ЦНАПН. Вони згруповат в три понятшш блоки: мТстобудТвна обгрунтовашсть; функцюнально-планувальна оргашзащя; формоутворення i образно-художш особливостТ ЛТвобережний ЦНАПН розмТщуеться на територи, що реконструюеться, i е функцюнальною та композицшною домшантою сустльно-адштстративного тдцентру лТвобережжя. Центр запроектовано у 16-поверховш спорудТ з вбудовано-прибудованим двоповерховим блоком фронт-офТсу. Фронт-офю розраховано на 121 робоче мТсце, бек-офТс- на 440. Загальна площа фронт-офюу- 605 м2, площа бек-офТсу- 2 130 м2. Образт характеристики виршуються у традицшному офТсному стиль Правобережний ЦНАПН передбачаеться розмТстити на вшьному майданчику по ЗапорТзькому шосе. На територiï передбачено велик! вТдкрип автостоянки. БудТвля розташовуеться своею повздовжньою вТссю перпендикулярно до шосе i може служити своерщним в'1зним знаком у мюто. Фронт-офТс розмТщуеться у двоповерховому стилобат! центру. Примщення бек-офюу запроектованТ в 10-19-поверховш П - подТбнш будТвлТ. Просторова оргашзащя фронт-офТсу нагадуе своерТдного «птаха з розкинутими крилами». Об'емно-просторова пластика будТвлТ центру пов'язана з характерним поняттям «единого вшна». Загальна площа фронт-офюу +8 216 м2, бек-офТсу- 13 925 м2. Висновок. В умовах вадсутносл вТдповТдних норм та вгтчизняного досвщу проектування ЦНАПН важливим етапом створення нового типу адштстративних установ е пошуковТ пропозицiï. Розглянуп функцюнально-планувальт та мТстобудТвш ршення вТдповТдають поставленим щлям. Менш однозначт пропозицп щодо формування образно-художшх характеристик. ПодальшТ дослТдження i пошуковТ проектн опрацювання слТд зосередити на виявленш закономТрностей взаемодп мТстобудТвних факторТв i специфТчних образно-художшх характеристик об'екта.
Kro40BÎ слова: Центр надання адмтстратившх послуг населенню, фронт-офiс, бек-офiс, генплан, функщонально-планувальна програма, образно-художш рiшення
PRINCIPLES OF DESIGNING THE CENTER FOR ADMINISTRATIVE
SERVICES IN DNIPROPETROVS'K
PODOLYNNY S. I. 1<!, Senior Lecturer, BOLDYREVA H. G. 2*, Senior Lecturer, DATSKIV D. V. 3*, stud.
1 Department of Architectural Engineering and Design, State Higher Educational Establishment «Prydniprovs'ka State Academy of Construction and Architecture», 24-A Chernyshevskogo St., 49600, Dnipropetrovs'k, Ukraine Tel. +38 (0562) 47-16-11, e-mail: podolinniy@i.ua,; ORCID ID: 0000-0003-3480-8035
2 Department of Architectural Engineering and Design, State Higher Educational Establishment «Prydniprovs'ka State Academy of Construction and Architecture», 24-A Chernyshevskogo St., 49600, Dnipropetrovs'k, Ukraine Tel. +38 (0562) 47-16-11, e-mail : Mahaboma@ukr.net; ORCID ID: 0000-0003-3024-1975
3 Department of Architectural Engineering and Design, State Higher Educational Establishment «Prydniprovs'ka State Academy of Construction and Architecture», 24-A Chernyshevskogo St., 49600, Dnipropetrovs'k, Ukraine Tel. +38 (0562) 47-16-11, e-mail: diana.datskiv@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-8315-4803
Summary. Problem. Nowadays providing administrative services of good quality is considered to be one of the most important conditions for establishing firm and democratic relations between local authorities and population The work for creating municipal institutions using the principle of a "single window" is being fulfilled in Dnipropetrovs'k. Two pilot projects have been done at the Department of Architectural Engineering and Design (Prydniprovs'ka State Academy of Construction and Architecture). Objective. To demonstrate peculiarities of two project proposals for CAS comparing them with the recommendations of State Administration and basic principles formed while designing similar
objects in foreign practice. Main part. Basic principles for creating the Center for Administrative Services (CAS) were formulated regarding foreign experience and recommendations of State Administration. These principles are organized as three conceptual blocks: city-planning relevancy, functional arrangement, form making and artistic image peculiarities. CAS on the left bank of the river is situated on the territory that is being reconstructed at the moment. It is a functional and compositional landmark of social and administrative subcentre of the left bank. The Centre is designed in a 16-storey building with a build-in and build-on 2-floor block of the front-office. The front-office is designed for 121 working places and the back-office - for 440 ones. The general area of the front-office is 605 sq. m., the area of the back-office is 2130 sq. m. Artistic characteristics are designed according to traditional office planning schemes. CAS of the right bank is planned on a vacant site on Zaporiz'ke highway. Spacious parking lots are also provided on the territory. The building is positioned sideways on to the highway with its long axis. It can serve as a peculiar sign at the entrance to the city. The front-office is situated in a two-floor stylobate of the Center. Premises of the back-office are designed in a 10-19-storey U-shape building. Spatial arrangement of the front-office resembles a 'bird with outspread wings'. Volumetric and spatial calisthenics of the Center is connected with the typical concept of a 'single window'. The general area of the front-office is 8216 sq. m., the back-office - 13925 sq. m. Conclusion. Considering the absence of corresponding norms and domestic experience for designing CAS pilot proposals are an important stage of creating administrative institutions of a new type. In general, the reviewed functional and architectural design corresponds to the desired goals. Proposals concerning artistic characteristics are less unambiguous. Further research and pilot project elaboration should be focused on revealing the principles of interaction between city-planning factors and specific artistic characteristics of the object.
Keywords: center for administrative services, front office, back office, general construction plan, functional program, artistic design
Постановка проблемы. Во всех странах мира органы самоуправления работают над улучшением отношений с населением и повышением качества обслуживания своих граждан. Одним из наиболее актуальных для Украины учреждений, решающих эти задачи, являются центры предоставления административных услуг населению (ЦПАУН). В них реализуется обслуживание по принципу «единого окна».
Днепропетровская горадминистрация уже несколько лет работает над созданием такого учреждения. Пришло время проработки соответствующих архитектурных решений. В условиях отсутствия нормативной базы по этому типу зданий и отечественного опыта создания подобных центров, поисковые проектные разработки- наиболее эффективный путь достижения положительных конечных результатов.
На основе подготовленного в горадминистрации документа «Положение Днепропетровского городского совета о создании Центра предоставления административных услуг населению ...» [1] и с учетом имеющегося зарубежного опыта на кафедре архитектурного проектирования и дизайна ПГАСА были разработаны два эскизных предложения (выпускная работа бакалавра А. А. Переяслова и диплом специалиста Ю. С. Трегуб, руководитель - старший преподаватель С. И. Подолинный). Анализ ре-
зультатов этой работы может дать важные предпосылки для следующего этапа - разработки реальных проектов, в которых будут учтены положительные и отрицательные результаты поисковых проработок.
Цель статьи - показать особенности двух проектных предложений ЦПАУН, сопоставив их с рекомендациями городской администрации и теми базовыми принципами, которые сложились в проектировании подобных объектов в зарубежной практике.
Изложение материала. Имеющийся зарубежный опыт проектирования и возведения подобных учреждений, анализ их функционирования, а также рекомендации Днепропетровской горадминистрации дали возможность сформулировать базовые положения проектирования ЦПАУН [1].
Градостроительная обоснованность
Выбор участка для строительства и решение генплана должны продемонстрировать высокую социальную значимость объекта для этой территории и отразить следующие аспекты [3]:
- уровень предоставления услуг населению (область, город, район, микрорайон);
- доступность (удобные, безопасные транспортно-пешеходные связи и обширные автостоянки);
- композиционную значимость в структуре окружающей застройки;
Границы транспортно-пешеходной доступности объекта характеризуют оправданность размеров центра и дальнейшие возможности его расширения, позволяют определить качество его обслуживания, напрямую зависящую от пропускной способности объекта.
Функционально-планировочная организация
Принцип организации внутреннего пространства на основе концепции «единого окна» предусматривает ярко выраженную бинарную структуру помещений, состоящую из двух основных блоков: фронт-офис и бэк-офис.
Фронт-офис является посредником между обществом и государством. Он отвечает за непосредственный контакт с населением и является главным связующим элементом с бэк-офисом.
Используются различные модели организации пространства фронт-офисов, зависящих от количества предоставляемых услуг и максимально возможного коли-чества посетителей за единоразовый прием (характеристика пропускной способности объекта): модель приемной; информационный центр; базовая (традиционная) модель; оптимальная модель [2].
Бэк-офис является местом пере-работки, архивирования и пересылки ин-формации. Функциональная организация бэк-офиса, как правило, решается на основе традиционных офисных планировочных схем [4; 5].
Формообразование и образно-художественные особенности
Формообразование основывается на поиске яркого, запоминающегося образа, обладающего специфическими эмоциональными характеристиками: открытость, доступность, прозрачность, что в совокупности составляет основные позиции концепции «единое окно».
Критериями оценки могут служить:
- уместность объекта в существующей застройке (масштабность объекта, стилистика, цветовое решение, габариты);
- оригинальность замысла;
- образно-художественная выразительность объекта вписанного в застройку;
- доступность прочтения идеологии концепции в образе объекта (открытость, прозрачность, доступность).
Авторы проектов предположили, что для города, расположенного на двух берегах реки, логично было бы создание двух центров: правобережного и левобережного. Это обеспечивает высокую степень доступности для горожан и значительно облегчает удобство пользования центром жителей пригородных населенных пунктов.
Центр прелостовлен.ия
ОДЛЛ-инИСТрОТИВНыХ
I щ
, />---
Рис.1. Левобережный Центр предоставления административных услуг населению, г. Днепропетровск
Рис. 2. Социальная инфраструктура Левобережного ЦПАУН:
1 - жилой массив Левобережный-1; 2- жилой массив Ле-вобережный-2; 3 - жилой массив Левобережный-3;
4 - жилой массив Клочко-6; 5 - ТРЦ «Караван»;
6- реконструируемая территория
Левобережный ЦПАУН. Является частью комплекса на реконструируемой территории. Размещается у северо-восточной границы города на пересечении Донецкого шоссе и ул. Березинской. Предполагается, что он должен стать главным элементом формируемого в этом месте административно-торгового подцентра левобережья (рис. 1). Входит в состав комплекса
зданий и сооружений, предназначенного обслуживать жителей не только левобережья, но и ближайших населенных пунктов. Является доминантным элементом в системе жилых образований Клочко-6, Левобереж-ный-1, Левобережный-2, Левобережный-3 (рис. 2).
Решение генплана предполагает обеспечение удобных подходов для пешеходов, обширные автостоянки в стилобатной части с прямым доступом приехавших к операционным залам ЦПАУН (рис. 3).
•"•Дожитое шоссе
Рис. 3. Генеральный план Левобережного ЦПАУН:
1 - Центр предоставления административных услуг;
2 - офисное здание; 3 - отель; 4 - торговый центр;
5 - террасированный сад; 6 - эспланада;
7 - въезд в гараж; 8 - парковка; 9 - ТРЦ «Караван»
Помещения Центра размещаются в 16-этажном здании с встроенно-пристроенным двух этажным блоком фронт-офиса. На 6-м и 7-м этажах высотная часть центра соединена двухуровневым переходом с 25-этажным административным зданием (планируемый как «Лата-центр» или архивный центр). Такая кооперация офисных учреждений дает возможность варьировать численность рабочих мест каждого из офисов в зависимости от обстоятельств.
Первый этаж разделен на две основные зоны: самообслуживания и кратковременного обслуживания (рис. 4). Центр помещения - зона консультаций и ожидания, от которой исходят лучи-сектора рабочих мест. Четкое разграничение зон обслуживания проявлено
в организации и расположении мест для само- и кратковременного обслуживания. Зона кратковременного обслуживания имеет лучевую центробежную систему, состоящую из трех секторов рабочих мест.
■ /1 *
1 Я 1
Рис. 4. План первого этажа фронт-офиса Левобережного ЦПАУН:
1 - вестибюль; 2 - зона самообслуживания; 3 - зона кратковременного обслуживания; 4 - зона долгосрочного обслуживания; 5 - помещения охраны; 6 -ресепшн; 7 - лифтовой холл; 8 - администрация; 9 - подсобное помещение;
10 - детская комната; 11 - санузел; 12 - зона отдыха;
13 - помещения отдыха персонала
Второй этаж представлен как зона долгосрочного обслуживания (рис. 5). Потоки движения людей обусловлены спиралеобразной формой плана этого этажа. Композиционно организующим элементом является расположенное в центре двухсветное пространство, завершающееся световым фонарем. Такая ярко пространственно акцентированная организация интерьера облегчает ориентацию массовых потоков клиентов, обеспечивает удобную, легко читаемую связь с различными элементами системы обслуживания.
Рис. 5. План второго этажа фронт-офиса Левобережного ЦПАУ:
2 - зона самообслуживания; 3 - зона кратковременного обслуживания; 4 - зона долгосрочного обслуживания; 5 - помещения охраны; 6 - ресепшн; 7 - лифтовой холл; 8- администрация; 9 - подсобное помещение; 10- детская комната; 11 - санузел; 12 - зона отдыха; 13 - помещение отдыха персонала.
Бэк-офис - высотное здание с традиционной моделью организации помещений (рис. 6). На каждом этаже выделены: зона рабочих мест, хорошо с ней связанные визуально и функционально зоны руководства и бытовая зона. Предусмотрены озелененные места индивидуального кратковременного отдыха. В двухуровневом переходе (6-7-й этажи) запроектировано релаксационное озелененное пространство.
Бэк- и фронт- офисы как отдельные элементы целого имеют самостоятельные входные узлы и систему коммуникаций. Фронт-офис рассчитан на 121 рабочее место, бэк-офис - на 440 рабочих мест. Общая площадь фронт-офиса- 605 м2, площадь бэк-офиса- 2 130 м2.
Рис. 6. План второго этажа бэк-офиса Левобережного ЦПАУ:
1 - рабочая зона; 2 - помещения начальника отдела; 3 - помещения отдыха персонала; 4 - подсобное помещение; 5 - санузел; 6 - служебное помещение; 7 - лифтовой узел; 8- кафе; 9 - зона отдыха
В этом варианте ЦПАУН реализован традиционный для многоэтажных административных зданий образ, строгий и лаконичный. Вогнутые поверхности главного фасада фокусируют на себе внимание, создают центростремительный эффект восприятия.
Две зеркальные башни формируют доминанту, которая является венчающей частью всего комплекса подцентра, наивысшей точкой в структуре визуальных связей, композиционно соединяя все окружающие их платформы, инженерные сооружения и объемы жилых и общественных зданий. Отражающееся в их зеркальных поверхностях небо подчеркивает прозрачность и открытость всех процессов.
В то же время надо отметить, что узнаваемость специфических функций данного административного учреждения во внешнем облике отражена слабо.
Правобережный ЦПАУН
Второй из рассматриваемых вариантов, расположен на площадке, где ранее находилось предприятие ООО «Цветы Днепропетровска», по ул. Запорожское шоссе (рис. 7).
Этот участок характеризуется удобными подъездами как со стороны города, так и со стороны южных пригородов. Достаточно эффективны транспортные связи и с левобережьем через Южный мост (рис. 8).
Рис. 7. Правобережный центр предоставления административных услуг населению
Рис. 8. Генеральный план Правобережного ЦПАУН:
1 - ЦПАУН; 2 - остановка общественного транспорта;
3 - автомобильная парковка для клиентов; 4 - автомобильная парковка для персонала; 5 - автозаправка;
6- автосалон; 7 - магазин продовольственных товаров
В проекте предусмотрены открытые обширные автостоянки, как для клиентов, так и для служащих центра. Главный вход в центр организуется в месте пересечения трех основных направлений движения посетителей: с остановки общественного транспорта и с двух автостоянок. Вход для служащих запроектирован с противоположной стороны.
Фронт-офис Правобережного ЦПАУН размещен в своеобразном двухэтажном стилобате комплекса. Помещения бэк-офиса располагаются в 10-19-этажном П-образном здании. Передвижение потоков людей в фронт-офисе основано на четком разделении его пространства на отдельные зоны: самообслуживание, кратковременное и долгосрочное обслуживание.
-
Рис. 9. План первого этажа Правобережного ЦПАУН:
1 -входной узел; 2, 3 - тамбур, холп; 4- инфоцентр; 5 - зона
самообслуживания; б, 8 - санузел для персонал; 7,9 - санузел для посетителей; 10- зона ожидания; 11 - санузел для инвалидов; 12 -зона отдыха; 13 - детский уголок; 14-зона самообслуживания; 15-зона кратковременного обслуживания; 16 - помещения для отдыха персонала; 17 - отделение регистрации брака; 18, 19 - отделение банка, касса банка; 20 - подсобное помещение; 21, 22- буфет, подсобные помещения; 23 - первый уровень фронт-офиса;
24 - входная группа фронт-офиса
Пространственная организация фронт-офиса напоминает своеобразную «птицу с расправленными крыльями». Правое и левое крылья представлены зонами кратковременного обслуживания, в центре располагается рекреационная зона, у изголовья «птицы» -зона самообслуживания (рис. 9).
На плане первого этажа четко прослеживается основное направление движения потока людей от зоны самообслуживания и консультаций к зоне кратковременного обслуживания.
I
Рис. 10. План второго этажа Правобережного ЦПАУН:
1 - входной узел; 2 — инфоцентр; 3, 4 — санузел для персонала; 5, 6- санузел для посетителей;?— зона ожидания; 8 - детский уголок; 9 - зона консультации; 10 - зона само-обслуживания;11 — буфет; 12 - зона долгосрочного об-служивания;13 - второй уровень фронт-офиса
На второй этаж вынесены зоны кратковременного и долгосрочного обслуживания потребителей с несколько измененной, относительно первого этажа, системой формирования групп рабочих мест (рис. 10). Этажи имеют удобные ярко проявленные в интерьере вертикальные коммуникации.
Рабочие места бэк-офиса организуются по принципу открытых операционных залов с группировкой мест, в зависимости от конфигурационных характеристик трех основных типов пространств блока бэк-офиса (рис. 11). Бэк-офис рассчитан на 1 855 человек работающего персонала, фронт-офис -на 277 человек (рис. 11).
Общая площадь фронт-офиса составляет 8 216,53 м2 бэк-офиса- 13 925, 68 м2.
Открытое пространство отведенного участка с дальними точками обзора предопределило выбор простой хорошо узнаваемой, крупной формы здания. Объемно-пространственная пластика связана с одним из ключевых функциональных характеристик подобных учреждений с понятием «единое окно». Своей продольной осью здание размещено перпендикулярно к шоссе. Под определенными углами обозрения в нем можно увидеть либо «окно», либо некий «въездной портал».
Рис.11. План третьего этажа Правобережного ЦПАУН:
1 - входной узел; 2 - зона бэк-офиса; 3 - помещение отдыха персонала; 4 - зона работы менеджера; 5 - санузел;
6 — эвакуационная лестница
По замыслу авторов, расположенное на въездной магистрали здание может выполнять роль своеобразного «въездного знака» в город со стороны аэропорта. Предполагается, что крупные, простые формы здания будут хорошо восприниматься с борта самолетов, взлетающих либо приземляющихся в аэропорту.
Ясно читаемые в проекте замыслы авторов, тем не менее, не столь убедительно воспринимаются в конкретных проектных решениях. Возможно, виной этому является чрезмерный натурализм воплощения заявленной идеологии образа. Вызывает сомнение возможность использования в данной градостроительной ситуации визуального эффекта «окна-портала». Такой прием предполагает раскрытие на какие-то значительные объекты, или подчеркивание каких-либо пространственных осей, чего на данной территории нет.
Вывод. В условиях отсутствия соответствующих норм и отечественного опыта проектирования ЦПАУН важным этапом создания нового типа административных учреждений являются поисковые разработки.
Рассмотренные проектные предложения дают удачные, соответствующие не только функциональной программе, но и сути принципа «единого окна», планировочные решения. В целом рассмотренные проектные предложения соответствуют и градостроительным требованиям.
Менее однозначны предложения по формированию образно-художественных характеристик. В первом случае (Левобережный ЦПАУН) они не несут оригиналь-
ности, во втором (Правобережный ЦПАУН) они слишком буквальны и не в полной мере соответствуют градостроительным условиям.
Дальнейшие исследования и поисковые проектные проработки следует сосредоточить на выявлении закономерностей взаимодействия градостроительных факторов и специфических образно-художественных характеристик объекта.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Про створення Центру надання aдмiнiстрaтивних послуг Днiпропeтровсько! мюько! ради : Рiшeння Днiпропeтровсько! мюько! ради вщ 25 вересня 2013 р. № 41/40. - [Б. м., 2013]. - 21 с.
2. Хекер Я. Информационный сборник по организации работы местного самоуправления по принципу «единого окна» / Ян Хекер, Мирослав Нетолицкий, Сандер Матиус ; рук. проектов VNG International. - Гаага : VNG International, 2010. - 41 с.
3. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений : ДБН 360-92**. - Введен 19.03.2002. - Киев : Госстрой Украины, 2002. - 20 с.
4. Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / А. Л. Гельфонд. -Москва : Архитектура-С, 2006. - 280 с., ил. - (Специальность «Архитектура»).
5. Вартапетова А. Е. Архитектурно-планировочные принципы организации офисных объектов : дис. ... канд. архитектуры : спец. 05.23.21 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности» / Вартапетова Анна Евгеньевна. - Москва, 2010. - 182 с.
REFERENCES
1. Pro stvorennia Tsentru nadania administratyvnykh poslug Dnipropetrovskoi miskoi rady: Rishennia Dnipropetrovskoi miskoi rady vid 25 veresnia 2013 r. [The Provision of Dnipropetrovsk City Council to establish a center providing administrative services to the public on a "single window" basis in Dnepropetrovsk acting on 25. 09. 2013]. S.l., 2013, no. 41/40, 21 p. (in Ukrainian).
2. Hecker Ya., Netolitskyi M. and Matius S. Informatsionnyj sbornik po organizatsii raboty mestnogo samoupravleniya po printsipu «edinogo okna» [Informational summary on the organization of local self-governmening on the principle of a "single window"]. Haaha: VNG International, 2010, 41 р. (in Russian).
3. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastrojka gorodskikh i sel'skikh poselenij: DBN 360-92. [Urban Consruction. Planning and constructing urban and rural settlements: The State Building Code 360-92 **]. Kiev: Gosstroj Ukrainy, 2002, 20 р. (in Russian).
4. Gelfond A.L. Arkhitekturnoe proektirovanie obshchestvennykh zdanij i sooruzhenij [The architectural design of public buildings and structures]. Moskva: Arkhitektura-S, 2006, 280 р. (in Russian).
5. Vartapetova A.E. Arkhitekturno-planirovochnye printsipy organizatsii ofisnykh ob'ektov: dys. kand. arkhitektury: spec. 05.23.21 «Arhitektura zdanij y sooruzhenij. Tvorcheskie kontsepcii arkhitekturnoj deyatel'nost» [Architectural and planning principles of office buildings: Abstract of the Cand. Sc. (Tech.) Diss.: 05.23.21 "Architecture of buildings and structures. Creative concepts of the architectural activity"]. Moskva, 2010, 182 р. (in Russian).
Рецензент: к. т. н., проф. О. В. Челноков
Надшшла до редколеги: 27.12.2015 р. Прийнята до друку: 29.12.2015 р.