Научная статья на тему 'Особенности проектирования современного складского комплекса'

Особенности проектирования современного складского комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1435
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ КРУПНЫЙ СКЛАД ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЧАСТЬ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ / СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АЛГОРИТМ ПО СОЗДАНИЮ СКЛАДА / MODERN LARGE ENTERPRISE STOCKHOUSE / INTEGRATED PART OF LOGISTIC CHAIN / WAREHOUSING / WAREHOUSE CREATION ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Оксана Сергеевна, Фадеев Дмитрий Сергеевич, Чикалина Светлана Леонидовна

Создание современного складского хозяйства – достаточно сложный комплексный процесс, который требует системного подхода. В статье дано описание алгоритма проектирования склада, представлены рекомендации по осуществлению складской деятельности на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокофьева Оксана Сергеевна, Фадеев Дмитрий Сергеевич, Чикалина Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING FEATURES OF MODERN WAREHOUSE COMPLEX

Being a rather complex process creation of a modern warehouse requires a systematic approach. The article describes the algorithm of warehouse designing, provides recommendations on warehousing implementation at enterprises.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования современного складского комплекса»

испытания трущихся материалов и масел / Б.И. Ковальский, Ю.Н. Безбородов, О.Н. Петров [и др.]. 2010. Бюл. №25.

4. Исследование связи процессов окисления смазочных материалов с их противоизносными свойствами / Б.И. Ко-

вальский [и др.] // Труды 4 междунар. симп. по транспортной триботехнике «Транстрибо» / под ред. С.Г. Чулкина и П.М. Лысенкова. СПб.: Изд-во «Ломо-Инфраспек», 2010. С.86—91.

УДК 658.7

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СКЛАДСКОГО КОМПЛЕКСА

© О.С. Прокофьева1, Д.С. Фадеев2, С.Л. Чикалина3

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Создание современного складского хозяйства - достаточно сложный комплексный процесс, который требует системного подхода. В статье дано описание алгоритма проектирования склада, представлены рекомендации по осуществлению складской деятельности на предприятиях.

Ил. 4. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: современный крупный склад предприятия; интегрированная часть логистической цепи; складское хозяйство; алгоритм по созданию склада.

DESIGNING FEATURES OF MODERN WAREHOUSE COMPLEX

O.S. Prokofyeva, D.S. Fadeev, S.L. Chikalina

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Being a rather complex process creation of a modern warehouse requires a systematic approach. The article describes the algorithm of warehouse designing, provides recommendations on warehousing implementation at enterprises.

4 figures. 5 sources.

Key words: modern large enterprise stockhouse; integrated part of logistic chain; warehousing; warehouse creation algorithm.

Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Современный крупный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегри-

рованная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Создание современного складского хозяйства -это достаточно сложный комплексный процесс, который требует системного подхода, привлечения квалифицированных специалистов и учета многих факторов, влияющих на:

- планирование территории;

- определение параметров территории и склада;

- строительство объекта;

- подбор оборудования и программного обеспечения;

- разработку и внедрение технологии;

- обеспечение жизнедеятельности объекта.

Для максимального учета различных факторов необходимо определить:

- основную задачу склада - его предназначение;

- какие виды ТМЦ, в каких количествах и в каком ассортименте будут обрабатываться на складе и ка-

1Прокофьева Оксана Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89086460247, e-mail: oksana.prok2701@gmail.com

Prokofyeva Oksana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89086460247, e-mail: oksana.prok2701@gmail.com

2Фадеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89025113638, e-mail: karat_2000@mail.ru

Fadeev Dmitry, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, tel.: 89025113638, e-mail: karat_2000@mail.ru

3Чикалина Светлана Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89027654741, e-mail: Chikalinasveta@gmail.com

Chikalina Svetlana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Transport Logistics, 89027654741, e-mail: Chikalinasveta@gmail.com

кие операции будут с ними производиться;

- какие транспортные средства (ТС) и в каких количествах будут обслуживаться складом;

- потребность в территории;

- параметры производственных помещений склада;

- какое складское оборудование будет использоваться на складе;

- какой программный продукт позволит обеспечить необходимое управление складскими операциями и ведение учета ТМЦ;

- какой режим работы и какое количество персонала необходимо для выполнения поставленных перед складом задач.

Если некоторые вопросы (назначение склада, определение видов ТМЦ, ТС и требуемых операций и некоторые другие) можно решить в рамках компании, то вопросы разработки технологии, определения необходимых для работы объекта параметров и условий могут решить только специалисты, не говоря уже о внедрении программного продукта и осуществлении строительства объекта. Таким образом, для реализации проекта требуется привлечение сторонних организаций.

Проект по созданию современного склада можно разделить на следующие этапы (рис. 1):

- создание рабочей группы проекта под руководством не ниже заместителя руководителя компании;

- разработка основных требований к создаваемому складу;

- решение вопроса о финансовом обеспечении проекта;

- создание технологического проекта склада;

- выбор автоматизированной системы управления складом;

- согласование и утверждение технологического и строительного проектов;

- строительство склада;

- оснащение склада внешним оборудованием;

- выбор и закупка складского оборудования (стеллажное, транспортное и погрузо-разгрузочное);

- оснащение склада оборудованием;

- внедрение автоматизированной системы управления и отработка технологического процесса.

С момента принятия решения о строительстве склада до начала его полноценного функционирования в рабочем режиме, может пройти от 1 до 3 лет в зависимости от величины строящегося склада и некоторых других факторов.

Рис. 1. Этапы реализации проекта по созданию склада

Для оптимизации временных затрат при ведении проекта следует учитывать следующие моменты:

- подготовка и обработка данных для формирования основных требований может занять от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от глубины технологического, управленческого и экономического анализа деятельности компании;

- разработка и создание технологического проекта занимает от 1,5 до 2 месяцев;

- разработка строительного проекта занимает от 1 до 3 месяцев в зависимости от уникальности сооружения;

- различные согласования строительного проекта в соответствующих инстанциях занимают от 2 до 4 месяцев;

- строительство склада может занимать от 6 до 24 месяцев в зависимости от сложности объекта и возможностей по его финансированию;

- поставка складского оборудования после подписания контракта купли-продажи может занимать от 2 до 3 месяцев;

- внедрение автоматизированной системы управления может занимать от 5 до 9 месяцев в зависимости от программного продукта и компании, внедряющей этот продукт.

Некоторые процессы могут осуществляться параллельно, поэтому для экономии времени (денег) необходимо разработать график реализации проекта с учетом временного фактора и выполняемых объемов работ. В этом графике необходимо указать не только временные рамки по отельным операциям, но и ответственных исполнителей и виды выполняемых операций. В реализации проекта будут участвовать практически все основные подразделения компании: коммерческий отдел, отдел по складским операциям, финансовый отдел, бухгалтерия, экономический и юридический отделы, а также подрядные организации.

Перед проектированием склада в первую очередь необходимо определить цель, т.е. что будет пред-

ставлять собой данный проект. Перечень возможных при этом вариантов приведен на рис. 2.

При строительстве нового склада или разработке инвестиционного логистического проекта рекомендуется определение его местоположения. Для определения местоположения склада необходимо знание и анализ грузопотоков компании.

В зависимости от типа проектирования склада (реконструкция существующего склада, строительство нового склада, инвестиционный логистический проект) для определения исходных данных имеются стратегии расчета (рис. 3).

Поскольку, как правило, количество наименований товаров весьма велико, имеет смысл разбить их на характерные товарные группы.

Специфика поведения основных товарных групп за анализируемый период позволяет выбрать метод расчета необходимого для обеспечения бизнеса запаса каждого товара и определить из выбранного ранее списка необходимое для этого товара количество наиболее подходящих мест хранения.

Необходимо рассчитать не только количество потребных мест хранения, но и период времени, на который эти места нужны. Рекомендуется воспользоваться алгоритмом, представленным на рис. 4.

Существует следующая процедура создания склада:

1. Анализ имеющихся потоков и их планирование на будущее.

2. Создание предположений в отношении технологии и конструкции.

3. Концепция склада.

4. Техническая проработка концепций.

5. Бюджетный анализ предположений.

6. Технология и управление.

7. Архитектурное проектирование.

8. Рабочее проектирование.

9. Строительство и запуск.

Рис. 2. Определение типа проектирования склада

Рис. 3. Определение исходных данных строительства нового склада

► 5

Отгрузка за период с по Спрос по покупателям

Спрос по поставщикам

Поступление за период с по

Спрос по товарам

ч г

1 Исходные данные <

2 База 3 Анализ 4

данных грузопотоков

Отчет по грузопотокам за предыдущий период

Проверка и изменение базы данных

Прогноз изменений в бизнесе

£

6 Разработка бизнес-процессов и технологии для склада

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчетная математическая модель склада

С

А

6.1 Расчет потребных товарных запасов

6.2 Определение конструкции и количества мест хранения. Планировка здания и стоянок

6.3 Подъемно-погрузочная техника

6.4 Типы и количество оборудования для автоматической системы управления

6.5 Выбор типа и функциональный состав по автоматической системе управления

6.6 Моделирование экономики склада

V

Архитектурно-планировочное решение. Привязка к пятну застройки

Эскизный проект склада

Техническое задание на проектирование и строительство. Бюджет проекта. Расчет экономических характеристик

7

8

Проведение тендеров по разделам проекта

Рис. 4. Алгоритм проектирования склада

9

Разработана типовая методология проектирования:

1. Анализ потоков за прошедший период.

2. Прогноз бизнеса на будущее.

3. Конструирование мест хранения.

4. Расчет потребных запасов.

5. Расчет количества мест хранения по типам.

6. Создание предположений по складу (объемноконструктивное решение, планировка, базовая технология, погрузочно-разгрузочная и транспортная техника, механизация и спецтехника, персонал).

7. Моделирование склада.

1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2001.

2. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика: учебно-практическое пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. Миротин Л.Б., Бульба А.В., Демин В.А. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4. Прокофьева О.С., Бутакова Н.Г. Проблемы развития грузоперерабатывающих терминалов и складских комплексов в

8. Оптимизация параметров склада.

9. Автоматизированная система управления склада.

10. Система управления бизнес-процессами.

11. Экономика склада.

Специфика поведения основных товарных групп за анализируемый период позволяет выбрать метод расчета необходимого для обеспечения бизнеса запаса каждого товара и определить необходимое для этого товара количество наиболее подходящих мест хранения из выбранного ранее списка.

ский список

России // Авиамашиностроение и транспорт Сибири - 2012: сб. науч. тр. студентов и преподавателей ин-та авиамашиностроения и транспорта эл. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012.

5. Прокофьева О.С., Бутакова Н.Г., Дурицына Е.А. Создание складской инфраструктуры: расчет необходимого количества складов, критерии принятия решения о собственности склада // Авиамашиностроение и транспорт Сибири - 2012: сб. науч. тр. студентов и преподавателей ин-та авиамашиностроения и транспорта эл. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012.

УДК 629.113.001

ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ABS НА ТОРМОЗНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

1 2 © А.И. Федотов', В.О. Громалова2

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Проведены экспериментальные исследования процесса торможения автомобиля, оборудованного современной тормозной системой. Выполнен сравнительный анализ результатов эксперимента при торможении автомобиля на зимней дороге. Дана оценка процесса торможения автомобиля с включенной и отключенной ABS.

Ил. 3. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: автотранспортное средство; антиблокировочная система; тормозная эффективность; тормозной путь; безопасность; скорость; коэффициент сцепления; экспертиза.

ABS OPERATION EFFECT ON VEHICLE BRAKING EFFECTIVENESS AND STABILITY A.I. Fedotov, V.O. Gromalova

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The authors carry out the experimental studies of vehicle braking, where the vehicle is equipped with a modern braking system. A comparative analysis of the experimental results of vehicle braking on winter road is performed. The vehicle braking is assessed with the ABS being switched on and off.

3 figures. 6 sources.

Key words: vehicle; anti-lock braking system; brake effectiveness; braking length; safety; speed; adhesion coefficient; expert examination.

Автомобильный транспорт был и остается самым опасным видом транспорта современности. По количеству дорожно-транспортных происшествий (ДТП) Россия опережает такие страны, как Германия или Великобритания, в десять раз. На долю России при-

ходится треть всех транспортных происшествий Европы.

Большинство современных автомобилей оборудованы антиблокировочными системами (ABS). Многочисленные исследования и практика эксплуатации

1Федотов Александр Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 405136, e-mail: v02@istu.edu

Fedotov Alexander, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: (3952) 405136, e-mail: v02@istu.edu

2Громалова Виктория Олеговна, магистрант, тел.: (3952) 405852, e-mail: vikki@istu.edu Gromalova Victoria, Graduate Student, tel.: (3952) 405852, e-mail: vikki@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.