Т е х н о л о г и я и к о н с т р у и р о в а н и е
о д е ж д ы
УДК 687.1.016; 687.1.016.5
Г.Г. Харьковская
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОРСЕТА
Работа посвящена женскому корсету. Освещена его история. Предложен новый современный вариант корсета, удобного в эксплуатации. Рассмотрены особенности его конструкции и технологии изготовления. Ключевые слова: корсет, корсаж, история развития, мода, стягивание фигуры, талия, грудь, декорирование.
DESIGNPARTICULARITIES OF THE MODERN CORSET
The paper is devoted to feminine corset. It is reported about the history of corset. The author offered a new modern and comfortable variant of corset and presented its design particularities and technologies.
Key words: corset, bodice, evolution, fashion, figure tautness, waistline, bosom, decoration.
На протяжении сотен лет корсет был то неотъемлемым элементом женского гардероба, то просто безвкусицей. Его забывали и вновь к нему возвращались, его боготворили или считали орудием пыток. История корсета длинная и противоречивая, но сегодня корсет вновь в моде, он снова актуален и даже более того - является эксклюзивным аксессуаром.
Целью данной работы является создание новой современной версии корсета, удобного в эксплуатации и одновременно сохраняющего свои основные функции. Для реализации поставленной задачи необходимо прежде всего хотя бы кратко проанализировать историю развития корсета с целью выявить его основные недостатки с позиций современности. Затем предложить свой вариант решения проблемы конструкции современного корсета.
Для начала определим разницу между корсетом и корсажем. Так, у В.И. Даля корсет - это безрукавая поддевка, для стягивания стана, со шнуровкою, на китовом усу, а корсаж - верхняя часть женского платья, лиф, талия [5, с. 342]. С.И. Ожегов трактует корсет как широкий упругий пояс для стягивания талии, а корсаж - как часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока [10, с. 291]. Более поздние авторы считают, что корсет /нем. rorset, от фр. corset, от corps - тело/ - это особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности, жесткий корсаж. Корсаж /фр. rarsage - лиф, корсаж/ - лиф, часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока; в XV в. из лифа он превратился в самостоятельную часть одежды, состоящую из двух половинок, соединенных шнуровкой спереди [1, с. 174]. Современные специалисты видят в корсете особый пояс, нижний лиф с металлическими планками (спереди и сзади), стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот с целью придания фигуре стройности [46, с. 75].
Из этих определений следует, что основная характеристика корсета заключается в его функции стягивания стана, талии, фигуры... У корсажа этой функции нет.
Подобие корсета встречалось уже у античных народов. Греческие и римские красавицы под хитонами и туниками носили кожаные пояски и различные ленты, которые подчеркивали талию, придавали «правильную» форму груди. Падение Римской империи привело к свободе женщин от всяческих лент и поясов, игравших роль корсета.
В XII в. в связи с модой на облегающую одежду приталенный корсаж со шнуровкой сжимал женскую грудь подобно стальным доспехам. Спустя три столетия - новое увлечение: непременная демонстрация груди (рис. 1, 2). Во Франции дамы повязывали под грудью пояс, чтобы приподнять ее.
Рис.1. Корсет, 1630-е гг. А. ван Дейк. Мария Стюарт, графиня Портленд.
Рис. 2. Корсет, XVI в. Неизвестный художник. Аньес Сорель.
Корсет в Англии представлял собой узкий лиф из плотной ткани; в XVI в. в Европе появился кожаный корсет. Стремление довести женскую фигуру до идеала достигло пика в XVI в. в Испании. Здесь корсеты изготавливались из металла и кожи, так что платье представляло собой настоящий панцирь-футляр, в который женщина буквально входила, поскольку платье, натянутое на корсет и каркас юбки, просто стояло на полу. Затем этот чехол-платье изрядного веса застегивали сзади, и женщина оказывалась в наглухо закрытом одеянии, завершал его жестко накрахмаленный воротник-жернов, который не то что не позволял легкомысленно вертеть головой, но даже и посмотреть в сторону было непросто.
Испанская мода полностью отрицала бюст, поэтому с помощью специальной накладки, сплетенной из конского волоса, создавали впечатление плоской грудной клетки. Чтобы грудь не развивалась, маленьким девочкам накладывали на нее во время сна свинцовые пластины! Часто корсет изготавливали также из костяных пластин, металлической сетки или даже ивовых прутьев, покрытых снаружи или изнутри ватой или тканью. С помощью узкой деревянной или металлической пластинки, которую прикрепляли спереди к корсету, делали плоским живот и зрительно уменьшали талию [8, с. 94].
Со временем корсеты стали изготавливать из китового уса, различных тканей - сатина, атласа, украшать кружевом. Недостатки фигуры компенсировали специальными накладками.
В XVIII в. корсет приобрел законченный вид и одевался под легкую нижнюю рубашку из хлопка или муслина. Корсет сильно шнуровался, чтобы талия была как можно тоньше (рис. 3). Тонкая талия соответствовала эстетическим идеалам Европы на протяжении дли-
Рис. 3. Карикатура на затягивание дамы в корсет.
тельного периода - с позднего Средневековья до второй половины XIX в. [2, с. 31]. Так, уже к середине XVII в. во Франции придумали корсеты, с помощью которых можно было затягивать талию до окружности в 40 см и одновременно придавать груди красивую полукруглую линию.
Французская революция 1789 г. заодно с аристократией свергла и господство корсета. Но еще до революции женщины в деревнях просто отказывались от использования китового уса, предпочитая ему корсаж на шнуровке, не слишком сжимающий грудь. Его надевали поверх юбки и рубашки, чтобы он не мешал в работе. Правда, после 1810 г. корсет снова вернулся в моду почти на столетие.
Корсет изменялся в соответствии с модой - порой подчеркивал, порой скрывал части фигуры. Женский корсет «кираса» начала 1880-х гг. не позволял женщине сидеть прямо, можно было лишь полулежать (рис. 4). В конце XIX - начале XX вв. для S-образного силуэта был создан корсет до бедер и нижней части груди, чтобы бюст сильно выдавался вперед (рис. 5). Корсеты всегда зашнуровывались на спине, что требовало посторонней помощи.
В начале 1900-х М. Вионне, Люсиль и П. Пуаре [3, с. 40-41] призвали женщин освободиться от жесткого корсета на косточках.
В начале XX в. корсет был побежден! Врачи заполнили все журналы и газеты ужасающими снимками и рисунками женщин с искаженными, искривленными скелетами. Многочисленные статьи разъясняли, что нередко болезни происходят от этого приспособления. Немало способствовало отказу от корсета всеобщее увлечение путешествиями, прогулками, катанием на велосипедах, занятиями спортом, т.е. тем, что невозможно совершать в корсете.
В 1905 г. модельер Поль Пуаре предложил платье-рубашку без корсета, и оно мгновенно завоевало популярность. Казалось, корсеты исчезли теперь уже навсегда... Их не носили в период с 1914 до конца 20-х гг. В 30-е появились современные корсеты из эластичных тканей на крючках. Они опять вошли в моду со стилем нью-лук [1, с. 174].
В 1990-е идея корсета часто появляется у дизайнеров в виде бюстье, бюстгальтеров, корсажей, корсажных платьев, в деловых костюмах и вечерних платьях, - в частности у Т. Мюглера, А. Алайи, Ж.-П. Готье, Д. Гальяно, В. Вествуд [47, с. 331-333] и др.
Следует отметить, что этот элемент гардероба никогда не покидал модную сцену полностью. Знаменитая создательница экстравагантных моделей Вивьен Вествуд постоянно обращается в своем творчестве к корсетам. «Корсеты делают тело достаточно плоским, поднимают грудь, выпрямляют спину и придают особую осанку в плечах, - говорит модельер, - они придают тот самый эффект гла-мура, который отражается в глазах каждой изысканной леди» [8, с. 99].
Рис. 4. Женский корсет-«кираса» начала 1880-х гг.
Рис. 5. Корсеты 1900-х гг.
Специалист по корсетам Петер Соронен, создавший в 1994 г. в Чикаго собственную компанию, с гордостью признается, что даже клиентки «за пятьдесят» в его изделиях чувствуют себя замечательно, а главное - могут вновь ощутить себя молодыми, корсет позволяет скрыть кое-какие недостатки фигуры, присущие этому возрасту [8, с. 98].
Итак, в начале XXI в. мода, сделав полный оборот, вернулась к романтике и роскоши модерна. Сегодня мода меняется стремительно и уже не столь жестко диктует, что, где и когда носить. Однако в последние годы женщины все охотнее надевают корсеты и кринолины - то, против чего так упорно боролись почти 150 лет тому назад...
Современный корсет (фр. corset) - это предмет женской одежды в виде широкого пояса с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающего нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре необходимого вида (гордая осанка, стройная талия) и мягкой поддержки груди [9]. Обычно с одной или нескольких сторон сделана шнуровка, нередко с другой стороны делают застежки.
Наиболее часто корсет используется для создания желаемого силуэта: подчеркивает стройность фигуры (визуально уменьшая талию и увеличивая плечи), поддерживает грудь (создавая видимость объема и упругости), создает нужную (или модную) осанку. Плечевые ремни на некоторых версиях корсетов разворачивают плечи подобно современным ортопедическим реклинаторам для поддержания гордой осанки.
Обычно корсет охватывает торс, начинаясь или на уровне подмышек, или непосредственно под грудью и заканчиваясь над бедрами, иногда заходя на них, а в редких случаях доходя до колен. Также известен более короткий вид корсета, охватывающий только талию, под названием «поясная подпруга» (англ. waistcincher). На некоторых корсетах крепятся подвязки для чулок.
Корсет подпирает грудь снизу и тем самым является антиподом бюстгальтера, который переносит тяжесть груди на плечи, поддерживая ее при помощи лямок.
Современные корсеты шьют из мягкого материала (ткани, кожи и т.п.) с жесткими упругими вставками из дерева, китового уса или стали в специально создаваемых карманах. С одной стороны корсета (обычно со спины, также может быть спереди, с одного или обоих боков) делается шнуровка. С ее помощью регулируется талия корсета. Для корсетов со шнуровкой сзади нередко делают спереди две жесткие планшетки из дерева или стали с застежками для более удобного снятия и надевания - бюск.
Краткий обзор истории развития корсета позволил выявить еще одну весьма существенную особенность, отличающую корсет от корсажа. Корсет одевался под легкую нижнюю рубашку из хлопка или муслина и сильно шнуровался, а корсаж на шнуровке, не слишком сжимающий грудь, надевался поверх юбки и рубашки. Таким образом, корсет представлял собой предмет бельевого ассортимента, а корсаж - предмет верхней одежды. Объединяло их наличие шнуровки.
Сегодня зарубежные ученые в своих исследованиях уделяют много внимания корсетам и корсетным изделиям для коррекции фигуры. Больше всего новых технических решений у японцев. Так, они предложили плотно прилегающий к телу корсет, удобный для надевания и ходьбы [33, с. 22]; корсет, скрывающий недостатки талии и бедер, туго утягивающий живот и стягивающий ягодицы [38, с. 26]; боди, корректирующее недостатки фигуры [39, с. 26]; корректирующее нательное белье, удобное в эксплуатации и обеспечивающее свободное сгибание и поворот туловища [18, с. 33], нижнюю сорочку с эффектом улучшения осанки за счет поясничного и переднего прижимных блоков, воздействующих на поясницу и брюшной пресс [34, с. 18-19]. Представляют интерес разработанные ими технические решения корсетной одежды с чашками [40, с. 28; 16, с. 35-36], в том числе формирующей зону декольте [35, с. 31-32], зрительно увеличивающей объем бюста и приподнимающей груди [21, с. 41] и многое другое.
Для поддержания бюста большого объема англичане разработали свой вариант корсета [29, с. 3], американцы - держатель бюста [45, с. 7-8], а для коррекции фигуры - эластичное нательное бе-
лье в виде полукомбинезона [17, с. 33-34] и даже одноразовые съемные аксессуары для нательного белья, осуществляющие моделирование и гармонизацию контуров тела пользователя [15, с. 40].
Корсету в качестве верхнего платья уделяется значительно меньше внимания. Лишь бельгийцы предложили конструкцию корсета, несколько схожую по внешнему виду с общепринятыми вариантами, но имеющую пять вертикальных линий членения на переде [31, с. 56], которую можно использовать в свадебном наряде или вечернем платье. Корректирующую форму тела одежду с эластичными деталями на определенных зонах груди и спины разработали японцы, причем сила сдавливания деталей в поперечном направлении одежды больше силы сдавливания в продольном направлении [37, с. 24]. Американцы спроектировали одежду из эластичной ткани, корректирующую недостатки фигуры пользователей от совсем маленьких до очень больших размеров, причем после снятия с тела одежда восстанавливает свои первоначальные размеры [19, с. 28].
Активно ведутся исследования материалов, применяемых для корсетов. В Америке разработана прокладка для корсетного белья, содержащая слой формообразующего материала из пены, имеющей зоны уменьшенной толщины, выполненные срезанием материала или прессованием [44, с. 8]. Такая прокладка не требует применения эластичных элементов и не содержит швов, которые могут быть видимы через одежду.
Новые технические решения косточек для корсетной одежды предлагают китайские специалисты [25, с. 48; 13, с. 33]. Для предотвращения растяжения англичане разработали неэластичную косточку, которая может быть пришита или приклеена к эластичной детали корсета [28, с. 3]. Другой английский вариант косточки путем активирования поверхности прикрепляется к внутренней поверхности канала и все время остается на своем месте, причем даже в случае прокалывания косточкой ткани корсета [14, с. 36]. Для улучшения эксплуатационных свойств корсетных изделий японцы покрыли предложенную ими косточку полимером повышенной плотности [36, с. 20].
Внимание российских ученых в течение последних 20 лет было сосредоточено в основном на проектировании медицинских корсетов для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это ортопедические модели корректоров осанки [7], вертикализаторов [24], различных видов бандажей [6; 21; 23], устройств для массажа [22] и т.п. Специалисты Волгоградского государственного технического университета уже 8 лет с завидным упорством разрабатывают тему эластичных корсетов из трубчатого трикотажа, выполненного из нерастяжимой и эластомерной нитей, с карманами под вкладыши для воздействия на различные участки тела [12; 43] и дополнительными деталями в виде лямок [41] или панталон [42]. Все эти варианты корсетов сохраняют основную функцию стягивания фигуры на заданных участках.
Корсет в качестве самостоятельного предмета легкой женской одежды предлагают специалисты Амурского государственного университета. В первом варианте это жилет, корректирующий осанку [11], во втором - корсаж [27] и корсаж-жилет [20] в различных моделях женской многофункциональной трансформируемой одежды.
Оригинальную конструкцию корсета как самостоятельного изделия, так и верхней части платья предложила Л.Л. Абрамова [26]. Ее корсет состоит из 5-26 деталей основного корсета, проклеенных одним или двумя слоями серпянки, сшитых, со вставленными пластиковыми костями, с застежкой на молнию, и дополнительного корсета из 2-6 деталей, аналогично обработанных и соединенных с основным корсетом по боковым швам. Причем дополнительный корсет снабжен петлями и шнуровкой.
Патентный поиск показал, что современный корсет как предмет женского белья выполняет свою основную функцию и удобен в эксплуатации. Однако в современных корсажных свадебных и вечерних платьях корсет используется как корсаж, т.е. как предмет верхней одежды. В этом случае, помимо основной функции - стягивания фигуры, корсету требуется максимально возможная пло-
Выпуск 73, 2016 Вестник АмГУ 105
щадь для декорирования переда. Шнуровка, расположенная сзади, обусловливает необходимость посторонней помощи при надевании наряда и стягивании фигуры. Наличие бюска спереди, облегчающего процесс снятия и надевания наряда и исключающего постороннюю помощь, значительно уменьшает площадь декорирования переда изделия. Кроме того, застежка встык спереди ухудшает эстетическое восприятие изделия при использовании корсета в качестве корсажа.
Таким образом, противоречие между необходимостью в максимально возможной площади для декорирования переда изделия при сохранении основной функции стягивания фигуры, с одной стороны, и невозможностью самостоятельного обслуживать себя в процессе надевания наряда и стягивания фигуры, с другой стороны, обусловило тему нашего исследования.
Целью работы является разработка конструкции и технологии изготовления корсета, сочетающего в себе основную функцию стягивания фигуры при максимальной площади для декорирования переда с возможностью самостоятельного обслуживания себя потребителю в процессе эксплуатации изделия в качестве корсажа, т.е. как предмета верхней одежды.
В результате проведения патентно-информационного поиска был найден традиционный способ конструирования и изготовления корсета [4], принятый в качестве прототипа. Конструкция данного корсета строится на основе чертежа платья женского и состоит из деталей переда и спинки. Застежка - шнуровка расположена на спинке, также возможен вариант центральной передней застежки на крючки или бюск. Корсет состоит из трех слоев, укреплен костями, которые вставлены в кулиски, расположенные на среднем слое.
В противовес данному прототипу, имеющему традиционные недостатки, предложен новый вариант корсета, в конструкторско-технологическом решении которого нашла отражение оптимальная связь всех ранее выявленных противоречий.
Корсет состоит из деталей переда 1 (рис. 6а), деталей спинки 2 (рис. 6б), частей пробивных кнопок 3 и 3' (рис. 6г). Каждая из деталей переда и спинки включает верхний слой 4 (рис. 6в), средний дублированный слой 5 и нижний дублированный слой 6. Средний слой 5 выполнен из очень плотного материала (бортовка, мешковина, холст), продублированного клеевой прокладкой на тканевой основе. Нижний дублированный слой 6 осуществляет функцию подкладки, поэтому изготовлен из натуральных тканей хлопкового ассортимента (бязь) или плотного упругого шелка. Слои соединены по технологии изготовления корсетных изделий. В качестве костей используется «китовый ус» 7, который утягивает, не ломается при искривлении и выдерживает влажно-тепловую обработку. Расположенная на уровне талии среднего слоя корсажная лента 8 помогает подчеркнуть линию талии.
Сквозная застежка корсета располагается в левой части переда на месте вертикального рельефа по выпуклой части груди. Части застежки из пробивных кнопок находятся на правой и левой частях переда. Причем на правой части переда верхние части кнопок 3 захватывают средний и нижний слои, а на левой части переда нижние ответные части кнопок 3' - верхний и средний слои. Установка кнопок производится до соединения слоев. Такой вариант делает кнопки «невидимыми» как на лицевой, так и на изнаночной стороне изделия. Кнопки устанавливаются параллельно краю застежки, на расстоянии 0,5 см от края и 1,0 см друг от друга для надежности фиксации. Чтобы обеспечить возможность варьировать степень коррекции и стягивания фигуры, на правой части переда устанавливается второй, дополнительный ряд частей пробивных кнопок на расстоянии 1 см от первого ряда.
При надевании корсет охватывает спину, правая часть переда заводится на левую часть. Процесс застегивания корсета начинается с кнопок, расположенных в области талии, а далее - вверх и вниз.
Корсет удобен в эксплуатации, так как его можно надеть и снять самостоятельно. Тело хорошо фиксируется в заданных объемах за счет второго, дополнительного ряда кнопок. Корсет можно декорировать любым способом - как с использованием декоративных тканей, кружева, вышивки и т.п., так и с использованием объемного декора. Корсет можно использовать не только как верхнюю одежду, но и как белье.
3 3'
в) г)
Рис. 6. Конструкция корсета: а) перед; б) спинка; в) продольный разрез; г) крепление частей кнопок.
Таким образом, опираясь на историю развития корсета и учитывая современные модные тенденции, удалось разработать новый вариант корсета, отличающийся от ранее известных целым рядом положительных характеристик:
1) можно быстро самостоятельно застегивать и расстегивать корсет благодаря передней асимметричной застежке;
2) облегчен процесс застегивания и расстегивания корсета за счет использования новых технологий - кнопок в корсетной застежке;
3) обеспечена надежность фиксации застежки корсета;
4) сохранены функции коррекции и стягивания фигуры за счет двух рядов кнопок;
5) можно использовать корсет не только в качестве нижнего белья, но и как верхнюю одежду благодаря смещению застежки и сохранению для декорирования центральной части переда.
Данное изделие может изготавливаться в массовом производстве на стандартном промышленном оборудовании. Новизна технического решения подтверждена патентом на изобретение [30].
Выпуск 73, 2016 Вестник АмГУ 107
Предложенный вариант можно рассматривать как пример современной трактовки идеи корсета в качестве элегантного наряда.
1. Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 400 с.
2. Брун, В., Тильке, М. Всеобщая история костюма от древности до Нового времени. - М.: Эксмо, 2007 -464 с.
3. Буровик, К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 192 с.
4. Градова, В., Гутина, Е.А. Женский костюм. Книга 1 [Электронный ресурс] Режим доступа www.cross-roads.ru/corset/corset-04.html [10.11.2014].
5. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 736 с.
6. Заявка на изобретение № 2008108564 RU, МПК A61F 5/02 Корсет для поясницы / Старых В.С., Волоки-тин В.В. (ФУЗ «Медико-санитарная часть Главного управления внутренних дел Кемеровской области»). - № 2008108564/14; заявл. 04.03.2008; опубл. 10.09.2009. Бюл. № 25.
7. Заявка на изобретение № 2012108309 RU, МПК A61F 5/02 Поясничный корсет-корректор осанки / Бор-щенко И.А. (Борщенко И.А.). - № 2012108309/14; заявл. 05.03.2012; опубл. 10.09.2013. Бюл. № 25.
8. Корсет // История моды, костюма и стиля. Большая иллюстрированная энциклопедия / С.Н. Попова. - М.: Астрель: АСТ, 2009. - 271 с.
9. Корсет [Электронный ресурс] Режим доступа https://ru/wikipedia.org/wiki/Корсет.
10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1960. -900 с.
11. Пат. № 143057 RU, МПК A41D 13/00 Плечевая одежда, корректирующая осанку / Помазкова Е.И., Ано-дина Ю.Д. (ФГБОУ ВПО «АмГУ»). - № 2014105399/12; заявл. 13.02.2014; опубл. 10.07.2014. Бюл. № 19.
12. Пат. № 148632 RU, МПК А6№ 5/02, 5/03 Эластичный корсет / Мишта В.П. (ФГБОУ ВПО «ВолгГТУ»).
- № 2014125024/14; заявл. 19.06.2014; опубл. 10.12.2014. Бюл. № 34.
13. Пат. № 2011003314 WO, МПК 8А 41С 3/18 Косточка для бюстгальтера / Lau, MunCheeAngela (Clover-GroupInternationalLtd; Lau, MunCheeAngela). - № PCT/CN10/3602; заявл. 07.06.2010; опубл. 13.01.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 1. - С. 33.
14. Пат. № 2011083334 WO, МПК 8А 41C 3/12 Косточка для корсета / Coole, Nigel (Coole, Nigel). -№ PCT/GB11/050016; заявл. 07.01.2011; опубл. 14.07.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004.
- 2012. - № 7. - С. 36.
15. Пат. № 201108514 WO, МПК 8А 41D 27/00 Аксессуары для нательного белья, корректирующие недостатки фигуры / Constantatos, Maria (EssentialCompanyGroup, Inc.). - № PCT/US11/020399; заявл. 06.01.2011; опубл. 14.07.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 7. - С. 40.
16. Пат. № 2011087010 WO, МПК 8А 41С 3/02 Корсетное изделие с чашками / Sotodalkuko (WacoalCorp.; Sotodalkuko). - № PCT/JP11/050332; заявл. 12.01.2011; опубл. 21.07.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 7. - С. 35-36.
17. Пат. № 2011106405 WO, МПК 8А 41С 1/02 Корректирующее нательное белье / Kent, Margi (Kent, Margi). - № PCT/US11/025902; заявл. 23.02.2011; опубл. 01.09.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. -Вып. 004. - 2012. - № 8. - С. 33-34.
18. Пат. № 2011142361 WO, МПК 8А 41С 1/00 Корректирующее нательное белье / TsutsumiHiroko (WacoalCorp.; TsutsumiHiroko). - № PCT/JP11/060774; заявл. 10.05.2011; опубл. 17.11.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 11. - С. 33.
19. Пат. № 2012082896 WO, МПК 8А 41В 9/00 Одежда, моделирующая контуры тела / Quaranta, Kristen (Maidenform, Inc.; Quaranta, Kristen). - № PCT/US11/064911; заявл. 14.12.2011; опубл. 21.06.2012 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2013. - № 6. - С. 28.
20. Пат. № 2109470 RU, МПК 5А 41D 15/04, 45F 4/12 Трансформируемая одежда / Онищук И.В., Харьковская Г.Г. (Амурский гос. ун-т). - № 96111629/12; заявл. 07.06.1996; опубл. 27.04.1998. Бюл. № 12.
21. Пат. № 2254103 RU, МПК 7А 61F 5/02, 5/01 Пояс для поясницы / Севрюков В.Ф., Старых В.С., Федотова О.Н., Колчанова Г.Ф. (Севрюков В.Ф.). - № 2002132296/14; заявл. 02.12.2002; опубл. 20.06.2005. Бюл. № 17.
22. Пат. № 2254849 RU, МПК 7А 61Н 11/00, 61F 5/00, 7/00 Корсет для массажа (варианты) / Конопальце-ва Н.М., Захватова Е.В. - № 2004103482/14; заявл. 06.02.2004; опубл. 27.06.2005. Бюл. № 18.
23. Пат. № 2331389 RU, МПК А6№ 5/02 Эластичный корсет / Мишта В.П., Мишта С.П., Гавриленко А.В. (ГОУ ВПО «ВолгГТУ»). - № 2007109374/14; заявл. 14.03.2007; опубл. 20.08.2008. Бюл. № 23.
24. Пат. № 2332965 RU, МПК А6№ 5/02 Корсет-вертикализатор / Новиков В.И., Симонов В.Г., Анциферов Ю.Г., Симонова Т.Н., Грачев Л.К., Новиков И.В. (ООО «ПРОП МП «ОРТЕЗ»). - № 2005117724/14; заявл. 20.12.2006; опубл. 10.09.2008. Бюл. № 25.
25. Пат. № 2340731 EP, МПК 8А 41С 3/12 Косточка чашки бюстгальтера / Huang, ShinYao (Shanghai-GuangxuUnderwearAssistCo., Ltd). - № 09180872; заявл. 29.12.2009; опубл. 06.07.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 7. - С. 48.
26. Пат. № 2391030 RU, МПК А41С 1/00 Способ изготовления корсета / Абрамова Л.Л. (Абрамова Л.Л.) -№ 2008140017/12; заявл. 08.10.2008; опубл. 10.06.2010. Бюл. № 16.
27. Пат. № 2446726 RU, МПК A41D 15/00 Многофункциональный женский комплект / Ледовская С.Ю., Харьковская Г.Г. (ГОУ ВПО «АмГУ»). - № 2010149032/12; заявл. 30.11.2010; опубл. 10.04.2012. Бюл. № 10.
28. Пат. № 2472261 GB, МПК 8А 41C 1/14 Косточка для корсетной одежды / JohnHales (MontfortSer-vicesSdn.Bhd). - № 0913370; заявл. 31.07.2009; опубл. 02.02.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. -Вып. 004. - 2012. - № 2. - С. 3.
29. Пат. № 2484949 GB, МПК 8А 41С 1/06 Корсет / JefferyWilliamShutt (JefferyWilliamShutt). -№ 201018135; заявл. 27.10.2010; опубл. 02.05.2012 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2013.
- № 5. - С. 3.
30. Пат. № 2520039 RU, МПК А41С 1/00 Корсет / Семченко А.С., Харьковская Г.Г. (ФГБОУ ВПО «АмГУ»).
- № 2012148061/12; заявл. 12.11.2012; опубл. 20.06.2014. Бюл. № 17.
31. Пат. № 2548461 ЕР, МПК 8А 41C 1/06, A41D 27/06 Корсет / Deprez, Anne-Marie (A-Flinders). -№ 12175648; заявл. 10.07.2012; опубл. 16.01.2013 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2014. -№ 1. - С. 56.
32. Пат. № 2554062 ЕР, МПК 8А 41С 3/12 Женская корректирующая корсетная одежда / YuasaMasaru; TachiiriMegumi; YamaguchiJunko (WacoalCorp.). - № 10848937; заявл. 31.03.2010; опубл. 06.02.2013 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2014. - № 2. - С. 41.
33. Пат. № 4601020 JP, МПК 8А 41С 1/02 Корсет. - № 2010111873; заявл. 14.05.2010; опубл. 22.12.2010 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 1. - С. 22.
34. Пат. № 4660630 JP, МПК 8А 41С 9/06 Нижняя сорочка с эффектом улучшения осанки. - № 2010134459; заявл. 11.06.2010; опубл. 30.03.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 4. - С. 18-19.
35. Пат. № 4679047 JP, МПК 8А 41С 3/00 Корсетная одежда / TakatsuAkira (Duchess:Kk). - № 2003321738; заявл. 12.09.2003; опубл. 27.04.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 5. - С. 31-32.
36. Пат. № 4789606 JP, МПК 8А 41C 3/14 Косточка для корсетной одежды / KanzakiSatoshi (Mic:Kk). -№ 2005349822; заявл. 02.12.2005; опубл. 12.10.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012.
- № 10. - С. 20.
37. Пат. № 4861073 JP, МПК 8А 41В 9/06 Корректирующая одежда / Yamazakilwao (YaManLtd). -№ 2006172731; заявл. 22.06.2006; опубл. 25.01.2012 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2013.
- № 3. - С. 24.
38. Пат. № 4868985 JP, МПК 8А 41С 1/00 Корсет / OkazakiYoko (PigeonCorp). - № 2006234498; заявл. 30.08.2006; опубл. 01.02.2012 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2013. - № 3. - С. 26.
39. Пат. № 4871110 JP, МПК 8А 41С 1/06 Боди, корректирующее недостатки фигуры / FujiiTakako (WacoalCorp). - № 2006332334; заявл. 08.12.2006; опубл. 01.04.2012 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2013. - № 3. - С. 26.
40. Пат. № 4875502 JP, МПК 8А 41С 3/10 Корсетная одежда с чашками / IharaMasatoshi (Baruju:Kk). -№ 2007008535; заявл. 17.01.2007; опубл. 15.02.2012 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2013.
- № 4. - С. 28.
41. Пат. № 77777 RU, МПК A61F 5/02 Эластичный корсет / Мишта В.П., Мишта С.П., Гавриленко А.А. (ГОУ ВПО «ВолгГТУ»). - № 2008121517/22; заявл. 27.05.2008; опубл. 10.11.2008. Бюл. № 31.
42. Пат. № 77778 RU, МПК A61F 5/02 Эластичный корсет / Мишта В.П., Мишта С.П., Гавриленко А.А. (ГОУ ВПО «ВолгГТУ»). - № 2008121562/22; заявл. 27.05.2008; опубл. 10.11.2008. Бюл. № 31.
43. Пат. № 78664 RU, МПК А6Ш 5/02 Эластичный корсет / Мишта В.П., Мишта С.П., Гавриленко А.А. (ГОУ ВПО «ВолгГТУ»). - № 2008121568/22; заявл. 27.05.2008; опубл. 10.12.2008. Бюл. № 34.
44. Пат. № 7887389 US, МПК 8А 41C 3/00 Прокладка для корсетного белья / LacambraVince (A&FTrade-mark, Inc.). - № 66507; заявл. 14.12.2007; опубл. 15.02.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004.
- 2012. - № 2. - С. 8.
45. Пат. № 8007343 US, МПК 8А 41С 3/00 Держатель бюста / KomskyIrena (KomskyIrena). - № 21856008; заявл. 16.07.2008; опубл. 30.08.2011 // Изобретения стран мира. - М.: Патент. - Вып. 004. - 2012. - № 8. - С. 7-8.
46. Соболь, Л.В., Соболь, В.Н. Словарь по истории общеевропейского костюма. - Благовещенск, 1996. -207 с.
47. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль. - М.: Аванта+, 2002. - 480 с.