Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ РЕАЛИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОФОТБОР / НАДЕЖНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUE / PROFESSIONAL INTERESTS / PROFESSIONAL SELECTION / RELIABILITY / VALIDITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курунов Виктор Валерьевич, Самигуллин Ринат Рафильевич, Айнулина Нина Александровна

В статье представлены результаты разработки и апробации методики, позволяющей диагностировать профессиональные интересы абитуриентов. Авторы описывают процедуру стандартизации методики, а также проверки ее психометрических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курунов Виктор Валерьевич, Самигуллин Ринат Рафильевич, Айнулина Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUE DESIGN FOR IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL INTERESTS AND PERSONAL PREFERENCES IN CONTEXT OF NEW REALITIES

The article presents the results of the development and testing of a methodology that allows diagnosing the professional interests of applicants. The authors describe the procedure for standardizing the technique, as well as checking its psychometric data.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ РЕАЛИЙ»

безопасности образовательной среды, а именно - ее референтную значимость - эмоциональный комфорт, умение реализовать собственную точку зрения, внимательное отношение к ученикам и коллегам.

Для студентов с низким уровнем тревожности необходимо организовать занятия, направленные на повышение активности, мотивации, заинтересованности и ответственности в реализации профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейших исследований в области проявления деструктивных страхов и тревожности у студентов педагогического вуза, кроме вклада в психологию эмоций, позволит подобрать, разработать и использовать техники по повышению уровня самоконтроля, оптимизации навыков достижения эмоциональной устойчивости, по самосовершенствованию и профессиональному развитию.

Результаты исследования послужат разработке критериев комплексной безопасности образовательного пространства.

Литература:

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б., Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. - М.: ЭконИнформ, 2009 - 247 с.

2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф... дис. кан. наук. - М., 2006 - 24 с.

3. Волкова Е.Н. Проблемы насилия в образовательном учреждении // Телевизионная версия Всероссийской научно-практической конференции по теме «Психологические проблемы безопасности в образовании» 2012 г. https://www.youtube.com/watch?v=70fY2576170 (дата обращения: 18.10.2020).

4. Кузнецова Е.Н., Хилько О.В. Применение йоги айенгара как средства сохранения психического здоровья студентов педагогического вуза. - Мир науки, культуры, образования - 2018. №4 (71) - C. 338-340.

5. Изард Кэрол Э. Психология эмоций. - СПб., 2006. - 460 с.

6. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru/ (дата обращения: 21.10.2020).

8. Хилько О.В., Долганина В.В. Профилактика нарушения психологического здоровья обучающихся и педагогов. - Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2019. - 291 с.

9. https://www.pravmir.ru/https://www.pravmir.ru/(дата обращения: 18.10.2020).

10. https://psycabi.net/testy/179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina (дата обращения: 18.10.2020).

11. https://psycabi.net/testy/34654-test-na-sotsiofobiyu-shkala-lejbovicha-dlya-diagnostiki-priznakov-sotsialnoj-fobi(дата обращения: 18.10.2020).

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Курунов Виктор Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); старший преподаватель Самигуллин Ринат Рафильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); ассистент Айнулина Нина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В

КОНТЕКСТЕ НОВЫХ РЕАЛИЙ

Аннотация. В статье представлены результаты разработки и апробации методики, позволяющей диагностировать профессиональные интересы абитуриентов. Авторы описывают процедуру стандартизации методики, а также проверки ее психометрических данных.

Ключевые слова: психодиагностическая методика, профессиональные интересы, профотбор, надежность, валидность.

Annotation. The article presents the results of the development and testing of a methodology that allows diagnosing the professional interests of applicants. The authors describe the procedure for standardizing the technique, as well as checking its psychometric data.

Keywords: psychodiagnostic technique, professional interests, professional selection, reliability, validity.

Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования Республики Башкортостан «Разработка и реализация модели отбора одаренных детей и последующей работы с ними, в том числе для подготовки к различным олимпиадам» (Договор № 06-15 от 20 декабря 2017 г.)

Введение. Сегодня учебным учреждениям высшего профессионального образования важен не просто абитуриент, важен «качественный» абитуриент. Абитуриент, который знает, чего хочет, знает, для чего он получает образование именно по выбранной специальности, каковы его карьерные ориентации, какие у него слабые и сильные стороны. Особую актуальность проблема «качественного» абитуриента приобретает для педагогических вузов. Обусловлено это падением престижа профессии учителя, большим количеством требований к личностным и профессиональным компетенциям учителя на фоне низкой оплаты труда, большого количества отчётно-учётной документации и т.п. Все это привело к тому, что в последние годы в педагогический университет приходит «случайный» абитуриент, для которого основная цель - это иметь документ о высшем образовании, а не получить профессию учителя и работать по ней. Немаловажную роль в выборе профессии в России по традиции играют родители абитуриента (Е.А. Кострюкова [6], Т.П. Маслевич, Н.Б. Сафронова, Н.Л. Минаева [9] и др.). Зарубежные исследователи учитывали несколько другой аспект

таких отношений. В частности, S. Shadach и O. Ganor-Miller исследовали, как включенность родителей в процесс обучения студентов влияет на степень тревожности последних. Согласно результатам, участие родителей коррелировало с общим баллом тревожности во время теста (ТА) и с беспокойством, но не с эмоциональностью [18].

С учётом сложившейся ситуации возникла необходимость иметь профессиональный диагностический инструментарий, способный выявить у абитуриентов не только склонности к преподавательской деятельности, но и в целом определить профессиональные качества абитуриента. Возникла идея комплексной работы по привлечению абитуриентов на педагогические специальности вуза. Поскольку другие этапы профориентационной работы в вузе развиты на достаточно высоком уровне - регулярно проводятся дни открытых дверей, многочисленные совместные мероприятия вуза и общеобразовательных школ, реализован проект «Побудь студентом» и т.п. Поэтому необходимо было решить важнейшую задачу - разработать мощный современный инструмент, позволяющий оценивать способности и мотивацию потенциальных абитуриентов.

Актуальность и продуктивность данной позиции нашла своё подтверждение в целом ряде работ отечественных и зарубежных исследователей. Так В.В. Куцаев подчеркивает значимость совершенствования системы отбора при поступлении в педагогический вуз [7]. R.T. Lapan, S.A. Whitcomb и N.M. Aleman указывают на важность услуг по консультированию в колледже относительно возможного построения карьеры [16]. L. Fonteyne с коллегами доказали, что базовый тест по математике, предъявляемый абитуриентам перед поступлением в колледж, предсказывает степень их успеваемости по статистике и общую успеваемость за первый год обучения [14]. C.G. Mokher с коллегами привели данные убедительно доказывающие, что использование специального профориентационного теста при поступлении в колледж эффективно оценивает готовность к поступлению и готовность к построению карьеры, исключая тех абитуриентов, которые не мотивированы и не нацелены на построение карьеры в той или иной сфере [17]. Обсуждая базовые условия эффективной подготовки профессиональных практических психологов, Ю.М. Забродин, P.M. Фатыхова и В.В. Курунов пишут о важности качественного отбора абитуриентов, поскольку современный психолог должен быть ориентирован на построение многогранной психологической модели человека [4].

Безусловно, в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной психологии разработаны и активно применяются достаточно качественные профориентационные методики. Среди наиболее известных и часто применяемых в англоязычных странах можно отметить Myers-Briggs Type Indicator, Self-Directed Search, My Next Move O*NET Interests Profiler, The MAPP™ Career Assessment Test, Riso-Hudson Enneagram Type Indicator и др. В отечественной психологии наиболее распространенными являются Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной и др.

Однако основная проблема отечественных тестов и методик по профориентации кроется в самом стимульном материале, поскольку он достаточно сильно устарел. К примеру, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова включает профессии, которые потеряли актуальность, вследствие исчезновения рабочих мест (например, телеграфист). Англоязычные тесты либо не имеют адаптации в России (My Next Move O*NET Interests Profiler, The MAPP™ Career Assessment Test, Riso-Hudson Enneagram Type Indicator и др.), либо переведены и адаптированы, но не получили широкого распространения для целей профориентации (Myers-Briggs Type Indicator).

Имеющееся противоречие между важностью качественного проведения психологического отбора абитуриентов при поступлении в педагогический университет и отсутствием профессионального современного инструментария для решения данной задачи и обусловило актуальность разработки опросника профессиональных интересов.

Изложение основного материала. Проведены многочисленные исследования относительно важности учета различных личностных и поведенческих особенностей абитуриентов при поступлении в колледжи и университеты. S. De Hauw и A. De Vos по результатам эмпирического исследования пришли к выводу, что представители поколения миллениалов имеют высокие ожидания относительно содержания работы, обучения, развития карьеры и финансового вознаграждения [12]. D. Dias обнаружила тесную связь между самооценкой обучающихся и социальной ценностью путей построения карьеры. В свою очередь, самооценка обучающихся зависит во многом от социального статуса, интеллекта, пола, компетенций, ценностей и интересов [13]. Т. Buser с коллегами показали, что в целом выпускники общеобразовательных школ обоих полов демонстрируют одинаковый уровень академических способностей, однако мальчики выбирают значительно более престижные академические направления. Также авторами было установлено, что мальчики значительно более конкурентоспособны, чем девочки. Другими словами, при равных академических успехах девочки и мальчик имеют разный уровень конкурентоспособности, что обуславливает их выбор направлений подготовки [11]. S.L. Turner и J.L. Conkel Ziebell выявили закономерность, согласно которой большинство молодых людей считают, что их успех не связан с их усилиями, и придерживаются убеждений, несовместимых с гибкостью / приспособляемостью [19].

Представленные результаты проведённых исследований разными авторами однозначно подтверждают идею о том, что на процесс выбора профессии оказывают влияние самые разнообразные факторы, начиная от пола абитуриента и заканчивая его социальным статусом, степенью участия родителей в этом выборе и т.д.

В связи с вышеперечисленным целью нашей работы стало создание современного опросника, позволяющего оценивать профессиональные интересы потенциальных абитуриентов по ряду направлений подготовки, определяющих базисную структуру современных социально-экономических отношений.

В основу разработки опросника была положена гуманистическая парадигма. Разработанный разработанный диагностический инструмент, с одной стороны, должен показать степень мотивации и наличие способностей к освоению педагогической профессии а, с другой стороны, дать самим абитуриентам возможность осознать себя в роли учителя, понять, насколько этот выбор соответствует уровню их притязаний и наличным возможностям.

При разработке опросника парадигмальным основанием, в отличие от других диагностических методик профориентационной направленности, стала компетентностная модель специалиста, проявляющая себя в системном единстве трудовых действий и трудовых функций, а не профессиональная, базирующаяся на должностных инструкциях с перечнем прав и обязанностей работника при решении профессиональных задач в той или иной области.

Шкалы разработанного опросника являются синтезом двух теорий - отечественного исследователя в области профориентации учащихся Е.А. Климова и зарубежного родоначальника изучения соответствия психологических типов и типов профессиональной среды Дж. Холланда.

Содержание данной статьи не предполагает полного предъявления разрабатываемой экспериментальной психодиагностической методики оценки профессиональных интересов и профессиональной направленности личности потенциальных абитуриентов с позиций компетентностного подхода к подготовке специалистов. Именно поэтому в нашей статье мы приводим для примера несколько заданий из разных шкал, сформулированных в категориях трудовых действий и трудовых функций, которые потенциально будут реализовываться в самостоятельной профессиональной деятельности выпускниками по завершении обучения на вузовском этапе профессионализации.

Так, для выявления профессиональных интересов в сфере «Человек в мире науки» нами были предложены задания, отражающие следующие трудовые действия и трудовые функции: «Участвовать в обсуждении научных теорий», «Работать в научно-исследовательской лаборатории».

Для выявления профессиональных интересов «Человек в мире бизнеса»: «Влиять на других людей для достижения собственных целей», «Организовать и руководить своим делом».

В сфере «Человек в мире знаков» были использованы утверждения «Выполнять вычисления, расчеты», «Писать программы для компьютера или телефона».

Для выделения интересов в сфере «Человек в мире природы» предлагались выражения «Лечить ранения, ушибы, ожоги и т.п.», «Изучать простейших и микробы».

Интересы в сфере «Человек в мире техники» определялись на основе высказываний «Правильно рассчитать всё необходимое для ремонта здания», «Паять электрические схемы, электроприборы».

Для выявления интересов в сфере «Человек в мире творчества» предлагались высказывания «Придумывать дизайн или оформление выставки, витрины», «Сочинять стихи или рассказы».

Для диагностики интересов в сфере «Человек в мире людей» использовались вопросы «Заниматься подбором персонала для фирмы», «Организовать культпоходы в театр для детей или сверстников».

На момент проведения верификации методики ее прошли более 1000 (всего бланков 1240) испытуемых, контрольный тест прошло более 700 испытуемых (всего получено бланков 752). Одновременно тестирование по обеим методикам прошло 217 испытуемых.

На основе собранных данных были выполнены расчеты: эффективности, дискриминативности заданий, была определена надежность по внутренней согласованности на основе коэффициента Кронбаха, определен показатель конкурентной валидности на основе вычисления коэффициента корреляции между результатами экспериментальной методики и Опросником профессиональных предпочтений Дж. Холланда. По техническим причинам вопрос № 84 из экспериментальной методики не вошел в обработку, но так как дальнейшая работа с методикой предполагает сокращение числа вопросов, то мы считаем это возможным и незначительным допущением. Сокращение числа вопросов обусловлено необходимостью включения данной методики в тестовые батареи по профориентации или диагностики способностей. Что, в свою очередь, позволит сократить время на прохождение всей батареи.

Эффективность заданий рассчитывалась из определения отношения числа ответов «Да» к общему числу вопросов. Эффективными заданиями считаются те, чей коэффициент находится в промежутке от 0,25 до 0,75. По итогам подсчетов 17 вопросов имеют низкую эффективность, это 20 % из всех вопросов. Как было указано, часть из этих вопросов может быть исключена из первоначального списка в рамках дальнейшей работы по сокращению числа вопросов.

Показатель дискриминативности указывает, насколько каждое задание влияет на общий результат. Определяется он с помощью подсчёта коэффициента корреляции между ответами испытуемых по данному вопросу и общим результатом. Ответы испытуемых были закодированы бинарным кодом: ответ «Да» - «1», ответ «Нет» - 0. В этой связи было бы логично применить бисериальный коэффициент корреляции, но данный критерий не включён в пакет функций MS Excel. Поэтому нами был применен коэффициент корреляции Пирсона, а для определения верности данного решения были проведены ручные вычисления бисериального коэффициента корреляции в первой шкале «Человек в мире знаков». Расчеты показали, что оба критерия дают одинаковые значения коэффициентов. Полученные значения варьируются от 0,334 до 0,739. Критические значения для критерия Пирсона при N > 1000:

^кр

(0,06 для р < 0,01

10,09 для р < 0,01

Проведённые расчеты однозначно указывают на то, что все задания теста имеют значимые показатели и влияют на получаемый результат.

Определение надежности по внутренней согласованности осуществлялось на основе коэффициента Кронбаха. Коэффициент а (альфа) является мерой внутренней согласованности теста и предполагает измерение как всей внутренней согласованности теста, так и внутренней согласованности каждой конкретной шкалы. Коэффициент а при определении надёжности рассчитывается на основе дисперсий заданий и общей дисперсии по всем заданиям. В нашем случае дисперсия рассчитывалась по 83 заданиям теста и получила следующий вид: =3,982693, дисперсия суммарных баллов по всему тесту составила следующее выражение: 213,1042. Коэффициент а=0,993278 относится к числу «отличных» показателей надёжности. При подсчёте коэффициента Кронбаха по каждой шкале было сокращено количество переменных до 12. Это обусловлено тем, что в каждую шкалу опросника входит по 12 вопросов. Полученные данные также говорят о хорошей надежности по исследуемым шкалам, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определение коэффициента Кронбаха для каждой шкалы в отдельности

Человек в мире знаков (ЧЗ) Человек в мире природы (ЧП) Человек в мире техники (ЧТ) Человек в мире науки (ЧН) Человек в мире творчества (ЧТв) Человек в мире людей (ЧЧ) Человек в мире бизнеса (ЧБ)

п 12 12 12 12 12 12 11

я? 2,602791 2,36892 1,941159 2,693762 2,833675 2,902415 2,593019

9,182198 10,78358 8,843105 9,104497 10,75623 12,39661 9,477215

а = 0,781679 0,85126 0,851443 0,76814 0,803515 0,835495 0,799034

Критерии оценки приемлемая хорошая хорошая приемлемая хорошая хорошая приемлемая

Конкурентная валидность была установлена на основе определения меры связи между результатами экспериментальной методики и методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда. Психометрическая проверка методики Дж. Холланда проведена А.И. Воробьёвым, И.Г. Сениным, В.И. Чирковым [10]. Нами были посчитаны коэффициенты корреляции между шкалами методик на основе результатов 217 испытуемых, прошедших оба теста в электронном варианте. Результаты представлены в таблице 2, они отражают коэффициент корреляции по шкале линейной корреляции Пирсона. Критические

значения для критерия при N > 217:

'кр

г0,14 для р < 0,01 10,18 для р < 0,01

Таблица 2

Корреляционная матрица шкал методики «Опросник профессиональных предпочтений»

ЧЗ ЧП ЧТ ЧН ЧТв ЧЧ ЧБ

Р-тип 0,37 0,26 0,61* 0,49 0,06 -0,05 0,09

И-тип 0,31 0,54* 0,21 0,40* 0,21 0,08 0,08

А-тип 0,04 0,33 0,03 0,08 0,69* 0,36 0,31

С-тип 0,12 0,26 0,00 0,03 0,48 0,52* 0,40

П-тип 0,30 0,19 0,20 0,27 0,33 0,46 0,63*

К-тип 0,40* 0,24 0,25 0,30 0,18 0,30 0,39

Примечание: знаком «*» обозначены значимые корреляционные связи.

Как видно из таблицы соответствующие шкалы экспериментальной методики имеют сильные значимые показатели с близкими им по смыслу шкалами методики «Опросник профессиональных предпочтений». Так, например «Р-тип» и шкала «ЧП» имеют коэффициент равный 0,61. «И-тип» коррелирует со шкалой «ЧН», их коэффициент корреляции равен 0,4. Таким образом, мы можем утверждать, что экспериментальная методика валидна и надёжна для выявления профессиональных интересов и профессиональной направленности потенциальных абитуриентов.

Выводы. Проведённые нами вычисления по базовым психометрическим показателям доказывают, что разработанный нами тест является надежным и валидным. Обуславливается это не в последнюю очередь выбором исходного тестового материала и надежного теоретического базиса представленного в работах Е.А. Климова и Дж. Холланда.

Вычисленные коэффициенты эффективности и дискриминативности заданий помогут сократить число вопросов из общего списка заданий, оказывающих наименьшее влияние на результат или хуже дифференцирующих выборку.

Интересными являются показатели корреляционных связей между шкалой «Человек в мире науки» и шкалами методики «Опросник профессиональных предпочтений» «Р-тип» и «И-тип», когда «Р-тип» имеет более сильную корреляционную связь со шкалой «Человек в мире науки». Похожую картину можно наблюдать в полученных значениях шкалы «Человек в мире знаков» и шкалами «И-тип», «Р-тип».

Мы считаем, что полученные нами результаты в ходе экспериментальной проверки разработанного психодиагностического инструмента, станут основанием для последующего более детального пересмотра исходных теоретических положений и уточнения формулировок шкал, повышая дифференцирующую составляющую опросника при смежности трудовых действий и трудовых функций в различающихся видах профессиональной деятельности. Проблема «близости» разных типов профессий так же отмечалась и Дж. Холландом, например, по его теории «Р-тип» схож с «И-типом» и «К-типом». Таким образом, полученные нами данные показывают перспективность и необходимость последующей работы по созданию и

совершенствованию профориентационных психодиагностических методик в русле компетентностной модели подготовки специалистов.

Литература:

1. Безрученко И.Е. К вопросу о реализации новой парадигмы профессиональной ориентации на основе учета профессионально-психологической предрасположенности школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2004. Т. 9. № 3. С. 395-396.

2. Бондаренко Е.Н. Принципы профессионального отбора научно-педагогических кадров в вузах мира на современном этапе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2008. № 11. С. 54-57.

3. Горбач Н.А., Вершинская Н.И., Кузьмина О.А. Проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4 (35). С. 29-33.

4. Забродин Ю.М., Фатыхова Р.М., Курунов В.В. Психология образования в контексте взаимодействия психологической науки и практики // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5 (36). С. 150-155.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 156 с.

6. Кострюкова Е.А. Влияние родителей как фактор, определяющий выбор профессии индивида // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 53-56.

7. Куцаев В.В. Совершенствование системы отбора при поступлении в педагогический вуз // В сборнике: Физическая культура: проблемы обучения и воспитания. Сборник статей. - Екатеринбург, 2019. С. 37-46.

8. Левенец С.С., Порунова А.С. Пути устранения профессиональных противоречий в области профессиональной ориентации // Высшее образование сегодня. 2013. № 7. С. 62-63.

9. Маслевич Т.П., Сафронова Н.Б., Минаева Н.Л. Инновационные методы привлечения абитуриентов (на примере исследования факторов мотивации) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 52-60.

10. Опросник профессиональных предпочтений. Изд. 2. / Авторы адаптации А.Н. Воробьев, И.Г. Сенин, В.Е. Чирков. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1997. - 22 с.

11. Buser T. et al. Gender, competitiveness, and career choices // The Quarterly Journal of Economics, vol. 129, no. 3, 2014, pp. 1409-1448.

12. De Hauw S., De Vos А. Millenniais Career Perspective and Psychological Contract Expectations: Does the Recession Lead to Lowered Expectations? // Journal of Business and Psychology, vol. 25, no. 2, 2010, pp. 293-302.

13. Dias D. Students' Choices in Portuguese Higher Education: Influences and Motivations // European Journal of Psychology of Education, vol. 28, no. 2, 2013, pp. 437-451.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Fonteyne L., et al. Basic Mathematics Test Predicts Statistics Achievement and Overall First Year Academic Success // European Journal of Psychology of Education, vol. 30, no. 1, 2015, pp. 95-118.

15. Gubler M. et al. Reassessing the Protean Career Concept: Empirical Findings, Conceptual Components, and Measurement // Journal of Organizational Behavior, vol. 35, no. S1, 2014, pp. 23-40.

16. Lapan R.T. et al. Connecticut Professional School Counselors: College and Career Counseling Services and Smaller Ratios Benefit Students // Professional School Counseling, vol. 16, no. 2, 2012, pp. 117-124.

17. Mokher C.G. et al. Ready for What? Confusion around College and Career Readiness // The Phi Delta Kappan, vol. 100, no. 4, 2018, pp. 40-43.

18. Shadach E., Ganor-Miller О. The Role of Perceived Parental over-Involvement in Student Test Anxiety // European Journal of Psychology of Education, vol. 28, no. 2, 2013, pp. 585-596.

19. Turner S.L., Conkel Ziebell J.L. The Career Beliefs of Inner-City Adolescents // Professional School Counseling, vol. 15, no. 1, 2011, pp. 1-14.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Маркелова Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Барсуков Александр Валерьевич Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Давыдов Сергей Владимирович Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНЯ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С АСОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье представлены данные экспериментального исследования семей асоциальных подростков в рамках изучения влияния семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением. В статье обобщены экспериментальные данные исследования нарушений воспитания и родительского отношения, как условий, предопределяющими развитие асоциального поведения у подростка. Экспериментальные данные, описанные в статье могут, быть полезными, для понимания механизмов нарушения семенного функционирования, и его влияния на формирование девинтных форм поведения у подростков.

Ключевые слова: асоциальное поведение; гиперпротекция; эмоциональное отвержение; типы воспитания; родительское отношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.