Научная статья на тему 'Особенности проектирования основных средств подготовки спринтеров 15-17 лет в годичном цикле'

Особенности проектирования основных средств подготовки спринтеров 15-17 лет в годичном цикле Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
447
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ / ЮНЫЕ СПРИНТЕРЫ / DESIGN / ANNUAL CYCLE / YOUNG SPRINTERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анпилогов Игорь Евгеньевич

В статье представлены результаты констатирующего эксперимента по исследованию особенностей проектирования основных средств подготовки у спринтеров 15-17 лет. Показана неэффективность современной методики подготовки юных спортсменов и несоответствие количественных характеристик основных средств подготовки программному материалу, рекомендованному для бегунов 15-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анпилогов Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dstinctions of design of main training means for preparation of sprinters aged 15-17 during annual cycle

The article presents the results of stating experiment on research the distinctions of designing the main ways of training for sprinters aged 15-17 years. The inefficiency of modern methods of training of young athletes and contradiction of quantitative characteristics of the main preparation means to program materials, recommended for runners of 15-17 years old have been revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования основных средств подготовки спринтеров 15-17 лет в годичном цикле»

зации / У. Мастенбрук. - М. : ИНФРА-М, 1996. - 256 с.

3. Федоров, А.В. Медиаобразование в педагогических вузах: Метод. материалы и программы учеб. курсов для пед. вузов по специализации 03.13.30 ("Медиаобразование"). - Таганрог: Изд-во "Кучма", 2003. - 124 с.

4. Филиппов, В.М. Образовательная политика России на современном этапе // http://www.philippov.ru/news/27/138. - 2002.

5. Blatter, J. Beyond Hierarchies and Networks : Institutional Logics and Change in Transboundary Spaces // Governance : An International Journal of Policy, Administration and Institutions. - 2003. - Vol. 16. - № 4. - Р. 503.

6. Castels, M. Toward the Sociology of the Network Society // Contemporary Sociology. - 2000. - № 29 (5). - Р. 212-216.

7. Keast, R. Network Structures : Working Differently and Changing Expectations / R. Keast, M. Mandell, G. Woolcock // Public Administration Review. - 1997. - Vol. 64. -№ 3. - Р. 27.

Контактная информация: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ СПРИНТЕРОВ 15-17 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

Игорь Евгеньевич Анпилогов, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСиТ)

Аннотация

В статье представлены результаты констатирующего эксперимента по исследованию особенностей проектирования основных средств подготовки у спринтеров 15-17 лет. Показана неэффективность современной методики подготовки юных спортсменов и несоответствие количественных характеристик основных средств подготовки программному материалу, рекомендованному для бегунов 15-17 лет.

Ключевые слова: проектирование, годичный цикл, юные спринтеры.

DISTINCTIONS OF DESIGN OF MAIN TRAINING MEANS FOR PREPARATION OF SPRINTERS AGED 15-17 DURING ANNUAL CYCLE.

Igor Evgenyevich Anpilogov, the post-graduate student,

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Annotation

The article presents the results of stating experiment on research the distinctions of designing the main ways of training for sprinters aged 15-17 years. The inefficiency of modern methods of training of young athletes and contradiction of quantitative characteristics of the main preparation means to program materials, recommended for runners of 15-17 years old have been revealed.

Key words: design, annual cycle, young sprinters.

Необходимость объективного изучения проектирования основных средств тренировочного процесса спринтеров на современном этапе продиктована слабым выступлением отечественных мужчин спринтеров на международных соревнованиях, на фоне стремительного роста спортивных результатов в беге на короткие дистанции. Результаты проведенных исследований показали необходимость разработки и реализации новых технологий планирования тренировочного процесса спринтеров [1,2,3]. Однако в спринтерском беге развитие специальной психомоторики детерминировано возрастным аспектом и соответственно большое значение приобретает правильность методики тренировки в более раннем возрасте [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Интегральным показателем эффективности той или иной методики тренировки спортсменов является спортивный результат, показанный на главных стартах сезона. Исходя из этого, проанализированы результаты выступления у 300 спортсменов 1990-

1992 годов рождения выступавших в период с 2007 по 2010 года на Всероссийских соревнованиях и Первенствах страны.

Фактический материал позволил выявить две негативные тенденции:

Первая - из 35-40% юных спринтеров в возрасте 15-17 лет имеющих уровень КМС только 8-10% подтверждали этот норматив. Вторая тенденция - количество юношей, которые перешли в юниоры и имеющих результат на уровне КМС, составляет в среднем всего 6-7%.

Можно полагать, что одной из причин, слабой преемственности спортивных результатов при переходе в более старшую возрастную категорию являются существенные недостатки в построении тренировочного процесса спринтеров 15-17 лет.

Проведенный анализ рекомендуемой направленности, объемов и характера распределения основных средств в годичном цикле заложенных в общепринятую программу для ДЮСШОР [5] позволил установить параметры нагрузок, средств и методов используемых при построении годичного цикла тренировки. Анализ изменений динамики основных средств подготовки юных бегунов в годичном цикле свидетельствует о волнообразном распределении нагрузок во всех возрастных диапазонах. Вместе с тем, организация годичного цикла юношей 15-17 лет имеет ряд особенностей. В частности, установлено, что при организации годичного цикла спринтеров в возрасте 15 лет основной объем средства силовой подготовки осуществляется с октября по декабрь (Рис.1).

Можно полагать, что данное распределение средств силовой направленности не способствует качественной подготовке спринтеров. Специалисты отмечают, что время реализации тренировочного эффекта равно по продолжительности времени развития этого качества, после чего необходим новый объем нагрузки по уровню превышающий ее начальную величину [1].

-----Бег о интенсивностью 96-100%, — • -Бег с интенсивностью 91-95%,

-----Бег с интенсивностью ниже 91%, .....Прыжковые упражнения, %.

-----Упражнения с отягощением, %

Рис. 1 Динамика распределения основных средств подготовки в годичном цикле у спринтеров 15 пет по данным анализа учебно-тренировочных программ ДЮСШ, СДЮСШОР.

Анализ распределения основных средств подготовки бегунов 16-17 лет позволил выявить три этапа, на которых зафиксирован наибольший акцентированный объем средств скоростно-силового характера (Рис. 2).

Анализ количественных параметров годовых объемов основных средств подготовки и их распределения в годичном цикле у юных бегунов III - II спортивных разрядов свидетельствует, что спринтеры 15-17 лет, выполняют объемы тренировочной нагрузки близкие к объемам спринтеров высокой квалификации (табл.).

Наибольшие различия установлены в выполнении бега на отрезках свыше 300 метров с интенсивностью 80% и менее - 12,8% и бега на отрезках до 80 метров с интенсивностью 95-100%, где этот показатель составил 78,3% от годовой нагрузки спринтеров высокой квалификации (р < 0,05). В других средствах подготовки сприн-

теры 15-17 лет выполняют, в среднем 85%, от годового объема спринтеров высокой квалификации. Данные объемы средств значительно превосходят рекомендуемые программой для спринтеров 15-17 лет и не оставляют возможности для реализации принципа неуклонного и постепенного возрастания тренировочных воздействий [5].

X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX — • Бег с интенсивностью 96-100% — • -Бег с интенсивностью 91-95%

-----Бег с интенсивностью ниже 91% .....Прыжковые упражнения %

-----Упражнения с отягощением %

Рис 2 Динамика распределения основных средств подготовки в годичном цикле у спринтеров 16-1 7 лет по данным анализа учебно-тренировочных программ ДЮСШ, СДЮСШОР.

Таблица

Соотношение объемов основных средств подготовки у спринтеров различной ____________________________квалификации____________________________

Основные средства подготовки Спринтеры МС - МСМК ( X )±о Спринтеры 15-17 лет ( X )±с % от объема бегунов МС - МСМК

Бег до 80 м с интенсивностью 96-100% км; 30,79±6,7 24,13±15,6 78,3

Бег 100 - 300 м (91-100%) км; 27,77±8,3 24,18±8,3 87,1

Бег 100 - 300 м (80-90%) км; 50,3±18,5 42,47±21,1 84,4

Бег свыше 300 м (80% и ниже) км; 129,92±35,6 16,67±8,9 12,8

Прыжковые упражнения, кол-во раз 18210,7±2341,1 15523,5±7372,2 85,2

Упражнения с отягощением, т. 230,47±57,5 201,9±83,0 87,6

Необходимость в выполнении таких завышенных объемов можно объяснить хаотичным распределением основных средств подготовки, на различных этапах годичного цикла (Рис 3).

.....Упражнения с отягощением -----Прыжковые упражнения

-----Бег до 80 м (95-100%) — • Бег 100 - 300 м (91-100%)

Рис. 3 Динамика распределения средств скоростно-силовой направленности в годичном цикле у спринтеров 15-1 7 лет

В результате такой схемы построения макроцикла нарушена последователь-

ность применения средств различной преимущественной направленности и средства, реализация которых должна быть намечена на соревновательные периоды, достигают своего максимального значения в подготовительных периодах: бег до 80 м с интенсивностью 96-100% в декабре (20,44%), бег 100-300 м с интенсивностью 91-100% в мае (13,65%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Минимальные различия в общегодовых объемах основных средств подготовки между спринтерами высокого класса и юношами 15-17 лет имеющих III - II разряд, а также одновременное выполнение больших объемов алактатной-анаэробной (бег до 80 метров с интенсивностью 96-100%)и гликолитической анаэробной (бег свыше 100 м с интенсивностью 91-100%) нагрузок на специальных подготовительных этапах вызванных хаотичным их распределение позволяют заключить, что у бегунов на короткие дистанции в данном возрасте нет объективной системы организации тренировочной нагрузки, а также эффективных методических принципов ее распределения, которые способствовали бы постепенному раскрытию потенциала спортсмена без форсирования объемов и интенсивности нагрузки. Исследование вопросов организации тренировочного процесса спринтеров различной квалификации, позволит наметить пути рационализации тренировочного процесса и исключить чрезмерную интенсификацию, приводящую к преждевременному выполнению спортсменами нормативов КМС и МС, с последующим затем снижением результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

2. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук - М. : Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.

3. Черкашин, В.П. Теоретические и методические основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростносиловых видах легкой атлетики : автореф. дис.. ..д-ра пед. наук / Черкашин В.П. - Волгоград, 2001. - 50 с.

4. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И.А. Тер-Ованесян. - М. : Терра - Спорт, 2000. - 128 с.

5. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции : примерная программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2003. - 116 с.

Контактная информация: [email protected]

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение»,

Санкт-Петербург Виктория Валерьевна Федоренко, соискатель,

Марина Валентиновна Проскурнина, соискатель, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

(СПбГИПСР)

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогике и психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.