Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕЙТРАЛЬНОЙ ПО ГЕНДЕРУ МОДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕЙТРАЛЬНОЙ ПО ГЕНДЕРУ МОДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДЕЖДА / БЕЗГЕНДЕРНАЯ / ТЕНДЕНЦИИ / БРЕНД / ВНЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алибекова М.И., Фирсова Ю.Ю., Колташова Л.Ю.

Как случилось так, что у нас появилась потребность в нивелирующей гендер одежде? Почему безгендерная одежда становится все более популярной, и почему мода стала откликаться на подобный запрос потребителя. В настоящей статье рассматривается вопрос специфики проектирования коллекций безгендерной одежды, как возможность отследить общие тенденции в составлении ассортиментной матрицы и цветовой палитры. Если обнаружатся закономерности проектирования, то можно будет вынести предположение об одинаковом представлении дизайнерами образа современного андрогина, а это в свою очередь будет значить, что тенденция действительно существует, и ее уже невозможно игнорировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DESIGNING A GENDER-NEUTRAL FASHION COLLECTION

How did it happen that we had a need for gender-leveling clothing? Why genderless clothing is becoming more popular, and why fashion has begun to respond to such a request of the consumer. This article discusses the specifics of designing collections of genderless clothing, as an opportunity to track general trends in the compilation of the assortment matrix and color palette. If design patterns are revealed, then it will be possible to make an assumption about the same representation of the image of a modern androgynous by designers, and this in turn will mean that the trend really exists, and it can no longer be ignored.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕЙТРАЛЬНОЙ ПО ГЕНДЕРУ МОДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕЙТРАЛЬНОЙ ПО ГЕНДЕРУ МОДНОЙ

КОЛЛЕКЦИИ

М.И. Алибекова, канд. техн. наук, доцент Ю.Ю. Фирсова, канд. техн. наук, доцент Л.Ю. Колташова, доцент

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн.

Искусство)

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-2-69-72

Аннотация. Как случилось так, что у нас появилась потребность в нивелирующей гендер одежде? Почему безгендерная одежда становится все более популярной, и почему мода стала откликаться на подобный запрос потребителя. В настоящей статье рассматривается вопрос специфики проектирования коллекций безгендерной одежды, как возможность отследить общие тенденции в составлении ассортиментной матрицы и цветовой палитры. Если обнаружатся закономерности проектирования, то можно будет вынести предположение об одинаковом представлении дизайнерами образа современного андрогина, а это в свою очередь будет значить, что тенденция действительно существует, и ее уже невозможно игнорировать.

Ключевые слова: одежда, безгендерная, тенденции, бренд, внешность.

Начать нужно с того, что мода на ан-дрогинность или, так называемый, третий гендер зародилась еще в начале 70-х гг. Начало этой тенденции положил певец Дэвид Боуи, обратившись к публике на вручении «Грэмми» в 1975 году: «Леди, джентльмены и.... другие». Так Боуи провозгласил новую эпоху, в которой бинарная система гендера начала стирать границы. Люди с андрогинной внешностью стали привлекать внимание модельных агентств и кинорежиссёров. Так постепенно тенденция на фигуру и лицо без явных женственных или мускульных черт начала набирать популярность, а такие известные личности как Тильда Суинтон, голливудская актриса и модель, Саския де Брау, художница и модель, Андреа Пежич, фотомодель стали новыми символами подобных изменений в стилистке внешности. Постепенно философия тенденции на ан-дрогинную внешность перекочевала в модную индустрию. Одежда и стиль, которые одинаково популярны и в женском, и в мужском гардеробе стали новым топом продаж во всех сетях сегмента масс-маркет и мидл. В книге С. Хайнс «Может ли гендер меняться?» говорится о том, что идея не деления по гендерным признакам набирает популярность в современной

культуре. Также автор приводит подтверждение своей гипотезе: «Такие компании, как JW Anderson, Rick Owens, Zara и H&M предлагают гендерно-нейтральную одежду. Бренд GFW создает рубашки трех форм для разных типов телосложения, а не для разных тендеров...» [1, с. 127]. В свете подобных тенденций многие премиальные бренды во время демонстрации коллекций стали выпускать на подиум мужские и женские модели вместе. Подобные показы становятся все более популярными, а дизайнеры разрабатывают коллекции с учетом запросов потребителей [2].

Актуальность темы трансгендерности и андрогинности очевидна. Другой вопрос, почему именно сейчас? Скорее всего это связано еще с одной тенденцией, касающейся любых сфер нашей современной жизни - тенденцией на свободу самовыражения и плюрализм мнений. Конечно, это не может не радовать, потому как теперь существует возможность открыто говорить о том, что долго замалчивалось, а у андрогинов и трасгендеров появилась реальная возможность заявить о своем существовании и аутентичности. Для моды это событие имеет колоссальное значение, ведь не секрет, что на данный момент она очень демократична и обращает свое вни-

мание на представителей разных религий, рас, людей разной гендерной ориентации по вопросу определенных потребностей в одежде. О тенденции на трансгендерность посвящена целая глава книги «Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации». В пример хочется привести следующую цитату из книги: «...сейчас, когда утверждается идеология разнообразия, популярность трансгендерных моделей неуклонно возрастает, и они все чаще триумфально вышагивают по подиуму: Сас-кия де Брау, Кармен Керрара, Хари Неф и т.д.» [3]. В исследовании этого вопроса необходим совокупный анализ модных коллекций сразу по нескольким параметрам: цвет, ассортиментная матрица и силуэт [2]. Для анализа были выбраны коллекции, принадлежащие модным домам Hugo Boss, Dries Van Noten, Fear of God и

В коллекции модного дома Dries Van Noten также представлены преимущественно брюки (16%), пальто (14%) и трикотажные топы (11%) [4]. Однако, в коллекции приблизительно 70% приходится на женские образы, поэтому как контрастное противопоставление дизайнеры представляют большое количество платьев, 28% изделий от общего количества.

В цветовой палитре коллекции превалирует черный цвет (36%), светлые оттенки бежевого, молочный (20%) и как доминанта образов оттенки красного (23%). Общий стилеобразующий силуэт -прямой, летящий и свободный (рис. 1б).

Следующий модный дом, Fear of God, представил коллекцию, в состав которой

Lemaire, сезона осень/зима 2021/2022 г., ready-to-wear. Итак, коллекция дома Hugo Boss: ассортиментная матрица представляет собой доминанты в использовании брюк и трикотажных топов (свитер, лонгслив, бомбер и т.д.). Эти типы изделий составляют 30% и 29% соответственно от общего числа изделий в коллекции [4]. Далее по превалирующему количеству идут пиджаки и жакеты, пальто и рубашки (10%, 9% и 7%). Что касается цветовой палитры, то тут преобладают оттенки светлый беж, молочный (26%); коричневый и темный беж (20%); темно-синий и синий (20%). Далее, как контрастный и акцентный цвет, в коллекции представлен оранжевый и его светлотные оттенки (18%) (рис. 1). Общий силуэт в коллекции - оверсайз, причем это больше относится к топам изделий, а в брюках преобладает прямой силуэт.

вошли изделия в следующем процентном соотношении: брюки (37%), трикотажные топы, футболки и худи (31%), жакеты и пиджаки (18%) [4, 5]. Цветовые пропорции в коллекции представляют доминирующее количество светло-бежевых и молочных оттенков (64%) и черных, темно-серых оттенков (22%). В коллекции этого бренда не большое количество акцентного цвета (1%), но он все-таки существует. На фоне светло-бежево-черных цветовых отношений дизайнеры расставили акценты насыщенных красным цветом. Основной силуэт коллекции - оверсайз, с ярко выраженными объемными плечами (рис. 2а).

Рис. 1. а-Модели из коллекции модного дома Hugo Boss A/W 21/22 [4]; б-Модели из коллекции модного дома Dries Van Noten A/W 21/22 [4]

Рис. 2. а-Модели из коллекции модного дома Fear of God A/W 21/22 [4]; б-Модели из коллекции модного дома Lemaire A/W 21/22 [4]

Завершающей коллекцией для анализа стала коллекция дома Lemaire (рис. 2б). В ассортиментной матрице представлены в основном брюки (26%), рубашки (18%), тренчи (13%) и трикотажные топы (12%) [3]. Цветовая палитра коллекции -это сочетание оттенков черного и темно-серого (48%) со светлыми оттенками бежевого (30%). Силуэт свободный, летящий. Этот анализ показал, что основу нейтральных по гендеру коллекций составляют брюки, жакеты, пиджаки и трикотажные топы. Далее по количеству идут тренчи, пальто и рубашки. Этот ассортимент изделий составляет от 65% до 85% изделий коллекции. На оставшуюся часть приходятся вариации дизайнеров по стилю и предпочтениям. По цветовому решению коллекции также очень похожи между собой: основу коллекций составляют базо-

вые оттенки, такие как светлый беж, молочный, белый, светло-серый, коричневый, темный беж, темно-синий, темно-серый и черный. Их процентное соотношение в коллекции колеблется от 65% до 86%. Что интересно, во всех проанализированный коллекциях присутствуют акцентные оттенки, и в 3 из 4 коллекций это оттенки красного цвета. В одной коллекции акценты - оттенки оранжевого цвета. Что касается силуэта, то главенствующим определенно можно считать оверсайз с моментами внедрения прямого силуэта [6] и мускулинных широких плечей.

Общие закономерности в проектировании нейтральных по гендеру коллекций существуют, а значит тенденция на унисекс образы действительно имеют место быть и со временем достигнет своего апогея.

Библиографический список

1. Хайнс С. Может ли гендер меняться? - М.: Ад Маргинем Пресс, ABCdesign, 2019. -144 с.

2. Алибекова М.И., Белгородский В.С., Андреева Е.Г. Архитектоника формы в композиции костюма: моногр. - М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2020. - 221 с.

3. Гечи А., Карамиас В., Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации. - М.: Новое литературное обозрение, 2020. - 288 с.

4. Фотографии с показов коллекций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vogue.ru/collection/

5. Будилова А.В., Алибекова М.И. Современное ручное ткачество как средство создания уникальной фактуры трикотажного изделия и способ вторичного использования материалов // Инновации и технологии к развитию теории современной моды «МОДА (Материалы. Одежда. Дизайн. Аксессуары)»: Сб. матер. I Межд. научно-практ. конф., посв. Ф.М. Пармону. - М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2021. - С. 178-181.

6. Алибекова, М.И. Форма костюма как система динамическая и развивающаяся во времени / М.И. Алибекова, Е.Г. Андреева // Инновации и технологии к развитию теории современной моды, «МОДА (Материалы. Одежда. Дизайн. Аксессуары)», посв.

Ф.М. Пармону: Сб. матер. II Межд. научно-практ. конф. - М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2022. - С. 13-18.

FEATURES OF DESIGNING A GENDER-NEUTRAL FASHION COLLECTION

M.I. Alibekova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Yu.Yu. Firsova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor L.Y. Koltashova, Associate Professor The Kosygin State University of Russia (Russia, Moscow)

Abstract. How did it happen that we had a needfor gender-leveling clothing? Why genderless clothing is becoming more popular, and why fashion has begun to respond to such a request of the consumer. This article discusses the specifics of designing collections of genderless clothing, as an opportunity to track general trends in the compilation of the assortment matrix and color palette. If design patterns are revealed, then it will be possible to make an assumption about the same representation of the image of a modern androgynous by designers, and this in turn will mean that the trend really exists, and it can no longer be ignored.

Keywords: clothing, genderless, trends, brand, appearance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.