В мире науки и искусства:
ССибАК вопросы филологии, искусствоведения и культурологии _№12(67), 2016г
Список литературы:
1. Панкина М.В. Принципы экологического дизайна - [Электронный ресурс] - // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/115-12128 (Дата обращения: 20.12.2016).
2. Тихомирова О.М. Этнодизайн как инструмент сохранения культурного разнообразия в многонациональном российском обществе: тезисы доклада на конференции // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. / Екатеринбург: РГППУ, 2013. С. 120-122.
3. Хомякова И.В. «Символический капитал» регионального дизайна: проблемы экологии культуры // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. Химки: МГИК, 2010. С. 114-117.
4. Чаббаров Р.Х. Национально-культурные тенденции в современном дизайне и архитектуре // Известия УрФУ. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: УрФУ. Т. 92. С. 201-206.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФЭШН-АЛЬБОМА
Мелкова Светлана Васильевна
канд. техн. наук, доц., доц. кафедры дизайна Института визуальных искусств Кемеровского государственного института культуры,
РФ, г. Кемерово
Супоровская Анна Анатольевна
студент 2 курса Института визуальных искусств Кемеровского государственного института культуры,
РФ, г. Кемерово Е-mail: [email protected]
PECULIARITIES OF THE FASHION ALBUM DESIGN
Svetlana Melkova
candidate of Science, Associate Professor of Design Institute of Visual Arts
of the Kemerovo State Institute of culture, Russia, Kemerovo
Anna Sporovskaja
student, the Institute of Visual Arts of the Kemerovo State Institute of culture, Russia, Kemerovo
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается общий анализ фэшн-альбома, включая его особенности, структуру, функции, концептуальные подходы для проектирования. Проведено исследование в виде анкетирования с целью выявления мнений потребителей разных социальных групп. Определено специальное предложение, которое будет интересно всей целевой аудитории и позволит выделиться на рынке литературы о моде. Предложено раскрывать последовательность создания образа от этапа первоисточника, вдохновившего модельера, до интерпретации уже готового костюма в виде фэшн-иллюстраций, фэшн-фотографий и фотоманипуляций коллекции.
ABSTRACT
In the article a general analysis of the fashion album including its characteristics, structure, functions and conceptual approaches to design is proposed. Research is made in the form of a questionnaire in order to identify views of consumers of different social groups. The special offer is determined that will be interesting to the whole target audience and allows standing out at the literature fashion market. It is proposed to disclose the sequence of creating an image from the stage of the source that inspired the designer to the interpretation of the finished costume in a fashion illustration, fashion photography and photo manipulations of the collection.
Ключевые слова: фэшн-альбом; фэшн-иллюстрация; фэшн-фотография; проектирование; анкетирование; концептуальные подходы; эскизы одежды.
Keywords: fashion album; fashion illustration; fashion photography; design; questionnaire; conceptual approaches; clothes sketches.
Мода является универсальным механизмом постоянного обновления общественной жизни, который действует на основе утверждения нового в жизни общества. Появление фэшн-альбома и выделение его среди других изданий о моде определено, прежде всего, его назначением. У людей возникает необходимость обращения к наиболее популярным утвержденным в обществе образцам одежды
В мире науки и искусства:
ССибАК вопросы филологии, искусствоведения и культурологии _^_№12 (67), 2016г.
для смены внешнего вида и преобразования себя согласно эстетическим идеалам.
В настоящее время официально признанного термина «фэшн-альбом» не существует. Это создает терминологическую путаницу и затрудняет профессиональную коммуникацию [1, с. 76]. Эти понятия, как и другие, проникшие в индустрию моды (фэшн-иллюстрация, фэшн-фотография и т. д.), попали в русский язык из англоязычной среды, что усугубляет неоднозначное толкование. Под фэшн-альбомом будем понимать печатное издание, в котором мода раскрывается как с помощью текстовой информации, так и с помощью иллюстративной, что самое главное. Соотношение текста и иллюстраций может варьироваться в зависимости от цели преподносимого материала. В проектировании фэшн-альбома для визуальной интерпретации используются как проверенные временем направления, так и сформированные относительно недавно.
К сложившимся направлениям относятся иллюстрации в виде графики, фотографики, фотографии, которые с включением в специфику направления моды трансформировались в такие понятия, как фэшн-иллюстрация, фэшн-фотография и т. д. К направлениям, сформированным относительно недавно, можно отнести фотоманипуляцию, арт-фото-графию, фризлайт и т. д.
Анализ существующих на сегодняшний день фэшн-альбомов, как зарубежных, так и российских, показал, что иллюстративный материал чаще всего представлен в виде фэшн-фотографий и эскизов одежды.
В современных фэшн-альбомах в качестве иллюстративного материала преобладает фэшн-фотография. Ее ценность заключается в том, что показываются не только одежда и аксессуары, но и общий образ модели: позы, выражение лица, макияж, прическа, эмоции, которые создают определенную атмосферу фотографии.
Однако профессиональными дизайнерами предпочтение отдается иллюстративному материалу в виде эскизов. Несмотря на одинаковые функции с фотографией, иллюстрация все же предоставляет автору больше места для проявления своего таланта и индивидуальности.
Эскиз модели одежды может быть представлен в виде: фор-эскиза, творческого эскиза, технического рисунка и рекламной графики.
Фор-эскиз - это быстрые предварительные рисунки будущей формы костюма с приблизительным изображением ее основных признаков. Главное в разработке фор-эскиза - это создание образа проектируемой модели [2].
В творческом эскизе должна быть показана не только общая форма одежды, что является обязательным для фор-эскиза, но и отдельные его элементы. Соответственно, творческий эскиз одежды - это изображение моделей или коллекции с детальной прорисовкой.
Технический рисунок должен точно передавать силуэт, пропорции, конструктивное решение и детали и представлять собой четкие, аккуратно прорисованные линии, несущие единый смысл.
Фэшн-иллюстрация создается для рекламы с целью привлечения внимания потенциальных потребителей. Она не несет никакой технической информации, в отличие от предыдущих видов [5]. Правильно выполненная иллюстрация выражает настроение, отношение, силуэт, пропорции и цвет и то, как будет выглядеть модель в завершенном образе.
Для профессиональной подачи костюма в фэшн-альбоме эскиз должен быть представлен не только как фэшн-иллюстрация, но и в виде фор-эскиза и творческого с целью демонстрации этапов создания костюма.
Помимо разнообразного иллюстративного ряда, в фэшн-альбоме также существует большое количество вариантов подачи текстового материала. Это могут быть пояснения к иллюстрациям, информация об истории бренда, последовательность выполнения мастер-классов, различные интервью и т. д.
Главной функцией фэшн-альбома является реклама, а именно получение информации о творчестве дизайнера, модных тенденциях, стилях и направлениях и, конечно, привлечение внимания потенциальных потребителей. В жизни каждого члена общества реклама занимает важное место. Модные образы, распространенные в обществе, в значительной степени определяют стиль жизни человека, влияют на его взгляды, отношение к себе и окружающему миру [6].
На сегодняшний момент в рекламной индустрии, в том числе для проектирования фэшн-альбомов, используют фотоманипуляции, демонстрирующие высокий уровень качественной обработки с применением современных технологий. Именно ретушеры или фотохудожники доводят обработку фотографий до совершенства, двигают вперед индустрию печатной рекламы за счет освоения новых технологий обработки изображения. Поэтому особое внимание для проектирования фэшн-альбома будет уделяться фотоманипуляции, так как она позволяет получить уникальный образ, привлекая внимание к фэшн-альбому.
В мире науки и искусства:
ССибАК вопросы филологии, искусствоведения и культурологии _^_№12 (67), 2016г.
При проектировании, в том числе и фэшн-альбома, используются определенные концептуальные подходы, выбор которых зависит от целей и функций проектируемого объекта.
Рассмотрим фэшн-альбом с точки зрения концептуального проектирования. Фэшн-альбом имеет определенную структуру, которая может быть выражена в исторической хронологии образования модных домов, в периодах творчества дизайнера, в развитии работ от фор-эскиза до готового костюма. Читатель воспринимает информацию в удобной структурированной форме, что способствует выполнению назначения фэшн-альбома.
В фэшн-альбоме также идет ориентирование на искусство, гармонизацию форм, образности, что достигается посредством представления иллюстративного материала. Это определяет художественный концептуальный подход.
Фэшн-иллюстрация и фэшн-фотография позволяют автору передать не только свою индивидуальность и характер, образное решение проектируемых моделей, но и эмоции, энергию, талант, креативность и зачастую движение. Поэтому к фэшн-альбому применим эмоциональный концептуальный подход.
Соответственно, ведущими концептуальными подходами в проектировании фэшн-альбома являются: функциональный, художественный и эмоциональный.
Фэшн-альбом является востребованным изданием, поскольку человек, заботящийся о своем внешнем облике, будет обращаться к утвержденным образцам моды, проявляя креативное стремление к воспроизводству индивидуального самоопределения.
Поэтому актуальностью данного исследования является выявление из существующих вариантов проектирования именно тех, которые будут наиболее востребованы читателем. Для этого необходимо провести анкетирование и получить информацию, которая позволит спроектировать фэшн-альбом, с учетом мнения потенциального потребителя.
Для получения данной информации необходимо применить метод эмпирического исследования - опрос в виде анкетирования [3]. Вопросы в анкете соответствуют цели и задачам исследования, позволяют последовательно выявить необходимую информацию. Особое внимание уделялось очередности вопросов и их формулировке. Так как данное исследование имеет маркетинговую направленность, а именно выявление желаний и предпочтений потребителя, большая часть вопросов будет направлена на исследование продукта - чтобы ответить на вопрос, каким нужно спроектировать в данном случае фэшн-альбом (технологии,
материалы, содержание, цена и т. д.), чтобы он был востребован на рынке литературы о моде [4].
Для данного исследования, выявления мнений разных социальных групп потребителей была составлена анкета, состоящая из 11 вопросов. Количество респондентов составляет 50 человек и включает в себя 23 студента, 11 служащих в коммерческом учреждении, 10 преподавателей и 6 служащих государственного предприятия.
Целевая аудитория, участвующая в анкетировании, состоит из представителей разных социальных статусов, так как фэшн-альбом должен представлять интерес для широкого круга потребителей, а для этого необходимо выявить и учесть в проектировании все их предпочтения. Другой задачей является спроектировать фэшн-альбом интересным и понятным как для профессионала, так и простого обывателя. Поэтому в число респондентов вошли студенты, обучающиеся по направлению «графический дизайн», а также преподаватели КемГИК.
Данное анкетирование по степени охвата относится к выборочному анкетированию, так как опрос осуществляется на выборочных частях респондентов. Учитывается и анализируется мнение разных социальных групп. По количеству участников оно относится к групповому виду анкетирования. По виду вопросов - к закрытому виду, так как важно знать конкретное мнение большинства в группах. По способу контакта относится как к личному, так и дистанционному контакту. По степени представления информации относится к онлайн и офлайн способу представления информации.
Таким образом, анкетирование может стать наилучшим источником информации, если использовать современные, доступные и простые способы их получения - онлайн-анкетирование. В данном анкетировании большая часть респондентов отвечали онлайн, через приложение в группе в социальной сети «ВКонтакте», что позволило без особых проблем и эффективно получить необходимую информацию. Другая часть респондентов была опрошена на основе печатной формы офлайн (offline) в КемГИК, большую часть аудитории составляли студенты и преподаватели института визуальных искусств. С помощью онлайн-анкетирования можно быстро получить информацию о мнении разных социальных групп, однако и офлайн-анкетирование необходимо для получения не только информации, входящей в анкету, но и мнения при прямом общении от преподавателей и студентов.
Результаты исследования показали, что в опросе приняли участие респонденты с высоким уровнем заинтересованности и знания о моде. Наиболее высокие показатели у преподавателей и у служащих
В мире науки и искусства:
ССибАК вопросы филологии, искусствоведения и культурологии _№12(67), 2016г
в коммерческом учреждении. Представителям этих двух категорий приходится много выступать перед публикой, поэтому следить за модой и стильно выглядеть - это одна из особенностей данных социальных групп. Студенты имеют среднюю заинтересованность в моде. Возможно, это связано с недостатком времени, средств и стремлением к удобной и комфортной одежде (джинсы, футболка и т. д.). Служащие государственного предприятия проявляют слабый интерес к моде, так как это в большей части непубличные люди, и их средний заработок (в сравнении со служащими в коммерческом учреждении) ниже. Поэтому фэшн-альбом должен быть оптимальным по содержанию, цене и качеству для всех социальных групп.
В фэшн-альбоме потребителей разных социальных групп привлекает, прежде всего, иллюстративный ряд. Потенциальные потребители хотят видеть в первую очередь фотографии (готовых коллекций одежды, показов и конкурсов, процесса создания коллекций и т. д.), затем творческий эскиз, представленный в виде рекламной графики и фор-эскизов, и в виде дополнения к уже готовым отснятым коллекциям фотоманипуляции, раскрывающие образ, задуманный модельером-дизайнером.
Наиболее важным для респондентов в фэшн-альбоме является последовательность создания костюма от источника творчества, включая все этапы работы над образом: фор-эскиз, творческий эскиз, фотографии коллекции одежды и фотоманипуляции образа. Эта последовательность будет интересна как любителям, так и профессионалам и может являться тем самым уникальным предложением, которое позволит выделиться на фоне других изданий о моде и быть конкурентно способным.
Наиболее интересной темой для создания коллекции является современность. Однако если в коллекции, созданной на основе мифа, будет вариант «носибельной» современной одежды, то она будет так же интересна в фэшн-альбоме. Сюрреализм и мифология менее, но все же в равной степени интересны потенциальному потребителю.
Большая часть респондентов приемлемой ценой фэшн-альбома считает сумму до 1000 рублей. Однако есть ценители в лице студентов и служащих в коммерческом учреждении, готовые заплатить от 1000 до 3000 рублей за качественное издание о моде.
Таким образом, для проектирования фэшн-альбома необходимо:
• Знать продукт, в нашем случае фэшн-альбома: функции, особенности, концептуальные подходы в проектировании, структуру и т. д.
• Знать свою аудиторию, потенциальных потребителей. В нашем исследовании участвовали четыре социальные группы, что позволяет выявить и учесть предпочтения, позволяющие спроектировать фэшн-альбом для широкого круга потребителей, в том числе как для профессионалов, так и для любителей.
• Провести анализ рынка и продукта, выявить потребности целевой аудитории. В данном исследовании применен метод анкетирования, позволяющий собрать и применить необходимую информацию.
• Сделать специальное предложение, которое будет интересно всей целевой аудитории и позволит выделиться на рынке литературы о моде. В нашем случае это раскрытие последовательности создания образа от этапа первоисточника, вдохновившего модельера, до интерпретации уже готового костюма в виде фэшн-иллюстраций, фэшн-фотографий, и фотоманипуляций коллекции.
Список литературы:
1. Елисеенков Г.С. Концептуальные подходы к моделированию образовательных программ в сфере дизайна // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №2. - С. 76-86.
2. Малый академический словарь // Liveinternet / - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.worklib.ru (Дата обращения: 20.08.16).
3. Метод терминологического анализа // Научная организация «Ученая степень» / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aspirantura.kiev.ua/ index.html (Дата обращения: 10.10.16).
4. Опрос как метод исследования массовой коммуникации // просвет, психологический центр / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://vprosvet.ru/biblioteka/opros-intervyu-i-anketirovanie/ (Дата обращения: 19.12.16).
5. Социально-исторические аспекты зарождения фэшн-индустрии в западных странах / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialno-istoricheskie-aspekty-zarozhdeniya-feshn-industrii-v-zapadnyh-stranah (Дата обращения: 03.10.16).
6. Энциклопедия моды и одежды // Liveinternet / - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.worklib.ru (Дата обращения: 17.11.16).