Научная статья на тему 'Особенности проектирования энергоэффективных школ в условиях Крайнего Севера на примере города Норильска'

Особенности проектирования энергоэффективных школ в условиях Крайнего Севера на примере города Норильска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
495
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЙНИЙ СЕВЕР / ЗДАНИЯ ШКОЛ / ГОРОД НОРИЛЬСК / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ АРХИТЕКТУРА / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савельева Л.В., Лесовая Ю.Р.

В статье рассматривается опыт проектирования и строительства зданий в условиях Крайнего Севера РФ и в северных широтах зарубежных стран. В частности, описываются примеры проектных решений зданий школ самого северного в мире города с постоянным населением более 150 тыс. жителей г. Норильска. При рассмотрении проблем, относящихся к строительству, эксплуатации зданий и сооружений в условиях Крайнего Севера, определены две их основные группы: первая -строительство, проектирование и эксплуатация зданий, вторая психологическое и физиологическое состояние жителей северных регионов. Делается вывод, что при проектировании в экстремальных условиях Крайнего Севера определяющими являются климатические особенности местности, диктующие объёмно-планировочные, конструктивные, инженерные решения. В частности, на архитектурно-планировочные и образные решения здания школ в северных широтах, влияют такие факторы, как плотность, компактность застройки; конструктивные особенности, противостоящие неблагоприятному воздействию внешней среды; специфика прокладки инженерных коммуникаций; колористическое решение; пешеходная доступность и т.д. Перечислены законодательные акты РФ, направленные на поддержание жизнедеятельности, улучшения демографической ситуации и экономического развития районов Крайнего Севера. Для привлечения людей на север, особенно молодых специалистов, важно создать комфортные условия жизни, что в свою очередь требует строительства современной качественной архитектуры. Обеспечение населения, проживающего в экстремальных условиях, детскими садами, школами, поликлиниками и другими социально значимыми объектами является первостепенной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования энергоэффективных школ в условиях Крайнего Севера на примере города Норильска»

Особенности проектирования энергоэффективных школ в условиях Крайнего Севера на примере города Норильска

Савельева Лариса Владимировна ,

кандидат архитектуры, доцент, учебно-научный центр «Архитектура и компьютерные технологии» (УНЦ АКиТ), кафедра «Основы архитектурного проектирования», Московский архитектурный институт (государственная академия); старший преподаватель, Департамент Архитектуры Инженерной академии, Российский университет дружбы народов, savelyeva_lv@pfur.ru

Лесовая Юлия Руслановна,

магистрант II курса департамента архитектуры Инженерной академии, Российский университет дружбы народов, lesovaya.yuliya@bk.ru

В статье рассматривается опыт проектирования и строительства зданий в условиях Крайнего Севера РФ и в северных широтах зарубежных стран. В частности, описываются примеры проектных решений зданий школ самого северного в мире города с постоянным населением более 150 тыс. жителей г. Норильска. При рассмотрении проблем, относящихся к строительству, эксплуатации зданий и сооружений в условиях Крайнего Севера, определены две их основные группы: первая - строительство, проектирование и эксплуатация зданий, вторая - психологическое и физиологическое состояние жителей северных регионов. Делается вывод, что при проектировании в экстремальных условиях Крайнего Севера определяющими являются климатические особенности местности, диктующие объёмно-планировочные, конструктивные, инженерные решения. В частности, на архитектурно-планировочные и образные решения здания школ в северных широтах, влияют такие факторы, как плотность, компактность застройки; конструктивные особенности, противостоящие неблагоприятному воздействию внешней среды; специфика прокладки инженерных коммуникаций; колористическое решение; пешеходная доступность и т.д. Перечислены законодательные акты РФ, направленные на поддержание жизнедеятельности, улучшения демографической ситуации и экономического развития районов Крайнего Севера. Для привлечения людей на север, особенно молодых специалистов, важно создать комфортные условия жизни, что в свою очередь требует строительства современной качественной архитектуры. Обеспечение населения, проживающего в экстремальных условиях, детскими садами, школами, поликлиниками и другими социально значимыми объектами - является первостепенной задачей. Ключевые слова: Крайний Север, здания школ, город Норильск, энергоэффективная архитектура, экстремальные условия, вечная мерзлота

Введение В России к разряду северных широт относят около 64% всей площади страны. На этой территории, занимающей более 10 млн кв. км, проживает примерно 8 млн человек. Территория Крайнего Севера - это арктическая зона, тундра, лесотундра, тайга (рис. 1). Слишком суровые климатические условия и удалённость от основных заселённых регионов нашей страны долгое время не позволяли в полной мере осваивать эти территории [1]. Однако, в годы СССР ситуация изменилась - стала активно вестись разработка крупных месторождений цветных металлов, угля, нефти и газа. Строились металлургические комбинаты, разрабатывались шахты, тянулись нефте- и газопроводы, активно развивались портовые хозяйства, транспортные узлы и т.д.

В северных регионах находится около 80% всех полезных ископаемых России. Приблизительно одна треть всей экологически чистой площади Земли расположена именно там. В данный момент ценные природные ресурсы -один из важнейших показателей экономического укрепления России [2].

Рис. 1. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности: районы Крайнего Севера; местности, приравненные к районам Крайнего Севера

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 года была поставлена задача «в кратчайшие сроки» разработать «механизмы поддержания жизне-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 3

м о

О)

о

см

О!

О Ш

т

X

3

<

т О X X

деятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера».

18 сентября 2008 года президент РФ подписал «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Позже была разработана «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», которая была утверждена Президентом РФ 8 февраля 2013 года - документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны, входящей в регион Крайнего Севера. В нем говорится, что полярный регион должен к 2020 году стать «ведущей стратегической ресурсной базой» страны. 21 апреля 2014 года Постановление Правительства утвердило Государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» и в феврале 2015 года создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики [3].

В рамках статьи был принят к рассмотрению опыт строительства самого северного в мире города с постоянным населением более 150 тыс. жителей - Норильска [4]. Крупным градообразующим предприятием города стал Норильский горно-металлургический комбинат, строительство которого велось силами заключённых «Норильлага». До 1956 года (в период существования Норильлага) приблизительно две трети всех норильских архитекторов были именно заключенные (рис. 2).

Рис. 2. Эскиз градостроительного решения г. Норильска. 1940-1943 гг. (авторы В.С. Непокойчицкий, А.Е. Шаройко, совместно с М.Д. Мазманяном, Г.А. Ломагиным)

«Архитектурно-проектная часть в строительном производстве Норильлага была на высоком профессиональном уровне. В разное время в проектных группах было немало специалистов с высшим архитектурным образованием. Из архитекторов, <...> все 33(100%) имели специальное образование, при этом специальное высшее

образование имели 28 человек (84,8%) Из них 11 человек вольнонаемные (что составляет 33,3% от общего числа специалистов архитекторов), 22 - находились в заключении (66,7%)».

В 1960-е годы, в архитектуре Норильска, преобладало типовое строительство. В районах города просматривается характерное деление по времени застройки. Инженерная мысль строителей и архитекторов, тотальная экономия, а также нехватка территорий, пригодных для застройки привели к нестандартным архитектурно-конструктивным решениям, в том числе и возможности увеличения этажности проектируемых объектов (рис. 3а,б). Опыт специалистов в области архитектуры, приобретённый в Норильске в настоящее время используются по всему миру [5,6].

Рис. 3. Жилые кварталы г. Норильска: а) 1961 год; б) 2011 год;

Сегодня город включает в себя четыре жилых района: Центральный, Талнах, Кайеркан и Снежногорск. Район Талнах расположен в 24 км к северу от Норильска. Район Кайеркан расположен в 20 км к западу от Норильска. Район Снежногорск расположен на правом притоке р. Енисея. Норильск разрастается, строятся новые районы, между которыми достаточно большое свободное пространство для развития современной инфраструктуры. Существуют долговременный, краткосрочные и среднесрочные

планы по улучшению города. В приоритете лежит развитие здравоохранения и образования. Эти программы финансово поддерживаются из федерального и краевого бюджета, а также частными инвесторами.

Демографическая ситуация в городе переживает затяжной кризис. Несмотря на то, что за последнее время власти инициировали несколько программ, направленные на оптимизацию демографической ситуации, и есть некоторые улучшения, но до сих пор миграционный отток слишком велик, и естественный прирост населения, даже при большом увеличении за последние годы, компенсирует лишь 86% людских потерь. Это характерная тенденция в целом по стране - за последние 15 лет в среднем северные районы лишились около 57% населения, в основном молодежи [2].

Действуют несколько законопроектов, направленных на удержание молодежи на малой Родине, а также привлечение новой рабочей силы, мигрантов из других регионов РФ и иностранцев. Государственная программа расселения в отдаленные регионы направлена на формирование условий, которые позволят поднять уровень жизни за короткие сроки. Чтобы привлечь именно сюда иностранцев с российскими корнями, власти РФ предоставляют существенную финансовую поддержку участникам проекта. Им выдаются подъемные, ежемесячные пособия и компенсация средств, потраченных на переезд. Предоставляется помощь для переезда всей семьи. Не гражданам по упрощенной программе предоставляется РВП, помогают трудоустроиться и дают российское гражданство. Госдума РФ также рассматривает программу фиксированных доплат жителям этих регионов, опираясь на опыт северных стран.

Для привлечения людей на север, важно создать комфортные условия жизни, особенно для молодых специалистов. Первостепенной задачей является строительство современной качественной архитектуры, обеспечение детскими садами, школами, поликлиниками и другими социально значимыми объектами.

Научные исследования архитектурной деятельности и градостроительной проблематики в условиях Арктики начались в 40-50-х годах прошлого века. Первыми учёными, работавшими в Норильске, а позднее защитившими кандидатские диссертации по проблемам северного строительства были А.А. Сорокин и Е.К. Тру-шиньш. По инженерным вопросам известны труды советских ученых В.А. Обручева, М.И. Сумгина, Н.А. Цитовича, М.И. Евдокимова-Рокотовского, В.К. Яновского и др. Научные и проектные работы в области градостроительства и архитектуры в условиях Крайнего Севера были выполнены К.Н. Агафоновым Ю.Я. Велли,

А.К. Сидоровым, Т.В. Римской-Корсаковой, В.Г. Танкаяном, Я.К. Трушиньшом, А.В. Яковлевым и др [4, 5, 6]. Вопросы здоровьесберегающего образовательного пространства как фактора оптимизации личностного развития обучаемых освещены в работах В.И. Степанова [7], Л.Г. Кры-жановской и др.

Опираясь на вышеперечисленные исследования, выделим преобладающие проблемы жизнедеятельности населения Крайнего Севера и разделим их на две группы. К первой группе относятся проблемы строительства, проектирования и эксплуатации зданий, ко второй - психологическое и физиологическое состояние жителей северных регионов.

При рассмотрении первой группы [8,9] проблем, относящихся к строительству, эксплуатации зданий и сооружений в условиях Крайнего Севера, выделяем основные:

- наличие многолетнемерзлых грунтов;

- продолжительность зимнего периода (200305 дней);

- низкие отрицательные температуры;

- скудная растительность;

- сильные ветры и снег.

Эффективное решение проблем первой группы возможно при комплексном подходе, и включает в себя три составляющих:

1. Конструктивное и инженерное решение:

- свайное строительство, теплоизоляция фундаментов;

- проектирование без тепловых мостов;

- проектирование с учетом розы ветров и розы снегопереноса;

- установка снегозащитных устройств разных групп;

- принудительная вентиляция с рекуперацией тепла;

- герметичное утепление с использованием инновационных технологий.

- прокладка инженерных коммуникаций надземным способом.

2. Объёмно-планировочное решение:

- уплотнение и компактность застройки;

- минимальный периметр наружных ограждений, на единицу площади.

3. Энергосберегающие технологии [10]:

- использование энергосберегающих технологий и эффективных строительных материалов.

Вторая группа проблем связана с психологическим и физическим состоянием жителей северных регионов [9, 11, 12] (в особенности дети и пожилые люди):

- нехватка витамина Д (в следствие отсутствия солнца большую часть времени);

- кислородное голодание;

- метеочувствительность и геомагнитизм;

- экстремально низкие температуры.

х

X

о

го А

с.

X

го т

о

ю 3

м о

О)

о

см

О!

о ш

В

X

А

В

О X X

Решение проблем второй группы также невозможны без комплексного подхода и заключается в следующем:

- повышение комфортности среды (световой режим, включая иллюминацию; цветовой режим; контроль воздушно-влажностного и теплового режимов);

- энергоэффективность инженерных систем, что приводит к увеличению «площади комфорта»;

- строительство спортивных объектов (по наблюдениям учёных занятия спортом способствуют насыщением организма кислородом).

Отечественный опыт проектирования общеобразовательных школ в условиях Крайнего Севера

Наиболее активная застройка севера велась в 60-80-е годы прошлого века, особенно активно возводились типовые здания (рис. 4), которыми в то время застраивался весь Советский Союз. Целями освоения территорий являлись наиболее быстрое, экономичное заселение людей, и минимизация временных рамок - для скорейшего начала добычи полезных ископаемых. Эти факторы, безусловно, влияли на внешний вид зданий и районов в целом. Существуют проекты школ, спроектированные специально для северной местности [7]. На рисунке 4 приведены проекты и реализованные школы г. Норильска.

Зарубежный опыт проектирования общеобразовательных школ в экстремальных условиях севера

Понятие Крайнего Севера применимо только к территориям Российской Федерации, поэтому целесообразно сопоставить отечественный Крайний Север самым северным освоенным территориям в мире, к которым относятся: северная часть Канады и США, Финляндия (рис. 5), Норвегия, Дания (рис. 6), Швеция, Исландия. Перечисленные страны являются передовыми в плане экономического развития, а также архитектурного облика, в них практически не встречаются типовые школы, и каждое здание разрабатывается отдельно под определенные условия. В перечисленных странах очень серьезное отношение к сбережению окружающей среды и экологии, что позволяет анализировать опыт строительства энергоэффективных общеобразовательных школ и пытаться заимствовать и адаптировать накопленный положительный опыт. Исландия уже практически полностью перешла на использование возобновляемых источников энергии - 99,9%, а остальные страны движутся в данном направлении, например, у Норвегии этот показатель - 95%, у Дании - 56%, в Швеции - 48%, у Финляндии - более 30%, В Канаде - 22,9%, и все перечисленные страны, по прогнозам, в ближайшем будущем либо полностью перейдут на альтернативную энергетику,

либо подавляющая часть энергии будет вырабатываться подобным образом. В связи с этим, все проекты планируются с учетом энергоэффективности в той или иной степени.

Рис. 4. Примеры типовых проектов школ г. Норильска: а) проект 65-426/1; б) типовой проект школы У-76;

Рис. 5. Общеобразовательная школа «Hiidenkivi», Хельсинки, компания Hikli Architects, 2005: а) план 1 этажа; б) экстерьер здания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 lr.1 ]

¿J

Г.~Т- г г I

Рис. 6. Гимназическая школа 0restad Gymnasium, Копенгаген, Architects 3XN, 2005

Классификация школ по типам объемно-планировочных решений

Общеобразовательные школы можно разделить по схожим признакам, объемно-планировочных решений. Опираясь на общепринятую классификацию зданий школ [7], выделяем павильонные, блочные, централизованно-блочные, периметральные, компактные с

центральным залом, с развитыми центрами, с концентрированным планом, гибкой планировкой компоновочные схемы. Для условий Крайнего Севера следуя двум основным условиям, описанным выше, а именно: компактность застройки и минимальный периметр наружных ограждений, на единицу площади, подходят компактные типы планировочных решений: централизованно-блочный, периметральный, компактный с центральным залом и с концентрированным планом.

Энергосберегающие технологии

На сегодняшний день существует множество энергосберегающих технологий, применяемых в строительстве: использование возобновляемых источников энергии и экологичных материалов, теплоизоляция, герметичность здания, применение рекуперативных систем отопления, вентиляции, водоснабжения и т.д.

Следуя принципам энергоэффективности и экологичности при проектировании школьных зданий в широте Крайнего Севера, применимы следующие архитектурно-композиционные приемы: минимизация внешнего контура, использование оптимальной компоновки форм и природных барьеров [13] для защиты от ветровых нагрузок и снегозаносов, правильная ориентация по сторонам света. Инженерные приемы: внедрение в проект новых технологий, утилизация и рекуперация тепла, принудительная вентиляция с рекуперацией тепла, конструирование без тепловых мостов, герметичность и однородность конструкции, применение альтернативных и возобновляемых источников энергии, к которым относят вакуумные коллекторы, рекуперацию сточных вод, ветрогенераторы [14]. Экономические приемы: принятие мер по рациональному использованию имеющихся ресурсов, проведение оценки экономической целесообразности применения любых энергосберегающих технологий и решений.

Колористическое и инсоляционное решение архитектуры школ Крайнего Севера

Помимо архитектурных и инженерных принципов проектирования в суровых условиях Крайнего Севера, следует учитывать особенности цвето- и световосприятия. По исследованию всемирного совета по «Зеленому строительству» из-за правильного цветового восприятия, память и ментальные функции развиваются лучше, а дети заболевают на 8,5 % реже. При ярком дневном свете улучшается успеваемость учащихся.

Считается, что в условиях севера лучшим решением будет окраска зданий и сооружений в яркие, контрастные, жизнерадостные цвета, которые видны издалека и различимы в нестандартных условиях освещения (полярная ночь, полярный день).

X X

о го А с.

X

го m

о

ю 3

м о

to

О)

о

CS

со

Ol

о ш m

X

3

<

m О X X

Выводы

Развитие северных регионов крайне важно для развития и экономического благополучия РФ. Государственные программы развития Крайнего Севера направленные на привлечение молодых специалистов и их семей требуют проектирования и строительства экономически выгодных, эстетически привлекательных, экологичных и энергоэффективных учреждений образования, в том числе школьных зданий.

При проектировании в экстремальных условиях Крайнего Севера определяющими являются климатические особенности местности, диктующие объёмно-планировочные, конструктивные, инженерные решения. В частности, на архитектурно-планировочные и образные решения здания школ в северных широтах, влияют такие факторы, как - плотность, компактность застройки; конструктивные особенности, противостоящие неблагоприятному воздействию внешней среды; специфика прокладки инженерных коммуникаций; колористическое решение; пешеходная доступность.

Комплексное решение проблем по улучшению качества среды внутри здания школы, приводит к увеличению успеваемости учащихся, и улучшению показателей их здоровья.

Литература

1. История освоения российской Арктики // ТАСС информационное агентство. От 28 марта 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/ 2205534 (дата обращения 28.01.2019).

2. Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, данные за 2017 год // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/r osstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_114009 6401359_(дата обращения 29.01.2019).

3. Косов Ю. Политическое управление развитием Арктики (Анализ основных этапов становления) / Ю. Косов, А.В. Николаенко // Научный журнал Управленческое консультирование. 2018. № 1(109). С. 23 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-upravlenie-razvitiem-arktiki-analiz-osnovnyh-etapov-stanovleniya (дата обращения 20.02.2019).

4. Вайтенс М.Е. Архитектурно-художественный облик северных городов. Л.: Стройиздат, 1978. 56 с.

5. Назарова Л.Г., Полуэктов В.Е. Проектирование и строительство городов Крайнего Севера. М.: Стройиздат, 1973. 176 с.

6. Платонов Г.Д. Основные направления научных исследований, осуществляемых в ЛенЗ-

НИИЭПе, в области архитектуры для Северных регионов // Теория и практика планировки и застройки северных городов: Сборник научных трудов. Л.: ЛенЗНИИЭП, 1982. 91 с.

7. Степанов В.И. Проблемы архитектуры школьных зданий: дис. док. архитектуры: 18.00.02 / Степанов Валентин Иванович. М., 2083. T.2. 89 с.

8. Макарова Ю.Е. Особенности проектирования в условиях Крайнего Севера. Студенческий научный форум 2017 / Ю.Е. Макарова, П.Н. Саньков [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033197 (дата обращения 29.01.2019).

9. Гигиенические аспекты урбанизации северных и восточных районов СССР : Сб. науч. тр., Моск. НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. М., 1980. 131 с.

10. Огородников И.А. На пути к устойчивому развитию: экодом: сб. ст. / И.А. Огородников, А.А. Огородников. М.: Социально-экологический союз, 1998.

11. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. Раздел Арктика. М.: Прогресс, 1983. 191 с.

12. Официальный сайт Красноярского краевого Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по вопросам введения предметов НРК ГОС [Электронный ресурс]. URL: http://nrk.kipk.rU/body/pie/body/8/acclim/acclimat.ht ml (дата обращения 29.01.2019).

13. Помазкова Е.Н. Озеленение северных городов. Л.: Госстройиздат. 1962. 127 с.

14. Гром Ю.И. Новая ветро-дизельная электрическая установка / Ю.И. Гром, В.А. Захарен-ко, А.Н. Лазарев, Г.С. Сергеев, В.П. Харитонов // АВОК. №5. 2005.

Features of the Design of Energy Efficient Schools in the

Far North on the Example of the City of Norilsk Savelieva L.V., Lesovaya Ju.R.

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN) The article discusses the experience of designing and building in the Far North and in the northern latitudes of foreign countries. In particular, examples of design solutions are described for schools in the world's northernmost city of Norilsk with a permanent population of more than 150,000 residents. While considering problems relating to the construction, operation of buildings and structures in the conditions of the Far North, two main groups of them were identified: the first - construction, designing and operation of buildings, the second - the psychological and physiological state of residents of northern regions. It is concluded that when designing in the extreme conditions of the Extreme North, the climatic features of the terrain, dictating space-planning, constructive, engineering solutions, are decisive. In particular, the architectural, planning and imaginative building solutions of schools in northern latitudes are influenced by such factors as density, compactness of the building; design features that resist the adverse effects of the environment; the specifics of laying utilities; color solution; walking distance, etc. Lists legislative acts of the Russian Federation aimed at maintaining vital activity, improving the demographic situa-

tion and the economic development of the regions of the Far North. To attract people to the north, especially young professionals, it is important to create comfortable living conditions, which in turn requires the construction of modern high-quality architecture. Providing the population living in extreme conditions with kindergartens, schools, polyclinics and other socially significant objects is a primary task.

Keywords: Far North, school buildings, the city of Norilsk, energy-efficient architecture, extreme conditions, permafrost

References

1. Istoriya osvoeniya rossijskoj Arktiki. Dos'e, TASS informa-cionnoe agentstvo [The history of the development of the Russian Arctic]. Available from: https://tass.ru/info/2205534

2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, EHko-nomicheskie i social'nye pokazateli rajonov Krajnego Severa i priravnennyh k nim mestnostej, dannye za 2017 god [Economic and social indicators of the districts of the Far North and similar areas, data for 2017. Federal State Statistics Service]. Available from: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1140096401359

3. Kosov Yu., Nikolaenko AV. Politicheskoe upravlenie razvitiem

Arktiki (Analiz osnovnyh ehtapov stanovleniya), Nauchnyj zhurnal Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2018 [Political management of the development of the Arctic (Analysis of the main stages of formation)]. No. 1(109), p. 23. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-

upravlenie-razvitiem-arktiki-analiz-osnovnyh-etapov-stanovleniya

4. Vajtens ME. Arhitekturno-hudozhestvennyj oblik severnyh gorodov [Architectural and artistic image of the northern cities]. Leningrad: Strojizdat, 1978. 56 p. (In Russ.).

5. Nazarova LG., Poluehktov VE. Proektirovanie i stroitel'stvo gorodov Krajnego Severa [Design and construction of cities of the Far North]. Moscow: Strojizdat, 1973. 176 p. (In Russ.).

6. Platonov GD. Osnovnye napravleniya nauchnyh issledovanij,

osushchestvlyaemyh v LenZNIIEHPe, v oblasti arhitektury dlya Severnyh regionov, Teoriya i praktika planirovki i zastrojki severnyh gorodov : Sb. nauch. tr. [The main directions of scientific research carried out in LenZNIIEP in the field of architecture for the Northern regions. Theory and practice of planning and development of northern cities: Collection of scientific papers]. Leningrad: LenZNIIEHP, 1982. 91 p. (In Russ.).

7. Stepanov VI. Problemy arkhitektury shkol'nykh zdaniy: dis. dok. arkhitektury [Problems of architecture of school buildings: dis. doc architecture]. Moscow, 1983. Vol. 2. 89 p. (In Russ.)

8. Makarova YuE., Sankov PN. Osobennosti proektirovaniya v

usloviyah Krajnego Severa, Studencheskij nauchnyj forum 2017 [Design features in the Far North. Student Science Forum 2017]. Available from: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033197

9. Gigienicheskie aspekty urbanizacii severnyh i vostochnyh rajonov SSSR : Sb. nauch. tr., Mosk. NII gigieny im. F. F. EHrismana [Hygienic aspects of urbanization of the northern and eastern regions of the USSR: Sat. scientific works]. Moscow, 1980. 131 p. (In Russ.).

10. Ogorodnikov IA., Ogorodnikov AA. Na puti k ustojchivomu razvitiyu: ehkodom: sb. st. [Towards sustainable development: eco-house: a collection of articles]. Moscow, 1998. (In Russ.).

11. Volovich VG. Chelovek v ehkstremal'nyh usloviyah prirodnoj sredy. Razdel Arktika [Man in extreme conditions of the natural environment. Arctic section]. Moscow: Progress, 1983. 191 p. (In Russ.).

12. Oficial'nyj sajt Krasnoyarskogo kraevogo Instituta povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya po voprosam vvedeniya predmetov NRK GOS [The official website of the Krasnoyarsk Regional Institute for Advanced Studies and Professional Retraining of Educators on the Introduction of Subjects to the NQF of the State Educational Standard]. Available from: http://nrk.kipk.ru/body/pie/body/8/acclim/acclimat.html

13. Pomazkova EN. Ozelenenie severnyh gorodov [Landscaping northern cities]. Leningrad: Gosstrojizdat, 1962. 127 p. (In Russ.).

14. Grom YuI., Zakharenko VA., Lazarev AN., Sergeyev GS., Kharitonov VP. Novaya vetro-dizel'naya elektricheskaya ustanovka [New wind-diesel electric installation. AVOK Magazine]. Moscow, 2005. No. 5. (In Russ.).

X X О го А С.

X

го m

о

ю 3

M

о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.