Н.В. НОВОЖИЛОВА
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ-ЭКОНОМИСТОВ*
Ключевые слова: экономические информационные системы; интерфейс пользователя; категории пользователей; проектирование взаимодействия пользователей; изменения относительной стоимости человеческого труда.
Изменения в относительной стоимости технологий и человеческого труда заставляют производителей программного обеспечения сосредоточить усилия на разработке пользовательских интерфейсов. Существует множество методов и подходов в проектировании пользовательских интерфейсов: проектирование интерфейсов, ориентированное на пользователей; проектирование интерфейсов, ориентированное на цели пользователей; проектирование интерфейсов, основанное на анализе деятельности пользователей. Проектирование нового пользовательского интерфейса, перепроектирование уже существующего, - сегодня, пожалуй, самая востребованная на рынке услуга.
N.V. NOVOZHILOVA
THE PECULIARITIES OF DESIGNING AMICABLE USER OF INTERFACES FOR ECONOMISTS
Changes in comparative costs of tecnologies and human labour make producers of software focus on elaboration of user interfaces. There are a lot of different methods of designing user interfaces (User Centered Design,
Goal Centered Design. In my opinion, designing of a new user interface or reengeniering of the existing ones is the most demanded on the service market.
Эффективность применения информационных систем для управления экономическими объектами зависит от способности адаптироваться к потребностям пользователей. Современные экономические информационные системы должны обеспечивать оперативность, коммуникативность и интеграцию бизнес-процессов.
При проектировании внедрения экономической информационной системы, прежде всего, необходимо тесное взаимодействие потенциальных пользователей программного комплекса и разработчиков проекта. Взгляды и требования заказчика в основном отражаются в функциональных и потребительских характеристиках информационной системы. Различия исходных точек зрения на программный продукт обнаруживается уже при визуальном обращении экономиста к пользовательскому интерфейсу, взаимное недопонимание может привести к конфликтам и недооценке проблем, поставленных пользователем.
Интерфейс пользователя (англ. user interface, UI) - это совокупность средств, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами, чаще всего с компьютером или бытовой техникой, либо иным сложным инструментарием (системой). Интерфейс пользователя программного обеспечения включает:
- средства отображения информации, отображаемую информацию, форматы и коды;
- командные режимы, язык «пользователь-интерфейс»;
- устройства и технологии ввода данных;
- диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером, обратную связь с пользователем;
- поддержку принятия решений в конкретной предметной области;
- порядок использования программы и документацию на неё [1].
Под пользовательским интерфейсом часто понимают только внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через него всю программу в целом, а значит, такое понимание является слишком узким. В действительности пользовательский интерфейс объединяет в себе все элементы и
* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ проект № 08-07-97009 р_поволжье_а.
компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением.
Только через пользовательский интерфейс заказчик видит отражение экономических функций в программе, а будущий пользователь информационной системы может понять, оценить ее и принять к функционированию. Хорошо созданный пользовательский интерфейс облегчит процесс внедрения системы. Весомая часть проблем внедрения в качественно выполненном проекте приходится на интерфейс, созданный формально правильно, но неадекватно представленный заказчику.
Прототип интерфейса дает возможность пользователю не только реально понять возможности системы, но и оценить собственные потребности. Для заказчика программный продукт и его интерфейс совершенно тождественны. У большинства пользователей пользовательский интерфейс ассоциируется именно с программой, и плохое впечатление от интерфейса автоматически переносится на само программное обеспечение.
Интерфейс пользователя - эта та часть программы, которая находится на виду. Некоторые программисты склонны оставлять создание интерфейса пользователя на потом, считая, что реальное достоинство программного продукта в его функциональной насыщенности, реализуемой в программных кодах. Однако часто возникает недовольство пользователей из-за неудачно подобранных шрифтов, непонятного содержимого экрана и скорости его прорисовывания, поэтому работу над интерфейсом нужно воспринимать очень серьезно и продумать образ будущего интерфейса (прототипа) заранее.
Пользовательский интерфейс является своеобразным коммуникационным каналом, по которому осуществляется взаимодействие пользователя и компьютера. Интерфейс должен быть легким для освоения и не создавать перед пользователем преграду, которую нужно преодолеть, чтобы приступить к работе.
В настоящее время преобладает массовое тиражирование легко настраиваемых под заказчика экономических информационных систем. Интерфейсы компьютерных программ - 1С:Предприятие, БАР и других систем, созданных для экономистов, являющихся законодателями мод в индустрии массового программного обеспечения, становятся все проще и доступнее для понимания.
Программист, занимающийся разработкой интерфейса, не может быть экспертом во всех областях экономики. Его специальные знания состоят из методов, помогающих узнать о потребностях пользователя и его навыках, для того, чтобы перевести их в принципы и решения пользовательского интерфейса. Необходимо учитывать психологию потенциального пользователя и помнить о том, что пользователи, как правило, не читают документацию по программному продукту. Значит, необходимо спроектировать пользовательский интерфейс таким образом, чтобы у экономистов не возникала потребность в чтении инструкций и руководств.
Для того чтобы продумать пользовательский интерфейс, необходимо вообразить будущих пользователей, продумать виды их деятельности и создать модель деятельности, основываясь на опыте профессиональной деятельности будущих пользователей. Хороший пользовательский интерфейс - это залог успеха программного продукта на рынке.
Часто для проектировщиков пользовательский интерфейс понимается только как внешний вид программы. Пользователи же не разделяют функциональность и пользовательский интерфейс. По их мнению, если интерфейс хороший, то и сама программа хороша и удобна.
Для большинства систем на разработку пользовательского интерфейса уходит значительная доля бюджета и усилий программистов. Исследования указывают, что на разработку ПИ уходит, как минимум, 29% проектного бюджета и в среднем 40% всех усилий разработчиков по созданию системы [2].
Изменения в относительной стоимости технологий и человеческого труда также заставляют производителей программного обеспечения сосредоточить усилия на разработке пользовательских интерфейсов. Своевременно и профессионально выполненная разработка интерфейса приводит к увеличению эффективности программного обеспечения, уменьшению длительности обучения пользователей, снижению стоимости переработки системы после ее внедрения, полному использованию заложенной в программе функциональности и т.п.
Существует множество методов и подходов в проектировании пользовательских интерфейсов: проектирование интерфейсов, ориентированное на пользователей (User Centered Design); проектирование интерфейсов, ориентированное на цели пользователей (Goal Centered Design); проектирование интерфейсов, основанное на анализе деятельности пользователей.
При проектировании интерфейсов, ориентированных на цели пользователей, необходимо определить причину, по которой пользователь что-то делает с системой, и, если система помогает пользователю достичь его целей, такая система, безусловно, будет пользоваться успехом. Одним из адептов этого направления, начиная с 1992 г., является Алан Купер. Начиная с 1992 г. Купер занимался разработкой метода, получившего название целеориентированного проектирования. В основе метода лежат нетрадиционные подходы к проблемам, ряд мощных руководящих аксиом, а также некоторые поразительно эффективные мыслительные инструменты.
В результате работ по определению пользовательских профилей разработчики получают описание главных категорий пользователей, причем часто одна из этих категорий может определяться как основная. Точное их количество, разумеется, зависит от продукта. Для системы, рассчитанной на широкую аудиторию, количество категорий пользователей будет больше, нежели для продукта, предназначенного для использования исключительно специалистами.
Каждый из профилей содержит подробное описание характеристик пользователя, существенных в контексте его взаимодействия с системой. Сюда входят цели пользователя, его социальные характеристики (пол, возраст, образование, профессия и т.п.), характерные для него модели поведения, условия, в которых он будет использовать систему, навыки пользователя, характеристики его компьютера. Другими словами - все то, что окажет впоследствии значимое влияние на предпочтения пользователя в интерфейсе программы.
На самом деле создать набор характеристик - не особая проблема. Однако нелегко создать адекватные профили, которые станут действительно эффективным материалом, который поможет глубже понять целевую аудиторию системы, и будет полезен в процессе разработки интерфейса.
Часто вместе с определением профилей пользователей создаются так называемые «персоны» или «персонажи» (от англ. «persona» - действующее лицо). В данном случае «персонаж» - это описание конкретного пользователя, которого мы выдумываем сами. Такое описание создается на основе одного из профилей (другими словами, наш «персонаж» является представителем одной из определенных ранее категорий пользователей). Это помогает более рельефно представить себе типичного представителя какой-либо из пользовательских категорий. При помощи такого «персонажа» гораздо проще понять пользователя, увидеть за набором данных, собранных в профиле, живого человека. Все это не дает разработчику забыть, для кого разрабатывается продукт.
Принципы действия самых мощных инструментов всегда просты, однако применение таких инструментов весьма нетривиально. Это, несомненно, верно и для инструментов проектирования взаимодействия. Самый эффективный инструмент исключительно прост: это точное описание пользователя продукта и его
целей. Сложность здесь в том, чтобы создать и применить такое точное описание.
Персонажи являются наиболее значимыми объектами для моделирования, они представляют архетипы пользователей, основаны на исследованных образцах поведения, целях пользователей и обобщают в себе нужды многих людей.
Каждый набор персонажей представляет собой определённые образцы поведения и цели группы пользователей-экономистов. Множество персонажей показывают всю область образцов поведения, которую необходимо охватить. Персонажи помогают определить, что должен делать продукт и каково должно быть его поведение, взаимодействовать с заинтересованными в реализации лицами и коллегами по работе, делать людей причастными к проектированию, измерять эффективность дизайна. Так же персонажи помогают избежать общих проблем. Остановимся на одной из проблем - проектирование граничных случаев, т.е. случаях, которые могут быть, но не происходят для конкретных персонажей. Нужно учитывать эти случаи для программирования, но нельзя помещать их в фокус проектирования. Персонажи дают возможность сверять продукт с реальностью. Вооружившись этим знанием, можно очень осознанно назначать приоритеты функциям.
Первоначально проектируем для одного персонажа. Понимание нужд и целей одного пользователя помогает удовлетворить запросы других людей, имеющих такие же цели.
Хорошее описание персонажа, включает в себя: цели; социальное положение; описание рабочего процесса; описание окружения; уровень подготовки; неудовлетворённости и ожидания. Набор персонажей становится системой, обладающей мощным свойством объяснять наши решения в области проектирования.
Жизненно важно, чтобы каждый в команде проектировщиков познакомился с набором персонажей и все персонажи стали подобны реальным людям. Набор персонажей должен отвечать задаче проектирования.
Особенностью проектирования и стандартизации интерфейсов является тот факт, что этапу непосредственно проектирования всегда предшествует этап исследования: погружения в предметную область и сбора требований конечных пользователей. На основе собранных данных принимаются решения об общей концепции взаимодействия пользователей с продуктом, его информационной архитектуре, необходимых информационных и функциональных элементах.
Руководители проекта часто не имеют возможности организовать контакт с реальными пользователями или заказчиками, которые хорошо знают их трудовой процесс. Кроме того, традиционно в практике разработки программного обеспечения российскими компаниями доля фазы проектирования намного меньше, чем у аналогичных компаний, например, в Европе. Сокращения времени чаще всего приходятся на мало понятные по результату (с точки зрения руководителя проекта) этапы проектирования взаимодействия системы с пользователем. Чаще всего проектирование клиентской части рассматривает как процесс организации ввода-вывода данных для поддержки серверной бизнес-логики.
Существует четыре основных (все остальные - производные) критерия качества любого интерфейса, а именно: скорость работы пользователей, количество человеческих ошибок, скорость обучения, субъективное удовлетворение.
Проектирование нового пользовательского интерфейса, или реинжиниринг (перепроектирование), уже существующего, - сегодня, пожалуй, самая востребованная на рынке услуга. Она включает в себя концептуальное и структурное проектирование, детальное прототипирование, тестирование и описание интерфейса; также возможна разработка стандартов пользовательских интерфейсов. Возмож-
ный стандарт пользовательского интерфейса экономиста рассмотрен в отдельной статье.
Литература
1. http://mobi-katalog.ru/gl/story.php?nst=474714810.
2. http://ddd.exmachina.ru/ui/value/ Важность эргономики The Importance of Designing Usable Systemio
НОВОЖИЛОВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА родилась в 1955 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике Чувашского университета. Область научных интересов - интеллектуализация труда, проблемы информационного общества, интеллектуальные информационные системы, автоматизация предприятий. Автор более 40 научных работ.