3. Высокая ориентация регионального управления на долгосрочные цели развития. Региональное управление призвано обеспечить устойчивость движения региона к его долгосрочным целям, важнейшей из которых является рост качества жизни населения, путем минимизации случайных отклонений от заданной траектории развития территории. Исходя из долгосрочного видения перспектив развития, для региональной системы должны быть установлены количественные характеристики начального и конечного состояния, а также параметры траектории ее движения к долгосрочным целям. Это предполагает описание механизма управления устойчивым развитием региона в конкретном параметрическом пространстве с использованием инструментов и приемов экономико-математического моделирования.
4. Обоснование критерия результативного управления устойчивым развитием региона. Основной предпосылкой устойчивого развития территории выступает оптимальное распределение и эффективное использование имеющихся ресурсов в отраслях и секторах региональной экономики, а также вовлечение в воспроизводственный процесс новых для региона видов экономических ресурсов. Критерием результативности механизма управления устойчивым развитием региона может выступать социально-экономический потенциал региона, направленность и динамика развития которого являются важнейшими показателями развития региональной системы. Усилия регионального управления должны быть сосредоточены прежде всего в тех областях, где результат определяется не силой воздействия, а согласованностью с внутренними свойствами и характеристиками региональной системы (механизм резонансных воздействий) [2]. В этой связи важной задачей, стоящей перед органами регионального управления, является выбор адекватных для конкретного региона механизмов устойчивого развития, позволяющих получить существенные позитивные изменения в региональном потенциале относительно малым управляющим воздействием.
5. Обеспечение непрерывного мониторинга управления устойчивым социально-экономическим развитием территории. Мониторинг является универсальным инструментом управления процессами, протекающими в экономике как страны в целом, так и ее
отдельных регионов. Конечной целью мониторинга управления устойчивым развитием региона является управление изменениями, отклонениями в развитии социально-экономических процессов в регионе путем своевременного информирования управляющих структур о возможности наступления неблагоприятных изменений, препятствующих устойчивому развитию территории. Это позволит установить, насколько адекватно требованиям устойчивого развития территории формируется и используется ее социально-экономический потенциал.
Таким образом, к числу фундаментальных предпосылок формирования результативного механизма управления устойчивым развитием региона могут быть отнесены следующие:
- создание в регионе условий для воспроизводства социально-экономического потенциала;
- активное применение системного подхода к управлению региональным потенциалом;
- высокая ориентация органов управления на долгосрочные цели регионального развития;
- нацеленность на формирование собственных механизмов обеспечения устойчивого развития конкретного региона;
- определение адекватного целям развития критерия результативности регионального управления, в качестве которого целесообразно использовать показатели динамики изменения социально-экономического потенциала территории;
- внедрение мониторинга управления устойчивым развитием региона как основы выработки своевременного и адекватного управляющего воздействия.
Формирование указанных предпосылок будет способствовать повышению результативности механизма управления устойчивым развитием региона, что отразиться на росте качества жизни населения территории, а также развитии ее социально-экономического потенциала.
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Изд-во «БЕК», 1996.
2. Пригожин И.Р. От существующему к возникающему: время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985.
3. РоулсДж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995.
4. СадовскийВ.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
фзар [email protected] Николай Сергеевич Шух,
аспирант кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.45:621 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ НА РЫНКЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Современный этап развития рынка машиностроения характеризуется значительным изменением механизмов функционирования предприятий этой отрасли. Значительную актуальность приобретает необходимость управления поведением рынка инноваций с целью создания системы адаптации к изменяющимся условиям. Без продуктовых инноваций невозможно эффективное функционирование предприятий машиностроительного комплекса, их экономический рост и конкурентоспособность. Инновационная деятельность и выведение на рынок нового товара с элементами продуктовых инноваций должны быть объединены в цепочку непрерывного процесса управления ин-
новациями. Рынок продуктовых инноваций транспортного машиностроения находится в состоянии неустойчивого равновесия, имеющего тенденцию к возникновению дефицита предложения законченных разработок и падения уровня платежеспособного спроса на эти разработки. Вопрос развития рынка продуктовых инноваций в машиностроении приобрел особую актуальность после вступления России в ВТО.
Ключевые слова: продуктовые инновации, машиностроительные предприятия, выведение на рынок нового товара, транспортное машиностроение, комплексность инновационной деятельности, государственная инновационная политика.
N.S. Shukh
PRODUCT INNOVATION IN THE ENGINEERING MARKET
The paper argues that present stage of engineering market development is characterized by a significant change in the mechanisms of business functioning of engineering enterprises. The need to monitor the behavior of innovation market in order to create a system of measures to adapt to changing market conditions has become urgent. Without product innovation machine-building enterprises cannot function efficiently, their economic growth and competitiveness improvement are impossible. Innovation and market launch of new products with innovative elements should be combined into a chain of a continuous process of innovation management. Market for innovations of transport engineering is in a state of unstable equilibrium with a tendency towards lack of innovation supply and falling in effective demand for those developments. The challenge of product innovation in engineering has become particularly relevant after Russia's WTO accession.
Keywords: product innovation, machine-building industry, market launch of a new product, transport machinery, integrated innovation, state innovation policy.
Современный этап развития рынка машиностроения характеризуется значительным изменением механизмов функционирования предприятий этой отрасли. Инновационная деятельность, тесным образом связанная с производственно-технологическими процессами, материально-техническим снабжением, работой подразделений предприятия и их взаимодействием между собой, сбытом готовой продукции, естественно, не осталась в стороне от процесса преобразований.
Стоит отметить, что внешняя среда функционирования предприятий в современных рыночных условиях характеризуется высоким уровнем непредсказуемости. Фирмам все сложнее приспосабливаться к изменениям в политике, экономике, демографии, культуре. В связи с этим значительную актуальность приобретает необходимость управления поведением рынка инноваций с целью создания системы адаптации к изменяющимся условиям. В настоящее время рынок продуктовых инноваций транспортного машиностроения можно охарактеризовать как сложную, многогранную систему, которая включает в себя различные элементы, основной функцией которых является удовлетворение увеличивающихся потребностей предприятий в нестандартных идеях, в новых технологиях в целом и новых товарах в частности. Реалии рыночной экономики диктуют необходимость выведения на рынок машиностроительными предприятиями продуктовых инноваций, определяя их как важнейший инструмент в конкурентной борьбе, который обеспечивает возможность реализации запросов потребителей. Без продуктовых инноваций невозможно эффективное функционирование предприятий машиностроительного комплекса, их экономический рост и конкурентоспособность. Инновационная деятельность и выведение на рынок нового товара с элементами продуктовых инноваций должны быть объединены в цепочку непрерывного процесса управления инновациями.
Процессы обновления продукции тесным образом связаны с рыночными отношениями, поэтому продуктовые инновации должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей определенного сегмента потребителей. Инновации должны удовлетворять потребность рыночного спроса в решении определенной проблемы, обладать определенной степенью новизны и в результате приносить прибыль производителю.
Транспортное машиностроение, являясь одной из крупнейших отраслей материального производства, особенно сильно зависит от продуктовых инноваций. Выбирая стратегию ориентации на инновационную деятельность, предприятия транспортного машиностроения стремятся максимально удлинить жизненный цикл своего существования на рынке и обеспечить эффективное функционирование своей деятельности на протяжении всего срока существования. В рамках достижения данной глобальной цели реализуются следующие специфические задачи:
- увеличение рыночной доли;
- поиск новых целевых рынков и выход на них с целью расширения клиентской базы и увеличения объема сбыта;
- создание положительного имиджа ориентированного на инновации предприятия;
- управление жизненным циклом товаров основного ассортимента (продление или, наоборот, сокращение);
- диверсификация производства.
Изучение деятельности предприятий транспортного машиностроения дает возможность определить ряд принципов, которым следуют руководители предприятий, стремящиеся к эффективному управлению продуктовыми инновациями.
Первым таким принципом является комплексность инновационной деятельности, которая предполагает создание особой поддерживающей системы, позволяющей использовать преимущества инноваций с макси-
мально возможной степенью эффективности. Основными составляющими этой системы являются:
- ориентированная на осуществление инновационной деятельности организационная структура;
- политика управления персоналом, направленная на стимулирование творчества и новаторства посредством системы поощрений;
- использование новых, совершенных технологий производственных процессов;
- инновационный маркетинг, ориентированный на формирование уникальных рыночных условий выведения на рынок нового товара.
Необходимо также отметить, что рынок продуктовых инноваций транспортного машиностроения представляет собой основанный на принципе естественного саморегулирования механизм выявления потребностей предприятий в инновациях, нахождения способов их удовлетворения, обеспечения конкуретной борьбы между предприятиями данной отрасли и ускорения НТП.
Для того чтобы понять товарную сущность продуктовых инноваций, требуется произвести беспристрастную оценку производимого продукта с рыночных позиций, т.е. определить его полезность. Полезность - это способность продукта, товара или вещи удовлетворять определенные потребности человека, то активное начало, которое наделяет эту вещь потребительской стоимостью. Полезность продуктовой инновации транспортного машиностроения должна превратиться в потребительскую стоимость, в противном случае создание данной инновации не оправдает вложенных материальных и временных затрат.
Рынок продуктовых инноваций транспортного машиностроения находится в состоянии неустойчивого равновесия, имеющего тенденцию к возникновению дефицита предложения законченных разработок и падения уровня платежеспособного спроса на эти разработки. Кроме того, серьезную проблему для развития рынка инноваций представляет избыточный рынок псевдоинноваций (т.е. продуктов, незначительным образом улучшенных и выдаваемых за инновации) и ретронова-ций (когда за инновации выдается продукт, имеющий аналог в прошлом).
Продуктовые инновации транспортного машиностроения могут выступать в качестве услуги и как составная часть продукции. Следует отметить, что на предприятиях транспортного машиностроения продуктовые инновации, как правило, преследуют цель повышения эффективности существующих технологических процессов с помощью их локального усовершенствования и используются в большинстве случаев только в условиях увеличения спроса на продукцию или повышения закупочных цен на ресурсы.
Можно выделить несколько основных принципов, которые необходимо соблюдать при выведении на рынок продуктовых инноваций транспортного машиностроения:
1) профессиональная компетентность - знание и квалифицированное владение инструментами, приемами и технологиями организации процесса выведения продуктовых инноваций на рынок;
2) отсутствие отрицательного воздействия - четкое следование технологиям выведения продуктовых инноваций на рынок;
3) целесообразность - использование технологий, соответствующих целям предприятия и его реальным возможностям и перспективам;
4) конфиденциальность - недопущение распространения информации, касающейся продуктовых инноваций на предприятии, в процессе ее использования;
5) позитивно ориентированная деятельность - целенаправленное участие предприятия - инициатора продуктовых инноваций в сопряженных сторонах деятельности предприятия-клиента [4].
Перечисленные принципы определяют систему регламентации деятельности предприятия или его структурного подразделения, являющегося инициатором продуктовых инноваций. Таким образом, продуктовые инновации транспортного машиностроения могут быть осуществлены предприятием только при должной концентрации знаний и опыта работников структурного подразделения предприятия или стороннего предприятия-разработчика, качественном выполнении технической части и тщательно проведенном анализе рынка.
В рамках материального комплекса необходимо рассказать о сегментации рынка продуктовых инноваций. Если под продуктовыми инновациями подразумевать конкретный готовый товар, а не инновации на стадии идей или опытных моделей, то сегментация данного рынка предопределяется как специфичностью самого товара, так и характерными чертами потребителей инноваций - промышленных предприятий и конечных потребителей на массовом рынке.
Руководители промышленных предприятий - потребителей инноваций принимают решение о приобретении товара - результата продуктовой инновации после проведения экспертного анализа и коллективного обсуждения специалистов. На предприятии-покупателе, как правило, создается специальная фокус-группа, в состав которой входят представители высшего руководства, заместители директора по техническим, финансово-экономическим и коммерческим вопросам, а также начальники и специалисты тех служб и производственных подразделений предприятия, которые будут использовать в своей работе данную инновационную разработку. Данный совет принимает коллективное решение о покупке продуктовой инновации или отказе от нее.
Необходимо также рассмотреть такой важный принцип инновационной деятельности, как перманентность (постоянство). Этот принцип достигается посредством создания общей инновационной базы, с помощью которой можно использовать одни и те же ресурсы для постоянного выведения продуктовых инноваций на рынок. Принцип перманентности инновационного менеджмента является основополагающим при планировании инноваций на стратегическом уровне [2, с. 215].
Как и любой другой товар, продуктовая инновация формируется на продажу. Если рассматривать ее с экономической точки зрения, то она является интеллектуальным продуктом и в ее покупке должно быть заинтересовано либо промышленное предприятие - потребитель инновации, либо массовый потребитель, если речь идет, например, о таком товаре, как легковые автомобили. Выведение на рынок продуктовых инноваций транспортного машиностроения базируется на интеллектуальных ресурсах, заключенных в конечный продукт,
следовательно, организация процесса продаж этого товара также базируется на комбинации различного рода необходимых знаний специалистов по продаже специфичного товара и систематизированной работе предприятия по повышению качества инновационного продукта [1, с. 34 - 37].
Также можно выделить следующие особенности продуктовых инноваций транспортного машиностроения как товара:
- практически полная неопределенность при достижении научно-технического результата;
- значительная неопределенность при оценке уровня спроса;
- невозможность потребления продукта инновации без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетентности и необходимого уровня информированности, предварительной подготовки и обучения персонала (данная особенность характера для покупки продукции - результата инновационной деятельности стороннего предприятия);
- необходимость проведения значительных фундаментальных исследований и НИОКР в области инноваций.
Большинство современных машиностроительных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, стараются использовать внутренние ресурсы, но тем не менее не так редки случаи использования наемных специалистов или фирмы-инноватора, которая может провести весь цикл от инновации на стадии идеи до ее материализации в конечном продукте или же просто закончить уже начатую разработку, по тем или иным причинам остановившуюся на стадии незавершенного производства.
Нельзя не упомянуть также о нормативно-правовой базе рынка продуктовых инноваций транспортного машиностроения и государственной инновационной политике, неизбежно оказывающей значительное влияние на все субъекты рынка инноваций и в России, и в других странах. Инновационная политика, проводимая государством, является составным элементом любого рынка инноваций. Именно государство определяет те нормы и правила на рынке, которым следуют продавцы и покупатели при взаимодействии.
Можно выделить несколько принципов, исходя из которых формируется и осуществляется государственная инновационная политика в нашей стране:
- признание значения деятельности в области инноваций как гаранта повышения уровня технологического развития, увеличения эффективности общественного производства, повышения конкурентоспособности продукции наукоемких отраслей, качества жизни населения и обеспечения экономической безопасности;
- сочетание механизмов государственного регулирования и конкурентных взаимоотношений в инновационной сфере;
- использование государственных ресурсов для разработки и реализации базисных инноваций с целью обеспечения положительных структурных сдвигов в экономике;
- всемерная поддержка развития рыночных отношений в сфере инноваций, профилактика недобросовестной конкуренции в инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата и максимально комфортных условий для осуществления деятельности в области инноваций;
- налаживание деловых контактов на международном уровне с целью эффективного сотрудничества в области инноваций;
- использование инновационных разработок для укрепления обороноспособности и обеспечения эффективного функционирования системы национальной безопасности государства [3, с. 22 - 25].
Проанализировав всю приведенную выше информацию, можно сказать, что функционирование рынка продуктовых инноваций транспортного машиностроения -индикатор способности страны обеспечивать экономический рост и развивать конкурентоспособную рыночную экономику. Развитие российского рынка продуктовых инноваций тормозят накопившиеся за долгое время проблемы, такие как невысокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции и крайне незначительная доля базисных инноваций, основанных на фундаментальных исследованиях и являющихся необходимым условием для качественных сдвигов в отрасли. Эти проблемы - результат закрытости на протяжении долгого периода предприятий машиностроения от импорта инновационной продукции крупнейших мировых производителей. Важное значение сейчас приобретает обеспечение эффективного функционирования рынка продуктовых инноваций, объективная оценка его возможностей и перспектив.
Этот вопрос стал особенно актуальным после вступления России в ВТО, результатом которого стало открытие рынка и уменьшение количества барьеров для множества зарубежных предприятий, с которыми теперь российским машиностроительным предприятиям приходится конкурировать и на нашем внутреннем рынке.
1. Ветров А. С. Сервисное обслуживание продукции машиностроительных предприятий России // Вестник СГСЭУ. 2013. № 1.
2. Денисов Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2010.
3. Куликова Ю.П. Государственное регулирование управления инновациями в высшей школе на основе интеграции образования и научной деятельности // Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2011.
4. Кунявский М.Е., Ветров А.С. Организация инновационного сервиса на промышленных предприятиях России // Вестник СГСЭУ. 2013. № 1.