Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
687
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимирова Я.А., Шаймухаметова Л.Р.

В данной статье рассматривается проблема, связанная с нарушением действующего законодательства Российской Федерации юридическими лицами. Данная проблема актуальна тем, что в настоящее время юридическое лицо несет высокий уровень юридической ответственности и санкции за нарушения действующего законодательства Российской Федерации и на много выше по сравнению с санкциями, предусмотренными за правонарушения, совершенные физическими или должностными лицами. Однако в настоящее время существуют споры о том, в каких случаях необходимо привлечь юридическое лицо и как доказать его вину, также существует необходимо разграничивать уровень ответственности должностных лиц и юридического лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BRINGING LEGAL ENTITIES TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

This article discusses the problem associated with the violation of the current legislation of the Russian Federation by legal entities. This problem is relevant because currently a legal entity bears a high level of legal responsibility and sanctions for violations of the current legislation of the Russian Federation and is much higher than the sanctions provided for offenses committed by individuals or officials. However, currently there are disputes about in which cases it is necessary to involve a legal entity and how to prove its guilt, there is also a need to differentiate the level of responsibility of officials and a legal entity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Я.А. Владимирова, студент Л.Р. Шаймухаметова, ассистент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-2-123-126

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема, связанная с нарушением действующего законодательства Российской Федерации юридическими лицами. Данная проблема актуальна тем, что в настоящее время юридическое лицо несет высокий уровень юридической ответственности и санкции за нарушения действующего законодательства Российской Федерации и на много выше по сравнению с санкциями, предусмотренными за правонарушения, совершенные физическими или должностными лицами. Однако в настоящее время существуют споры о том, в каких случаях необходимо привлечь юридическое лицо и как доказать его вину, также существует необходимо разграничивать уровень ответственности должностных лиц и юридического лица.

Ключевые слова: юридическое лицо, должностное лицо, правонарушение, юридическая ответственность, юриспруденция.

В настоящее время законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется и обновляется, вносятся новые проекты законов, которые впоследствии обретают юридическую силу.

Основными направлениями являются регулирование общественных отношений и сокращение количества коллизий в праве.

Ранее казалось довольно странным привлечение к административной ответственности юридических лиц. Однако в настоящее время это реальность и стоит отметить, что за нарушение законодательства Российской Федерации юридические лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное право кардинально отличается субъектным составом от уголовного права. Если в уголовном праве субъектом преступления является исключительно физическое и должностное лицо,

то в административном праве к ответственности могут привлечь также и юридическое лицо.

С привлечением юридического лица к административной ответственности существует ряд особенностей, и в них стоит разобраться и отличать от привлечения к административной ответственности физических и должностных лиц.

Во-первых, необходимо разобраться с основанием привлечения юридических лиц к административной ответственности. Стоит отметить, что ни одно лицо не может быть привлечено ни к одному из видов юридической ответственности в случае, если для этого нет оснований, а основанием для привлечения к юридической ответственности служит совершение юридического факта, который выражается в действии или бездействии.

В связи с этим для того, чтобы привлечь юридическое лицо к административной ответственности оно должно совершить административное правонарушение.

Во-вторых, юридическое лицо может привлечь к административной ответственности лишь государственные органы и (или) суды. Именно они обладают в пределах своих полномочий и компетенции правом на осуществление контроля за дея-

тельностью юридического лица и в случае выявления нарушений закона со стороны юридического лица привлекать его к ответственности.

В настоящее время существует несколько государственных органов, которые осуществляют контроль за деятельностью юридического лица.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью юридического лица в рамках соблюдения бюджетного и налогового законодательства, а именно в случае выявления нарушений Федеральная налоговая служба имеет право выносит предписания для устранения выявленных нарушений. В случае если юридическое лицо проигнорирует требования Федеральной налоговой службы оно в праве обратиться с иском в суд для привлечения юридического к административной ответственности. В качестве примера можно привести Постановление Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа № 5307/2020 от 7 мая 2020 г. по делу № 5307/2020. В котором указано, что юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по статься 6.5 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 20 000 рублей.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за деятельностью юридического в сфере соблюдения законодательства Российской Федерации и проводит проверки по факту жалоб, заявлений со стороны граждан. В случае выявления нарушений прокуратура выносит предписания, в котором указывает нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности юридического лиц, и дается срок для исправления выявленных нарушений.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 прокуратура возбуждает дела об административных правонарушениях и проводит административное расследование в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами [1, с. 170].

Если юридическое лицо игнорирует требования прокуратуры и в установленный законом срок не исправляет выявленные нарушения, в таком случае прокурор от имени Российской Федерации подает в суд. Суд выносит решение и юридическое лицо обязано его исполнить. В качестве примера можно привести Постановление Армавирского городского суда № 5344/2018 от 27 февраля 2018 г. по делу № 5-344/2018, в котором за неисполнение предписаний прокурора юридическое лицо было привлечено к административной ответственности и суд назначил наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью юридического лица в рамках соблюдения законодательства, связанного с государственными и муниципальными контрактами, а именно в случае выявления нарушений Федеральная антимонопольная служба имеет право выносить предписания для устранения выявленных нарушений и привлекать юридическое лицо к административной ответственности. В случае если юридическое лицо откажется исполнять предписание Федеральной антимонопольной службы, то последняя имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения решения.

В целом стоит отметить, что в Российской Федерации целый комплекс государственных органов, которые осуществляют контроль за деятельностью юридического лица и осуществляют надзор за тем, чтобы не было нарушение законодательства Российской Федерации в различных областях права.

Выделают несколько видов административных правонарушений, по которым чаще всего юридическое лицо привлекается к административной ответственности.

В частности, это несоблюдение юридическими лицами земельного, экологического, налогового, бюджетного, антимонопольного законодательства, несоблюдение правил пожарной безопасности, сани-

тарных и природоохранных, таможенных правил. И по каждому указанному виду существуют свои контролирующие органы в обязанности, которых входит проверка деятельности юридического лица.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью юридического лица в сфере таможенного законодательства, и в качестве примера можно привести Постановление № 5-1697/2020 от 9 ноября 2020 г. по делу № 5-1697/2020 в котором указано, что суд по заявлению представителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации привлек к административной ответственности юридическое лицо по статье 16.3 КоАП РФ и наложил на него штраф в размере 50 000 рублей. Особенностью данного дела является то, что таможенная служба смогла доказать виновность юридического лица в сфере таможенного законодательства, и именно юридическое лицо должно понести юридическую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Зачастую коррупционные правонарушения в экологической сфере совершаются в интересах и от имени юридических лиц [2, с. 285].

Деятельность государственных органов сводится к тому, что они не могут без оснований привлекать юридическое лицо к административной ответственности, а также в случае факта выявления нарушений юридическому лицу дается определенный срок для устранения выявленных в ходе проверки государственным органом нарушений, но данное правило работает не во всех случаях. В частности, на юридическое лицо могут быть наложены санкции за нарушение законодательства Российской Федерации без предупреждения об исправлении выявленных нарушений.

В-третьих, юридическое лицо должно обладать гражданской правосубъектностью. На территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность различные виды юридических лиц, которые имеют разную организационно правовую форму, в том числе они могут быть зарегистрированы на территории иностранного государства.

В-четвертых, отличительной особенностью является то, что не каждое общественное объединение является юридическим лицом и для привлечения к административной ответственности юридического лица оно должно обладать правовым статусом юридического лица, то есть должно быть зарегистрировано в установленном законе порядке.

В случае если статусом юридического лица субъект административного правонарушения не обладает, то к нему будут применяться санкции, как к физическому или должностному лицу.

Проблемой привлечения юридического лица к административной ответственности является то, что юридическое лицо должно обладать статусом юридического лица, так как без этого невозможно будет привлечь к административной ответственности.

Наиболее существенной проблемой в части привлечения юридического лица к административной ответственности является установления его виновности [3, с. 318].

В первую очередь установлению подлежит наличие события и всех элементов состава правонарушения [4, с. 505].

Также для привлечения к административной ответственности юридического лица должно быть основание, а именно юридический факт либо совокупность юридических фактов. Однако юридическое лицо не может совершать действия или события и лица, которые выступают от имени юридического лица являются физическими лицами и достаточно сложно определить вину юридического лица или конкретного физического лица.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что институт привлечения юридических лиц к административной ответственности имеет существенные проблемы и нуждается в более серьезном законодательном регулировании [5, с. 137].

Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что привлечение юридического лица к административной ответственности требует законодательного регулирования и дополнения в кодекс об административных правонарушениях главы о порядке привлече-

ния юридического лица к административ- необходимо установить перед тем, как ной ответственности. А также существует привлечь юридическое лицо к ответствен-большое количество фактов, которые ности.

Библиографический список

1. Котов А.А. Процессуальные особенности привлечения военным прокурором к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Военное право. - 2016. - №4 (40). - С. 170-175.

2. Исламова Э.Р., Клюева К.И. Деятельность прокурора по привлечению юридических лиц к административной ответственности за коррупционные правонарушения в экологической сфере // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Т. 9. № 9-1. -С. 284-294.

3. Исламова Л.Р. Проблемы и особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности // Аллея науки. - 2018. - Т. 6. №5 (21). - С. 315-318.

4. Сильнядин В.В. Проблема определения малозначительности административных правонарушений при привлечении к административной ответственности юридических лиц // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - №8 (16). - С. 505-508.

5. Татаринцев В.В. Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности // Вестник науки. - 2020. - Т. 1. №6 (27). - С. 129-137.

FEATURES OF BRINGING LEGAL ENTITIES TO ADMINISTRATIVE

RESPONSIBILITY

Ya.A. Vladimirova, Student L.R. Shaimukhametova, Assistant Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article discusses the problem associated with the violation of the current legislation of the Russian Federation by legal entities. This problem is relevant because currently a legal entity bears a high level of legal responsibility and sanctions for violations of the current legislation of the Russian Federation and is much higher than the sanctions provided for offenses committed by individuals or officials. However, currently there are disputes about in which cases it is necessary to involve a legal entity and how to prove its guilt, there is also a need to differentiate the level of responsibility of officials and a legal entity.

Keywords: legal entity, official, offense, legal responsibility, jurisprudence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.