Научная статья на тему 'Особенности привлечения ресурсов протестующими'

Особенности привлечения ресурсов протестующими Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
524
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПРОТЕСТ / РЕСУРСЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОБИЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / PROTEST / RESOURCES / NETWORK COOPERATION / MOBILIZATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколов Александр Владимирович, Левченко Илья Алексеевич

Протестная активность может эффективно осуществляться в тех случаях, когда имеет в своей основе необходимые ресурсы. В статье рассматриваются инструменты мобилизации ресурсов в протестных кампаниях на примере четырех протестных кампаний: общественного движения «За парк Торфянка!», Всероссийского движения валютных заемщиков, шахтерского движения в городе Гуково, протестов в поддержку фильма «Он вам не Димон». Анализ протестных акций позволил выявить такие инструменты привлечения ресурсов протестными объединениями, как краудсорсинг, волонтерский ресурс, объединение с другими движениями и объединениями, привлечение политических партий, массовые протестные акции, культурно-массовые мероприятия. Выделяются доминирующие стратегии указанных движений в процессе привлечения ресурсов. Авторы отмечают, что ключевым в организации протестной активности является выстраивание сетевого взаимодействия внутри протестного движения, а также эффективной коммуникации и взаимодействия с внешними субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ATTRACTION OF RESOURCES BY PROTESTERS

Protest activity can be effectively implemented in those cases when it has necessary resources at its core. The article examines the tools for resource mobilization in protest campaigns on the example of four protest campaigns. An analysis of protest actions helps identifying such tools for attracting resources by protest associations as crowdsourcing, volunteer resources, association with other movements and associations, involvement of political parties, mass protest actions and cultural events. The dominant strategies of the movements are highlighted in the process of attracting resources. The authors note that the key tool in the organization of protest activity is the building of network interaction within the protest movement, as well as the effective communication and interaction with external actors.

Текст научной работы на тему «Особенности привлечения ресурсов протестующими»

Коммуникации и общество

УДК 323.25

СОКОЛОВ Александр Владимирович — кандидат политических наук, доцент кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 10; alex8119@mail.ru)

ЛЕВЧЕНКО Илья Алексеевич — студент факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 10; levchenkoilja@gmail.com)

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РЕСУРСОВ ПРОТЕСТУЮЩИМИ

Аннотация. Протестная активность может эффективно осуществляться в тех случаях, когда имеет в своей основе необходимые ресурсы. В статье рассматриваются инструменты мобилизации ресурсов на примере четырех протестных кампаний: общественного движения «За парк Торфянка!», Всероссийского движения валютных заемщиков, шахтерского движения в городе Гуково, протестов в поддержку фильма «Он вам не Димон». Анализ протестных акций позволил выявить такие инструменты привлечения ресурсов протестными объединениями, как краудсорсинг, волонтерский ресурс, объединение с другими движениями и объединениями, привлечение политических партий, массовые протестные акции, культурно-массовые мероприятия. Выделяются доминирующие стратегии указанных движений в процессе привлечения ресурсов.

Авторы отмечают, что ключевым в организации протестной активности является выстраивание сетевого взаимодействия внутри протестного движения, а также эффективной коммуникации и взаимодействия с внешними субъектами.

Ключевые слова: протест, ресурсы, сетевое взаимодействие, мобилизация, коммуникация

Основываясь на данных исследования социально-экономической и политической напряженности в регионах России, проведенного Комитетом гражданских инициатив, можно увидеть рост общих показателей публичной активности во втором полугодии 2016 г. после относительного спада в первом полугодии, которые вернулись к уровню, сопоставимому с показателями второго полугодия 2015 г.1

Ключевым обстоятельством, повлиявшим на рост политической активности, стала кампания по выборам в Государственную думу 4-го созыва. Отличительной особенностью второго полугодия 2016 г. стал заметный рост числа публичных акций, связанных с актуальными гуманитарными проблемами и их законодательным регулированием: свободой и цензурой в Интернете (в связи с обсуждением и принятием «пакета Яровой»), насилием в семье, жестоким обращением с животными.

Общественное участие через поддержку и формирование протестных объединений в последнее время все больше набирает силу в крупных городах. Одни объединения организованы и заметны, другие - непримечательны и незначительны, но главная особенность инструмента их взаимодействия - это то, что подавляющая часть коммуникаций и обмена ресурсами вокруг протестных групп протекает в Интернете. Это способствует развитию сетевых принципов взаимодействия внутри протестных сообществ.

Сетевое взаимодействие позволяет более эффективно обеспечивать организацию протестной активности, коллективное производство и распределение информации и идентичностей, чем распространяемый контент и отношения,

1 Эксперты КГИ оценили уровень социально-экономической и политической напряженности в регионах России по состоянию на 1 января 2017 года. Доступ: https://komitetgi.ru/analytics/3154/ (проверено 25.06.2017).

базирующиеся на иерархической организации [Bennett, Segerberg 2013: 35]. При этом подобные действия являются хорошо организованными и результативными, когда они подкреплены необходимыми ресурсами и массовой поддержкой [Bennett, Segerberg 2013: 13].

Важнейшей особенностью сетевой структуры является ее ресурсная взаимозависимость. Элементы системы, которые испытывают недостаток основных сетевых ресурсов, прибегают к созданию связей с другими субъектами для получения дополнительных недостающих ресурсов. Процесс привлечения и перераспределения ресурсов внутри сетевой группы обеспечивает постоянное функционирование группы и поддержание ее на необходимом для выживания уровне. Получение внешнесетевых ресурсов ведет к возрастанию степени зависимости элементов сети от внешних субъектов. Другими словами, за процесс достижения цели сетевой структуры отвечают различные субъекты, ресурсы которых были задействованы в процессе организации деятельности. Процесс привлечения ресурсов напрямую влияет на функционирование сетевой структуры.

При этом важно отметить, что в большинстве протестных кампаниий, организуемых в России, протестные группы использовали преимущественно внутренние ресурсы, которые были достаточно скромными по сравнению с ресурсной базой противостоящих им субъектов.

Акцент на важности ресурсного обеспечения протестной активности делается в рамках теории мобилизации ресурсов [Castells 2012], которая рассматривает общественные движения как коллективные субъекты, которые стремятся оптимизировать аккумулирование и использование материальных и нематериальных ресурсов для достижения целей коллективного действия [Klandermans 2004].

В первую очередь во всех протестных кампаниях основными каналами привлечения ресурсов выступили краудсорсинг1 (мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом), обращение в различные организации (некоммерческие организации, общественные движения, профкомы и пр.), деятельность по привлечению ресурсов политических партий, привлечение к проблемам крупных федеральных СМИ (организация журналистских расследований, телепередач, публикаций, репортажей и т.д.), протестные акции (митинги, голодовки, флешмобы, петиции, обращения в суды и пр.), интернет-ресурсы (сообщества в социальных сетях, хэштэги, каналы на видеохостингах, форумы и пр.), организация досуговых мероприятий (прогулки, музыкальные вечера, уроки танцев и пр.), краудфандинг2 (коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций). Протестующие также привлекали к своей деятельности различных деятелей в сферах политики, науки, культуры, искусства и пр. Успешность применения данных каналов привлечения ресурсов была обусловлена мобилизационными возможностями, лежавшими в основе деятельности протестных групп.

Привлечение ресурсов в протестных кампаниях можно рассмотреть на примере четырех протестных кампаний: общественного движения «За парк Торфянка!», Всероссийского движения валютных заемщиков, шахтерского движения в городе Гуково, протестов в поддержку фильма «Он вам не Димон». Анализ протестных акций позволил выявить следующие инструменты привлечения ресурсов про-тестными объединениями.

1. Краудсорсинг. Использование данного канала является ключевым в органи-

1 Oxford English Dictionary. Oxford University Press. 2005. 641 p.

2 Политическая наука: словарь-справочник (под ред. И.И. Санжаревского). 6-е изд. Тамбов. 2016. 369 с.

зации любой протестной активности. Данный механизм способен привлечь и объединить материальные и нематериальные общественные ресурсы для решения широкого спектра задач. В протестной деятельности общественного движения «За парк Торфянка!» механизм краудсорсинга в основном использовался в интернет-пространстве (в социальных сетях, форумах, сайтах) как на самой обширной коммуникационной площадке, вовлекающей в решение задач организации неопределенное число субъектов. В социальных сообществах активисты формулировали определенные мотивирующие призывы для участников онлайн-сообществ, что помогло привлечь к движению достаточно большой объем новых идей и сторонников. Активно освещая свою деятельность, движение сформировало лояльное отношение к себе, что позволило привлекать новых сторонников, которые помогали в организации протестной деятельности, принимали участие в протестных акциях, организовывали пикеты по всему городу, помогали составлять агитационные материалы, обращения в суды и прокуратуры, а также предоставляли активистам движения правовую и юридическую поддержку по многим вопросам.

Всероссийское движение валютных заемщиков также широко использовало механизм краудсорсинга внутри сообщества. За счет данного механизма активисты привлекали различные ресурсы для организации протестной деятельности. Сообщество движения в социальной сети «ВКонтакте» и сайт движения выступили главной площадкой для взаимодействия активистов и обмена ресурсами. В частности, создавались тематические обсуждения, в которых принимали участие граждане - должники конкретного банка, согласовывая между собой даты про-тестных акций и всю необходимую помощь при организации протестных мероприятий. Разрабатывались и предлагались идеи по проведению флешмобов и ярких протестных мероприятий. Также организовывалась помощь для задержанных активистов: предоставлялась бесплатные юридические консультации, собирались деньги на оплату штрафов. Происходил сбор средств для семей с маленькими детьми в виде пожертвований, включая верхнюю одежду, предметы первой необходимости, коляски, игрушки, денежные средства и пр. Для нуждающихся активисты выкладывали вакансии по работе.

Основной стратегией привлечения ресурсов протестующих в поддержку фильма «Он вам не Димон» являлось использование механизма краудсорсинга в интернет-пространстве. Действуя в условиях ограниченности ресурсов, авторы расследования смогли привлечь на свою сторону значительное число гражданских активистов, готовых поддержать протест во многих городах России.

Активисты организовывали сбор денежных средств в регионах и городах на печать агитационной продукции; добровольцы выкладывали свои телефонные номера для юридической помощи в случае задержания; происходил обмен агитационными материалами собственного производства; активисты предоставляли услуги транспортных перевозок и пр. Использование механизма краудсорсинга говорит об ориентации протестующих на использование внутренних ресурсов.

2. Волонтерский ресурс. Поддержка со стороны неравнодушных к проблеме граждан позволила обеспечить значительный волонтерский ресурс для протестных акций общественного движения «За парк Торфянка!»: круглосуточное патрулирование парка, изготовление и распространение самодельной печатной агитационной продукции и пр. В основе данного ресурса лежит принцип горизонтальных сетевых связей, в которых нет четкой иерархической структуры, инициатором является каждый участник группы, а действия всех активистов направлены на достижение общей цели. Поэтому ресурс общественной поддержки является катализатором активных протестных действий и развития про-тестной активности.

За весь период существование движения «За парк Торфянка!» ее активистам удалось привлечь в свои ряды огромное число активистов из соседних районов, а также добровольцев со всей Москвы и других крупных городов, заинтересованных в сохранении парковых и рекреационных зон. В основе общественного движения находится принцип краудсорсинга, который предполагает привлечение ресурсов широкого круга лиц на добровольных началах для решения проблемы.

В деятельности Всероссийского движения валютных заемщиков косвенным каналом привлечения ресурсов является приглашение в социальных сетях принять участие в крупных акциях различных активистов. Ярким примером является протестная акция «Автопробег заемщиков», в которой все желающие поддержать протест граждане могли выйти на авто- и мотопробег в поддержку активистов движения, предоставляя для участия свой личный транспорт и агитационную продукцию.

Подготовка протестной кампании сторонниками антикоррупционного расследования «Он вам не Димон» явилась ярким примером реализуемого исключительно в интернет-пространстве вида гражданской деятельности. Интернет помог привлечь активистов, не ограничиваясь географическими рамками. Акции были организованы в десятках городах страны.

3. Объединение с другими движениями и объединениями. Общественное движение «За парк Торфянка!» активно использовало данную возможность для расширения ресурсной базы протестной кампании: была осуществлена консолидация общественного движения с другими протестными группами по схожей проблематике («Зябликово», «Ховрино», «Гагаринцы», «Головинцы»). К движению «За Торфянку» присоединились жители Тимирязевского района, выступавшие против застройки земель1. Главный акцент был сделан на расширении масштаба протестной кампании и поддержке других неравнодушных граждан, отстаивающих свое право на сохранение парковых зон. Активисты различных движений принимали участие в общих митингах («За тихий город», «Не молчи!», «Левый фронт» и пр.).

Шахтерское движение из города Гуково привлекло в качестве партнера областную газету «Солидарность», которая постоянно информировала население об акциях протеста, обеспечивая тем самым протестующим доступ к информационному ресурсу. Также привлечением ресурсов можно считать помощь соседнего угледобывающего предприятия «Шолоховская», которое предоставляло протестующим уголь для отопления домов.

4. Привлечение политических партий. Общественное движение «За парк Торфянка!» привлекло политические партии КПРФ и «Яблоко», что помогло активистам обеспечить свои протестные акции необходимыми инструментами. В частности, КПРФ помогала движению в организации митингов, уличных акций, пикетов, предоставляя площадку для выступлений, необходимую аппаратуру, юридическую помощь задержанным и пр. Помощь в обеспечении ресурсами активистов политическими партиями объяснялась тем, что политические силы действовали в своих округах, получая поддержку электората, что было особенно важно, т.к. протестная кампания проходила в период выборов в Московскую городскую думу и в Государственную думу РФ.

Привлечение Всероссийским движением валютных заемщиков политических сил помогло добиться начала процесса законодательного решения проблемы за счет привлечения к своей деятельности таких политических партий, как КПРФ, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Единая Россия», а также организации рабо-

1 Лукавая оптимизация. - Советская Россия. 05 апреля 2016. Доступ:http://sovross.ru/articles/1375/23988 (проверено 07.03.2017).

чих групп по проблемам с привлечением Общественной палаты РФ, Общества защиты прав потребителей, Роспотребнадзора, Финпотребсоюза, Центрального банка России.

Главной политической силой, к которой обращались активисты шахтерского движения из города Гуково на протяжении всей протестной кампании, являлась КПРФ. Назначенным представителем шахтерской группы выступил первый секретарь Зверевского ГК КПРФ В.П. Дьяконов, который осуществлял все необходимые мероприятия для разрешения проблемы. Также ряд депутатов Государственной думы РФ организовали фонд «Социальное равенство», в котором собирались средства для нуждающихся семей безработных шахтеров. Партия «Справедливая Россия» создала центр защиты прав граждан, куда собирались средства для голодающих шахтеров в виде продуктов питания, денежных средств, предметов гигиены и первой необходимости.

5. Массовые протестные акции. Массовые акции Всероссийского движения валютных заемщиков обеспечивали освещение деятельности протестующих в СМИ за счет репортажей, статей и сюжетов на федеральных каналах. Использование информационного ресурса одновременно вело к наращиванию мобилизационного ресурса, в частности разрушало монополию в информационном пространстве на тему проблем с валютными займами за счет ежедневных пикетов около банков, голодовок, многочисленных митингов, ярких флешмо-бов, способствовало распространению информации о проблеме и объединению вокруг нее граждан, испытывающих проблемы с погашением задолженностей в иностранной валюте.

Стратегия привлечения ресурсов шахтерского движения определялось спецификой протестной кампании: вся конфликтная ситуация включала в себя отношения между целым профессиональным классом, крупными организациями и местными властями. Разрешение конфликта полностью заключалось в применении ресурса бюджетного финансирования, на который активисты не имели прямого влияния. Поэтому выбранной стратегией являлась консолидация всех шахтеров предприятия и политических сил для представления общих интересов.

6. Культурно-массовые мероприятия. Организация в парке культурно-массовых мероприятий являлась для общественного движения «За парк Торфянка!» каналом привлечения ресурсов за счет прямой коммуникации активистов с гражданами, отдыхающими в парке. Привлечение внимания местных жителей к проблеме осуществлялась за счет организации в парке досуга для всех желающих: вечера стихов, уроков школы танцев, небольших музыкальных концертов с приглашенными музыкантами.

Характеризуя показатели инструментов привлечения ресурсов в протестную деятельность, стоит отметить особенность стратегии каждой из протестных групп.

• Стратегия общественного движения «За парк Торфянка!» заключалась в использовании всех доступных каналов и инструментов по привлечению ресурсов. Поэтому нельзя утверждать, что какой-либо канал являлся доминирующим. Тем не менее стоит отметить акцент на информационной кампании и акциях прямого действия. Несмотря на сугубо локальный характер конфликта, движению удалось привлечь к решению проблемы ресурсы различных организаций и движений, тем самым расширив географию протестных акций и число участников, поддерживающих движение.

• Ключевой особенностью стратегии деятельности Всероссийского движения валютных заемщиков являлось использование преимущественно внутренних ресурсов организации и ее элементов. Об этом свидетельствует закрытый

характер самого сообщества в социальных сетях, вход в которое может осуществляться только после заполнения необходимой анкеты и процесса идентификации активиста администрацией сообщества. Этим уже была ограничена возможность принятия участия в организации протестной деятельности всеми желающими.

Важной особенностью в методах и каналах привлечения ресурсов валютными заемщиками стало использование в качестве основного инструмента лишь нескольких каналов коммуникации и взаимодействия.

• Протестная кампания шахтерского движения из города Гуково характеризовалась низкой степенью использования внешних ресурсов. За счет консолидации собственных средств активисты сами собирали деньги на автобусы в Москву и плакаты. Учитывая специфику конфликта, полноценная кампания по привлечению ресурсов не велась. Основной акцент был сделан на массовость акций, вся деятельность которых ограничивалась мирными пикетами, небольшими митингами и голодовками, которые не требовали больших затрат собственных внутренних ресурсов.

• Главную роль в привлечении ресурсов для организации митингов в поддержку фильма «Он вам не Димон» играла работа штаба Алексея Навального: здесь присутствовали свои технологи, социологи, операторы, режиссеры, фотографы, специалисты по SMM, фандрайзингу, работе с волонтерами и СМИ. Политические партии не принимали участие в поддержке митингующих, по крайней мере, не осуществляли поддержку открыто.

Анализируя процесс привлечения ресурсов протестными движениями, можно увидеть, что ключевую роль во всех кампаниях играет механизм краудсорсинга как основополагающего принципа в любой организации, действующей на добровольной основе. Данный инструмент, проявляясь в той или иной форме у каждой протестной группы, помогает привлечь к протестным кампаниям различные материальные и нематериальные ресурсы, отвечающие выполнению целей и задач каждой протестной группы. Использование инструмента краудсорсинга не смогло бы осуществиться без использования Интернета как самой масштабной площадки для коммуникации между субъектами.

Также ключевой особенностью деятельности различных протестных групп выступило использование каналов привлечения ресурсов за счет СМИ и политических партий, что придавало протестной кампании перманентный характер. Все протестные группы в своей деятельности делали акцент на главный ресурс -массовость, что помогало протестующим заявить о себе, осуществлять концентрацию деятельности за счет внутренних ресурсов и активно привлекать внешние ресурсы к решению возникших противоречий.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 17-33-01022 (а2) «Моделирование и индексирование протестной активности в субъектах Российской Федерации».

Список литературы

Bennett L., Segerberg A. 2013. The Logic of Connective Action. Digital Media and the Personalization of Contentious Politics. Cambridge: Cambridge University Press. 258 p.

Castells M. 2012. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. Berkeley, CA: University of California Press.

Klandermans B. 2004. The Demand and Supply of Participation: Social-Psychological Correlates of Participation in Social Movements. - The Blackwell Companion to Social Movements (ed. by D.A. Snow, S.A. Soule, H. Kriesi). Oxford: Blackwell. P. 360-379.

SOKOLOV Aleksandr Vladimirovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Social and Political Theories, Yaroslavl Demidov State University (14 Sovetskaja St, Yaroslavl, Russia, 150000; alex8119@mail.ru) LEVCHENKO Ilya Alekseevich, student of the Faculty of Social and Political Studies, Yaroslavl Demidov State University (14 Sovetskaja St, Yaroslavl, Russia, 150000; levchenkoilja@gmail.com)

FEATURES OF ATTRACTION OF RESOURCES BY PROTESTERS

Abstract. Protest activity can be effectively implemented in those cases when it has necessary resources at its core. The article examines the tools for resource mobilization in protest campaigns on the example of four protest campaigns. An analysis of protest actions helps identifying such tools for attracting resources by protest associations as crowdsourcing, volunteer resources, association with other movements and associations, involvement of political parties, mass protest actions and cultural events. The dominant strategies of the movements are highlighted in the process of attracting resources. The authors note that the key tool in the organization of protest activity is the building of network interaction within the protest movement, as well as the effective communication and interaction with external actors. Keywords: protest, resources, network cooperation, mobilization, communication

ЧУГУНОВ Андрей Владимирович — кандидат политических наук, директор Центра технологий электронного правительства Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (199034, Россия, г. Санкт-Петербург, В.О., Биржевая линия, 14; chugunov@egov-center.ru)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН С ВЛАСТЬЮ КАК КАНАЛ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧАСТИЯ

Аннотация. Статья посвящена феномену электронного участия, которое понимается как комплекс методов и инструментов, обеспечивающих электронное взаимодействие граждан и органов власти с целью учета мнения граждан в государственном и муниципальном управлении при принятии политических и управленческих решений. На основе анализа нормативной правовой базы, легитимирующей отдельные компоненты электронного участия, представлена институциональная модель функционирования этих компонентов в Российской Федерации с учетом интересов центров принятия решений на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: электронное участие, институционализация, электронное правительство, центры принятия решений, институциональная модель

Внедрение технологий информационного общества и электронного правительства вносит существенные изменения в публичную сферу и политические процессы. Основной спектр изменений (зачастую весьма существенных) лежит в области трансформации институциональной среды, в которой осуществляются демократические процессы в конкретной политической системе. Несомненно, самым существенным институциональным изменением политической системы при активном использовании электронных инструментов является применение методов «прямой демократии». Стоит отметить, что без применения информационных технологий методы «прямой демократии» могут хорошо работать лишь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.