УДК 33
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Лукашкина соискатель кафедры экономической теории и предпринимательства, Оксана Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Владимировна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье анализируется зарубежный опыт применения государственно-частного партнерства, рассматривается возможность использования потенциала ГЧП в российском сельском хозяйстве
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнес - сообщества, зарубежный опыт, механизм ГЧП, инструменты ГЧП.
В настоящее время в России в целом устойчиво функционирует отрасль сельского хозяйства. Она обеспечивает потребности национальной экономики и населения в обеспечении основными продуктами сельского хозяйства, в реализации внешнеэкономической деятельности, является важным фактором территориальной целостности и безопасности страны. Вместе с тем при реализации мер поддержки отечественного агропромышленного комплекса необходимо учитывать опыт передовых в аграрном отношении стран. Важным актуальным аспектом в данном направлении является влияние потенциала государственно-частного партнерства на развитие сельскохозяйственной отрасли.
Необходимо обратить внимание, что государственное регулирование, взаимодействие государства и бизнес-сообщества в сельском хозяйстве разных стран отличается большим разнообразием использования экономических и финансовых механизмов и инструментов, различаются степень и формы государственного вмешательства в частный бизнес.
Обобщив различные толкования понятий государственно-частного партнерства, можно полагать, что ГЧП - это эффективная система взаимоотношений публичного и частного секторов, задей-ствующая ресурсы предпринимательства как внутренний источник развития национальной экономики, направленной на достижение общественно значимых целей публичного управления [1].
Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса по реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей экономики, реализации крупных проектов и программ до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [8].
Важной особенностью механизмов ГЧП является то, что государство сохраняет в своей собственности первоначальные активы. В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов - государства в форме привлечения бюджетных средств, ограничения административных барьеров, нормативно-правового обеспечения и частного бизнеса в виде активов, прогрессивного опыта предпринимательской деятельности, менеджмента, инновационных технологий и инвестиционных проектов.
Механизмы взаимодействия государства и бизнес-сообщества в ряде стран активно применяются, успешно функционируют и постоянно совершенствуются. К ним можно отнести европейские страны - Великобританию, Францию, Германию.
Например, Великобритания первый серьезный проект реализовала в 1981 г. Возможность использования потенциала государственно-частного партнерства заключалась в перестройке лондонских доков. После успешного завершения проекта была создана программа «Частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative, PFI). Суть данной программы заключалась в передаче частному сектору функции финансирования строительства (эксплуатации, реконструкции, управления и т.п.) государственных объектов производственной и социальной сферы [2].
Во Франции в рамках применения государственно-частного партнерства используется модель, где государство в целях привлечения частных инвесторов к государственным проектам создает так называемые сообщества смешанной экономики (Societed'Economie Mixte, SEM), представляющие собой совместные предприятия. При формировании данных предприятий обязательным условием является то, что доля государства или органов местного самоуправления в уставном капитале от 50 до 85%.
В Германии на основе государственно-частного партнерства функционируют и вновь создаются центры поддержки ГЧП, действующие как на уровне федеральных земель, так и на федеральном уровне. На федеральном уровне такой центр - ЦРР Deutschland AG (Partnerschaften Deutschland) был создан в ноябре 2008 г. Центр является независимой консалтинговой компанией под эгидой федеральных министерства финансов и министерства транспорта и строительства [2].
Важнейшим фактором успешного развития государственно-частного партнерства являются согласованные действия государственных органов при разработке и реализации инвестиционных проектов. Анализ международной практики свидетельствует о том, что в ряде стран существуют специальные государственные или государственно-частные советы по ГЧП, которые являются важнейшими институтами, обобщающими опыт реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства и разрабатывающими рекомендации по совершенствованию правовых норм, регулирующих эту сферу. Ключевыми институтами ГЧП являются специальные органы исполнительной власти, уполномоченные заключать соглашения в сфере ГЧП от имени государства. В странах Европейского союза в реализации проектов в рамках ГЧП принимают участие министерства экономики, финансов, некоторые инфраструктурные министерства, а также министерства регионального развития, внутренних дел, образования, здравоохранения. В США подобными вопросами занимаются министерства экономики, финансов, обороны [9].
Следует отметить, что государственно-частное партнерство в этих странах направлено на различные сферы экономики. Анализируя данные по количеству проектов на основе взаимодействия государства и бизнес-сообщества в Европе, можно сказать, что лидирующую позицию занимает сфера образования, сместив транспортную сферу на второе место. Третье и четвертое места приходятся на сферу здравоохранения и общественные услуги, затем идут госзаказы и оборона, телекоммуникация, окружающая среда [3].
Недостаточное внимание к сфере сельского хозяйства в указанных странах в вопросах реализации государственно-частного партнерства обусловлено особенностями развития стран Европы. Изучение, детальная проработка и внедрение ГЧП в сферу сельского хозяйства являются весьма актуальными в современных условиях функционирования экономики.
В России опыт применения государственно-частного партнерства в стадии становления. Применение наработанного зарубежного опыта позволит использовать все имеющиеся ресурсы бизнеса и власти для достижения необходимого развития отраслей национальной экономики.
В целях обеспечения конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства необходима модернизация сельскохозяйственного производства на основе комплексного сбалансированного использования всех имеющихся ресурсов и, в том числе, мер государственно-частного партнерства.
В России в настоящее время уже применяются некоторые ГЧП. Несмотря на то, что закон о государственно-частном партнерстве, регламентирующий разнообразные формы совместного участия государства и бизнеса в совместных проектах, до сих пор не принят, вполне успешно реализуются такие виды взаимодействия государства и бизнес-сообщества, как договор аренды или лизинга, концессия, соглашение о разделе продукции, совместное предприятие, контракты жизненного цикла.
По сравнению с другими странами, в которых десятилетиями, и столетиями создавались и совершенствовались механизмы партнерства государства и частного сектора, России удалось достигнуть определенного прогресса за небольшой период времени. Острая потребность в развитии инфраструктурных объектов, возрастающий интерес российских компаний, в том числе сельскохозяйственных, к освоению новых направлений деятельности привели в последние годы к существенной активизации деятельности соответствующих органов государственной власти России по развитию ГЧП (Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ), а также общественных институтов, успешно работающих в сфере взаимодействия бизнеса и власти в России выделяются: Российский союз промышленников и предпринимателей, отраслевые союзы, Торгово-промышленная палата РФ, Инвестиционный фонд Российской Федерации, Внешэкономбанк, ОАО «Российская венчурная компания».
На уровне субъекта Российской Федерации, например в Ростовской области, успешными формами ГЧП выступают региональное отделение работодателей, а также созданные при участии государства и бизнеса региональные научно-образовательные центры и бизнес-инкбаторы и другие. Привлечение Инвестиционного фонда РФ как инструмента ГЧП предполагает: осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, находящиеся в государственной собственности РФ; предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинанси-рование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, инвестиции в которые осуществляются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
В сельском хозяйстве эффективное взаимодействие государства и бизнес-сообщества наблюдается среди фермеров при посещении фермерами передовых фермерских хозяйств; создание фермерских ассоциаций; между исследовательскими организациями и фермерами - обучение методам долевого участия; развитие навыков в создании партнерств, институциональные программы; в Правительстве - консультации на межминистерском уровне.
В качестве следующего этапа инфраструктурного обеспечения развития государственно-частного партнерства целесообразно сосредоточение полномочий различных ведомств в рамках единого координирующего органа. Это приведет к повышению ответственности за участие в проектах заинтересованных, и в том числе государственных структур, позволит уменьшить сроки согласования со всеми причастными ведомствами и улучшить координацию их работы с бизнес-структурами в рамках государственно-частного партнерства.
К числу специальных инструментов ГЧП относят инструменты бюджетного инвестирования, в числе которых реализуются федеральные целевые программы и программы развития отраслей. Использование механизмов государственно-частного партнерства для развития сельского хозяйства - процесс объективный и актуальный. Принципиально важным является совместное участие государства и бизнеса в софинансировании общественно значимых инвестиционных проектов. Так, перспективы развития сельского хозяйства в рамках ГЧП должны быть определены в реализуемой на территории Российской Федерации Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, а также действующей в Ростовской области Государственной программе Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592.
Конечной целью мер регулирования сельского хозяйства, в том числе через механизм ГЧП должно стать обеспечение достаточного по объему и удовлетворительного по качеству обеспечения сельскокохозяйственной продукции и предоставление различных услуг в сельскохозяйственной отрасли.
В целях развития государственно-частного партнерства необходима реализация модели, в рамках которой государство устраняет существующие инфраструктурные ограничения, а бизнес реализует конкретные инвестиционные проекты.
Таким образом, можно констатировать, что в сельском хозяйстве страны на основе развития соответствующих институтов и инструментов последовательно должен сформироваться комплексный механизм государственно-частного партнерства, представляющий экономически и организационно структурированную систему взаимоотношений государства и бизнеса, которая направлена на решение актуальных проблем модернизации экономики, повышения конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства.
Литература
1. Игнатова Т.В., Марадудина В.Ф. Управление трудовым потенциалом проектов государственно-частного партнерства// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru. Том 7. № 2 (март - апрель 2015).
2. Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012. № 2. С. 134-147.
3. Развитие государственно-частного партнерства в странах ЕС и России // Инициативы XXI века. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: http://www.ini21.ru/?id=1231.
4. Гафурова Г.Т. Зарубежный опыт развития механизмов государственно-частного партнерства // Финансы и кредит. 2013. № 48 (576).
5. Формирование инновационной системы АПК: Механизм государственно-частного партнерства / Под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду, В.И. Нечаева, Г.М. Демишкевич, Н.Е. Рыженковой. М.: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2014.
6. Чернышов А.Н. Государственно-частное партнерство: сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта // Социум и власть. 2015. № 1 (51). С. 90-95.
7. Шаповалова Н.В., Королева Н.В. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт// https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.lib.tpu.ru%2Ffulltext%2Fc%2F2013%2FC5 3%2F031.pdf&name=031 .pdf&lang=ru&c=565d50d06095.
8. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 64-78.
9. Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. URL: www.eatc.ru/rus/doc.id_71.book_1.php.
Lukashkina Oksana Vladimirovna, Graduate student of department of Economic Theory and Entrepreneur-ship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected].
FEATURES OF FOREIGN EXPERIENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DOMESTIC AGRICULTURE Abstract
The article analyzes the foreign experience of public-private partnership, discusses the possibility of using the potential of public-private partnership in Russian agriculture.
Keywords: agriculture, public-private partnership, interaction of the state and business patterns, foreign experience, mechanism of public-private partnership, public-private partnership instruments.