УДК 62-69
Малюшин С.В.
магистр кафедры «Технология и оборудование лесопромышленного производства» Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
(Мытищинский филиал) (Россия, г. Мытищи)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ
АВТОНОМНЫХ ОТОПИТЕЛЕЙ В КАБИНАХ ОПЕРАТОРОВ
Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности применения воздушных автономных отопителей в кабинах операторов и кабинах водителей грузового транспорта. В статье выявлены климатические условия, в которых применяются отопители, назначение воздушных отопителей и принцип их работы.
Ключевые слова: воздушный отопителей, кабина оператора, лесозаготовительная машина, грузовая машина.
Забота о здоровье сотрудника - главная обязанность каждого работодателя. Персонал, работающий в офисе, не подвергнут воздействиям окружающей среды, что нельзя сказать про многие другие профессии. Например, операторы техники или водители грузового автотранспорта находятся продолжительное время в своих транспортных кабинах, обогрев которых осуществляется только во время работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). При температуре окружающей среды менее -10 С, температура в транспортной кабине оператора в течении 10 минут после прекращения работы ДВС стремительно снижается. Если операторы лесозаготовительной, сельскохозяйственной или строительной техники отдыхают на время их вахты в специализированных передвижных домах, оборудованных стационарными источниками обогрева, то водители грузового автотранспорта зачастую
отдыхают в кабинах. В европейских странах (ЕС) есть строгие нормы, которые должны соблюдать все водители грузового автотранспорта. Например, водитель в ЕС может заниматься вождением автомобильного средства на протяжении только 4-х часов и 30-ти минут, после чего в обязательном порядке необходимо совершить перерыв. Если не будет соблюдаться данное требование, то на водителя и хозяина машины будет наложен штраф. Контролируется время движения транспорта с помощью тахографа. Водители отдыхают, спят, принимают пищу в кабинах своего автотранспорта, что становится проблематичным при отрицательных температурах воздуха.
Работа ДВС во время отдыха водителя не целесообразна из-за большого расхода топлива и уменьшения ресурса ДВС. Установка жидкостного предпускового подогревателя двигателя не будет обеспечивать подачу тепла в кабину. Жидкостной подогреватель производит подогрев исключительно охлаждающей жидкости (ОЖ). Климат-контроль или печка в автомобиле работает от аккумулятора. Подобная эксплуатация аккумуляторных батарей приводит к серьезному снижению их ресурса.
Для решения подобных задач предусмотрен воздушный автономный отопитель, который работает на дизельном топливе. Расход топлива до 0.5 л/час, а это примерно в 10 раз меньше расхода ДВС грузового автомобиля на холостых оборотах.
Принцип работы воздушного отопителя (рис. 1) схож с жидкостным, но стоит отметить, что после запуска двигателя:
1. Начинается проверка систем и узлов отопителя на работоспособность и диагностирование зарядки аккумулятора автомобиля.
2. Запускается нагнетатель камеры сгорания после предварительной вентиляции камеры; керамический штифт накаливания, предварительный разогрев; топливный насос, подача топлива к керамическому штифту накаливания.
3. Начинается процесс воспламенения топливно-воздушной смеси, в следствии чего образуется факел пламени.
4. Происходит нагрев холодного воздуха за счет передачи тепла от теплообменника отопителя. Холодный воздух нагревается за счет прохождения оребрения горячего теплообменника.
5. Нагретый воздух поступает в кабину автомобиля по системе воздушных каналов.
6. В зависимости от потребности тепла в кабине, происходит регуляция пламени в камере сгорания отопителя по нескольким ступеням: максимальная, полная, средняя и малая.
Рисунок 1. Принцип работы воздушного автономного отопителя
Таким образом, включенный воздушный отопитель будет обеспечивать непрерывное тепло в кабине, что позволит водителю комфортно отдыхать, не выходя из автомобиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бережнов Н.Г. Оценка природных факторов и их воздействие на технику / Н.Г. Бережнов - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 140 с.
Eberspacher J. Техническое описание, руководство по монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию Airtronic, 2009. - 52 с.
Malyushin S.V.
Master of the Department of Technology and Equipment for Timber Industry, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman (Mytishchi branch)
(Russia)
FEATURES OF APPLICATION OF AIR AUTONOMOUS HEATERS IN OPERATOR CABINS
Abstract: this article discusses the features of the use of Autonomous air heaters in the cabs of operators and drivers of freight transport. The article reveals the climatic conditions in which heaters are used, the purpose of air heaters and the principle of their operation.
Keywords: air heaters, operator's cabin, logging machine, truck.