АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 351.74 ББК 67
© 2018 г. А. Г. Гришаков,
начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: grischakov@buimvd.ru
А. Н. Осяк,
начальник кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: osannik@rambler.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются административно-предупредительные меры, используемые участковым уполномоченным полиции при осуществлении административной деятельности на обслуживаемой территории. Проводится анализ отдельных мер административного принуждения профилактического характера с обоснованием авторской позиции по их реализации.
Ключевые слова: меры административного предупреждения, участковый уполномоченный полиции, проверка документов, требование покинуть место совершения преступления, запрет нахождения граждан на отдельных участках местности и объектах, наблюдение за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, доставление, остановка транспортного средства, проверка документов, подтверждающих законность владения оружием.
A. G. Grishakov - Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of law enforcement
bodies of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
A. N. Osyak - Head of the Department of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia, PhD in Law.
FEATURES OFAPPLICATION OFADMINISTRATIVE MEASURES BY DISTRICT POLICE OFFICERS
The article deals with administrative and preventive measures used by the district police officer in the implementation of administrative activities in the served territory. There is the analysis of certain measures of administrative enforcement of preventive nature with the justification of the author's position on their implementation.
Keywords: administrative warning measures, local police officer, examination ofdocuments, the requirement to leave the locus delicti, the prohibition of finding citizens in certain areas and objects, monitoring the social rehabilitation ofpersons released from places of detention, delivery, vehicle stop, examination of documents confirming the legality of weapons possession.
Участковые уполномоченные полиции при реализации основных направлений деятельности на административном участке используют различные меры административного принуждения, направленные на защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. На наш взгляд, к ним следует отне-
сти меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности.
В рамках данной статьи рассмотрим более детально несколько мер административного предупреждения. Итак, участковый уполномоченный полиции в процессе административной деятельности на территории обслуживаемого участка для выполнения возложенных на него обязанностей вправе
применять различные меры административного предупреждения, закрепленные в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1].
К первой мере следует отнести проверку документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются сведения, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, а также если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении либо имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления при наличии одного из следующих оснований: 1) когда лицо застигнуто в момент совершения преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие и очевидцы укажут на него как на совершившее преступление; 3) когда на нем или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления [2].
Полагаем, что участковым уполномоченным полиции, в процессе профилактического обхода административного участка, могут быть получены также иные данные, позволяющие подозревать какое-либо лицо в совершении преступления, к примеру, при возникновении шума, свидетельствующего о проникновении в жилище (звон разбившегося стекла, металлический скрежет, удары в дверь и т. д.), при появлении гражданина, выбежавшего из-за строения, откуда доносятся призывы о помощи, когда гражданин, заметивший сотрудника полиции, меняет направление своего движения, пытаясь покинуть пределы видимости.
Также следует указать на другие основания, являющиеся поводом для проверки у граждан документов, удостоверяющих личность. В частности, при обоснованном предположении, что гражданин находится в розыске, к примеру, при наличии сходства того или иного лица по приметам с разыскиваемым преступником или имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, например, при непосредственном обнаружении участковым уполномоченным полиции достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения или при поступлении заявлений от граждан.
Зачастую рассматриваемую меру административного предупреждения участковый уполномоченный полиции использует в процессе ежедневного профилактического обхода при посещении зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке, обследовании подъездов, чердачных и подвальных помещений жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений. По нашему мнению, проверка документов, удостоверяющих личность граждан, целесообразна также при первоначальном посещении лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел, например, в случаях, когда за участковым уполномоченным полиции закреплен новый административный участок, и он осуществляет проверку по месту жительства ранее неизвестных подконтрольных лиц.
Анализируя меру административного предупреждения, связанную с проверкой документов, удостоверяющих личность граждан, целесообразно отразить ее значение и при проведении оперативно-профилактических мероприятий («Безопасный дом», «Нелегал», «Правопорядок», «Невод» и пр.), направленных на предупреждение правонарушений на территории административного участка.
Вторая мера административного предупреждения - проверка у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешений (лицензий) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством.
В качестве иллюстрации реализации данной меры можно отметить проверку лицензий на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в том числе на осуществление их хранения, у организаций, на которых осуществляется изготовление, хранение и распространение наркотических и лекарственных препаратов, психотропных и иных веществ, а также их прекурсоров, к примеру, проверка лицензий в аптечных и медицинских организациях, лечебно-профилактических учреждениях, станциях скорой и неотложной медицинской помощи, образовательных и ветеринарных организациях, расположенных на территории административного участка.
К третьей мере административного предупреждения относится требование от граждан покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов происшествия или обеспечения безопасности граждан.
Очевидно, что данная предупредительная мера будет использоваться участковым уполномоченным полиции в целях создания наиболее оптимальных условий для работы прибывшей следственно-оперативной группы или при самостоятельном осмотре места происшествия, например в сельском поселении, исключающих утрату, случайное повреждение или преднамеренное уничтожение следов преступления или административного правонарушения. Более того, в отдельных случаях место происшествия может создавать реальную угрозу для безопасности находящихся там граждан, в частности, при наличии неразорвавшихся взрывных устройств и боеприпасов, ядовитых, химических, радиоактивных веществ, вероятности взрыва, а также возгорания территории или объекта, присутствии опасных животных. Несомненно, данные обстоятельства предоставляют участковому уполномоченному полиции право требовать от граждан покинуть место происшествия и удалить их на безопасное расстояние.
Четвертая административно-предупредительная мера связана с запретом нахождения граждан на отдельных участках местности и объектах в случаях угрозы их жизни, здоровью и имуществу. Указанная мера может применяться при введении на определенной территории специальных административно-правовых режимов (военного положения, чрезвычайной ситуации или контртеррористической операции) и является актуальной для участкового уполномоченного полиции, проходящего службу как в городе, так и в сельском поселении.
Пятая мера административного предупреждения заключается в применении в процессе административного надзора мер наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Уча-
стковый уполномоченный полиции при получении информации об установлении административного надзора какому-либо лицу, проживающему на обслуживаемой территории, обязан не только проводить с ним индивидуальную профилактическую работу, но и вести наблюдение за ходом его социальной реабилитации и адаптации к жизни на свободе после освобождения.
Осуществляя административный надзор, участковый уполномоченный полиции ведет целенаправленное наблюдение за поведением поднадзорных лиц в семье, трудовых коллективах, образовательных организациях, а также в общественных местах. При этом ежемесячно докладывает начальнику отдела полиции (в письменной форме) о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнении возложенных на них законодательством обязанностей, а также возможности совершения противоправных действий, в том числе связанных с уклонением от административного надзора. Наряду с этим участковый уполномоченный полиции обязан периодически проводить с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, направленную на социальную адаптацию в обществе, в ходе которой получает от них объяснения в устной или письменной форме и другие интересующие сведения.
Целесообразно поддержать научную позицию М. Ф. Мусаеляна, что результатом отсутствия деятельности по реабилитации, ресо-циализации, социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, системной профилактической работы с ними нередко является их социально-психологическая деградация, распространение криминальной субкультуры и рост рецидивной преступности в обществе. По мнению исследователя, «процесс приобщения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к социальной среде должен носить не только добровольный, но и принудительный характер (контроль, надзор и т. п.)» [3, с. 8], с чем, на наш взгляд, нельзя не согласиться.
В то же время в территориальных органах МВД России, к сожалению, продолжается порочная практика фальсификации сведений о проведении профилактической работы с поднадзорными лицами по месту жительства и наблюдении за ходом их социальной реабилитации. К примеру, в УМВД России по
Воронежской области при изучении дела административного надзора гражданина «М» обнаружены фиктивные акты посещения по месту жительства, составленные от имени участкового уполномоченного полиции, более того, в деле поднадзорного «К» находился рапорт о его проверке по месту жительства в период отбывания им административного ареста [4].
Неудивительно, что указанные недостатки в деятельности участковых уполномоченных полиции, связанные с организацией и осуществлением наблюдения и индивидуальной профилактической работы в рамках административного надзора, не позволяют исключить совершение подконтрольными лицами повторных преступлений. Так, драматические события произошли в Астраханской области, где в период 2016-2017 гг. поднадзорный «С» совершил три правонарушения против порядка управления, шесть правонарушений в области дорожного движения, в том числе с нарушениями административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого помещения с 22:00 до 06:00 часов. В дальнейшем 4 апреля 2017 года поднадзорный «С» в составе группы лиц совершил вооруженное нападение и убийство двух инспекторов ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области [4].
К шестой мере административного предупреждения относится доставление гражданина в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях защиты от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом. Участковый уполномоченный полиции должен помнить, что источники угрозы жизни и здоровью человека могут быть различными, главное, что он не способен (в силу возраста, состояния здоровья, иных причин) позаботиться о своей безопасности либо (в силу отсутствия времени, средств и т. п.) невозможно избежать опасности другим способом. При этом угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной, очевидной для сотрудника полиции и окружающих.
В данном случае речь идет о доставлении, например, граждан, которые находятся в общественных местах и не могут в силу какого-
либо заболевания назвать (вспомнить) свои имя, фамилию, место жительства, понять, где они находятся или граждан, предпринявших попытку самоубийства или имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, а также граждан, в отношении которых окружающие выдвинули обвинение в совершении тяжкого преступления и пытаются устроить самосуд, и др. [5].
В контексте сказанного целесообразно обратить внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, указывающего, что «доставление граждан сотрудниками полиции в соответствующее служебное помещение в целях их защиты от непосредственной угрозы их жизни и здоровью в случае, если они не способны позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, подразумевает, что угроза жизни и здоровью гражданина в месте его нахождения является реальной, а не предполагаемой, выражаясь в высоком риске причинения вреда его жизни и здоровью в результате его собственных действий, действий иных лиц или проявления природных, техногенных и других факторов» [6].
Следовательно, участковый уполномоченный полиции при применении рассматриваемой меры административного принуждения должен быть уверен, что такой угрозы невозможно избежать иным способом, кроме как посредством доставления лица в соответствующее служебное помещение. Например, когда гражданин, находящийся на улице при отрицательных (низких) температурах окружающей среды, одет не по сезону, вследствие чего может получить переохлаждение организма или обморожение частей тела.
К седьмой мере административного предупреждения следует отнести осуществление личного осмотра граждан и находящихся при них вещей при проходе на территорию сооружений, участки местности либо в общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств. Данная административно-предупредительная мера применяется участковым уполномоченным полиции в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения публичных и массовых меро-
приятий. Неудивительно, что в случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру, сотрудник полиции вправе не допускать его в места проведения массового мероприятия.
Участковые уполномоченные полиции практически повсеместно привлекаются к реализации рассматриваемой меры административного предупреждения при проведении общественно-политических, культурно-массовых, спортивно-зрелищных, религиозных или смешанных массовых мероприятий. К указанным мероприятиям следует отнести митинги, демонстрации, выборы и референдумы, съезды политических партий, народные гулянья, фестивали, литературные чтения, олимпийские игры, чемпионаты мира, религиозные праздники, крестные ходы и т. д.
Как показывает практика административной деятельности полиции при проведении публичных и массовых мероприятий, в целях обеспечения безопасности участвующих в них граждан, при проходе в места проведения указанных мероприятий, как правило, используются различные технические средства, позволяющие обнаружить оружие или иные предметы и вещества, запрещенные в свободном обороте. К таким средствам относятся различные виды металлодетекторов, к примеру, арочные или ручные.
Нельзя не упомянуть, что при применении рассматриваемой меры административного предупреждения особое внимание участковый уполномоченный полиции должен уделять личному осмотру граждан и находящимся при них вещам. Так, согласно мнению отдельных авторов, в данном случае речь идет не только о внешнем (визуальном) осмотре (или обследовании) лиц и находящихся при них вещей, но и, например, об открытии сумок, пакетов с целью обнаружения предметов и веществ, запрещенных к проносу в места проведения мероприятий (оружие, взрывчатые, ядовитые вещества, колющие, режущие предметы, стеклянная посуда, горны, трубы, трещотки и иные предметы, создающие шум) [5]. Вполне очевидно, что своевременно выявленные предметы и вещества, в том числе и запрещенные в свободном обороте, обеспечат не только безопасность граждан, но и общественный порядок в месте проведения массового мероприятия.
Восьмая мера административного предупреждения представляет собой остановку транспортного средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверку документов на право пользования и управления ими, документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности, владельца транспортного средства.
Данная административно-предупредительная мера, как правило, реализуется участковым уполномоченным полиции, осуществляющим правоохранительную деятельность в сельском поселении. В то же время она также может быть применена и участковым уполномоченным полиции, обслуживающим административный участок в городе, например, при подозрении, что транспортное средство используется в противоправных целях, при этом ждать прибытия сотрудников дорожно-патрульной службы нецелесообразно либо неуместно в создавшейся ситуации. Более того, практика показывает, что зачастую административные правонарушения и преступления в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также совершенные с использованием транспортных средств выявляются и пресекаются участковым уполномоченным полиции при профилактическом обходе жилого сектора.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда участковый уполномоченный полиции стал очевидцем передвижения транспортного средства на высокой скорости в жилой зоне или на дворовой территории многоквартирного дома, создающего реальную угрозу жизни и здоровью людей, либо в процессе профилактического обхода заметил погрузку (выгрузку) из транспортного средства товаров на территории объектов торговли или общественного питания либо находясь в жилом секторе в вечернее или ночное время, а также в утренние часы, увидел погрузку в транспортное средство каких-либо вещей, выносимых из квартиры (подъезда) жилого дома.
Во всех приведенных ситуациях участковый уполномоченный полиции вправе остановить транспортное средство, проверить у
водителя документы на транспортное средство, а также на право пользования и управления им и на перевозимые грузы. Кроме этого, в соответствии с п. 39 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [7] участковый уполномоченный полиции для выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения вправе выполнять все административные процедуры, реализуемые сотрудниками полиции дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД России [8].
К девятой мере административного предупреждения необходимо отнести проверку у граждан документов, подтверждающих законность владения (использования) ими гражданского или служебного оружия. Как известно, участковый уполномоченный полиции при несении службы принимает участие в контроле за соблюдением законодательства в области оборота оружия. При этом в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач он обязан владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия на обслуживаемой территории. Наряду с этим участковый уполномоченный полиции ведет учет лиц, имеющих гражданское и наградное оружие с отражением данных в табличной форме в паспорте на административный участок.
Более того, в рамках взаимодействия с сотрудниками войск национальной гвардии участковый уполномоченный полиции принимает непосредственное участие в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан. Следовательно, во время профилактического обхода административного участка участковый уполномоченный полиции должен уделять особое внимание полученной информации о находящемся на хранении у населения гражданском и наградном оружии и патронах к нему.
Результаты проведенного анализа административной деятельности полиции показывают, что участковые уполномоченные полиции зачастую выявляют на обслуживаемой территории противоправные деяния, связанные с нарушением гражданами правил хранения или ношения оружия и патронов к нему. например,
хранение гражданского оружия или патронов к нему по месту жительства в свободном доступе для членов своей семьи (в незапертом сейфе, гардеробе, диване, шкафе, на стеллажах и т. д.) или ношение (перевозка в автомобиле) оружия в расчехленном состоянии, со снаряженным магазином, не поставленным на предохранитель в жилом секторе (на улице, лестничной площадке или придомовой территории). Вполне очевидно, что при таком ненадлежащем хранении или ношении оружия и патронов нарушается безопасность как самого владельца, так и окружающих.
Необходимо также учитывать, что ранее участковый уполномоченный полиции проверял на территории административного участка сохранность гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев не реже одного раза в год [9]. Между тем после внесения изменений и дополнений в отдельные нормативные правовые акты, регламентирующие профилактическую деятельность полиции, периодичность таких проверок была отменена [10].
В целях реализации рассматриваемой меры административного предупреждения участковый уполномоченный полиции при проверке владельцев оружия устанавливает дату окончания действия разрешения. В случае выявления факта окончания действия разрешения, принимает меры по привлечению виновного лица к административной ответственности, а также изъятию оружия и патронов к нему, о чем информирует территориальные органы Росгвардии.
Таким образом, приходим к выводу, что участковый уполномоченный полиции, осуществляя правоприменительную деятельность на территории административного участка, реализует целый комплекс мер административного предупреждения, закрепленных в федеральном законодательстве. Проведенное нами исследование еще раз подтверждает, что меры административного принуждения, используемые участковым уполномоченным полиции в процессе профилактического обхода жилого сектора, проведения индивидуальной профилактической работы с отдельной категорией лиц, поддержания правопорядка в общественных местах, осуществления контроля за безопасностью дорожного движения и оборотом оружия, являются объективно необходимыми и обоснованными.
Литература
1. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 07.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018). URL: http://www.consultant.ru/
3. Мусаелян М. Ф. Об обеспечении постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращении рецидивной преступности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 6.
4. Обзор о состоянии работы органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, совершаемых ранее судимыми лицами, в том числе по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, за 6 месяцев 2017 г.
5. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю. Е. Аврутин, С. П. Булавин, Ю. П. Соловей и др. М., 2012.
6. По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина В. И. Сергиенко: постановление Конституционного Суда РФ от 1 7 марта 2017 года № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2017. № 4.
7. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166. URL: http:// www.consultant.ru/
8. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 23 августа 2017 года № 664 // Российская газета. 2017. 13 октября.
9. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19. URL: http://www.consultant.ru/
10. О внесении изменений в приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19: приказ МВД России от 28 ноября 2017 года № 896 (документ опубликован не был).
Bibliography
1. On police: Federal law of 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on 07.03.2018). URL: http://www. consultant.ru/
2. Criminal procedure code of the Russian Federation from 18.12.2001 № 174-FZ (as amended on 23.04.2018). URL: http://www.consultant.ru/
3. Musaelyan M. F. on ensuring post-penitentiary adaptation of convicts and prevention of recidivism // Criminal-Executive system: law, economics, management. 2010. № 6.
4. Review of the state of work of the internal Affairs bodies on the prevention of crimes and other offenses committed by previously convicted persons, including the implementation of administrative supervision of persons released from prison for 6 months of 2017.
5. The commentary to the Federal law «On police» (article by article) / J. E. Avrutin, S. P. Bulavin, Yu. P. Nightingale and others. Moscow, 2012.
6. In the case of check of constitutionality of provisions of paragraph 13 of part 1 of article 13 of the Federal law «On police» in connection with the complaint of citizen V. I. Sergienko, the decision of the constitutional Court of the Russian Federation from March 17, 2017 № 8-P // Bulletin of the constitutional Court of the Russian Federation. 2017. № 4.
7. The organization of the precinct police: the Ministry of internal Affairs order from 31.12.2012 № 1166. URL: http://www.consultant.ru/
8. About the approval of Administrative regulations of execution by the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation of the state function on implementation of Federal state supervision of observance by participants of traffic of requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of traffic safety: the order of the Ministry of internal Affairs of Russia of August 23, 2017 № 664 // Russian newspaper. 2017. October 13.
9. About activity of law-enforcement bodies for the prevention of crimes: the order of the Ministry of internal Affairs of Russia of January 17, 2006 № 19. URL: http://www.consultant.ru/
10. About modification of the order of the Ministry of internal Affairs of Russia of January 17, 2006 № 19: order of the Ministry of internal Affairs of Russia of November 28, 2017 № 896. The document was not published.