УДК 159.9
DOЫ0.23888/humJ20Ш173-Ш © Акименко В.М., 2018
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ
СЛУХА
Акименко В.М.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», ул. Ленина, 417 А, Ставрополь, Ставропольский край, 355029, Россия
Аннотация. В статье анализируются особенности речевого развития детей с нарушениями слуха. Делается вывод, что речь детей с нарушениями слуха самостоятельно не формируется, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. В этой связи поднимается вопросорганизации коррекционной работы, направленной на внедрение эффективных технологий речевого развития детей с нарушениями слуха. Автор считает, что к таким технологиям, позволяющим улучшить состояние речевого развития детей с нарушениями слуха, относятся технологии визуализации.
В статье уточняется, что технологии визуализации информации - это система, включающая в себя такие компоненты как: комплексные знания; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
Сжато рассматривается система коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха с применением технологий визуализаций, делается вывод, что
применение технологий визуализаций в процессе развития речи детей, имеющих нарушения слуха, позволяет эффективно задействовать зрительный анализатор и увидеть, то, что недоступно для восприятия посредством слухового анализатора и предлагается новое и результативное направление визуального структурирования педагогического процесса - модели артикуляции звуков.
Характеризуя модели артикуляции звуков, автор подчёркивает, что модели можно рассматривать как способ постановки по подражанию, но более эффективный, потому что модели соответствуют положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
Подробно описываютсяособенности исправления произношения гласных и согласных звуков у глухих детей и даются рекомендации по применению моделей артикуляции звуков в коррекционной работе с детьми после кохлеарной имплантации.
Ключевые слова: технологии визуализации, модели артикуляции звуков, нарушение слуха, исправление звукопроизношения, наглядность, гласные звуки, согласные звуки, кохлеарная имплантация.
Нарушение слуха может иметь разные причины, вид, степень снижения, время возникновения поражения, уровень речевого развития:
• по виду нарушения слуха: кондуктивное, сенсоневральное и смешанное;
• по степени снижения слуха: тугоухость разной степени, глухота;
• по времени возникновения поражения слуха;
• по уровню речевого развития (от неговорящих до речевой нормы);
• по наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии (нарушение зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.).
• по состоянию слуха. Снижение слуха может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости).
Самостоятельно речь людей с нарушением слуха формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. В этой связи мы считаем целесообразным ввести в процесс обучения людей с нарушением слуха технологии визуализации. А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова дают понятие визуализации подобным же образом: «Процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть, развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [4]. Технологии визуализации информации - это система, включающая в себя такие компоненты как: комплексные знания; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
Использование технологий визуализации при организации воспитания и обучения детей, имеющих нарушения слуха принадлежит к числу эффективных, всё чаще применяемых в педагогике средств построения педагогического процесса. Технологии визуализации помогают достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с нарушения слуха.
Весьма эффективно применение технологий визуализаций в процессе развития речи детей, имеющих нарушения слуха. Применение технологий визуализаций в процессе развития речи детей, имеющих нарушения слуха позволяет эффективно задействовать зрительный анализатор и увидеть, то, что недоступно для восприятия посредством слухового анализатора. На практике используются и продолжают внедряться более сотни методов визуального структурирования пе-
дагогического процесса. Таким новым и актуальным направлением визуального структурирования педагогического процесса являются модели артикуляции звуков.
При работе с глухими, модели артикуляции звуков можно применять в процессе:
- постановки звуков;
- развития фонематического слуха;
- обучения детей грамоте;
- развития памяти, внимания, мышления и мыслительных операций.
Детям с нарушением слуха, как дошкольникам, так и школьникам, модели помогут «увидеть» артикуляционный уклад звука. Основной метод обучения глухих детей - это считывание с губ. Различное положение губ для глухого ребенка несет в себе информацию о звуках. Таким методом хорошо усваивается распознавание гласных звуков.
Ребенок с врожденной глухотой потерял значительную часть наиболее чувствительного периода для развития слухоречевых и речедвигательных центров, даже если ему надели слуховой аппарат и начали заниматься в возрасте 10-12 мес. Это обусловлено тем, что к этому возрасту у нормально слышащего ребенка уже в основном формируется фонетико-фонематическая система родного языка (система звуков родной речи), и развиваются базовые слухоречедвигательные координации.
Благодаря моделям артикуляции звуков (МАЗ) можно увеличить голосовую активность ребёнка. Ребенок, правильно артикулируя звуки, может начать играть со своим голосом, как нормально слышащий. Поэтому надо начинать с естественного предречевого развития. МАЗ помогают правильно артикулировать гласные звуки, ведь глухой ребёнок при восприятии смешивает гласные звуки, например А с Э, гласный И с Ы. Необходимо сделать акцент на тщательном произнесении звуков в процессе имитации интонационно-ритмической структуры слова или ко-
роткой фразы. В результате у ребенка не сформируются трудно устранимые нарушения плавности речи, неестественности звучания голоса. У глухих детей соседство согласных звуков затрудняет восприятие гласных звуков, наибольшее затруднение бывает при восприятии гласных по соседству с лабиализированными согласными: Ш, Ч. Поэтому применение МАЗ помогает правильно артикулировать гласные звуки.
Распознавание согласных звуков то же затруднено, т.к. положение языка, работа мягкого неба, голосовых складок не всегда видны. Например, в нормальных условиях положение языка при произнесении звука "Ш" увидеть нельзя из-за сближения зубов.
В данном случае модели можно рассматривать как способ постановки по подражанию, но более эффективный, потому что модели не отвлекают детей на мелочи, они концентрируют внимание на артикуляционном укладе, и главное, соответствуют положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Что бы ребёнок научился правильно артикулировать звук, у него должен быть сформирован образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. А образ относится к абстрактным категориям. Традиционно для улучшения наглядности процесса постановки звуков применяют профиль, муляжи. Но ребёнок не всегда, смотря на них улавливает существенное. Он или отвлекается или не может выделить главное. А в моделях нет ничего лишнего, только положение языка, губ, работа голосовых складок. Ребёнок с первого показа запоминает модели ещё и потому, что они адекватны положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. [2, С.37]
Физиологический механизм формирования произношения у слышащего ребенка представляет собой формирование условнорефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребенка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализато-
ров) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию).
У глухого ребёнка в связи с нарушением деятельности слухового анализатора эффективней всего с помощью зрения формировать правильные движения речед-вигательного анализатора. Ребёнок смотрит на модели, располагает в соответствии органы артикуляционного аппарата, выдыхает воздушную струю и произносит звук. Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей - начало активного развития у детей собственных произносительных навыков [1, С.7].
Огромную роль при формировании условнорефлекторных связей играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов. МАЗ как раз и помогут формированию правильных кинестетических ощущений и образов, что и приводит к укреплению слухокинестетических связей. Эти связи устанавливаются путём постоянного рефлекторного проговаривания читающего. У слышащего ребенка этот механизм начинает действовать непреднамеренно, за счет слухового восприятия речи окружающих, а для глухого ребенка необходимо специальное обучение, создающее условия для возникновения условнорефлекторных связей.
Считаем, что именно формирование правильного положения органов артикуляционного аппарата, а далее и его образа даёт возможность применять МАЗ и при обучении произношению глухих детей.
Исходной единицей в обучении произношению глухих детей является слово (синтетический метод), так как именно оно - основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Постановка изолированных звуков относится к аналитическому методу. Необходимо иметь в виду, что чрезмерное увлечение одним из указанных процессов - анализом или синтезом - за счет другого влечет за собой появление в речи детей разного рода ошибок. При односторонней работе над изолированными фонемами и слогами (аналитический метод) страдает
слитность произношения; оно становится скандированным - дети воспроизводят слова и фразы по слогам, а иногда членят их на звуки [1, С.7].Однако в любом случае, звуки должны произноситься правильно, т.е. нельзя пренебрегать и аналитическим методом.
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого. Дети, осваивая умения и навыки правильного произношения звуков, проведения звукового анализа и синтеза должны постоянно артикулировать звуки, уточнять положение губ, языка, работу голосовых складок и соотносить с каждым знаком модели. Т.е думать, мыслить, добывать знания, что повышают общий интеллектуальный уровень ребёнка, способствуют развитию мышления.
Особенности запоминания слов глухими детьми были изучены Д.М. Маянц, которая, обнаружила как сходство, так и различие глухих и слышащих детей при осуществлении запоминания. Все виды работ по развитию памяти будут эффективны только при интенсивном развитии словесной речи: расширении активного словаря детей, обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу, совершать пересказ текста своими словами [3, С.50].Таким образом, все направления работы по развитию словесной памяти глухих детей имеют своей целью формирование осмысленного запоминания.
На наш взгляд, особенно эффективно будет применение МАЗ при работе с детьми с кохлеарной имплантацией (КИ). Ведь эти дети не нуждается в использовании глобального чтения. Как известно, эта методика позволяет ребенку с большой потерей слуха накопить словарный запас. У ребенка с КИ овладение новыми словами происходит сначала на слухо-зрительной (если навык чтения с губ у него был уже частично сформирован), а затем, по мере развития слуха, преимущественно на слуховой основе. Однако, по мнению многих исследователей, ребенок с КИ нуждаетсяв раннем овладении навыком аналитического чте-
ния.Побуквенно-послоговое чтение используется для развития произносительной стороны речи.
Таким образом, при коррекции звукопроизношения с применением моделей артикуляции звуков у глухих детей, мы подключаем к работе зрительный анализатор, благодаря чему качество воспроизводимых звуков улучшается. Более того, у глухого ребенка улучшается внятность речи, т.к. читая по моделям слоги, слова, безошибочно переходит от артикуляции одного звука к артикуляции другого: он на моделях «видит» движения губ, кончика языка, работу голосовых связок. Далее, глухие дети не слышит в естественной речи наиболее тихие ее части - окончания, предлоги, приставки, которые в русском языке определяют ее грамматику. При помощи моделей можно акцентировать на них внимание ребёнка.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей.- Ростов-на-Дону, 2008. - 110 с.
2. Акименко В.М. Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звуков. Начальная школа. - г. Москва: ОАО Молодая гвардия, 2004. - № 8. -С.35-39.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 203с.
4 Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М: Логос, 2009. - 336 с.
Акименко Валентина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский го-
сударственный педагогический институт», улица Ленина, 417 А, Ставрополь, Ставропольский край, 355029, Россия, e-mail: kimenst@mail.ru
© Akimenko VM, 2018
FEATURES OF APPLICATION TECHNOLOGY VISUALIZATION CORRECTION WORK WITH CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT
Akimenko V.H.
The State Budget Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute ", 417 A Lenina Street, Stavropol, Stavropol Territory, 355029,
Russia
Abstract. The article analyzes the features of speech development of children with hearing impairment. It is concluded that speech of children with hearing impairments, not saying what can be expressed in poor vocabulary, loss of individual syllables, violations of sound, the features of constructing phrases. In this regard, the issue of organization of correctional work is being raised, aimed at introducing effective technologies for the speech development of children with hearing impairment. The author considers that technologies for visualization are considered to such technologies, which allow improving the state of speech development of children with hearing impairment.
The article specifies that information visualization technologies are a system that includes such components as: complex knowledge; visual ways of presenting them; visual and technical means of information transfer; a set of psychological techniques for using and developing visual thinking in the learning process.
A compressed system of corrective work with children with hearing impairments using visualization technologies, in the process of children's speech development, makes hearing impairments, allows for effective use of visual analysis and viewing, something that is inaccessible through the auditory analyzer and offers a new and effec-
tive direction of visual structuring pedagogical process - a model of articulation of sounds.
Characterizing the model of articulation of sounds, the author emphasizes that models can be considered as a way of staging by imitation, but more effective, because the models correspond to the position of the organs of the articulatory apparatus at the time of sounding.
Details of the details of the correction of sound and sound in the sound mode.
Key words: imaging technology, model articulation of sounds, a violation hearing, correction of sound articulation, visibility, vowel sounds, consonant sounds, cochlear implantation.
Hearing impairment can have a different cause, type, degree, reducing the time of defeat, the level of speech development:
on the type of hearing impairment: conducted, sensonevralnoe and mixed;
According to the degree of decrease in hearing: hearing loss, varying degrees of deafness;
on the time of the defeat of the hearing;
on the level of speech development (from non-talking to speech norms);
on the presence or absence of additional developmental disorders (blurred vision, intellect, the oporno-impellent device, etc.).
as hearing. Hearing impairment can be expressed in varying degrees, from a small shepotnoj perceptual speech to sharp restrictions on speech perception conversational volume).
Independently it hearing impaired is not fully implemented, which may be expressed in a poor vocabulary, a roll of individual syllables, violations of sound articulation, features build phrases. In this regard, we consider it appropriate to enter into a process of teaching hearing impaired visualization technology. Verbitsky, a.a. O. Lario-
nov give notion render similarly: "the rendering process is collapsing mental contents in Visual image; being received, the image can be deployed, and buttress the adequate thought and action " [4]. Information visualization technology is a system, which includes such components as: integrated knowledge; Visual ways to their presentation; Visual technical communication; a set of psychological techniques for the use and development of Visual thinking in the learning process.
The use of imaging technologies in the Organization of education and training of children, with hearing impairment belongs to the efficient, increasingly used in pedagogy means to build pedagogical process visualization technologies can help you achieve the highest possible success in the development of the child with hearing impairment.
Highly effective application visualization technologies in the process of language development of children with hearing impairments. \n application visualization technologies in the process of language development of children with hearing impairment can effectively utilize Visual Analyzer and see, what is inaccessible to perception through auditory Analyzer. Used in practice and continue to be implemented over a hundred Visual methods of structuring the teaching process. New and current direction the Visual structuring of the educational process are model articulation sounds.
When working with the deaf, model articulation sounds can be applied to:
-statement sounds;
-development of phonemic hearing;
-teaching children literacy;
-development of memory, attention, reasoning and cognitive operations. Children with hearing impairment as preschoolers and schoolchildren, the model will help you "see" made life sound. The main method of teaching deaf children is reading with your lips. Different position of the lips for a deaf child carries information about the sounds. This method is well absorbed recognition of vowel sounds.
A child with congenital deafness lost a significant portion of the most sensitive period for the development of sluhorechevyh and rechedvigatelnyh points, even if he was
hearing and began to engage in aged 10-12 months. This is because by that age the child already slyshashhego normally have basically formed a phonetic-phonemic system of the mother tongue (system sounds native speech), and develop basic sluhorechedviga-telnye coordination.
Thanks to models of articulation sounds (MAZ), you can increase the voice of the child activity. The child correctly articulating sounds can begin play with his voice as normal hearing. Therefore it is necessary to start with natural predrechevogo development. MAZ help correctly articulate vowels, because a deaf child perception mixes vowels, such as and with e, vowel and with s. Emphasis should be placed on careful pronunciation of sounds in the simulation intonation-rhythmic structures words or short phrases. As a result, the child does not develop hard disposable easing violations of speech, contrived-sounding voice. Deaf children have neighborhood consonants complicates perception of vowel sounds, the greatest difficulty occurs when the perception of vowels in the neighborhood of labializirovannymi consonants: w, h. Consequently, the application of the MAZ helps articulate the correct vowel sounds .
Recognition of consonant sounds the same difficult, because the position of the tongue, soft palate, voice work of folds are not always visible. For example, under normal conditions, the situation of the language when speaking of sound "sh" see cannot be due to convergence of teeth.
In this case, the model can be seen as a way to emulate the performances, but more effective, because the model does not distract children in the little things they focus on articulatory lifestyle, and most importantly, correspond to the position of bodies articu-latory apparatus at the time of the utterance sound. What would a child learned to properly articulate sound, it must have formed the image of the position of articulatory apparatus at the time of the utterance sound. But the image relates to abstract categories. Traditionally, in order to improve the visibility of the process of staging sounds apply profile models. But not always, in spite of them catches significantly. He or distracted or unable to highlight. And the models there is nothing superfluous, only the position of
the tongue, lips, voice work. The first child remembers and models because they are adequate to the situation of the articulatory organs apparatus at the time of the utterance sound [2, s. 37].
Physiological mechanism of formation of pronunciation slyshashhego have the child represents the formation of conditioing relationships that arise due to the child's ability to perceive stimuli (including and surrounding it with using acoustical and Visual analyzers) and give responses (using the rechedvigatelnogo Analyzer and the ability to follow).
At the deaf child in connection with infringement activities analyzator outperformed only by using the view shape right movements analyser. rechedvigatelnogo Baby looks on models, features under bodies articulatory apparatus, exhales an air jet and uttering a sound. Correct sound artikulirovanie updated using Visual models, improves the quality of reception and playback of sound and hearing sounds «the vision" correct articulation model-beginning active development in children own pronunciation skills [1, s. 7].
A huge role in shaping conditioing links play speech kinesthesia, arising in the work of the speech organs. MAZ as times and help correct kinesthetic sensations and images that leads to strengthen sluhokinesteticheskih linkages. These links are established by the standing reflex speaking reader. Slyshashhego have a child this mechanism starts to operate inadvertently, through hearing the speech of others, and for a deaf child need special education, creating conditions for the emergence of conditioing links.
We believe that it is the correct position of the articulatory organs formation apparatus, and then his image makes it possible to apply the MAZ and when learning pronunciation of deaf children.
The original unit in learning the pronunciation of deaf children is Word (synthetic method) because it is the basic unit of language and it is implemented by all parties. Staging of isolated sounds refers to an analytical method. It must be borne in mind that the obsession with one of these processes is analysis or synthesis-at the expense of
another entails the emergence in the speech of children with different types of errors. When unilateral work on isolated phonemes and syllables (analytical method) suffers combination of pronunciation; it becomes skandirovannym-children reproduce the words and phrases of hyphenation, and sometimes divides them into sounds [1, s. 7]. But in any case, sounds should be made properly, i.e. cannot be ignored and the analytical method.
Application of simulation in the correction work with children with hearing impairments, to improve the quality of teaching and education, provides a clear basis for target. Children, skills and learning the correct pronunciation sounds, holding a sound analysis and synthesis must continually articulate sounds, clarifying the position of the lips, tongue, voice folds and correlate with each sign models. That is, think, think, obtain knowledge that improve the overall intellectual level of the child, promote the development of thinking.
Features of memorizing words deaf children were studied by D.m. Majanc, which discovered both the similarities and differences of deaf and hard-of-hearing children in the exercise of memorization. All kinds of work on the development of memory will be effective only when the intensive development of verbal speech: expanding the vocabulary of children, teaching them to produce adequate replacement words other close in meaning to the text in your own words paraphrase [ 3, s. 50]. Thus, all the areas of work for the development of verbal memory of deaf children aim at forming meaningful memorization.
In our view, especially to apply effectively MAZ when working with children with cochlear implantation (CI). After all, these children do not need to use a global reader. as is well known, this technique enables a child with great hearing loss gain vocabulary. A child with Ki new words occurs first at the sluho-Visual (if the lip reader skill he had already partially formed), and then, as the hearing, auditory basis. However, according to many researchers, the child with Ki needs early mastering the skill of an analytical
reader. E-poslogovoe reading proiznositelnoj is used for the development of part of speech.
Thus, when using sound articulation correction models articulation sounds of deaf children, we connect to the work of the Visual Analyzer, allowing quality sounds. Moreover, the deaf child improved coherent speech, because the reading patterns of syllables, words, unmistakably moves from one articulation of sound to the articulation of another: he "sees" models movements of the lips, the tip of the tongue, vocal cords work. Furthermore, deaf children can't hear in natural speech the most quiet part of it-endings, prepositions, prefixes that define it in Russian grammar. Using models, you can focus on them.
There is no conflict of interest.
REFERENCES:
1. AkimenkoV.M. Ispravlenie zvukoproiznoshenija u detej [Fix sound articulation in children].-Rostov-na-Donu, 2008. -110 (c). (in Russian)
2. Akimenko V.M. Obuchenie detej gramote pri pomoshhi modelej artikuljacii zvukov. Nachal'naja shkola [Teaching children literacy models articulation sound. Elementary school]. -Moscow: molodaya gvardiya, 2004. -No. 8. -P. 35-39. (in Russian)
3. Bogdanova T. Surdopsihologija: Ucheb.posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij [Surdopsihologija: Stud. allowance for Stud. lebedevka. pedagogical learning Schools].- m.: Academy, 2002-203 with. (in Russian)
4 Verbitsky A.A. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii. Problemy integracii [Personal competence and approaches in education. Problems of integration] /A.A. Verbitsky, O.G. Larionova. M: logos, 2009. -336 s. (in Russian)
Akimenko Valentina Mikhailovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Object Methods, State Bud-
getary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute", 417 A, Stavropol, Stavropol Territory, Russia, 355029, Russia e-mail: kimenst @ mail.ru