Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ШВАРТОВНЫХ БОТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТАНОВКИ СУДОВ НА МНОГОТОЧЕЧНЫЕ ПРИЧАЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ШВАРТОВНЫХ БОТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТАНОВКИ СУДОВ НА МНОГОТОЧЕЧНЫЕ ПРИЧАЛЫ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
швартовные боты / суда / транспортные суда / порт Мурманск / mooring boats / vessels / transport vessels / port of Murmansk

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лазарев Дмитрий Михайлович

Данная статья посвящена изучению особенностей использования швартовных ботов с целью увеличения скорости постановки судов на многоточечные причалы и сокращения времени их стоянки. Рассмотрен механизм распределения сил на швартовных ботах, виды швартовки, требования и оптимальные характеристики швартовных ботов. Приведены примеры использования швартовных ботов на практике в условиях Арктического бассейна и сделан итоговый вывод по применению особого вида ботов для швартовки судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF MOORING BOATS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PLACING SHIPS ON MULTI-POINT BERTHS

This article is devoted to the study of the features of the use of mooring boats in order to increase the speed of placing ships on multi-point berths and reduce their mooring time. The mechanism of distribution of forces on mooring boats, types of mooring, requirements and optimal characteristics of mooring boats are considered. Examples of the use of mooring boats in practice in the conditions of the Arctic Basin are given and a final conclusion is made on the use of a special type of boats for mooring ships.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ШВАРТОВНЫХ БОТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТАНОВКИ СУДОВ НА МНОГОТОЧЕЧНЫЕ ПРИЧАЛЫ»

УДК 339.165.4

https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-1-2-69-71

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ШВАРТОВНЫХ БОТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТАНОВКИ СУДОВ НА МНОГОТОЧЕЧНЫЕ ПРИЧАЛЫ

FEATURES OF THE USE OF MOORING BOATS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PLACING SHIPS ON MULTI-POINT BERTHS

Д.М. Лазарев

Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, 690003, г. Владивосток, Россия E-mail: dmlazarev@mail.ru

Резюме: Данная статья посвящена изучению особенностей использования швартовных ботов с целью увеличения скорости постановки судов на многоточечные причалы и сокращения времени их стоянки. Рассмотрен механизм распределения сил на швартовных ботах, виды швартовки, требования и оптимальные характеристики швартовных ботов. Приведены примеры использования швартовных ботов на практике в условиях Арктического бассейна и сделан итоговый вывод по применению особого вида ботов для швартовки судов.

Ключевые слова: швартовные боты, суда, транспортные суда, порт Мурманск.

Для цитирования: Лазарев Д.М. Особенности применения швартовных ботов для повышения эффективности постановки судов на многоточечные причалы // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 1-2. С. 69-71.

DOI:10.24412/0131-4270-2022-1-2-69-71

Dmitriy M. Lazarev

Admiral G.I. Nevelskoy Maritime State University, 690003, Vladivostok, Russia

E-mail: dmlazarev@mail.ru

Abstract: This article is devoted to the study of the features of the use of mooring boats in order to increase the speed of placing ships on multi-point berths and reduce their mooring time. The mechanism of distribution of forces on mooring boats, types of mooring, requirements and optimal characteristics of mooring boats are considered. Examples of the use of mooring boats in practice in the conditions of the Arctic Basin are given and a final conclusion is made on the use of a special type of boats for mooring ships.

Keywords: mooring boats, vessels, transport vessels, port of Murmansk.

For citation: Lazarev D.M. FEATURES OF THE USE OF MOORING BOATS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PLACING SHIPS ON MULTI-POINT BERTHS. Transport and storage of Oil Products and hydrocarbons, 2022, no. 1-2, pp. 69-71.

DOI:10.24412/0131-4270-2022-1-2-69-71

Швартовка судов на многоточечные причалы является достаточно сложным и ответственным этапом проведения операций, подразумевающим осуществление серьезных подготовительных мероприятий.

В настоящее время в рамках совершенствования программы повышения грузоперевозок по Северному морскому пути в Российской Федерации стали использовать методы перевалки грузов с помощью многоточечных причалов (системы швартовных бочек), впоследствии возможно применение отбойно-швартовных палов. Данный метод позволяет выполнять перегрузки грузов, минуя наличие какой-либо развитой береговой инфраструктуры, что позволяет значительно оптимизировать работу судов ледового класса в Арктике.

С целью выполнения постановки судов на многоточечные причалы требуется применение маломерных судов - швартовных ботов, ключевой задачей которых является доставка швартовных линий от швартующихся

I Рис. 1. Схемы швартовки судов с применением швартовных ботов

1-2

• 2022

69

■ 1. Швартовка судов ботами

Рис. 2. Полярная диаграмма тяговой силы швартовного бота при различных типах маневренно-движительного комплекса: а - одновинтовой бот; б - двухвинтовой бот

stern

а

б

судов на рейдовые бочки/швартовные палы и их отдача с них (рис. 1).

Данные работы часто проводятся в условиях низких температур, полярной ночи, ограниченной туманом видимостью, порывистом ветре и волнении вод (фото 1).

Для постановки судов в «швартовный карман» прибегают к помощи специальных буксиров-кантовщиков, которые, несмотря на небольшие габариты, имеют значительную тягу на гаке и высокую маневренность. Как правило, буксиры имеют винторулевую колонку (ВРК) в качестве движитель-но-рулевой группы, которая позволяет удерживать швартующееся судно в позиции при различных векторах воздействия - ветре, течении и волнении.

Для привлечения швартовных ботов важной характеристикой является способность ВРК удерживать судно в заданном положении при множестве влияющих внешних факторов.

На рис. 2 приведены эпюры равнодействующих сил (упора винта и силы на руле) для различных типов ВРК.

Бот (см. рис. 2а), имеет маневренно-движительный комплекс, конструктивно представленный одним винтом и рулем, и может производить маневрирование только в ходовом режиме. Улучшенные маневренные характеристики имеет бот с двумя винтами и двумя рулями (см. рис. 2б), за счет вращения винтов в разных направлениях возможно возникновение вращающего момента при отсутствии хода у бота.

Тип маневренно-движительных комплексов ботов непосредственно влияет на выбор наиболее приемлемой схемы их эксплуатации. К конструкции швартовных ботов необходимо применять следующие рекомендованные требования.

1. Швартовный бот должен иметь небольшую длину, до 15 м. Для плавания в условиях разряженного льда материал корпуса необходимо изготавливать из стали. Высота надстройки должна быть небольшой для возможности работы под набитыми швартовными концами, идущими с судов, и для снижения воздействия ветровой нагрузки на бот; количество и размеры антенн также должны быть сведены к минимуму. Рекомендовано использование дуг вокруг надстройки во избежание

попадания бота под подзор судна и повреждения надстройки при действии ветра и/или течения. Общая вместимость членов команды бота должна составлять не менее пяти человек.

2. Необходимо предусмотреть достаточную площадь, около 10 м2, для разнесения швартовных концов на корме бота.

3. Корпус бота должен иметь крепления к грузоподъемным средствам для возможности его постановки на судно снабжения и доставки в отдаленные районы.

4. Бот должен быть обеспечен средствами высадки персонала на рейдовые бочки/палы (малые трапы или площадки).

5. Боты должны иметь обогреваемую надстройку для обогрева членов команды в зимний период.

Исходя из полученного опыта, имеем приближенные характеристики судна, способного качественно выполнять свои функции, приведенные на рис. 3.

Работа может выполняться в условиях ветрового волнения, поэтому возникают колебания и трения между корпусом бота и швартовной бочкой/швартовным палом. Рекомендовано использование кранцевой защиты из высокоизносостойкой резины по всему периметру швартовного бота.

По итогу анализа различных видов движителей рекомендуется использование двухвинтовой движительной установки для эффективного маневрирования в условиях ограниченного пространства и воздействия внешних факторов с применением дополнительно носового подруливающего устройства. Данный фактор имеет большое значение при работе бота на задний ход, когда использование рулей малоэффективно. Винты ботов должны быть защищены

Рис. 3. Оптимальные характеристики швартовных ботов

70

ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ И УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

■ Рис. 4. Наглядное изображение швартовного бота

насадками от попадания в них швартовных линий и проводников во время швартовки.

Руль следует располагать именно за гребным винтом, чтобы применять мощный поток винта для регулирования работы бота. На небольшой скорости винтового вращения или при движении задним ходом может не хватить контроля над ботом, когда на него сразу действуют иные силы (ветер, течение, волнение вод), в данном случае на помощь будет приходить носовое подруливающее устройство. Оптимальный дизайн швартовного бота представлен на рис. 4

Реализация работ по заводке швартовных линий при ограниченной видимости в условиях полярной ночи представляется сложновыполнимой без инновационных средств судовождения. К применению рекомендуется присутствие на борту бота радиолокационной станции, электронной картографии, УКВ-радиостанции.

Выводы

1. Проведенный анализ проектов по экспорту нефтепродуктов и СПГ через многоточечные причалы позволил выявить существенный дефицит швартовных ботов, способных эффективно осуществлять эту работу в Российской Федерации, и слабое представление о том, какими они должны быть для выполнения поставленных задач.

2. Строительство швартовных ботов должно учитывать сильную зависимость от воздействия ветра, течения, волнения. Важным фактором является управляемость ботов при нахождении у борта судов в момент приема швартовных линий, а также возможность безопасного выхода персонала на рейдовые бочки или швартовные палы.

3. Для удовлетворения потребностей обеспечения постановки судов на многоточечные причалы требуется строительство и привлечение современных маломерных судов с изложенными в данной статье рекомендациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основные способы использования буксиров при швартовных операциях URL: http://izobata.ru/osnovnye-sposoby-ispolzovaniya-buksirov-pri-shvartovnyx-operaciyax/ (дата обращения 28.02. 2022).

2. Павлов М.Ю. Маломерные суда: учеб. пособие. М.: Капитал принт, 2015. 236 с.

3. Антонов В.В., Романов В.В. Маломерные суда на водоемах России. М.: Водный путь, 2012. 372 с.

REFERENCES

1. Osnovnyye sposoby ispol'zovaniya buksirovprishvartovnykh operatsiyakh (The main methods of using tugs in mooring operations) Available at: http://izobata.ru/osnovnye-sposoby-ispolzovaniya-buksirov-pri-shvartovnyx-operaciyax/ (accessed 28 February 2022).

2. Pavlov M.YU. Malomernyye suda [Small size vessels]. Moscow, Kapital print Publ., 2015. 236 p.

3. Antonov V.V., Romanov V.V. Malomernyye suda na vodoyemakh Rossii [Small size vessels on the waters of Russia]. Moscow Vodnyy put' Publ., 2012. 372 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Лазарев Дмитрий Михайлович, магистр, Морской государственный Dmitriy M. Lazarev, master, Admiral G.I. Nevelskoy Maritime State университет им. адмирала Г.И. Невельского. University.

1-2

2022

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.