Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ PR В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ PR В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
288
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семенова А.В.

В статье представлены различные подходы к характеристике связей с общественностью, сравниваются и описываются основные элементы PR-деятельности, выявляются особенности применения PR в работе с клиентами.The article analyzes various approaches of Public Relations, compares and explains the basic elements of PR-activity, identified different features of using PR working with clients.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ PR В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ»

 специальных земельных фондов, землевладений и землепользования, внутреннему устройству их территории, призванный привести использование земли в соответствие с новыми земельными отношениями

3 Как сфера практической деятельности Система мероприятий (государственных, хозяйственных и др.) по организации рационального использования и охране земель, созданию культурных ландшафтов

4 Как часть общественного способа производства Социально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием изменения производительных сил и производственных отношений общества

5 Как составная часть хозяйственного механизма страны Система инженерно-технических, экономических, правовых, экологических действий и мероприятий по регулированию землепользования на территории государства

6 Как отрасли научной деятельности Систематизированное знание об организации рационального использования и охране земель (землеустроительная наука)

Все эти определения будут верны, так как они характеризуют различные стороны землеустройства [2].

Таким образом, со временем, область землеустройства приобрела устойчивую терминологию и вышла в особую науку.

Использованные источники:

1. Бурыхин Н.Н., Цфасман Я.М., Козлов В.Г. Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ. — М.: Колос, 2014 - 141 с.;

2. Левицкий И.Ю., Крохмаль Е.М., Реминский А.А. Геодезия с основами землеустройства. — М.: Недра, 2013 - 203 с.

УДК 339. 138.

Семенова А. В. студент 2 курса финансово-экономический факультет

Шукшина З.Н., д.э.н. научный руководитель, профессор Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

Россия, г. Брянск

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ PR В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ

В статье представлены различные подходы к характеристике связей с общественностью, сравниваются и описываются основные элементы PR-деятельности, выявляются особенности применения PR в работе с клиентами.

Ключевые слова: Public relations (PR), связи с общественностью, целевые аудитории, маркетинговые коммуникации, социально-экономические отношения, PR-деятельность.

The article analyzes various approaches of Public Relations, compares and explains the basic elements of PR-activity, identified different features of using PR working with clients.

Keywords: Public relations, PR, audiences, marketing communications, socio-economic relations, PR-activities.

В условиях развивающегося рынка в России маркетинг приобретает особое значение для повышения качества жизни людей и максимального удовлетворения их потребностей, клиентоориентированность становится основой увеличения прибыли предпринимателя. Успешное функционирование любого коммерческого предприятия в большинстве своем зависит от комплексного и системного использования инструментов маркетинга. В связи с этим возрастает роль и ценность маркетинговых коммуникаций, которые представляют собой процесс передачи целевой аудитории информации о продукте. Основным средством маркетинговых коммуникаций, используемым для установления и поддержания взаимоотношений компании с ее целевыми аудиториями, является установление, поддержание и развитие связей с общественностью (PR) [6].

Для того, чтобы выявить особенности применения PR в работе с клиентами мы сравнили мнения ученых о значении, применении и влияния связей с общественностью на контактные аудитории. В энциклопедии маркетинга указывается, что Public Relations выступают в качестве комплексного образования, сформировавшегося и функционирующего в рамках различных видов деятельности и основывающегося на базе многих научных дисциплин (маркетинге, сервисологии, социологии, политологии, психологии и т.д.) (таб.1). Во многих публикациях отмечается, что термин Public Relations, возникший в Америке, первым употребил в 1807 году Томас Джефферсон, третий американский президент. Отметим, что на начальном этапе своего развития PR-деятельность носила исключительно политический характер. Необходимость привлечения широкой общественности была только у политиков - бизнесменов это начало волновать позднее. Развитие PR-сферы наступило в начале XX века, когда в результате индустриальной революции монополисты начали ощущать недостаточность управления только производственной сферой [11]. Само направление связано с деятельностью харизматичных личностей, которые профессионально занимались связями с общественностью. Первым, кто организовал PR-работу, был Айви Ледбеттер Ли - американский журналист, разработавший принципы профессии «связи с общественностью» и оказавший огромное влияние на изобретение паблисити как формы общения с прессой[2].

Таблица 1 - Сравнение мнений ученых и практиков о значении PR

Ученый Определение PR Отличительные черты

Т. Джефферсон усилия политических институтов по созданию климата доверия в национальном масштабе служение общественным институтам

Р. Харлоу одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью ослабление противоречий и конфликтов, возникающих между бизнесом и обществом

С. Блэк искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности акцент делается на интересах общества

Н. Уэбстер содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки реакции открытость и четность во взаимодействии с потребителем

Чумиков А.Н. система информационно аналитических и процедурно - технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта PR в качестве сопровождения, проекта или единицы деятельности, без указания специфики деятельности

Блажнов Е.А. PR тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, с приемами создания известности, популярности, привлекательности определенным личностям в связи с их деятельностью — общественно-политической, производственной, коммерческой, в сфере культуры PR видных личностей и знаменитостей в различных сферах жизни.

Ромат ЕВ. система формирования гармоничных коммуникаций организации с ее целевыми аудиториями на основе полной и объективной информированности в рамках достижения маркетинговых целей коммуникатора PR как область социальных массовых коммуникаций с целью информационного, экспрессивного и прагматического воздействия

Мы обнаружили связь между определениями PR различных ученых и обобщением выдающегося российского теоретика и практика Чумикова А.Н., который в своей работе «Связь с общественностью» выделил три основных подхода к определению феномена Public Relations:

1. Альтруистический - акцент на интерпретации PR как

деятельности по организации интересам общества;

2. Компромиссный - организация учитывает конкретные интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием.

3. Прагматический - управление общественностью посредством общения[8].

На основе сравниваемых значений PR, Тетушкин В.А. предлагает свое определение, характеризующее связи с общественностью в проблемном поле сервиса. PR можно трактовать как систему, способствующую установлению, поддержанию и укреплению доброжелательных связей общества с социально-культурной сферой, за счет оптимизации социально-экономических отношений клиентов и бизнеса. Такая интерпретация связана с воздействием PR на современные культурные процессы, работу общественных и организаций, подготовку и реализацию социально-экономических программ, социокультурное моделирование и прогнозирование^].

Значимую роль в развитии PR- отношений с клиентами сыграл английский профессор С. Блэк, который предложил Race-модель коммуникаций, выступающую в качестве четырех взаимосвязанных частей программы продвижения (таб.2)[1].

Таблица 2 - Основные составляющие PR деятельности (по С. Блэку)

№ части Название Значение Сущность

1 Research Исследование Анализ, исследование и формулирование проблемы

2 Action Действие Подготовка программ действий и бюджет

3 Communication Связь, общение Координация и выполнение программы

4 Evaluation Оценка Контроль за результатами, проведение оценок и внесение возможных изменений

Сэм Блэк утверждал, что владение всеми перечисленными навыками PR как минимум необходимо в условиях рыночной экономики, в том числе для эксперта, занятого в сфере бизнеса. В коммерческой деятельности PR выступают в качестве своеобразной управленческой функции, способствующей установлению и поддержанию коммуникаций, взаимодействию и взаимопониманию между фирмой и клиентами, а также успешному и эффективному решению поставленных перед организацией задач, учитывая возможные изменения и риски. Творческая работа пиарщика требует постоянного поиска новых решений, нестандартных ходов, мгновенной смены тактики [9].

Современный взгляд на связи с общественностью в коммерческой деятельности можно встретить в работах американского эксперта Д.М. Скотта. По его мнению, главным наиболее важным является создание благоприятного мнения о фирме в сознании общественности, разработка позитивного имиджа фирмы посредством формирования представления о том, что фирма производит и реализует товар и услуги, в первую очередь, ради

удовлетворения рыночных потребностей и исключительно в интересах клиентов, и только потом для получения прибыли.[7] В связи с этим, на PR-менеджера возлагается большой объем работы по координации усилий своих специалистов и представителей клиента. От специалиста зависит, насколько эти усилия будут оправданы и каков будет положительный результат и эффективность проделанного. Кроме того, менеджер играет основную роль в процессе подготовки предложений для потенциальных клиентов компании и в связях с общественностью [3]. Любая стратегия и тактика связей с общественностью заключается в обоснованном долгосрочном предвидении поведения аудиторий и постоянной поддержке этих самых связей со всеми ее участниками коммуникационного процесса.

Следует обратить внимание на то, что деятельность по связям с общественностью ориентирована на обеспечение успешного сотрудничества как с внешними агентами социальной среды, так и внутри фирмы. Организацию PR-деятельности можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

С О

ц и

А Л

ь н

А Я

с р

Е

Д А

Фирма-заказчик

1

Р1<-агентство

1

РК-обрашенпе

1

Каналы передачи РЯ-обрашения

* 1 «шумы»

Барьеры восприятия РК-обращение

и

Целевая аудитория

О

о\

п -

а» »

о §

и) ег

Рисунок 1 - Модель организации PR-деятельности [12]

Обобщив мнения 5 специалистов по связям с общественностью, охарактеризуем каждый базовый элемент PR-модели:

1) Заказчик - выступает в качестве инициатора по установлению связей с целевой общественностью; оговаривает цели задания, условия, специфику заказа, сроки исполнения заказа, объем затрат, ожидаемый результат. Смысл первого этапа состоит в оформлении фирмой-заказчиком проекта задания и PR -агентством с целью установления необходимых отношений с конкретной целевой аудиторией.

2) РЯ-агентство - получает заказ, анализирует стоимость

предстоящей работы, находит необходимые методы и наборы творческих форм, проверяет наличие существующих каналов передачи информации, особенности и сложности целевой аудитории основываясь на опыте выполнения подобных заданий; подготавливает необходимую первичную информацию для разработки PR-обращения через такие формы, как личное сообщение, сообщение в виде заявления, письма, СМИ[3].

3) РЯ-обращение - выявляет ключевые направления деятельности коммерческой организации для обеспечения стабильного положения на рынке и популяризации в обществе. Опорный текст PR -обращения должен освещать стратегию и тактику проекта. В качестве обязательных элементов PR-обращения можно выделить:

• Фирменную марку (собственный стиль);

• Реквизиты (почтовый адрес, номер телефона, телекса, факса, банковского счета, торговой марки)[15].

4) Каналы передачи PR-обращения - состоят из разнообразных форм продвижения информации:

• Устные формы (ораторские выступления, дебаты, заявления на пресс-конференциях, торжественных открытиях выставок, брифингах, аукционов, ярмарок);

• Визуальные формы (рекламные видеоролики с акцентом на фирменный товарный знак, цвет и стиль и традиций);

• СМИ (радио, телевидение, пресса)[14].

Социальная среда, в которой осуществляется PR -деятельность, подразумевает наличие различных препятствий.

5) Барьеры восприятия PR-обращения - это своего рода помехи, мешающие плавному прохождению информации (непонимание, незнание, ошибочное понимание целевой аудиторией информационных сведений).

6) Целевая аудитория - это собой определённый сегмент реальных и потенциальных потребителей, которым адресовано PR-обращение, с присущими им специфическими признаками (демографические, социальные, психологические).

7) Обратная связь - это реакция отправителя на сообщение. Она играет немалую роль в успешном функционировании модели организации PR - деятельности. PR -обращение достигает целевой аудитории только в том случае, если преодолеет барьеры восприятия. Обратная связь способствует получению результатов и отзывов целевой аудитории на поступившие сигналы. Цель обратной связи заключается в установлении и поддержании взаимопонимания в процессе общения. Результаты исследования обратной связи позволяют скорректировать и усовершенствовать стратегический план РЯ-кампании. В случае неудачи PR-обращения, агентство улучшает его текст, выбирает новый канал передачи обращения [10].

Таким образом, успех PR-деятельности, несомненно, зависит от структуры и качества сформировавшихся связей между основными

элементами представленной модели. Важным является то, что в ходе PR-общения с клиентами увеличиваются шансы поменять стратегию и тактику переговоров, привести вспомогательные аргументы, усилить какие-то доводы и достичь понимания своей позиции, прийти к взаимовыгодному сообщению, а также формированию истинного и целостного представления о фирме.

Характерной чертой Public Relations является отсутствие прямых связей с продажей товаров и услуг, а использование информации для дальнего действия. Поэтому PR ориентированы на продвижение не товара, а фирмы, и не на рынке, а в обществе. Мы выделили следующие особенности применения PR: открытость информации, опора на общественное сознание, уважение индивидуальности и творческого мышления людей, отказ от манипуляции и давления на общественность.

Следовательно, связи с общественностью в составе маркетинговых коммуникаций выполняют роль регулятора отношений, создавая благоприятный климат, управляемое общественное мнение, утверждая положительную репутацию организации. Эффективная коммуникационная политика способствует лучшему продвижению товаров и услуг, стимулирует их сбыт и обеспечивает широкую известность фирмы для различных слоев общественности, внешних и внутренних контактных аудиторий.

Использованные источники:

1. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз: Пер. с англ./ Блэк Сэм. - Ростов н/д: Феникс, 1998. - 318с.

2. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 с.

3. Маркетинг в сфере сервиса. Учебник для бакалавров по направлению подготовки 100100.62 «Сервис» всех форм обучения. - СПб.: Астерион, 2014. - 439 с.

4. Ромат Е.В., Сендеров Д.В. Реклама. Практическая теория. Учебник / Е.В. Ромат. - 9-е изд., Питер, 2016. - 544 с.

5. Тётушкин, В.А. Маркетинг и качество в сервисе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 43.03.01 (100100.62) «Сервис» / В. А. Тётушкин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 128 с.

6. Шуклина, З.Н. Современный маркетинг: краткий лекционный курс. -Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015. - 77 с.

7. Скотт, Д.М. Новые правила маркетинга и связь с общественностью издательство: John Wiley & Sons, Inc. - 2014. - 352 с.

8. Чумиков А.Н. Связь с общественностью. [Электронный ресурс]. URL: https://bookmate.com (дата обращения 22.10.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Дневник Маркетолога. Пять наиболее популярных ошибок в маркетинге. [Электронный ресурс]. URL: http://blogmarketologa.ru (дата обращения 22.10.2016).

10.Искусство воздействия словом. [Электронный ресурс]. URL: http://mk-influence.html (дата обращения 24.10.2016).

11. Основные этапы эволюции института связи с общественностью.

[Электронный ресурс]. URL: http://siu.ranepa.ru.htm (дата обращения 22.10.2016).

12.Связь с общественностью: теория и практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hi-edu.ru/e-books.ru (дата обращения 24.10.2016).

13. Энциклопедия маркетинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru (дата обращения 24.10.2016).

14.LPGenerator технологии привлечения клиентов. [Электронный ресурс]. URL: http://lpgenerator.ru (дата обращения 22.10.2016).

15.PR-достояние истории человечества. [Электронный ресурс]. URL: http://book-science.ru (дата обращения 22.10.2016)

УДК 81-139

СтарыгинаГ.М., к.филол.н.

доцент

Филологический факультет Андрейченко А. О. студент магистратуры Филологический факультет Амурский государственный университет

Россия, г. Благовещенск

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ КАК ИНОСРАНОМУ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность использования электронного учебника при реализации образовательных программ по русскому языку как иностранному. Приведены различные классификации электронных учебников в современной лингводидактике.

Ключевые слова: информатизация, электронный учебник, классификация, гипертекст, модульная система.

Starygina G.M., assistant professor, PhD in philology

Faculty of Philology Amur State University Russia, Blagoveshchensk Andreichenko A. O., master student Faculty of Philology Amur State University Russia, Blagoveshchensk CLASSIFICATION OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE Annotation. The article deals with the use of the electronic textbook urgency in the implementation of educational programs in the Russian language as a foreign language. Analysis of various classifications of electronic textbooks in modern linguistics.

Keywords: informatization, electronic textbook, classification, hypertext, a modular system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.