Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 51-56. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 12. P. 51-56.
Научная статья УДК 303.22:316.023.5 https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.6
Особенности применения опросной методики в социологическом исследовании студенческой вовлеченности во внеучебную деятельность в вузе
Аркадий Константинович Леонов
Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-5647-0309
Аннотация. Формирование проактивной нравственной личности студента, связанное с вовлечением учащихся во внеучебную деятельность, требует постоянного социологического мониторинга в целях оценки его эффективности и в целом определения уровня студенческой вовлеченности. В свою очередь последнее формирует необходимость в создании и постоянном совершенствовании инструментария. Цель данной статьи - представить опросную методику, позволяющую выявить степень и характер вовлеченности студентов в различные направления внеучебной деятельности в вузе. Предлагаемая методика описана по составляющим: 1) решаемые исследовательские задачи; 2) структура эмпирических индикаторов и соответствующего им инструментария; 3) организация опроса (обоснование техники сбора данных и выборки). Данная опросная методика позволяет выявить степень и характер вовлеченности студентов в: досуговую, творческую и социально-культурную деятельность; профессионально-трудовую и проектную деятельность; гражданско-патриотическую деятельность; студенческое самоуправление; практики здорового образа жизни. Она включает в себя пять соответствующих блоков эмпирических индикаторов. В организационном плане методика предполагает проведение опроса студентов (в формате группового анкетирования) по стратифицированной выборке (основания стратификации: факультет и курс).
Ключевые слова: опросная методика, исследовательские задачи, эмпирический индикатор, организация опроса, студенты, вовлеченность, внеучебная деятельность
Для цитирования: Леонов А.К. Особенности применения опросной методики в социологическом исследовании студенческой вовлеченности во внеучебную деятельность в вузе // Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 51-56. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.6.
Original article
Features of the survey methodology application as a sociological study of student engagement in extra-curricular activities at HEIs
Arkady K. Leonov
Amur State University, Blagoveshchensk, Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-5647-0309
Abstract. The formation of a proactive moral ethos in student engagement in extra-curricular activities requires continuous sociological monitoring in order to assess its effectiveness and generally determine the level of student engagement. In turn, the latter creates the need for the creation and continuous improvement of tools. The aim of this paper is to present a survey methodology to identify the degree and nature of student involvement in various extracurricular activities in HEIs. The proposed methodology is described in terms of components: 1) the research objectives to be pursued; 2) the structure of the empirical indicators and their corresponding instruments; and 3) the organization of the survey (justification of the data collection and sampling technique). This survey methodology identifies the extent and nature of students' involvement in: leisure, creative and socio-cultural activities; professional and project activities; civic and patriotic activities; student self-governance; and healthy lifestyle practices. It includes five relevant blocks of empirical indicators. Organizationally, the methodology involves conducting a survey of students (in the format of a group survey) on a stratified sample (bases of stratification: faculty and course).
Keywords: survey methodology, research tasks, empirical indicator, survey organization, students, involvement, extracurricular activities
For citation: Leonov, A.K. (2021) Features of the survey methodology application as a sociological study of student engagement in extra-curricular activities at HEIs. Theory and Practice of Social Development. (12), 51-56. Available from: doi:10.24158/tipor.2021.12.6 (In Russian).
© Леонов А.К., 2021
Сегодня перед университетами стоит задача не просто профессиональной подготовки будущего специалиста в определенной сфере, но и формирования его как проактивной нравственной личности, обладающей набором необходимых «мягких» навыков: коммуникации, работы в команде, лидерства, социального проектирования и др. Решение этой задачи во многом связано с эффективностью вовлечения студентов во внеучебную деятельность (Щеглова, 2019: 113). Организация последней требует постоянного социологического мониторинга в целях оценки эффективности работы и определения уровня студенческой вовлеченности. Это актуализирует создание и постоянное совершенствование инструментария для выявления уровня и характера вовлеченности студентов во внеучебную деятельность. Полученная в ходе такого мониторинга информация становится эмпирической основой для совершенствования воспитательной работы в вузе.
В социологической науке принято выделять несколько методологических принципов изучения студенческой вовлеченности, обобщенные Н.Г. Малошонок: 1) вложение физических и психических усилий в объект (учебу, общение, вузовские мероприятия и т. п.); 2) учет как количественных, так и качественных параметров; 3) личностное развитие студента прямо пропорционально его вовлеченности в университетскую жизнь; 4) изучение лишь тех возможностей и условий вовлеченности, которые предоставляет университет; 5) анализ наблюдаемых параметров студенческой вовлеченности (Малошонок, 2013: 182-184).
Можно выделить несколько видов участия студентов в жизни университета: 1) академическое (вовлеченность в учебный процесс); 2) социальное (вовлеченность во взаимодействие с сокурсниками); 3) внеучебное (вовлеченность во внеучебную деятельность). И если первые два имеют значительную методологическую и методическую проработку (Малошонок, 2014; Павлова и др., 2021), то последний вид еще требует осмысления, а предлагаемые для его исследования методики - апробации и обобщения.
Сложность изучения студенческой вовлеченности во внеучебную деятельность связана преимущественно с многогранностью данного феномена. Например, в примерной рабочей программе воспитания в высшем образовании обозначены следующие виды деятельности, которые реализуются зачастую вне учебного процесса: проектная, волонтерская, научно-исследовательская, международное сотрудничество, деятельность студенческих объединений, досуговая, творческая, социально-культурная, профориентационная, предпринимательская1.
Анализ научных работ, посвященных социологическому изучению студенческой вовлеченности во внеучебную деятельность, показывает, что исследователи зачастую выделяют только один аспект данного феномена: самоуправление (Агапова, 2015), предпринимательскую деятельность (Кох, 2019) или научно-исследовательскую работу (Ханов, Баширов, 2021). Другие авторы, напротив, рассматривают вовлеченность студентов во внеучебную деятельность в целом, упуская из внимания ее отдельные виды (Глебова, Бузак, 2017). Это становится причиной ограниченности используемых исследовательских методик. Таким образом, актуальна разработка комплексной опросной методики, пригодной для социологического обеспечения организации внеучебной деятельности в вузе.
К методам эмпирического изучения студенческой вовлеченности относят: наблюдение, анализ бюджетов времени, экспертный опрос, массовый опрос и глубинные интервью (Малошонок, 2013: 190). Среди названных методов массовый опрос студентов является основным, поскольку позволяет, с одной стороны, получить достоверные и имеющие практическую значимость данные, а с другой - менее трудоемок в сравнении с остальными методами. Кроме того, инструментарий массового опроса (например, анкета) позволяет исследовать вовлеченность студентов во внеучебную деятельность, в том числе в отдельные ее виды: досуговую, творческую, социально-культурную, профессионально-трудовую, проектную, гражданско-патриотическую, самоуправление, практики здорового образа жизни.
Цель данной статьи - представить опросную методику, позволяющую выявить степень и характер вовлеченности студентов в различные направления внеучебной деятельности в вузе.
Представленная ниже методика - результат апробации инструментария и общей организации исследования в рамках внутривузовского социологического мониторинга (с 2013 года). Объект исследования: студенты бакалавриата очного отделения АмГУ. Цель исследования носила смешанный познавательно-практический характер: дать оценку эффективности внеучебной и воспитательной работы со студентами для оптимизации данного вида деятельности в АмГУ.
Предлагаемая методика описывается ниже по следующим составляющим: 1) решаемые исследовательские задачи; 2) структура эмпирических индикаторов и соответствующего им инструментария; 3) организация опроса (обоснование техники сбора данных и выборки).
1 Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/education/ (дата обращения: 24.10.2021).
1. Решаемые исследовательские задачи. Поскольку предлагаемая методика направлена на изучение прикладной проблемы (совершенствование организации внеучебной деятельности по различным направлениям), все познавательные задачи предполагают разработку рекомендаций управленческого характера и структурированы по направлениям внеучебной и воспитательной работы в вузе: выявить степень и характер вовлеченности студентов в: 1) досуговую, творческую и социально-культурную деятельность; 2) профессионально-трудовую и проектную деятельность; 3) гражданско-патриотическую деятельность; 4) студенческое самоуправление; 5) практики здорового образа жизни. Основанием для постановки данных задач и их операцио-нализации стали внутренние нормативно-правовые акты АмГУ: «Концепция внеучебной и воспитательной деятельности», «Программа воспитательной деятельности», «Положение об организации воспитательной и внеучебной деятельности», «Координационный план по воспитательной и внеучебной работе». Формируемая в ходе решения данных задач информационная база составляет методологическую основу оптимизации внеучебной и воспитательной работы в университете. Далее данные тезисы будут раскрыты подробнее.
2. Структура индикаторов и инструментария. В соответствии с решаемыми задачами операциональные понятия и соответствующие им эмпирические индикаторы целесообразно разбить на пять блоков (табл. 1). В первом из них используется комбинирование прямой и обратной воронки: общие вопросы нравственного воспитания - вовлеченность в отдельные мероприятия -обобщенная оценка уровня организации и проведения данных мероприятий. Каждый последующий блок «развертывается» прямой воронкой в последовательности вопросов: обобщенная оценка - вовлеченность в отдельные мероприятия.
Таблица 1 - Структурная операционализация
Операциональное понятие Эмпирический индикатор Формулировка вопроса анкеты
1 2 3
Блок 1 «Вовлеченность студентов в досуговую, творческую и социально-культурную деятельность»
Агенты нравственного воспитания Выбор основного агента Кто, на ваш взгляд, в первую очередь несет ответственность за нравственное воспитание человека?
Самовосприятие Наделение студентов вуза определенными личностными качествами Прочтите внимательно приведенный ниже список человеческих качеств, и отметьте, какие из них, на ваш взгляд, наиболее характерны для студентов АмГУ.
Вовлеченность в мероприятия творческого и социокультурного характера Степень вовлеченности по шкале «не принимал участия - зритель -участник - организатор» В каких из перечисленных мероприятий вы принимали участие?
Оценка уровня организации и проведения мероприятий Оценка по 10-балльной шкале Как бы вы в целом оценили уровень организации и проведения мероприятий, в которых вы принимали участие?
Досуговые практики Выбор занятий Чем вы обычно занимаетесь в течение дня?
Выбор занятий Как вы чаще всего проводите свой вечер?
Блок 2 «Вовлеченность студентов в профессионально-трудовую и проектную деятельность»
Оценка образовательных результатов Оценка по 5-балльной шкале Как вы оцениваете теоретические знания и практические умения, полученные в АмГУ?
Вовлеченность в профессионально-культурное потребление Оценка частоты чтения профессиональных газет и журналов Читаете ли вы газеты, журналы (в том числе в Интернете: форумы, паблики и т.п.) по вашей профессии?
Вовлеченность в мероприятия, связанные с профессионально-трудовым воспитанием Факт проведения Факт участия Какие из перечисленных мероприятий, посвященных вашей профессии, проводились в АмГУ, и в каких вы приняли участие?
Вовлеченность в цифровые профессиональные структуры Факт регистрации на платформе Leader.ID Зарегистрированы ли вы на онлайн-платформе Leader-ID?
Вовлеченность в проектную деятельность Наличие проекта или инициативы в определенной сфере Есть ли у вас какой-либо проект или инициатива, которые вы бы хотели реализовать? Если ДА, то в какой сфере?
Степень готовности предложить свой проект или инициативу для участия в конкурсе Готовы ли вы предложить свой проект или инициативу для участия в конкурсе в целях получения организационной и финансовой поддержки для реализации этого проекта или инициативы?
Продолжение таблицы 1
Блок 3 «Вовлеченность студентов в гражданско-патриотическую деятельность»
1 2 3
Вовлеченность в мероприятия гражданско-патриотической тематики Факт проведения Факт участия Какие из перечисленных мероприятий гражданско-патриотической тематики проводились в АмГУ, и в каких вы приняли участие?
Блок 4 «Вовлеченность в студенческое самоуправление»
Представления о студенческом самоуправлении Факт известности Знаете ли вы о существовании в АмГУ органов студенческого самоуправления?
Приписывание участникам органов студенческого самоуправления определенных мотивов участия Как вы считаете, почему студенты участвуют в работе органов студенческого самоуправления?
Оценка работы органов студенческого самоуправления Оценка по 10-балльной шкале Оцените, в какой степени органы студенческого самоуправления помогают студентам в решении проблем: учебных, бытовых...
Блок 5 «Вовлеченность студентов в практики здорового образа жизни»
Соблюдение общих норм ЗОЖ Самооценка соблюдения Соблюдаете ли вы.? (распорядок дня, режим сна и отдыха, режим питания)
Вовлеченность в институциональные практики физической культуры и спорта Факт посещения Посещаете ли вы какие-либо спортивные секции, клубы, фитнес, тренажерный зал, бассейн?
(не)Вовлеченность в занятия по физкультуре Частота пропусков Случалось ли вам пропускать занятия по физкультуре по неуважительной причине?
Вовлеченность в мероприятия, посвященные ЗОЖ и физической культуре Факт проведения Факт участия Какие из перечисленных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни и физкультуре, проводились в АмГУ, и в каких вы приняли участие?
Вовлеченность в практики табакокурения и употребления алкоголя Факт курения Курите ли вы в настоящее время?
Факт употребления В настоящее время употребляете ли вы, хотя бы иногда, алкогольные напитки, включая пиво, алкогольные баночные коктейли, другие слабоалкогольные напитки?
В качестве завершающего вопроса рекомендуется предложить респондентам в свободной форме написать свои пожелания по организации воспитательной и внеучебной работы в университете. Такое решение стимулирует респондентов подытожить собственные размышления по ходу заполнения анкеты.
Последним блоком анкеты целесообразно представить социально-демографические вопросы, которые могут быть ограничены (чтобы не перегружать инструментарий) и включать: пол (индикатор - указание физического пола респондента), курс (индикатор - указание курса обучения), факультет обучения (индикатор - выбор факультета, на котором обучается респондент). Данный перечень возможно расширить, если ставится дополнительная задача описания типов студентов в зависимости от уровня их вовлеченности во внеучебную деятельность.
3. Организация опроса. Исследование осуществлялось методом опроса в форме анкетирования. Обращение к опросной методике позволяет решать поставленные задачи максимально эффективно, поскольку, во-первых, каждая из них может быть описана большим количеством индикаторов; во-вторых, затраты на проведение данного исследования сведены к минимуму; в-третьих, формализованная и стандартизированная структура инструментария и всей опросной процедуры дает возможность для проведения повторных исследований и выявления динамики изменений по всем показателям. Методика опроса: групповое анкетирование (позволяет снизить временные и организационные издержки опроса). Метод отбора респондентов: стратифицированная по курсам и факультетам выборка (по 100 респондентов с каждого факультета, пропорционально распределенных по курсам) с последующим перевзвешиванием данных по факультетам (что позволяет получить репрезентативные данные по вузу в целом).
Представим краткое изложение результатов апробации методики. В 2016 году на основе инструментария по измерению оценки культурно-нравственного воспитания в вузе была разработана анкета по разностороннему изучению вовлеченности студентов во внеучебную деятельность (за счет сокращения исходного инструментария и включения в него новых блоков вопросов). Это позволило затронуть более широкий диапазон направлений внеучебной деятельности. В 2020 году инструментарий был дополнен блоком вопросов о вовлеченности в досуговые прак-
тики, что позволило выявить проблему однообразия времяпрепровождения студентов, проживающих в общежитии в период дистанционного обучения. В связи с появлением «цифровых» структур, поддерживающих молодежные проекты и инициативы и формирующих новый тип личности и профессионала, - Агентства стратегических инициатив (АСИ), Университета 20.35, платформы Leader-ID - в анкету были введены соответствующие вопросы, касающиеся регистрации в системе Leader-ID, наличия проектов и инициатив, готовности к участию в конкурсе таких проектов.
В прикладном аспекте методика позволила определить проблемы в организации внеучеб-ной и воспитательной работы в университете и сформулировать соответствующие рекомендации: 1) вовлеченность студентов АмГУ в социокультурную деятельность можно оценить как достаточно высокую, но в то же время требующую совершенствования в плане организации мероприятий, а также популяризации тех из них, которые непосредственно формируют идеал нравственной личности (художественные выставки, литературные праздники и конкурсы, волонтерские и благотворительные акции); 2) все времяпрепровождение большинства студентов, проживающих в общежитии, сводится к дистанционному обучению и пассивному досугу: наблюдается крайнее однообразие в образе жизни студентов в период пандемии; 3) вовлеченность в профессионально-трудовую деятельность фактически ограничивается передачей теоретических знаний и формированием практических умений, что оценивается студентам достаточно высоко. Мероприятия, связанные с профессионально-трудовым воспитанием, привлекают примерно до трети студентов, что требует особой популяризации празднований профессиональных дат совместно с преподавателями выпускающей кафедры; 4) при наличии большого социального потенциала вузовской молодежи большинство студентов не знают о возможностях организаций, поддерживающих проекты и инициативы. Существует запрос со стороны обучающихся на «цифровой» ликбез (Леонов, 2020); 5) вовлеченность в гражданско-патриотическую деятельность фактически ограничивается благотворительными акциями и мероприятиями, посвященными Дню Защитника Отечества и Дню Победы. Беседа по поводу гражданских позиций, национальных ценностей, истории России, - казалось бы, простейшая форма работы в этом направлении, - применяется редко. Мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, привлекают примерно до трети студентов, что требует их популяризации; 6) существует необходимость в усилении мер информирования студентов о возможностях и реальной работе органов студенческого самоуправления; 7) относительному большинсту обучающихся удается соблюдать распорядок дня, режим сна, отдыха и питания, но не всегда. Пропуски занятий физкультуры по неуважительной причине стали практически нормой для студенчества. Мероприятия, посвященные здоровому образу жизни и физкультуре, привлекают примерно до трети студентов, что требует их популяризации. Таким образом, примерно треть студентов широко вовлечена во внеучеб-ную деятельность, еще треть - от случая к случаю.
Описанная опросная методика позволяет выявить степень и характер вовлеченности студентов в: 1) досуговую, творческую и социально-культурную деятельность; 2) профессионально-трудовую и проектную деятельность; 3) гражданско-патриотическую деятельность; 4) студенческое самоуправление; 5) практики здорового образа жизни. Она включает в себя пять соответствующих блоков эмпирических индикаторов. Общее количество вопросов анкеты: 25. В организационном плане методика предполагает проведение опроса студентов (в формате группового анкетирования) по стратифицированной выборке (основания стратификации: факультет и курс). Основным достоинством инструментария является сочетание разностороннего характера решаемых задач и лаконичность (отсутствие перегруженности вопросами).
Список источников:
Агапова Е.Н. Роль студенческого самоуправления как социального института в повышении качества высшего образования // Евразийский союз ученых. 2015. № 7-7 (16). С. 56-58.
Глебова Г.Ф., Бузак О.А. Участие студентов во внеучебной деятельности как фактор развития социальной активности молодежи: результаты исследования // Учитель и время. 2017. № 12. С. 56-65.
Кох И.А. Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности // Дискуссия. 2019. № 5 (96). С. 6-17. https://doi.org/10.24411/2077-7639-2019-10037
Леонов А.К. Представления студенческой молодежи приграничного региона о новых «цифровых» субъектах поддержки молодежных проектов и инициатив // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития : материалы Всероссийской научной конференции «XIV Ковалевские чтения». СПб., 2020. С. 546-547.
Малошонок Н.Г. Измерение студенческой вовлеченности: основные методы и их ограничения // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 177-199.
Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследований и процедура измерения // Социологические исследования. 2014. № 3 (359). С. 141-147
Павлова Е.В., Бадалян Ю.В., Смирнова С.В. Особенности «ресурса вовлеченности» студентов с разным академическим опытом // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8 (88). С. 140-148. https://doi.org/10.24158/spp.20218.20
Ханов Т.А., Баширов А.В. Научно-исследовательская работа студентов в вузе: причины снижения активности // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 209-214. https://doi.org/10.17513/snt.38724
Щеглова И.А. Может ли вовлеченность студентов во внеучебные мероприятия способствовать развитию мягких навыков? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6 (154). С. 111-121. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2019.6.07
References:
Agapova, E. N. (2015) The Role of Student Government as a Social Institution in Improving the Quality of Higher Education. Evraziiskii soyuz uchenykh. (7-7 (16)), 56-58 (in Russian).
Glebova, G. F. & Buzak, O. A. (2017) Study of the Problem of Students'' Participation in Extra-Curricular Activities of the University as a Factor in the Development of Their Social Activity. Uchitel' i vremya. (12), 56-65 (in Russian).
Khanov, T. A. & Bashirov, A. V. (2021) Scientific Research Work of Students at the University: Reasons of Reduced Activity. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. (6-1), 209-214. Available from: https://doi.org/10.17513/snt.38724 (in Russian).
Kokh, I. A. (2019) Attitude of Students to Entrepreneurship. Diskussiya. (5 (96)), 6-17. Available from: https://doi.org/10.24411/2077-7639-2019-10037 (in Russian).
Leonov, A.K. (2020) Predstavleniya studencheskoi molodezhi prigranichnogo regiona o novykh «tsifrovykh» sub"ektakh pod-derzhki molodezhnykh proektov i initsiativ [Student Youth in the Border Region about New «Digital» Subjects of Supporting Youth Projects and Initiatives]. In: Tsifrovoe obshchestvo - novyi format sotsial'noi real'nosti: struktury, protsessy i tendentsii razvitiya : materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «XIV Kovalevskie chteniya». Saint-Petersburg, рр. 546-547 (in Russian).
Maloshonok, N. G. (2013) On the Student Engagement Measurement: Basic Methods and Their Restrictions. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. (36), 177-199 (in Russian).
Maloshonok, N. G. (2014) Studencheskaya vovlechennost' v uchebnyi protsess: metodologiya issledovanii i protsedura iz-mereniya [Student Involvement in the Educational Process: Research Methodology and Measurement Procedure]. Sotsiolog-icheskie issledovaniya. (3 (359)), 141-147 (in Russian).
Pavlova, E. V., Badalyan, Yu. V. & Smirnova, S. V. (2021) Peculiarities of «Resource of Involvement» of Students with Different Academic Experience. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. (8 (88)), 140-148. Available from: https://doi.org/10.24158/spp.20218.20 (in Russian).
Shcheglova, I. A. (2019) An Student Engagement in extracurricular Activities Facilitate the Development of Their Soft Skills? Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. (6 (154)), 111-121. Available from: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.07 (in Russian).
Информация об авторе А.К. Леонов - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии Амурского государственного университета, Благовещенск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=629461.
Information about the author A.K. Leonov - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Philosophy and Sociology, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=629461.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 02.12.2021.