Научная статья на тему 'Особенности применения OLAP-технологий в торговле'

Особенности применения OLAP-технологий в торговле Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
368
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OLAP / ТОРГОВЛЯ / TRADE / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ОБРАБОТКА ДАННЫХ / PROCESSING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Цыцура К.С., Потоловский А.И.

Рассматриваются особенности применения аналитической обработки данных в сфере торговли, для решения задач анализа продаж, закупок, цен, маркетинга, движения денежных средств и склада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF OLAP-TECHNOLOGY IN TRADE

The article considers features of the application of analytical data processing in trade, to solve the problems of analysis of sales, purchasing, pricing, marketing, cash flow and stock.

Текст научной работы на тему «Особенности применения OLAP-технологий в торговле»

Информационно-управляющие системы

УДК 004.051

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ OLAP-ТЕХНОЛОГИЙ В ТОРГОВЛЕ

К. С. Цыцура, А. И. Потоловский

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: tsitsura_k_s@mail.ru

Рассматриваются особенности применения аналитической обработки данных в сфере торговли, для решения задач анализа продаж, закупок, цен, маркетинга, движения денежных средств и склада.

Ключевые слова: OLAP, торговля, анализ, обработка данных.

FEATURES OF APPLICATION OF OLAP-TECHNOLOGY IN TRADE

K. S. Tsitsura, A. I. Potolovsky

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tsitsura_k_s@mail.ru

The article considers features of the application of analytical data processing in trade, to solve the problems of analysis of sales, purchasing, pricing, marketing, cash flow and stock.

Keywords: OLAP, trade, analysis, processing.

Через современные предприятия ежедневно проходит огромное количество информации. Необходимо затрачивать очень много времени на ее обработку, из-за этого процесс принятия решений сильно затягивается. Так как предприятию для развития и получения прибыли необходимо быть успешным и конкурентоспособным, приходится прибегать к помощи информационных систем и технологий, основанных на аналитической обработке данных. В качестве такой системы выступает OLAP (Online Analytical Processing) -система аналитической обработки данных для поддержки принятия важных решений [1].

Системы OLAP, успешно решают следующие аналитические задачи в сфере торговли:

1) анализ цен (упрощает и структурирует процесс ценообразования);

2) анализ закупок (находит поставщиков, подходящих по различным показателям: надежности, максимальной выгоды от сделки, самого быстрого время поставки;

3) анализ продаж (структурный и сравнительный анализ, анализ динамики продаж);

4) маркетинг (выявление потребностей на какой-либо товар, анализ эффективности сезонных или других маркетинговых акций);

5) движение денежных средств (анализ движения и оптимизация денежных потоков);

6) склад (анализ загруженности склада, времени поставок и отправок, сроков хранения).

Анализ этих задач позволяет значительно улучшить процесс управления запасами товаров на складе, а также отслеживать потоки товарооборота и быть

постоянно в курсе о необходимости дополнительных поставок.

В «фундаменте» каждого торгового предприятия лежат два ключевых вопроса: «Какое количество товара продано» и «Сколько прибыли было получено» По мере расширения предприятия возникают все новые и новые вопросы: «Сколько прибыли получено в этом месяце по сравнению с предыдущим» или «Сколько заработал магазин № 1 по сравнению с магазином № 2» и т. п.

Рассмотрение подобных вопросов необходимо для принятия решений об изменении цен, ассортимента, открытии новых филиалов или закрытии старых, о начале проведения акций и распродаж или об их прекращении. Если проанализировать основные данные, которыми пользуются предприятия для улучшения своей работы, то можно получить таблицу, предназначенную для анализа продаж (рис. 1).

Представленная таблица выступает в качестве шаблона, который требует небольших изменений исходя из специфики работы каждого конкретного предприятия.

Системы OLAP открывают доступ к различным эффективным методам анализа [2]:

1) структурный анализ (производится анализ структуры продаж для определения наиболее важных и эффективных методов продаж);

2) динамический анализ (выявление колебаний сезонного спроса или колебаний спроса, связанных с социально-экономическими факторами);

3) сравнительный анализ (анализируются результаты продаж за различные промежутки времени или для определенной группы товаров).

Решетнеескцие чтения. 2015

Информация о процессах продаж - это еще не все, что нужно знать для успешной работы предприятия. Вместе с продажами в ОЬЛР-системах ведется и анализ закупок и состояния склада. Процесс закупок не менее важен, так как предприятия, работающие в сфере торговли, приобретают товары для последующей перепродажи.

Для удобства представления результаты анализа формируются ОЬЛР-системами в отчеты. Отчеты дают ответы на широкий спектр вопросов: себестои-

мость товаров, анализ расходов и доходов (как в общем виде, так и по определенным параметрам) и т. д.

Программные продукты, основанные на технологии OLAP, могут выступать либо в качестве многомерной серверной СУБД, OLAP-сервера, либо в качестве OLAP-клиента. Предпочтение, как правило, отдается OLAP-клиентам, по той причине, что содержание OLAP-клиента значительно ниже, чем OLAP-сервера. Пример процесса внедрения технологии OLAP в клиентское приложение представлено на рис. 2.

Категории Показатели

Время Категории товара Товар Регион Продавец Покупатель Сумма Количество

Рис. 1. Шаблон таблицы анализа продаж

Рис. 2. Пример применения методологии OLAP в клиентских приложениях

Производя анализ информационных систем для автоматизации работы предприятия, все чаще отдается предпочтение OLAP-технологиям, так как они позволяют с большой скоростью обрабатывать сложные многотабличные запросы [3]. После чего пользователь может увидеть значения показателей не только в общем виде, но и при необходимости ознакомиться с информацией более детально.

Несомненно, можно сказать, что OLAP-технологии являются очень эффективным инструментом для успешного развития предприятия. Однако следует отметить, что успешное применение этой технологии возможно только, когда собранная и проанализированная информация используется всеми подразделениями предприятия.

Библиографические ссылки

1. Баргесян А. А., Куприянов М. С. Методы и модели анализа данных OLAP и Data Mining. СПб. : БХВ-Петербург, 2004. 331 с.

2. Баргесян А. А., Куприянов М. С. Технологии анализа данных. Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP. СПб. : БХВ-Петербург, 2007. 384 с.

3. Бергера А., Горбач И. Microsoft SQL Server 2005 Analysis Services. OLAP и многомерный анализ данных. СПб. : БХВ-Петербург, 2007. 928 с.

Reference

1. Bargesyan A. A., Kupriyanov M. S. Metody I modeli analiza dannih OLAP i Data Mining. BXV-Peterburg, 2004. 331 p.

2. Bargesyan A. A., Kupriyanov M. S. Tehnologii analiza dannih. Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP. BHV-Peterburg, 2007. 384 p.

3. Bergera A., Gorbach I. Microsoft SQL Server 2005 Analysis Services. OLAP i mnogomernyj analiz dannih. BHV-Peterburg, 2007. 928 p.

© Цыцура К. С., Потоловский А. И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.