Научная статья на тему 'особенности применения моделей градуировочных характеристик датчиков давления'

особенности применения моделей градуировочных характеристик датчиков давления Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «особенности применения моделей градуировочных характеристик датчиков давления»

Секция моделирующих и управляющих комплексов

раз больше времени. Отсюда следует, что по сравнению с ИММ, работающим по схеме 1, в ИММ, функционирующих по схемам 2 и 3, могут использоваться в К21 (10) и К31 (11) раз менее производительные микроконтроллеры. Например, когда а = 0,3, N = 100, п = 8, микроконтроллеры ИММ могут работать в К21 = 72,4 и К31 = 94,4 раз медленнее. В свою очередь, по схеме 3 в ИММ для решения всех задач 1-9 отводится в 1,3 раза больше времени, чем по схеме 2.

Что же касается сдвига по времени сформированных результатов измерений и обработки по отношению к моменту оцифровки аналоговых сигналов, то наименьшее запаздывание обеспечивает схема 1 (2), наибольшее - схема 2 (6) и близкое к схеме 2, но меньшее, чем в ней - схема 3 (9). Например, когда N = 100, п = 16, запаздывания составят

АТ] = Тац, АТ2 = 108Тац и АТз = 92Тац .

На основании проведенного анализа можно рекомендовать:

1. В случае, когда результаты измерений и оценок состояний физических переменных, формирования управляющих воздействий должны выдаваться прецизионным ИММ в канал связи с частотой, в сотни раз превышающей 10/тах и с минимальной временной задержкой, работу ИММ следует организовать по схеме 1.

2. Если с выхода ИММ результаты измерений и оценки состояний физических переменных, формирования управляющих воздействий должны выдаваться в сетевой канал с частотой 10/тах либо близкой к ней, то для построения прецизионного ИММ нужно рассматривать схемы 2 и 3. Эти схемы имеют близкие характеристики, однако схема 3 позволяет не только отвести больше времени под решение задач 1-9, но и при программировании не требует разбиения решения задач 5-9 на кванты. В результате этого упрощается разработка и отладка программного обеспечения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Локотков А. Устройства связи с объектом. Модули фирмы ADVANTECH // СТА. 1997. № 2. С.32-44.

2. Пьявченко О.Н. Проектирование локальных микрокомпьютерных систем. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 238 с.

3. Годбоул К. Переход от аналогового управления электроприводом к цифровому // Электронные компоненты. 2006. № 11. С.25-33.

УДК 621.5

С.И. Клевцов

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ГРАДУИРОВОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДАТЧИКОВ ДАВЛЕНИЯ

Основными критериями и ограничениями при выборе пространственной модели градуировочной характеристики датчика давления являются: достижение заданной точности аппроксимации функции преобразования чувствительного элемента (ЧЭ) во всем диапазоне измеряемого физического сигнала и внешних воздействующих факторов; необходимый объем экспериментальных данных для построения выбранной модели; допустимый уровень сложности алгоритма вычисле-

Известия ЮФУ. Технические науки

Специальный выпуск

ния давления, обеспечивающий требуемую динамическую погрешность в рамках принятой схемы съема и обработки измеряемого физического сигнала; ограничения выбранной аппаратной платформы, на базе которой реализуется модель (объем памяти, разрядность и др.).

Наиболее простыми и широко используемыми моделями градуировочной характеристики датчика с минимальными требованиями к аппаратной части являются кусочно-линейная и полиномиальная аппроксимации [1, 2], способные обеспечить высокие показатели точности (до ±0,1 ^ 0,2 %), но при очень больших объемах экспериментальных данных (~ 10 000 точек), что практически нереализуемо даже при изготовлении небольшой партии опытных образцов.

Задача достижения прецизионной точности измерения значения физической величины в интеллектуальном датчике при приемлемом для производства объеме экспериментальных данных может быть решена при использовании мультисег-ментной модели градуировочной характеристики с линейными или нелинейными пространственными элементами [3].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бобровников Н.Р., Яркин С.В., Гридин Ю.Н., Стрыгин В.Д., Чертов Е.Д. Математическое обеспечение микропроцессорных преобразователей аналоговых пневматических сигналов // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2002. №2. С. 36-39.

2. Шапонич Д., Жигич А. Коррекция пьезорезистивного датчика давления с использованием микроконтроллера // Приборы и техника эксперимента. 2001. №1.

3. Клевцов С.И., Клевцова А.Б. Мультисегментная пространственная модель градуировочной характеристики интеллектуального датчика // Материалы международной научной конференции "Цифровые методы и технологии". Ч.4. Таганрог, 2005. С. 21-26.

УДК 629.113

Е.И. Чернов АВТОМОБИЛЬНЫЙ «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

В 2006 году общее количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Российской Федерации составило 229,1 тысячи, в которых погибло 32 724 и ранено 285,3 тыс. человек.

Часто экспертам дорожно-патрульных служб (ДПС) невозможно точно определить причину возникновения ДТП.

Актуальность разработки обусловлена тем, что с 1 января 2004 года вступил в силу Закон об обязательном страховании автомобильной гражданской ответственности, в связи с этим в достоверной оценке виновных в ДТП заинтересованы не только водители, но и страховые компании.

В решение приведенной проблемы заинтересованы также ДПС и службы медицинской помощи.

Предлагаемая разработка представляет автоматизированную систему сбора и обработки информации «черный ящик» (ЧЯ), по аналогии с авиацией, в которой находится информация об автомобиле, окружающей среде и дорожной обстановке за 30 секунд до и 15 секунд после ДТП.

По срабатыванию датчиков удара из блока навигации (GPS) считываются координаты и передаются в блок передачи радиосообщений, например, используя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.