Научная статья на тему 'Особенности применения методов развития креативных способностей личности на уроках истории в средней школе'

Особенности применения методов развития креативных способностей личности на уроках истории в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1625
2183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ИСТОРИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбкин А.Д.

Данная статья посвящена вопросу развития креативных способностей личности на уроках истории в средней школе. Рассмотрены условия и методы развития креативности школьников, а также приведены авторские задания на основе данных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения методов развития креативных способностей личности на уроках истории в средней школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070 Задание 3. Сочинение «Письмо будущему поколению». Напишите письмо будущему поколению, в котором описываете современную жизнь, современные инновации, возможные проблемы (социальные, экологические и т.д.), закодировав их перифразами. Выразите в письме собственные пожелания будущему поколению.

Задание 4. Творческий проект «Зима - волшебница в лесу», который оформляется в виде книжки с иллюстрациями. Проект состоит из трех этапов: 1) подбор загадок о зиме с перифразами; 2) подбор стихотворения о зиме с перифразами; 3) написание сочинения о зиме по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево», используя перифразы.

Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что последовательное обучение словесному творчеству при помощи перифраз будет способствовать повышению уровню коммуникативной культуры учащихся.

Список использованной литературы

1. Апресян, Ю.Д. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян// Избранные труды . - М.: Языки рус. культуры: Восточная литература, 1995.-472 с.

2. Бескоровайная, И.Г. Коммуникативно-прагматическая интерпретация лексического синонимического перефразирования: автореф.,. канд.филол.наук. / И.Г. Бескоровайная - Барнаул, 2000. - 21 с.

3. Лагунова Л.В. Использование перифразы при подготовке студентов филологических специальностей к педагогической практике / Л.В. Лагунова // Российский научный журнал. 2009. - № 12. - С. 164-168.

4. Мелешкина О.Н. Роль образных средств в развитии речи младших школьников: автореф ... канд. пед. Наук /О.Н. Мелешкина - Рязань, 2007.- 24 с.

© Ю.В. Рапаева, 2015

УДК 373.51:371.3

А.Д.Рыбкин

магистрант 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа

«Управление образовательной организацией» Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани

г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу развития креативных способностей личности на уроках истории в средней школе. Рассмотрены условия и методы развития креативности школьников, а также приведены авторские задания на основе данных методов.

Ключевые слова

Креативность, история, методика преподавания.

В соврем мире главной ценностью являются не природные ресурсы, а человеческий капитал. Именно от его качества зависит успешность государства и его экономики на международной арене. Качество человеческого капитала зависит от множества факторов, одним из которых является образование. Являясь социальным лифтом, образование во многом предопределяет то место, которое человек сможет занять в современном обществе. Качество, образования в свою очередь, определяется тем, в какой степени оно удовлетворяет потребности общества, индивидуума и экономики. Современный рынок труда нуждается в креативном человеке, человеке - творце, способном генерировать и воплощать в реальность инновационные идеи. Именно такого человека и должны воспитывать образовательные учреждения. Американский психолог А. Маслоу в своих трудах указывал на то, что креативные способности доступны каждому, но по мере

138

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

взросления большинство из нас утрачивают их под действием воспитания и образования [1]. Данное утверждение указывает на назревшую необходимость внесения изменений в методику преподавания с целью сохранения и развития креативности, как социально-полезного качества личности.

Анализируя труды Дж. Гилфорда, Е. Торренса, В. Н. Дружинина, посвященных решению данной задачи, можно сформулировать основные принципы, в рамках которых должен проходить образовательный процесс:

- создание условий для проявления креативности:

а) отсутствие критики;

б) поощрение нестандартных идей и креативного поведения;

в) отсутствие рамок, ограничений и стандартов креативной деятельности.

- организация эмоциональной вовлеченности учащихся;

- обеспечение регулярной практики и упражнений с целью развития креативности;

- наличие позитивного образца креативного поведения.

В рамках приведенных выше принципов, с целью развития креативных способностей, на уроках должны применяться на ряду с традиционными особые методы обучения. Данные методы называются эвристическими, и широко освещены в работах Андрея Викторовича Хуторского [3, с. 5]. Наиболее показательными из них для формирования креативных способностей личности являются: метод эмпатии, метод гипотез, метод «Если бы...», метод символического видения, метод рефлексии. Для наглядности рассмотрим суть данных методов и примеры заданий по истории на их основе.

Метод эмпатии (вживания). Суть метода основана на «вживании» ученика в состояние другого объекта. В качестве примера было разработано следующее задание.

Задание № 1. Представьте, что вы чудесным образом очутились на месте новгородского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским (рисунок 1). На вашу долю выпало тяжелое время. Русь находящаяся в состоянии феодальной раздробленности, подверглась нападению с трех сторон: католического запада, Золотой орды и Литвы. Противостоять всем врагам одновременно вы не можете. Как бы вы поступили в данной ситуации, находясь на месте князя. Дайте развернутый ответ, подробно описав план своих действий.

Рисунок 1 - Александр Невский

Метод гипотез. Суть данного способа развития личностных креативных способностей заключается в выполнении учащимися заданий связанных с конструированием собственных версий ответов на поднятый учителем вопрос или проблемную ситуацию. В ходе выполнения задания учащиеся выбирают основания для собственной версии, предлагают свою точку зрения на проблему, используют разноплановый подход к конструированию собственных методик. Следующим шагом является процесс наиболее полного и четкого формулирования ответов на вопрос на основе логических умозаключений и интуиции. Рассмотрим задание на основе данного метода.

139

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Задание № 2. Средневековую эпоху невозможно представить без рыцарства, а рыцарство невозможно представить без замков и крепостей. Талантливые зодчие того времени старались продумывать строение данных сооружений до мелочей. На рисунках перед вами представлены фотографии средневековых винтовых лестниц. Практически все они имеют одну особенность - они закручены по часовой стрелке (рисунок 2). Дайте развернутый ответ, с какой целью по вашему мнению это сделано?

Рисунок 2 - Средневековые винтовые лестницы

Метод «Если бы...». Данный метод основан на задании связанном с составлением описания или выполнением зарисовки картины альтернативной реальности.

Задание № 3. Представьте, что Карл Мартелл (рисунок 3) в битве при Пуатье, произошедшей в 732 году, проиграл. Арабское войско, не встретив достойного сопротивления, захватывает одну европейскую страну за другой. Какое влияние на дальнейшую судьбу нашей цивилизации оказало бы это событие? Свой ответ изложите в виде мини сочинения.

Рисунок 3 -Карл Мартелл

Метод символического видения. Окружающие человека с момента его рождения символы, могут выступать в качестве способа постижения реальности и наблюдения за ней. Особенность данного метода заключается в попытке поиска и построения учеником связей между объектом и его символом. Особенно важно уделить внимание объяснению и толкованию учениками созданных ими «символов». Пример использования данного метода представлен в задании № 4.

Задание № 4. Люди издавна пытались выразить окружающий их мир и события происходящие с ними при помощи образов и знаков. Так первобытные люди при помощи изображения определенного зверя пытались выразить его качества: силу, ловкость, храбрость. Эта традиция существовала у многих на родов. Так английский король, Ричард I (рисунок 4), за проявленную храбрость и благородство получил прозвище «Львиное сердце».

140

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Рисунок 4 - Ричард I

А каким образом, символом или знаком вы могли бы охарактеризовать русского князя Ярослава Владимировича также известного как Ярослав Мудрый, Александра Македонского, Дмитрия Донского, киевского князя Владимира Святославовича, вошедшего в историю крестителем Руси или президента РФ, Владимира Владимировича Путина? Ответ на вопрос выразите с помощью, рисунка или словестного пояснения к нему. Задание будет считаться выполненным, если знак или образ будет наиболее полно

передавать черты характера или поступки человека.

Метод рефлексии. Важность данного метода выражена главной целью обучения креативности, заключенной не только в развитии креативных способностей, но и в умении пользоваться ими осознано. Данная цель достигается за счет понимания учеником сути своей деятельности, возникших проблемах и способах их решения, а также оценке того, чему он научился в ходе урока. С помощью данного метода целесообразно завершать урок. Например, можно предложить ученикам, на основе своих впечатлений о прошедшем уроке, закончить предложения, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Форма для заполнения

Сегодня на уроке я ...______________________________________________

Лучше всего у меня получилось ...___________________________________

Причина успеха или неудачи .________________________________________

Было интересно .____________________________________________________

Осталось неясным .__________________________________________________

Хотелось бы узнать .._______________________________________________

По моему мнению я справился с заданием (отлично, хорошо, можно и лучше) .

Нужно отметить то, что креативность - это черта личности обусловленная многими аспектами. Исследователи расходятся в их количестве и составе. Е. Е. Туник выделила 4 качества, в наибольшей степени определяющих уровень развития личных креативных способностей [2]:

- склонность к риску;

- воображение;

- любознательность;

- сложность.

В связи с этим необходимо понимать, что описанные выше методы развития креативности не являются универсальными, каждый из них отвечает за одну или группу способностей, но не может охватить весь спектр влияющих на креативность качеств. Так, метод эмпатии лучше всего подходит для развития качеств «любознательность» и «воображение», метод гипотез - «сложности» и «склонности к риску», методы «Если бы ...» и символического видения позволяют развивать «воображение» и «сложность», а метод рефлексии лучше всего подходит для работы над «сложностью».

Список использованной литературы:

1. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу ; пер. с англ. М. : Смысл, 1999. -425 с.

141

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

2. Туник, Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления [Текст] / Е. Е. Туник. -СПб : Питер, 2013. - 320 с.

3. Хуторской, А. В. Как обучать творчеству? [Текст] // Дополнительное образование. - 2001. - №1. - С. 4-10.

© А. Д. Рыбкин, 2015

УДК 37

Н.А. Сангаджиева

Соискатель кафедры военной акмеологии и кибернетики Военная академия РВСН им. Петра Великого г. Москва, Российская Федерация

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЕ

Аннотация

В статье рассмотрены методическое обеспечение и пример применения методики оценки коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности обучающихся в вузе при реализации интерактивной ролевой игры. Приведены итоговые результаты педагогического эксперимента, отражающие действенность разработанной методики.

Ключевые слова

Интерактивные игры, измерение компетенций, коммуникативная компетенция.

Соответствие высшего профессионального образования современным тенденциям требует изменений в содержании учебных программ и методах обучения, широкого внедрения инновационных подходов и информационных технологий в учебный процесс, совершенствования методик профессиональной подготовки обучающихся. Интенсивные изменения современного общества, высокие темпы его социальноэкономического развития вызывают непрерывно нарастающий поток социальной и профессиональной информации и обуславливают необходимость готовить специалиста, который не будет ждать инструкций, а с первых дней станет успешно исполнять свои обязанности, проявляя творчество и разумную инициативу. Повышение качества образования подразумевает решение приоритетных задач, среди которых -обеспечение инновационного характера базового образования, реализации компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений. При этом с одной стороны, образовательная среда должна быть стандартизованной под профессиональные нормы и требования, а с другой - учитывать индивидуально-личностные особенности обучающихся. Помимо наличия базовых узкопрофессиональных знаний крайне важными являются коммуникативные навыки, гибкость мышления, возможность действовать в состоянии неопределенности и брать на себя ответственность за принятые решения, фундаментальный подход к работе, наличие междисциплинарных знаний, творческая самостоятельность, способность к саморазвитию и многое другое. По выражению проф. Солодовой Е.А. «Высшей целью организации образовательного процесса является обеспечение соответствующего уровня развития личности обучающегося, ... в соответствии с определением термина «развитие» - речь идет об эволюции личности» [7, с. 63]. Все это вместе взятое определяет актуальность поиска и разработки эффективных образовательных средств обеспечения высокого качества образования с позиций компетентностного подхода.

Экспоненциальный рост количества информации в современном обществе обуславливает востребованность формирования у обучающихся следующих качеств:

способность быстро моделировать развитие той или иной ситуации, исходя из минимальных данных (аналитические способности, логика);

возможность быстро принимать решения в условиях резко меняющейся обстановки (проявление активности, ответственность за принятие решения, инициатива, творческие способности);

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.