Научная статья на тему 'Особенности применения методологии 8D'

Особенности применения методологии 8D Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯМИ / МЕТОДИКА 8D / PRODUCTION / QUALITY ASSURANCE / QUALITY MANAGEMENT / INCONSISTENCY MANAGEMENT / 8D METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голуб Иван Алексеевич, Борисов Вячеслав Витальевич

В данной статье был рассмотрен порядок управления несоответствиями на примере производства электронных средств с применением методологии 8D. В условиях глобальной рыночной экономики большинство предприятий стараются превзойти своих конкурентов, производящих аналогичные товары. Для достижения этой цели необходим постоянный баланс между ценой товара и удовлетворенностью потребителя. Удовлетворенность потребителя напрямую зависит от количества брака в поставляемых товарах. Сегодня большинство предприятий производящих радиоэлектронную продукцию проходят сертификацию системы менеджмента качества в основе которой лежит постоянное улучшение. Один из самых действенных инструментов для постоянного улучшения это методология 8D. Эта методика является неотъемлемой частью ОУК и производства в целом. В результате можем сделать вывод, что эта методика захватывает все этапы производства, анализируя несоответствие, привносит улучшения всего процесса в целом.The paper deals with the procedure of inconsistencies management by the example of electronic means production using 8D methodology. In the conditions of global market economy most enterprises try to surpass their competitors producing similar products. To achieve this goal a constant balance between the price of products and consumer satisfaction is necessary. Consumer satisfaction directly depends on the number of defects in the supplied products. Today, most enterprises producing electronic products are certified by the quality management system based on continuous improvement. One of the most effective tools for continuous improvement is the 8D methodology. This methodology is an integral part of the quality management department and production as a whole. As a result, we can conclude that this methodology captures all stages of production, analyzing inconsistencies, and brings improvements to the whole process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения методологии 8D»

УДК 658.5

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ 8D

Голуб Иван Алексеевич, магистрант, Борисов Вячеслав Витальевич, магистрант; РТУ МИРЭА, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В данной статье был рассмотрен порядок управления несоответствиями на примере производства электронных средств с применением методологии 8D. В условиях глобальной рыночной экономики большинство предприятий стараются превзойти своих конкурентов, производящих аналогичные товары. Для достижения этой цели необходим постоянный баланс между ценой товара и удовлетворенностью потребителя. Удовлетворенность потребителя напрямую зависит от количества брака в поставляемых товарах. Сегодня большинство предприятий производящих радиоэлектронную продукцию проходят сертификацию системы менеджмента качества в основе которой лежит постоянное улучшение. Один из самых действенных инструментов для постоянного улучшения - это методология 8D. Эта методика является неотъемлемой частью ОУК и производства в целом. В результате можем сделать вывод, что эта методика захватывает все этапы производства, анализируя несоответствие, привносит улучшения всего процесса в целом.

Ключевые слова: производство; обеспечение качества;управление качеством;управление несоответствиями; методика 8D.

FEATURES OF 8D METHODOLOGY APPLICATION

Golub Ivan Alekseevich, master's student, Borisov Vyacheslav Vitalievich, master's student; RTU MIREA, Moscow, Russia

Abstract: The paper deals with the procedure of inconsistencies management by the example of electronic means production using 8D methodology In the conditions of global market economy most enterprises try to surpass their competitors producing similar products. To achieve this goal a constant balance between the price of products and consumer satisfaction is necessary. Consumer satisfaction directly depends on the number of defects in the supplied products. Today, most enterprises producing electronic products are certified by the quality management system based on continuous improvement. One of the most effective tools for continuous improvement is the 8D methodology. This methodology is an integral part of the quality management department and production as a whole. As a result, we can conclude that this methodology captures all stages of production, analyzing inconsistencies, and brings improvements to the whole process.

Keywords: production; quality assurance; quality management; inconsistency management; 8D methodology.

Для цитирования: Голуб, И. А. Особенности применения методологии 8D / И. А. Голуб, В. В. Борисов. - Текст : элекстронный // Наука без границ. - 2020. - № 5 (45). - С. 64-69. - URL: https://nauka-bez-granic. ru/№-5-45-2020/5-45-2020/

For citation: Golub I.A., Borisov V.V. Features of 8D methodology application // Scince without borders, 2020, no. 5 (45), pp. 64-69.

Описание метода 8D

Повышение качества деятельности предприятия зависит как от выбора стратегии, так и от выбора инструментов для ее исполнения. Многие большие предприятия применяют классические методы улучшений или приспосабливают их под свою деятельность и используют собственные модификации.

Компания Ford Motor разработала собственную методологию, названную «Метод 8D для командного решения проблем». Метод 8D применяют для устранения несоответствий с целью улучшения продукции или процесса. Ford Motor описывает методику 8D как организованный процесс, нацеленный на устранение несоответствий продукции методологическим и аналитическим путем [1].

Метод 8D применяется как инструмент, способствующий постоянному улучшению, что является основополагающим принципом стандартов ИСО серии 9000 и входит в систему менеджмента качества компании [2]. Методика 8D - это высокоэффективный инструмент, целью которого является нахождение истинных причин несоответствий и применения корректирующих действий, а так же осуществления полного изучения структуры, в которой возникло несоответствие для невозможности появления аналогичного несоответствия в будущем. У всех ступеней в названии имеется буква D, что означает «Дисциплина».

Структура метода 8D

Методология 8D представляет собой инструмент для нахождения истинной причины несоответствия, внедрение и реализацию корректирующих действий. В целом методология 8D соответствует циклу «Plan-Do-Check-Act»

(PDCA) [3].

D0 - подготовка. Данный подготовительный этап включает в себя сбор информационных данных о несоответствии и первичный анализ (диаграмма Парето, гистограмма, PDCA).

D1 - создание комиссии по управлению несоответствующей продукцией.

D2 - описание несоответствия. Целью данного этапа является определение и описание сути несоответствия (корреляционные диаграммы, диаграммы причинно-следственных связей).

D3 - разработка и внедрение временных действий, направленных на устранение причины несоответствия. Эффективность внедряемых действий должна быть подтверждена или верифицирована (PDCA, SPC (статистическое управление процессами), FMEA).

D4 - определение коренной причины несоответствия. Выявление одной или нескольких коренных причин, объясняющих появление несоответствия. Верификация коренной причины (контрольные карты, функции распределения, корреляционные диаграммы, диаграмма Тренда, диаграмма Парето).

D5 - определение постоянных корректирующих действий. Выбор одного или нескольких постоянных корректирующих действий, направленных на устранение коренной причины и их верификация. Выбираются наиболее оптимальные с точки зрения эффективности и затраченных ресурсов действия (метод мозгового штурма, FMEA).

D6 - внедрение и валидация постоянных корректирующих действий. На данном этапе внедряются действия, определенные на шаге D5 как оптимальные (гистограмма, PDCA, FMEA).

D7 - предупреждающие действия.

Выбор и внедрение предупреждающих действий (метод мозгового штурма, PDCA, FMEA).

D8 - формализация выводов. Последний шаг завершает все назначенные действия и коррекции. Подводится результат и определяется эффективность применения методологии 8D.

Порядок управления несоответствующей продукцией (работами, услугами)

Рассмотрим управление несоответствующей продукцией (работами, услугами), осуществляемое с применением методологии 8D на примере производства радиоэлектронных средств (табл.).

Методология 8D

Таблица

№ Этап Ответственные Сроки Результат

1 2 3 4 5

1 D0 Поступление документа о регистрации несоответствия в адрес ОУК/ отдел Метрологии (Акт входного контроля с указанием несоответствия/ Отчет о несоответствии/ Служебная записка от подразделения, обнаружившего несоответствие) Заказчик/подразделение, обнаружившее несоответствие/Начальник ОУК/ Начальник отдела Метрологии 1 день Запись в журнале учета претензий и рекламаций/запись в Журнале учета несоответствий, выявленных при изготовлении/запись в электронном Журнале учета несоответствий

2 D1 Формирование комиссии по управлению несоответствующей продукцией (работами, услугами) Начальник ОУК/Началь-ник отдела Метрологии 1 день после п. 1 Приказ о создании комиссии с приложением к нему полученного документа регистрации несоответствия

3 D2 Описание несоответствия: - определение значимости несоответствия; - определение типа несоответствия Работник, обнаруживший несоответствие/Комиссия по управлению несоответствующей продукцией (работами, услугами)/На-чальник ОУК/ Начальник отдела Метрологии 2 дня после п. 2 Запись в журнале учета претензий и рекламаций/запись в Журнале учета несоответствий, выявленных при изготовлении/запись в электронном Журнале учета несоответствий

4 D3 Анализ несоответствия. Планирование и реализация коррекции и временных сдерживающих действий, в том числе оценка финансовых потерь Комиссия по управлению несоответствующей продукцией (работами, услугами)/ исполнители, ответственные за коррекцию и временных сдерживающих действий/Начальник ОУК/ Начальник отдела Метрологии 2 дня после п. 2 Запись в электронном Журнале учета несоответствий

Продолжение таблицы

5 D4 Определение коренной причины Комиссия по управлению несоответствующей продукцией (работами, услугами)/ подразделение, допустившее несоответствие/Начальник ОУК/ Начальник отдела Метрологии 2 дня после п. 2 Запись в электронном Журнале учета несоответствий/ Акт исследования

6 D5 Разработка корректирующих действий Подразделение, допустившее несоответствие/ Комиссия по управлению несоответствующей продукцией/Начальник ОУК/ Начальник отдела Метрологии Не более, чем через 5 дней после п. 5 План корректирующих мероприятий

7 D6 Внедрение и реализация корректирующих действий. Оценка результативности Исполнители, ответственные за проведение корректирующих мероприятий/ Начальник ОУК/ Начальник отдела Метрологии В соответствии с планом корректировок План корректирующих мероприятий с отметкой о выполнении

8 D7 Разработка, внедрение и реализация мероприятий по улучшению Комиссия по управлению несоответствующей продукцией (работами, услугами)/ подразделение, ответственное за реализацию предупреждающих действий/Начальник отдела Метрологии Разработка не более, чем через 7 дней после п. 5. Реализация в соответствии со сроками, установленными в Перечне предупреждающий действий Перечень предупреждающих действий

9 D8 Формализация выводов Начальник ОУК 1 день после пп. 7, 8 Формирование отчетного пакета документов, содержащего всю информацию о несоответствии

Предприятие обеспечивает применение дифференциального подхода в процессе классификации и управления несоответствующей продукцией (работ, услуг) путем определение значимости несоответствия в зависимости от:

- места обнаружения;

- повторяемости;

- влияния на работоспособность/ эксплуатацию конечного продукта (работы, услуг) [4].

- воздействия на график и бюджет проекта.

Несоответствия классифицируются по следующим причинам:

- отсутствие/невыполнение технологии/порядка выполнения работ;

- неисправности/несоответствия оборудования;

- недостаточная компетентность/ квалификация персонала;

- несоответствие материалов/комплектующих;

- несоответствие внешних факторов/производственной среды/инфраструктуры [4].

Несоответствия подразделяются на типы:

- тип 1 - требуется переделка/ ремонт/дополнительное испытание/ инспекция, предусмотренные процедурами компании производящей радиоэлектронные средства;

- тип 2 - требуется переделка/ремонта/дополнительное испытание/ инспекция, проведение которых предусмотрено нормативными документами, но требует разработки дополнительных процедур для устранения несоответствий;

- тип 3 - продукция (работа, услуги) может быть использована без переделки/ремонта/дополнительного испытания/инспекции;

- тип 4 - требования не могут быть выполнены, а продукция (работа, ус-

луги) подлежат замене [4].

В заключении перечислим основные функции этого метода:

- анализ несоответствия;

- причина несоответствия;

- корректирующие действия;

- улучшение процесса;

- выводы.

Таким образом, использование метода 8D повышает уровень качества за счет уменьшения количества бракованных изделий. Метод 8D может оказаться весьма трудоёмким и достаточно сложным в реализации. Поскольку данный метод учит работать в команде, он требует дополнительного обучения персонала и использования инструментов качества. Благодаря методике 8D значительно снижается вероятность повторного возникновения несоответствий, из-за выявления коренной причины на ранних этапах производства.

Список литературы

1. Валько, Е. В. Методика 8D как инновационное решение проблем связанных с качеством в производственном процессе / E. B. Валько, А. В. Гетманова. - Текст : электронный // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - № 8. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9629 (дата обращения: 20.04.2020).

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования : национальный стандарт Российской Федерации : дата введения 2015-11-01 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - Изд. официальное. - Москва : Стандартинформ, 2015. - 39 с. - Текст : непосредственный.

3. 8D Report : официальный сайт. - URL: https://www.8dreport.com/articles/8d-report (дата обращения: 20.04.2020). - Текст : электронный.

4. Магомедов, Ш. Ш. Управление качеством продукции : учебник / Ш. Ш. Магомедов, Г. Е. Беспалова. - Москва : Дашков и К°, 2018. - 335 с. - ISBN 978-5-394-01715-5. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Val'ko E.B., Getmanova A.V. Metodika 8D kak innovacionnoe reshenie problem svyazannyh s kachestvom v proizvodstvennom processe [8D Methodology as an innovative solution to quality problems in the production process]. Economics and Management of innovative technologies, 2015, no. 2. Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9629 (Accessed 20 April 2020).

2. State Standard R ISO 9001-2015. Quality management systems. Requirements. Moscow, Standartinform Publ., 2015. 39 p. (in Russian)

3. 8D Report. Available at: https://www.8dreport.com/articles/8d-report (accessed 5 April 2020).

4. Magomedov Sh.Sh., Bespalova G.E. Upravlenie kachestvom produkcii [Product Quality Management]. Moscow, Dashkov i K°, 2018. 335 p.

Материал поступил в редакцию 04.05.2020 © Голуб И.А., Борисов В.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.