Научная статья на тему 'Особенности применения методик социологии медицины в условиях детского инфекционного стационара'

Особенности применения методик социологии медицины в условиях детского инфекционного стационара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭФФЕКТИВНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ / ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ / EFFECTIVE INTERACTION IN DOCTOR-PARENT RELATIONSHIPS / INFECTIOUS DISEASES / SOCIOLOGY OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каплунов К. О.

Межличностное взаимодействие в паре врач-родитель больного ребенка оказывает разнонаправленное влияние на результаты лечения последнего. В статье описываются особенности применения методик социологии медицины, используемые в условиях детского инфекционного стационара для изучения интеракции в системе «врач-родитель ребенка» с целью определения возможностей и путей ее последующей коррекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каплунов К. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of applying methods of medicine's sociology in the environment of children's infection in-patient facility

Doctor-Parent communication influences the treatment outcomes of child. In article application's features of techniques of medicine sociology used for studying interaction in doctor-parent relationships in children's infectious hospital are described

Текст научной работы на тему «Особенности применения методик социологии медицины в условиях детского инфекционного стационара»

К.О. Каплунов,

врач-инфекционист, аспирант кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины ГБОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, г. Волгоград, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ИНФЕКЦИОННОГО СТАЦИОНАРА

УДК 614.253

Каплунов К.О. Особенности применения методик социологии медицины в условиях детского инфекционного стационара (ГБОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, г. Волгоград, Россия)

Аннотация. Межличностное взаимодействие в паре врач-родитель больного ребенка оказывает разнонаправленное влияние на результаты лечения последнего. В статье описываются особенности применения методик социологии медицины, используемые в условиях детского инфекционного стационара для изучения интеракции в системе «врач-родитель ребенка» с целью определения возможностей и путей ее последующей коррекции.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, эффективная интеракция, инфекционные болезни, социология медицины.

Инфекционные болезни остаются одной из важнейших причин заболеваемости детского населения, находясь на пятом месте в структуре общей заболеваемости детей до 14 лет [1]. Каждый случай болезни ребенка оказывает существенное негативное влияние на всех членов семьи. Согласно исследованиям, проведенным в Российской медицинской академии последипломного образования, более 50% родителей подтвердили, что на фоне инфекционного процесса у ребенка, в частности, острой респираторной вирусной инфекции, существенно ухудшается качество жизни всех членов семьи, у 43% снижается качество профессиональной деятельности. Экономические потери государства только от острых респираторных инфекций у детей превышают 50 млрд. руб. в год [2].

Среди причин детской смертности в 2013 г. инфекционная патология продолжала оставаться в тройке «лидеров», уступая только травмам и болезням органов дыхания.

Особая актуальность борьбы с детскими инфекциями прослеживается в Волгоградском регионе, поскольку именно здесь наблюдаются наиболее высокие показатели среди всех регионов ЮФО.

Все вышеперечисленное диктует необходимость поиска новых подходов и способов борьбы с инфекционными болезнями у детей. Успех в этой борьбе может быть достигнут не только лечебно-диагностическими приемами, но и изучением и влиянием на социальные аспекты взаимодействия медицинского персонала и пациентов (а также их родителей в случае педиатрической практики). Основной целью такого взаимодействия является оптимизация межличностных коммуникаций, играющих важную роль в выздоровлении ребенка.

Известно, что клинические методы исследования не могут объяснить нюансы межличностного взаимодействия в паре «доктор-пациент», в связи с чем изучением проблематики социальной интеракции меди-

К.О. Каплунов, 2015 г.

№7 Менеджер

3015 здравоохранения /

цинских работников и пациентов занимается социология медицины [3, 4].

Цель исследования — с использованием методов и приемов социологии медицины уточнить характер интеракции в дуэте «врач-родитель больного ребенка» и определить направления влияния на этот процесс для улучшения результатов лечения детских инфекций.

Материал и методы

В нашем исследовании использованы следующие методики социологии медицины: анкетирование, интервьюирование, метод кейсов и фокус-группа.

Проведенное анкетирование с последующим интервьюированием охватило 43 врача-инфекциониста детских инфекционных стационаров Волгограда с целью идентификации отношения докторов к участию родителей ребенка-пациента в процессе его стационарного лечения. Среди наших респондентов преобладали женщины с опытом работы более 20 лет. Анкета включала 7 вопросов. По результатам анализа полученных данных те же врачи были проинтервьюированы с целью уточнения ключевых позиций. Был использован метод простого интервью.

Помимо этого, проводилось анкетирование 147 госпитализированных по уходу за больным ребенком родственников для определения уровня их комплаентности и удовлетворенности лечебным процессом. Мы провели опрос родителей, бабушек и опекунов детей, находящихся на стационарном лечении по поводу инфекционных заболеваний. Анкетирование проводилось во всех отделениях детских инфекционных стационаров Волгоградской области, максимально охватывая присутствующие нозологии. Анкета включала 10 вопросов.

Опрос проводился в каждом отделении в течение одного рабочего дня, дабы исключить повторное включение респондентов в опрос. Все родители охотно отвечали на вопросы анкеты и участвовали в интер-

вью, которое проводилось после анкетирования, с целью прояснить некоторые отмеченные в анкетах позиции.

Также использовался метод кейс-стади, позволяющий анализировать сложные конфликтные ситуации в клинической практике с точки зрения социологии медицины. Изучены истории болезней детей, находившихся на стационарном лечении в инфекционных отделениях детских больниц Волгограда. Рассматривалась первичная медицинская документация тех детей, чьи родители подавали письменные жалобы на медицинский персонал указанного медучреждения в 2012-2014 гг. Целью изучения данных случаев явился аналитический обзор межличностного взаимодействия медицинского персонала и родителей больных детей для оптимизации последнего и исключения отрицательного воздействия негативной интеракции на лечебный процесс ребенка. Нозологические формы, рассмотренные в методе кейсов, чаще всего относились к группе острых респираторных и кишечных инфекций, а также их сочетаний: острый бронхит, острый ларинго-трахеит, инфекционный мононуклеоз, пневмония, острый гастроэнтероколит, эшерихиоз. Нередко указанная патология комбинировалась с ЛОР-болезнями (острый средний экссудативный отит, аденоидные вегетации), неврологическими (детский церебральный паралич, эпилепсия) и хирургическими (острый аппендицит, перитонит) заболеваниями.

Фокус-группа проведена с привлечением экспертов медицинского, социологического, юридического профилей. Состоялась она на базе Отдела этической, правовой и социологической экспертизы в медицине Волгоградского медицинского научного центра. Раздаточный материал — данные анкетирования врачей и госпитализированных по уходу за ребенком родственников, Интернет-материалы, данные о нозологическом статусе пациентов одного из детских инфекционных стационаров Волгограда. Материал был отобран на базе одной клинической больницы

1енеджер №1

здравоохранения 2015

Как вам кажется, взаимодействия с врачом:

Малоинформативные 4%

.Затрудняюсь ответить 1%

Полезные. 11%

их присутствие в стационаре нежелательно 4%

чаще мешают врачу в процессе, лечения 9%

Вы считаете, что родители:

иногда помогают, иногда мешают

всегда помогают врачу в процессе лечения 9%

чаще помогают врачу в процессе

для того, чтобы сделать сравнительные процедуры очевидными для участников. Экспертная группа состояла из 11 участников.

Собственные результаты и их обсуждение

Проведенные исследования показали следующее. Анализ информации, полученной методом анкетирования родителей, обнаружил, что около 84% из них считают свои взаимодействия с врачом необходимыми, 11% считают их полезными, 4% указали на малоинформатив-ность таких бесед (рис. 1). Никто не отметил бесполезность диалога с врачом.

Следовательно, диалог лечащего врача с родителем больного ребенка является обя-

Рис. 1. Мнения родственников о важности взаимодействия с врачом

Рис. 2. Мнения врачей о роли родителей в лечебном процессе

зательным условием повышения качества интеракции в паре врач-родитель ребенка. При этом риторика со стороны медика должна носить взвешенный, аргументированный и позитивно окрашенный в эмоциональном отношении характер.

Вместе с тем анкетирование и интервьюирование, проведенное среди врачей, показали, что неподготовленность и некомпетентность родителей в ситуации болезни ребенка характеризуют их поведение как рисковое, что не могут не отметить врачи. Несмотря на то, что почти 3/4 респондентов утверждали, что родители чаще помогают врачу в процессе лечения, почти все они (96%) указали, что родственники ребенка-пациента

№7 Менеджер

3015 здравоохранения /

Э-

Считаете ли Вы, что в случаях инфекционных заболеваний детей их родственники выступают факторами риска:

затрудняюсь ответить

4%

Рис. 3. Мнения врачей о родственниках детей-пациентов как источниках риска

в позитивнои моральной поддержке 5%

в осуществлении профилактики инфекционных болезней

В чем должна заключаться помощь родственников больного ребенка?

9%

в обеспечении лекарствами 5%

в отсутствии самолечения 5%

в уходе за ребенком 19%

Рис. 4. Мнения врачей о помощи со стороны родственников

с той или иной частотой могут выступать и как факторы риска в процессе лечения последнего, при этом чуть более 1/3 докторов заявили, что это случается часто (рис. 2, 3).

Подобные сведения служат очевидным доводом в пользу необходимости введения в штатное расписание детских лечебных учреждений медицинского психолога. Его совместные с врачами усилия улучшат взаимодействие медперсонала и родителей, что в свою очередь послужит повышению качества лечения детей. О необходимости усиления штатов педиатрических стационаров психо-

логами отмечено сторонами-участницами и в ходе проведения фокус-группы.

Наконец, еще одним подтверждением значимости качества интеракции в паре педиатр-родитель ребенка и необходимости улучшения их взаимодействия служит установленный в ходе анкетирования и интервьюирования врачей, а также анализа данных кейс-стади и фокус-группы следующий факт. Несмотря на единодушное признание существующих рисков в поведении родителей, врачи признают их помощь в лечении не просто полезной, но и необходимой.

1енеджер № 1

здравоохранения 3015

Большая часть респондентов указала, что наиболее эффективной помощью со стороны родственников является неукоснительное соблюдение врачебных назначений (57%), меньшую группу (19%) составили доктора, считающие правильный уход за ребенком результативным родительским действием (рис. 4).

Эти данные говорят о необходимости широкой просветительской и информационной работы с родителями детей как в формате их общения с медиками, так и в целом в работе соответствующих государственных институтов и ведомств.

Выводы

1. Изучение особенностей взаимодействия доктора и пациента в педиатрической практике осложняется тем, что отношения в системе «врач-пациент» трансформируются в триаду «врач-родитель-пациент (ребенок)». Учитывая, что в детские инфекционные стационары госпитализируются в основном дети дошкольного возраста, их вклад в интеракцию незначителен в силу незрелости функциональных систем, в частности, коммуникативных способностей. Таким образом, возрастает важность эффективных взаимоотношений между врачом и родителем, кото-

Литература

рая будет позитивно либо негативно влиять на результаты лечения ребенка.

2. Позитивное воздействие на лечебный процесс родитель может оказать, правильно ухаживая за своим больным ребенком, выполняя все указания и назначения врача, проводя профилактические мероприятия. Неком-плаентные родители, негативно настроенные по отношению к действиям врача, не выполняющие его рекомендаций, прибегающие к самолечению, зачастую могут нивелировать усилия доктора, ухудшив тем самым прогноз лечения ребенка. Профилактику таких ситуаций можно и нужно реализовать на основе достоверных медико-социологических данных.

3. В свою очередь необходимость построения эффективной коммуникации с медицинским персоналом признает большинство госпитализированных по уходу родственников ребенка. Меры, направленные на нивелирование негативных мотивов, способных в значительной мере снизить эффективность интеракции в системе «врач-родитель», могут стать мощным фактором скорейшего выздоровления ребенка. Взаимодействие двух исключительно позитивных агентов (врача и родственника) будет способствовать оптимальным результатам лечения.

1. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/population/zdrav/zdr2-1.xls (дата обращения 06.11.2014).

2. Лаврентьев О.Э. Социальное взаимодействие врачей-педиатров и родителей в профилактике и лечении ОРВИ у детей//Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Волгоград, 2011. — 26 с.

3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 520 с.

4. Решетников A.B. Социология медицины. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 256 с.

UDC 614.253

Kaplunov K.O. Application's features of methods of medicine sociology in relation to children's infections

(Volgograd state medical university, Volgograd, Russia)

Abstract. Doctor-Parent communication influences the treatment outcomes of child. In article application's features of techniques of medicine sociology used for studying interaction in doctor-parent relationships in children's infectious hospital are described.

Keywords: effective interaction in doctor-parent relationships, infectious diseases, sociology of medicine.

N°1 Менеджер

2СЭ15 здравоохранения /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.