Научная статья на тему 'Особенности применения метода когнитивной психодрамы для людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением'

Особенности применения метода когнитивной психодрамы для людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
771
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савилов В. Б., Ефремова Д. Н., Дмитриев А. Л.

В статье представлено обоснование термина «когнитивная психодрама», рассматриваются особенности применения метода когнитивной психодрамы как производной традиционного метода психодрамы для пациентов с мягким когнитивным снижением. Определяется сходство и специфические различия в технике проведения психотерапевтических сессий. Метод когнитивной психодрамы направлен на преодоление эмоциональных трудностей, которые затрудняют полноценное социально-психологическое функционирование человека в пожилом возрасте с мягким когнитивным снижением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савилов В. Б., Ефремова Д. Н., Дмитриев А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of application of the method cognitive psychodrama for the elderly with mild cognitive decline

The article presents the justification of the term cognitive psychodrama, deals with the use of the cognitive psychodrama, as a derivative of the traditional method of psychodrama for patients with mild cognitive decline. Determined the similarities and specific differences in the technique of conducting psychotherapeutic sessions. The method of cognitive psychodrama aims to overcome the emotional difficulties that impede the full social and psychological functioning of the person in the elderly with mild cognitive decline.

Текст научной работы на тему «Особенности применения метода когнитивной психодрамы для людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КОГНИТИВНОЙ ПСИХОДРАМЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С МЯГКИМ КОГНИТИВНЫМ СНИЖЕНИЕМ

В.Б. Савилов, Д.Н. Ефремова, А.Л. Дмитриев Медико-реабилитационное отделение филиала ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева «ПНД № 15», Москва

В статье представлено обоснование термина «когнитивная психодрама», рассматриваются особенности применения метода когнитивной психодрамы как производной традиционного метода психодрамы для пациентов с мягким когнитивным снижением. Определяется сходство и специфические различия в технике проведения психотерапевтических сессий. Метод когнитивной психодрамы направлен на преодоление эмоциональных трудностей, которые затрудняют полноценное социально-психологическое функционирование человека в пожилом возрасте с мягким когнитивным снижением.

Ключевые слова: мягкое когнитивное снижение, когнитивная психодрама, деструктивные эмоциональные состояния, пожилой возраст.

Актуальность разработки специальных психотерапевтических методов (когнитивная психодрама) для пациентов пожилого возраста обусловлена возрастными и когнитивными особенностями личности, а также необходимостью профилактики развития депрессивных нарушений. Снижение тяжести переживаемых деструктивных эмоциональных состояний (психотравм) позволяет восстановить уровень социально-психологического функционирования пожилого человека.

В настоящее время в России отмечается интерес к методам социально-психологической реабилитации людей пожилого возраста. В возникновении нарушений социального функционирования значительная роль принадлежит возрастным (соматические и когнитивные особенности), стрессовым факторам. В современных исследованиях выделяется особая значимость социальных последствий стрессовых, депрессивных и ассоциируемых с ними нарушений [Нечипоренко В.В. и соавт., 2005; Волошин В.М., 2005; Король-кова И.И., 2006; Короленко Ц.П., 2007].

Сочетание синдромов тревоги и депрессии — довольно распространенное явление среди возрастных пациентов, в том числе в лечебных учреждениях общего профиля [Кудрявцева Н.А., 2004; Красильников Г.Т, 2005; Кристал Д., 2006; Решетников М.М., 2006; Холмогорова А.Б., 2006; Простяков А.И., 2009].

Несмотря на значительное количество работ, посвященных клинике, дифференциальной диагностике, лечению и профилактике нарушений эмоциональной сферы личности, вопросы о методах социально-психологической реабилитации для людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением остаются либо недостаточно исследованными, либо дискуссионными.

Механизмы психотерапевтического воздействия в отношении людей пожилого возраста при мягком когнитивном снижении в сочетании с невротическими расстройствами изучены в значительно меньшей степени.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что воздействие психотравм еще не заключает в себе возможности невротического состояния. Тяжесть эмоциональных расстройств определяется сочетанием определенных типологических особенностей нервной системы и самой личности больного [Масагутов Р.М. и соавт., 2005; Счастный Е.Д., 2005; Потапов О.В., 2007; Волкан В.И. и соавт., 2007; Rothbaum B.O., 2008; Собенникова В.В., 2009].

В обыденной жизни встречаются обстоятельства (психотравмы), которые выглядят резко отличающимися от других. Эти состояния насыщенны разнообразными эмоциями и переживаниями (страх, чувство обиды, вина, тревожность, злоба, беспомощность, переживание утраты значимого человека и т. д.).

В рамках экзистенциально-гуманистическо- 20 го направления психотерапии эти состояния определяются как «экзистенциальный кризис» [Осипова А.А., 2005; Майков В.В. и соавт., 2005; z

В.Б. Савилов, Д.Н. Ефремова, А.Л. Дмитриев. Особенности применения метода когнитивной психодрамы для людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением // СОВРЕМЕННАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИИ И НЕВРОЛОГИИ 2017, № 1

Энтони С., 2009]. Для людей пожилого возраста переживаемый экзистенциальный кризис во многом определяет их уровень социально-психологического функционирования вплоть до развития диссоциированного одиночества.

Особого внимания заслуживает влияние направленного формирования новых качеств личности пожилого человека, способствующих разрешению кризиса самопринятия через формирование адекватной структуры иерархии мотивов в условиях психотерапевтического процесса.

Метод психодрамы [А. Морено] в большей степени относится к экзистенциально-гуманистическому направлению и рассматривает кризис самопринятия как неизбежный поворотный пункт или критический момент, после которого развитие личности повернется в сторону обретения доверия к себе и, используя возможности роста, — способности к выздоровлению и дальнейшей дифференциации.

Когнитивная психодрама как адаптированный вариант этого метода для пожилых людей с мягким когнитивным снижением позволяет уменьшить риск развития личности по невротическому сценарию. Метод когнитивной психодрамы учитывает ведущую деятельность, характерную для этого возрастного периода, психологические и психические особенности личности. Метод направлен на преодоление эмоциональных трудностей, которые затрудняют полноценное социально-психологическое функционирование человека в пожилом возрасте с мягким когнитивным снижением.

В научной литературе всё более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание и регресс, скорее, это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Согласно современной классификации возрастных периодов к зрелому возрасту относят интервал от 40 до 60 лет, к пожилому возрасту — 61-80 лет; к старости — 81-90 лет и к периоду долгожительства (преклонному возрасту) — свыше 91 года [3].

Из геронтологических исследований известно, что пожилому возрасту сопутствует ухудшение здоровья, снижение памяти, нередко — спад творческой активности, нарастание неуверенности и тревожности, мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда — неуживчивость и черствость, появление или усиление подавленности. Очевидно, что люди пожилого возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и ^ реагировать на изменения в самих себе.

Путь сохранения интеллекта связан с реализацией активного взаимодействия в социальной и практической сфере. Расширение социальных г контактов или поддержка их на достаточно высо-

ком уровне преодолевают у пожилых людей категоричность и косность суждений, стремление к опоре на прошлый опыт вопреки логическим построениям [7].

Ортодоксальные, плохо корригируемые взгляды могут противоречить обстоятельствам жизни, вызывая тяжелые душевные переживания у пожилых людей. В этом случае в качестве компенсаторного противовеса выступают защитные механизмы личности. Не изменяя своих критериев ценности, пожилой человек представляет внешние обстоятельства особым образом, а желания выступают в роли фантазий, и, погружаясь в нереальный мир, он начинает в нем жить, как страус, который прячет голову в песок, когда скрывается от преследователей. В данном случае пожилые люди нуждаются в проведении психологической коррекции для усиления способности к изменению отношения к самому себе, чтобы научиться переоценивать и включать свой внутренний опыт, принимать противоположную позицию. Такой косвенной формой и является метод когнитивной психодрамы.

Результаты исследований закономерностей возрастного развития в научной школе Б. Г. Ананьева позволили ввести в геронтопсихологию понятие реституциализации в геронтогенезе. Комплекс процессов восстановления, направленных на улучшение нейротрофических механизмов, и определяется новыми качествами личности, развивающимися в пожилом возрасте.

В 1980-х гг. установлено, что негативные психологические факторы (одиночество, тревога, депрессия, пониженный уровень стрессоустой-чивости) являются предиктами снижения когнитивных способностей. Позитивные качества личности, такие как наличие жизненной цели, постоянный интерес к новому, освоение новых навыков по принципу компенсации, являются стимулами формирования новых нейронных связей [1].

На пожилого человека воздействует взаимно связанная группа биологических и социальных факторов развития, результатами которой является формирование нового статуса личности в пожилом возрасте. «В особенностях позднего возрастного этапа социализации индивидуума прослеживаются изменения в иерархии мотивов с преобладанием мотива с эстетической направленностью в качестве ведущего в деятельности» [1, 6].

Следовательно, традиционное применение метода психодрамы (по Морено), исходя их психологических особенностей людей пожилого возраста, не приводит к достижению намеченного результата. Это обусловлено тем, что метод психодрамы нацелен на спонтанное раскрытие подавленных переживаний, когда в процессе импровизации человек выплескивает на окружающих собственную боль или гнев. Для пожилых

людей с мягким когнитивным снижением это практически невозможно. Они, в силу особенностей когнитивной сферы, воспринимают информацию на наглядно-действенном и конкретном уровне. При таком состоянии операциональной стороны мышления этот всплеск (боли, гнева) принимается исключительно в свой адрес, а не в адрес героя произведения, что может привести к противоположному результату.

Пожилой человек с мягким когнитивным снижением вместо формирования нового представления о себе и своих возможностях может усилить негативные переживания.

Учитывая, что элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх, мы, сохраняя базовые принципы метода, адаптировали его к процессу когнитивной реабилитации людей пожилого возраста.

Разработанная в медико-реабилитационном отделении (филиал ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева «ПНД № 15», МРО, главный врач — Кос-тюк Г.П.) программа восстановления когнитивных функций включает, помимо базовых специализированных тренингов, психотерапевтическую составляющую, которая завершается когнитивной психодрамой.

Когнитивная психодрама — адаптированный для пожилых людей с мягким когнитивным снижением метод драмотерапии. Он основан на психотерапевтическом действии, представляющем собой чтение по ролям художественного произведения.

В процессе чтения специально подобранного произведения создаются условия для побуждения участников процесса к импровизационным замечаниям. Именно за счет высказываемых замечаний каждого участника группы создаются предпосылки для самопроизвольного раскрытия внутреннего мира пожилого человека, его чувств, переживаний, имеющих непосредственное отношение к возникшим у него проблемам. По законам апперцепции пациенты самостоятельно приходят к осознанию проблемы путем интерпретации действий героев читаемого произведения и ассоциативного переноса на собственные жизненные ситуации.

Метод когнитивной психодрамы способствует тренировке необходимого для этого навыка чтения, концентрации внимания на сюжете и действиях членов группы, развивает способность к направленному размышлению о характере героя, его эмоциональных переживаниях и формулированию выводов.

При разборе произведения каждый участник когнитивной психодрамы буквально соотносит себя с определенной группой героев или ситуацией.

После психотерапевтического разбора произведения, на фоне специально подобранного

музыкального сопровождения участники когнитивной психодрамы, без внешнего контроля со стороны психотерапевта, самостоятельно прочитывают произведение полностью, вкладывая в интонацию героев собственное отношение к событию.

Предложенный метод способствует осознанию причинно-следственных связей между собственными действиями и сложившимися отношениями с близкими людьми, а также развитию эстетической составляющей мотивов поведения.

Основой когнитивной психодрамы как метода психотерапии является инсайт. Под термином «инсайт» мы понимаем внезапное осознание ситуации, понимание собственной роли в ее развитии. Высказывание участника рассматривается как действие, основанное на импровизации, в основу которой положен характер героя читаемой пьесы и жизненный опыт пациента.

Необходимое условие для проведения психодрамы — доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. «Проживая» важные ситуации, пожилой человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношение к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений с близкими людьми, обществом в целом и самореализации.

Большое значение при проведении сессии когнитивной психодрамы уделяется чувственному эффекту. Чувственное переживание (инсайт), которое развивается при актуализации внутренних конфликтов участников, выявляемых в ходе психодраматического чтения, в щадящей форме запускает механизм разрешения кризиса самопринятия.

У пожилых людей с мягким когнитивным снижением в силу социально-экономических факторов нет пространства выбора собеседников или интеллектуальной деятельности, а где есть выбор — там есть развитие.

В процессе обсуждения пьесы участники, воспринимая созвучные собственным переживаниям высказывания членов группы, буквально объединяются с ними в дружеские союзы. Этот феномен также является одним из значимых достижений общего процесса социально-психологической реабилитации. Участие в психотерапевтической сессии расширяет круг эмоционального общения пожилого человека, снижает риск развития диссоциированного одиночества.

Пьеса, поступки героев, ситуация развития сюжета — это своеобразный фундамент, на котором каждый участник строит собственное понимание описываемого автором события (сюжета). Высказывания участника не ограничиваются рамками, заданными автором про- ° изведения, есть простор как для применения жизненного опыта, так и творчества. Особенно 1 интересны высказывания участников в отношении г

предполагаемого финала произведения. Э. Эриксон, анализируя задачи развития личности в пожилом возрасте, писал, что «...на каждом этапе развития есть возможность развития».

Когнитивная психодрама — это итоговое занятие, которым завершается программа когнитивной реабилитации, рассчитанная на 28 дней. За этот период специалисты отделения (психотерапевты, психологи) выделяют мишени психотерапевтического воздействия и собственно само произведение. Выбор произведения определяется значимостью описываемого сюжета в жизни каждого участника группы. За распределение ролей отвечают сами участники. Они самостоятельно выбирают роль, образ одного из героев читаемого произведения, интонацию.

Задача психотерапевта — наблюдать за соблюдением правил поведения в группе и задавать вопросы, стимулирующие активность выражения пациентами переживаний и умозаключений в процессе чтения произведения. Кроме того, психотерапевту необходимо контролировать время высказывания каждого из участников, не целесообразно превращать часовое занятие в сольное выступление одного из участников.

Морено делал акцент на трех основных видах психодрамы. Отличие между видами заключается в доминировании определенной психотерапевтической мишени (проблемы) [2, 5]. Этот принцип заложен и в метод когнитивной психодрамы. В процессе проведения когнитивной психодрамы акценты, расставленные автором на своих героев, смещаются на самих участников. Характер действия героя опосредуется с конкретной личности участника на героя произведения:

1) проблема одного человека. Разбор действий одного героя (например, короля Лира, волка Акелы, царя Салтана, графа Альмавиа, Розины, Онегина и др.);

2) проблемы (конфликты, обиды) взаимодействия всех героев произведения (герои пьесы «Пять вечеров», «Три девушки в голубом», «Золотая рыбка», социальные роли в дворянском обществе в «Евгении Онегине» и пр.);

3) проблема темы, значимой для всех участников группы (воспитание детей: «Золушка», «Гамлет, принц датский»; распределение наследства: «Король Лир»; взаимоотношения между поколениями и т.п.);

Когнитивная психодрама, проводимая как итоговое занятие программы реабилитации, закладывает в структуру личности ресурсный компонент. Ресурс личности выстроен на понимании ^ того, почему именно таким образом сложились отношения с близкими людьми.

Задачи когнитивной психодрамы:

1. Активизация процесса чтения как психиче-

01

г ской функции. Удержание внимания на процессе

чтения всего произведения. Четкость артикулирования и интонирования при предъявлении эмоциональной составляющей выбранной роли. Выделение причинно-следственных связей в отношениях героев, сложившейся ситуации. Построение завершенного высказывания.

2. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.

3. Выработка новых стратегий поведения на основе самопонимания пациентом собственных действий и эмоциональных реакций в сходных ситуациях.

4. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования на проблему.

5. Формирование готовности к новому адекватному поведению и новым способам эмоционального реагирования.

Психодраматическое прочитывание ролей способствует изменениям в поведении участника, его отношении к проблеме (теме), осознанию деструктивных установок и позитивных способов эмоционального реагирования на сходные ситуации в реальной жизни.

Проговаривание (интерпретация) переживаемых героем произведения эмоций, совершаемых им поступков и получение обратной связи от группы не в свой адрес, а в адрес героя способствует расширению репертуара поведенческих навыков участника, ослаблению ригидных стереотипов. Принятие возможности совершения нового действия определяет развитие навыка объективного отношения к чувству вины (обиды, тревоги), к своим действиям в тех обстоятельствах, и радость от осознания уверенности в собственных силах для решения других трудных жизненных ситуаций. К. Ясперс отмечал, что «.у старости есть преимущества. Старый человек духовен — никому не завидует, свободен от диктата» [4, 8].

У людей в пожилом возрасте складывается жесткий внутренний порядок структуры личности. Активизация компенсаторных механизмов личности требует глубинной перестройки иерархии мотивов. Без этого попытки принудительного введения в сознание вытесненных переживаний, не предваренные систематической работой по укреплению ясно осознаваемых психологических установок, вызывают резкое сопротивление и порождают отрицательное отношение пожилого человека подобному вмешательству.

Становится понятно, почему советы пожилым людям не всегда находят у них поддержку. Советы нужно давать тогда, когда они расположены слушать, и предлагать в косвенной форме. Метод когнитивной психодрамы исключает доминантность и директивность даваемых установок как со стороны психотерапевта, так и со стороны группы. Пожилой пациент самостоятельно формулирует собственные программы

действий через анализ характера героя, описанного в тексте.

В качестве стимулов, положительно влияющих на изменение установок и разрушение стереотипов действий пожилого человека, можно выделить следующие:

• предоставление участнику свободного выбора как относительно участия в когнитивной психодраме, так и относительно выбираемой роли;

• вовлечение пациента в активную умственную деятельность;

• возможность внесения собственных импровизаций и интерпретаций;

• получение участником положительного подкрепления от группы по окончании чтения;

• безусловное принятие его умозаключений и выводов;

• возможность получения обратной связи от остальных участников процесса.

Пожилые люди по-разному реагируют на переживаемые трудные жизненные обстоятельства. Некоторые пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет понижения уровня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необходимого (например, прогулок) и действовать так, как если бы потребности не существовало. Некоторые из пожилых людей преодолевают конфликты, пытаются манипулировать мнением окружения, стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном, как им кажется, направлении. Другие находят выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. Есть те, которые прибегают к различным формам самообмана.

С помощью специально организованного реабилитационного процесса область интересов расширяется, и пожилой человек с мягким когнитивным расстройством обретает уверенность в своих силах.

В процессе разбора действий героев произведения происходит формирование достаточной психической гибкости, которая (как новое качество личности) позволяет правильно понять себя и окружающих, способствует устойчивой положительной адаптации к переменам.

У пожилых людей прослеживается тенденция поделиться своими воспоминаниями. Они охотно рассказывают о тягостных обстоятельствах своей жизни и связанных с ними переживаниях. Разрядка возникает от совместно прочувствованной ситуации. Рассказывая о герое, пожилой человек вкладывает в интерпретацию его характера собственную историю. Становясь слушателем, слышит мнение участников о других героях произведения.

Подобная обратная связь помогает каждому участнику сессии лучше разобраться в себе, поделиться тяжелыми впечатлениями. Этот прием позволяет «сохранить лицо» тем участникам, которые еще не обрели уверенность, но осознали необходимость изменения деструктивных форм поведения. Метод когнитивной психодрамы создает условия для переложения индивидуального (частного) опыта на общечеловеческие проблемы. С помощью этого приема происходит понижение степени уникальности собственного тяжелого переживания и его завершение через формулирование обобщенного вывода.

Кроме того, все участники психотерапевтического процесса — люди одного поколения, и их беды близки. Нередко в процессе интерпретации, рассказе о своем герое человек расстается с тайнами, которые при применении других техник требуют больших специальных усилий, и это тоже способствует облегчению тяжести эмоционального состояния пациента.

Возможность признания через рассказ о себе как герое произведения и безоценочное принятие совершенного признания позволяет участнику снять различные формы эмоционального напряжения путем разделения ноши с группой, без переложения ответственности на другого человека (родственника, супруга и др.).

Метод когнитивной психодрамы способствует преодолению защитных позиций у пожилого человека, усиливает эмоциональную вовлеченность в общественную жизнь, помогает изучению собственных проблем, достижению инсайта. Амплитуда изменения личностных качеств служит во многом отражением как естественных процессов замедления старения, так и влияния факторов социального характера, собственно организованного реабилитационного процесса.

Среди современных тенденций развития технологий психотерапевтической поддержки людям пожилого возраста в европейской культуре выделяют следующие мишени: локализацию в историческом времени, эффективность в сфере труда, социальные ориентации и функции семьи по отношению к пожилым.

Статья профессора истории, редактора Journal of family history Тамары Харевен (Университет Кларка, Вустер, штат Массачусетс, США) содержит очерк о культурно-исторической трансформации процесса старения. Т. Харевен [7] предлагает рассматривать следующие культурно-социальные факторы, которые определяют, во-первых, специфику процесса старения, во-вторых, положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратеги- ° ческие знания, работоспособность, взаимную зависимость, традиции и религию, потерю ролей и ролевую неопределенность, потерю z

о сч

будущего. Доход — это то, по мнению Т. Харевен, «на чем держится экономика пожилого человека, а если его нет, то пожилой человек попадает в угнетенную группу и целиком зависит от доброй воли родственников или благотворительности общества... Собственность является основой в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека» [7].

Учитывая представления европейской культуры и отечественные культурные традиции, при проведении сессий по методу когнитивной психодрамы нами выделены следующие психотерапевтические мишени:

1. Взаимоотношения, поступки и причины конфликтов членов семьи. В пожилом возрасте часто происходят конфликты с родственниками, супругами, детьми («Сказка о царе Салтане, царевиче Гвидоне и царевне Лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Фигаро»).

2. Разрешение внутреннего конфликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопереживает драматические ситуации других людей, существенно более тягостные и глубокие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои неудачи по-другому, оценивая их по сравнению с горем других участников. Люди, способные искренне сопереживать страданиям окружающих, не только облегчают их другим, но способствуют улучшению и своего психического состояния (пьеса «Пять вечеров», рубаи О. Хайяма).

3. В массовом сознании роль пожилого человека в обществе расплывчата и отсутствуют соответствующие ролевые критерии. Когда человек стареет, общество и семья как общественная единица не предъявляют к нему никаких требований, словно вытесняют его на периферию общественных отношений, тем самым лишают его определенной роли, меняют статус. Ролевая неопределенность деморализует пожилых людей. Она лишает их социальной идентичности и часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность. Кроме того, неструктурированные ситуации в пожилом возрасте вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них («Король Лир», «Три девушки в голубом», басни И.А. Крылова).

В заключение можно привести слова К. Юнга: «.в старости есть путь задачи — подготовка к бытию». Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для К. Юнга середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. «.Человек во второй половине

жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности» [6].

Анализ результатов программы реабилитации, для людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением, реализуемой в отделении, показал, что применение метода когнитивной психодрамы как адаптированный вариант драмотерапии для пожилых людей с мягким когнитивным снижением позволяет уменьшить риск развития личности по патологическому сценарию проведения.

Характер, поведение пожилого человека — это конструкты, определяющие целостность личности и ее свойства, структуры динамические. Специально организованный реабилитационный процесс задает импульс к формированию положительных изменений, развитию новых стратегий преодоления собственных трудностей. Именно по этим критериям (характер, поведение) отмечают позитивные изменения у пожилого человека родственники пациентов.

Прохождение курса реабилитации способствует тому, что интересы пожилых людей становятся более разнообразными, они готовы к затрате времени и сил на физическую или умственную работу. Недостатки характера, такие как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые были невыносимыми, преобразовались в социально приемлемые формы. Внимание пожилого человека, ранее заостренное на его собственных недомоганиях и переживаниях, и стремление заинтересовать ими всех остальных переключилось на явления социальной жизни. Пожилой человек с интересом воспринимает идеи и сведения, которые были ему неизвестны раньше, без категорического отрицания.

Таким образом, метод когнитивной психодрамы целесообразно применять в процессе когнитивной реабилитации людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением. Опираясь на базовые принципы драмотерапии, метод когнитивной психодрамы построен с учетом психологических особенностей, невротического состояния и соматического здоровья пожилого человека с мягким когнитивным снижением.

Участие в сессии когнитивной психодрамы способствует в «экологической» форме самостоятельному и осознаваемому принятию своего прошлого опыта и эмоциональных реакций на травмирующие ситуации. Формирует навыки реализации новых программ (стратегий) поведения в возможных ситуациях в будущем. Позволяет расширить круг безопасных коммуникаций и общения. Кроме того, метод когнитивной психодрамы расширяет психотерапевтический репертуар методов когнитивной реабилитации людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением.

Литература

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии — Л.: ЛГУ, 1974. — 127 с.

2. Беляев В.А. Путешествие в психодраму и социологию. — М.: КРАСАНД, 2010. — 184 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учеб. пос. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Перцев А.В. Молодой Ясперс: рождение экзистенциализма из пены психиатрии. Старость. — М., 2012.

5. Ходырева З.М. Что такое психодрама? — М., 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шагидаева А. Б. О старости как последнем этапе онтогенеза // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 725-729.

7. Якимова Е.В., Харевен Т.К. Последний этап: исторические аспекты зрелости и старости // Социальная геронтология: Современные исследования. — М.: ИНИ-ОН РАН, 1994. — С. 104.

8. Ясперс К. Философское ориентирование в мире. — М.: РООИ «Реабилитация», 2012.

Features of application of the method cognitive psychodrama for the elderly with mild cognitive decline

V.B. Savilov, D.N. Efremovа, A.L. Dmitriev

Medical rehabilitation branch of the PKB n 1 im. N.. Alekseeva "HDPENo. 15", Moscow

The article presents the justification of the term cognitive psychodrama, deals with the use of the cognitive psychodrama, as a derivative of the traditional method of psychodrama for patients with mild cognitive decline. Determined the similarities and specific differences in the technique of conducting psychotherapeutic sessions. The method of cognitive psychodrama aims to overcome the emotional difficulties that impede the full social and psychological functioning of the person in the elderly with mild cognitive decline.

Keywords: mild cognitive decline, cognitive psychodrama, destructive emotional state, getting older.

о

CN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.