Научная статья на тему 'Особенности применения механизма государственно-частного партнёрства в сфере обращения с отходами'

Особенности применения механизма государственно-частного партнёрства в сфере обращения с отходами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / WASTE MANAGEMENT / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Образцова Анастасия Сергеевна

Кризисные явления мировой экономики мне могут не влиять на внутренние процессы, происходящие во всех отраслях народного хозяйства России. В складывающихся условиях экономика страны требует реформирования. На первый план выходят проблемы ресурсосбережения, а в дальнейшем и ресурсозамещения. Их успешное решение может быть достигнуто путём развития и совершенствования сферы обращения с отходами. Одним из наиболее перспективных механизмов функционирования отрасли может стать государственно-частное партнёрство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of application of public-private partnership in waste management

The crisis of the world economy has big influence on the processes in all sectors of the Russian economy. In the current situation, the economy requires reforming. On the first ground there are resource problems and in consequence transition from natural resources to the resources getting from recycling. The successful solution of this problems can be achieved through the development and improvement of waste management. One of the perspective opportunities for the industry is a public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Особенности применения механизма государственно-частного партнёрства в сфере обращения с отходами»

УДК 504.064.47

Особенности применения механизма государственно-частного партнёрства в сфере обращения с отходами

Образцова А.С.

Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Аннотация: Кризисные явления мировой экономики мне могут не влиять на внутренние процессы, происходящие во всех отраслях народного хозяйства России. В складывающихся условиях экономика страны требует реформирования. На первый план выходят проблемы ресурсосбережения, а в дальнейшем и ресурсозамещения. Их успешное решение может быть достигнуто путём развития и совершенствования сферы обращения с отходами. Одним из наиболее перспективных механизмов функционирования отрасли может стать государственно-частное партнёрство.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, обращение с отходами, народное хозяйство.

The features of application of public-private partnership in waste management

Obraztsova A.S.

The Committee on economic policy and strategic planning of S aint-Petersburg, S aint- Petersburg

Abstract: The crisis of the world economy has big influence on the processes in all sectors of the Russian economy. In the current situation, the economy requires reforming. On the first ground there are resource problems and in consequence transition from natural resources to the resources getting from recycling. The successful solution of this problems can be achieved through the de-

velopment and improvement of waste management. One of the perspective opportunities for the industry is a public-private partnership.

Keywords: public private partnership, waste management, national economy.

Одним из самых значимых факторов обеспечения конкурентоспособности экономики какой-либо страны в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления. Эффективное функционирование государственного аппарата управления играет большую роль в успешном и необходимом реформировании экономикой и социальной сфер в том числе и в России. В условиях наметившейся тенденции снижения темпов экономического роста значительно возрастает роль государственного участия и контроля в выборе приоритетных направлений расходов особенно в социально и экологически значимых отраслях народного хозяйства.

При этом государство не должно подменять собой рынок. Государственное производство и распределение в большинстве случаев менее эффективны, чем производство и распределение в рыночной экономике. Недостаточная эффективность участия государства в сфере производства и распределения товаров и услуг компенсируется привлечением частного сектора в форме партнерства. Одной из форм реализации такого партнёрства публичной и частной сторон является государственно-частное партнёрство (далее - ГЧП).

Для реализации ГЧП необходимы три основных элемента. Во-первых, наличие публичных органов власти, заинтересованных в реализации намечаемых проектов и обладающих политической волей. Во-вторых, наличие частного партнёра, готового к сотрудничеству с органами власти как заказчиками услуг капитального характера и обеспечивающими возврат вкладываемых средств, а также минимальный уровень доходности через механизмы тарифных сборов или платежей, в том числе в форме субсидий, за счёт средств бюджетов. В-третьих,

отношения указанных субъектов в форме партнерства, которое предполагает соблюдение равноправия сотрудничающих сторон по отношению к вложенным ресурсам, распределение рисков между публичным и частным партнерами, а также разделение финансовых результатов реализации проекта.

Гарантийная поддержка, предоставляемая по средствам участия государства в партнёрствах, обеспечивает как соблюдение интересов незащищённых слоёв населения в социально ориентированных сферах, так и стимулирование притока дополнительных инвестиций в отрасли народного хозяйства страны.

В качестве одной из наиболее перспективных сфер для применения механизма ГЧП при реализации проектов необходимо рассматривать отходоперерабатывающую отрасль. С одной стороны, особо пристальное внимание к данной сфере вызвано огромным количеством нерешённых проблем обращения с отходами производства и потребления на всех этапах и во всех формах их существования. Стоит также отметить, что данный сегмент является стратегически важным для развития народнохозяйственного комплекса России как с точки зрения экологической жизнеспособности общества, так и в разрезе стратегического направления ресурсозамещения.

С другой стороны, примеры успешной реализации инвестиционных проектов в области обращения с отходами в России доказывают рентабельность этой отрасли хозяйства, что делает её привлекательной площадкой для инвестиционной деятельности со стороны субъектов частного предпринимательства.

Создание концепции управления отходами предполагает взаимоувязку всех этапов в последовательный скоординированный на всех уровнях управления процесс, которые в настоящее время реализуются выборочно как с точки зрения технологических и организационных приёмов, так и в отношении территориальной организации [2]. Важным аспектом при разработке концепции является наличие единой стратегической цели и стратегии управления отходами.

Стоит отметить, что отходоперерабатывающая отрасль характеризуется разветвлённой структурой, а процесс обращения с отходами, в свою очередь, включает в себя множество стадий. Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1] обращение с отходами включает в себя следующие виды деятельности: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов. Каждый в отдельности этап является сложным технологическим процессом, который состоит из определённого набора работ. Организация эффективного функционирования каждой стадии процесса обращения с отходами требует реализации следующих мер:

— Закрепление законодательных механизмов регулирования данного направления хозяйственной деятельности;

— Включение инвестиционных проектов в федеральные адресные программы, адресные программы субъектов Российской Федерации;

— Финансирование деятельности с привлечением средств федерального бюджета, а также бюджетов Российской Федерации и привлечение частных инвестиций в отрасль;

— Контроль соблюдения федеральной стратегии обращения с отходами в рамках конкретного направления и стимулирование всех участников процесса со стороны государства с использованием финансовых и нефинансовых инструментов;

— Наличие технической и технологической базы;

— Учреждение специализированных программ обучения и, как следствие, наличие квалифицированных кадров.

Важной особенностью данной отрасли является необходимость координации со стороны публичных органов власти всех уровней в различных формах. В данном случае государство выступает в роли системообразующего элемента который, с одной стороны, не даст такой многоуровневой и слож-ноорганизованной системе распадаться на множество несогласованных между собой элементов и процедур. А с другой стороны, органы государственной власти всех уровней являются

непосредственными участниками процесса и контролирующими инстанциями.

На уровне применения экономических механизмов регулирования процесса строительства инфраструктуры рассматриваемого сегмента народного хозяйства должно соблюдаться условие рентабельности её функционирования, что является важным аспектом при привлечении в отрасль частных инвесторов и, в частности, представителей малого и среднего бизнеса, участие которых будет наиболее целесообразным в локальных проектах реализуемых на уровне муниципалитетов или конкретных промышленных предприятий.

Обеспечить уровень минимальной рентабельности для частного партнера и взять на себя определенную долю рисков при выполнении проекта может государство за счёт использования механизмов ГЧП. При этом в результате реализации проекта в пользу публичного партнёра осуществляются платежи в бюджет в виде налога на прибыль, налога на имущество, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость. В ряде случаев, в соответствии с законодательством, деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта, может не облагаться налогом на имущество и налогом на добавленную стоимость. В отношении частного партнёра публичная сторона обязуется компенсировать понесённые им затраты (в каждом конкретном случае соглашением оговаривается состав таких затрат), а также минимальную заявленную внутреннюю норму доходности на собственные средства, вложенные инвестором. В реализуемых проектах в сфере переработки отходов внутренняя норма доходности принимает значение 15-18%.

В сфере обращения с отходами производства и потребления партнёрство в форме ГЧП позволяет государству предлагать привлекательные бизнесу проекты, которые не могут быть реализованы в чисто рыночных условиях из-за высоких рисков и невысокой прибыльности проекта. Таким образом, предложенная модель могла бы быть полезной на практике. А также имеются все возможности для внедрения данной формы

сотрудничества и активного её применения во всех отраслях народного хозяйства страны.

Библиографический указатель:

1. Закон Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ с изм. и дополн. в ред. от 29.12.2014

2. Каменик Л.Л. Генеральные направления стратегии управления отходами в России // Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции "Рециклинг отходов". СПб.: 4-7 декабря 2013 г.. С. 12-16.

Bibliography:

1. Federal Law "About Production and Consumption Waste" from 24.06.1998 № 89-FZ, as amended. and supplemented 29.12.2014

2. Kamenik L.L. General directions of waste management strategy in Russia // Miscellany of materials of the XIV International scientific-practical conference "Waste Recycling". SPb .: 4-7 December 2013. S. 12-16.

Об авторе:

Образцова Анастасия Сергеевна - аспирант ФГАОУ ВО «СПбПУ». Комитет по экономической политике и стратегическому планированию, специалист 1-й категории отдела экономического анализа и планирования бюджетных расходов, Санкт-Петербург, (obrastcova. anastasiia@yahoo.com).

About the author:

Obraztsova Anastasiia Sergeevna - Рostgraduate student of Saint-Petersburg Polytechnical University. The Committee on economic policy and strategic planning of Saint-Petersburg, Specialist of 1-st category of the department of economic analysis and planning of budget expenditures, Saint-Petersburg, (obrastcova. anastasiia @ yahoo.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.