Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

55
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРТИСТА БАЛЕТА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРЕСС / СЦЕНИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вяткина Лада Брониславовна, Соснина Дарья Николаевна

В данной статье изложены теоретические аспекты и концептуальные основы феномена стрессоустойчивости, рассмотрены и описаны подходы к данному феномену психологической науки, раскрыты особенности проявления стресса в профессиональной деятельности артиста балета и перечислены механизмы формирования и развития стрессоустойчивости, как неотъемлемой способности, ведущей к успеху деятельности. Любая деятельность человека связана со стрессовыми ситуациями различного характера, особенно ярко это выражено в исполнительской деятельности артиста балета. Развитие стресса, его причины с точки зрения психологического аспекта находят свое отражение в поведении артиста, в его трудовой активности. В статье приводятся результаты взаимосвязи особенностей проявления этого свойства под воздействием сценического стресса в исполнительской деятельности артиста балета и копинг-стратегий. Выявленные корреляты позволили предположить, что применяемые виды копинг-стратегий значительно снижают уровень тревожности, нервозности, порой агрессивности и приводят к установлению внутреннего баланса артиста балета перед выходом на сцену. В работе приводятся рекомендации психологического содержания, направленные на применения копинг-стратегий, позволяющее артисту балета преодолеть сценический стресс в исполнительской деятельности, что повышает практическую значимость исследования. Впервые выявлена экспериментальным путем характеристика сценического стресса и его проявления в исполнительской деятельности артистов балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF COPING STRATEGIESIN THE PERFORMANCE ACTIVITIES OF BALLET DANCERS

This article outlines the theoretical aspects and conceptual foundations of the phenomenon of stress resistance, examines and describes approaches to this phenomenon of psychological science, reveals the features of stress in the professional activity of a ballet dancer and lists the mechanisms of formation and development of stress resistance as an integral ability leading to the success of the activity. Any human activity is associated with stressful situations of various kinds, this is especially pronounced in the performance of a ballet dancer. The development of stress, its causes from the point of view of the psychological aspect are reflected in the behavior of the artist, in his work activity. The article presents the results of the relationship between the features of the manifestation of this property under the influence of stage stress in the performance of a ballet dancer and coping strategies. The revealed correlates suggested that the various types of coping strategies used significantly reduce the level of anxiety, nervousness, sometimes aggressiveness and lead to the establishment of an internal balance of the ballet dancer before going on stage. The paper provides recommendations of psychological content aimed at the application of coping strategies, which allows the ballet dancer to overcome stage stress in performing activities, which increases the practical significance of the study. For the first time the characteristics of stage stress and their manifestations in the performing activities of ballet dancers were revealed experimentally.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА»

ПСИХОЛОГИЯ

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 98-105. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 14. P. 98-105.

Научная статья УДК 159.99

doi: 10.24412/2712-827Х-2023-14-98-105

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА

1 2 Лада Брониславовна Вяткина , Дарья Николаевна Соснина

1 2

' Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия 1 lada.viatkina@yandex.ru sosninadn@mail. ru

Аннотация. В данной статье изложены теоретические аспекты и концептуальные основы феномена стрессоустойчивости, рассмотрены и описаны подходы к данному феномену психологической науки, раскрыты особенности проявления стресса в профессиональной деятельности артиста балета и перечислены механизмы формирования и развития стрессоустойчивости, как неотъемлемой способности, ведущей к успеху деятельности. Любая деятельность человека связана со стрессовыми ситуациями различного характера, особенно ярко это выражено в исполнительской деятельности артиста балета. Развитие стресса, его причины с точки зрения психологического аспекта находят свое отражение в поведении артиста, в его трудовой активности. В статье приводятся результаты взаимосвязи особенностей проявления этого свойства под воздействием сценического стресса в исполнительской деятельности артиста балета и копинг-стратегий. Выявленные корреляты позволили предположить, что применяемые виды копинг-стратегий значительно снижают уровень тревожности, нервозности, порой агрессивности и приводят к установлению внутреннего баланса артиста балета перед выходом на сцену. В работе приводятся рекомендации психологического содержания, направленные на применения копинг-стратегий, позволяющее артисту балета преодолеть сценический стресс в исполнительской деятельности, что повышает практическую значимость исследования. Впервые выявлена экспериментальным путем характеристика сценического стресса и его проявления в исполнительской деятельности артистов балета.

Ключевые слова: исполнительская деятельность артиста балета, стрессоустойчивость, копинг-стратегии, стресс, сценический стресс.

Для цитирования: Вяткина Л.Б., Соснина Д.Н. Особенности применения копинг-стратегий в исполнительской деятельности артистов балета // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 14. С. 98-105. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-98-105

© Вяткина Л.Б., Соснина Д.Н., 2023

Original article

FEATURES OF THE USE OF COPING STRATEGIES IN THE PERFORMANCE ACTIVITIES OF BALLET DANCERS

1 2 Lada B. Vyatkina , Daria N. Sosnina

1 2

' Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 1 lada.viatkina@yandex.ru sosninadn@mail. ru

Abstract. This article outlines the theoretical aspects and conceptual foundations of the phenomenon of stress resistance, examines and describes approaches to this phenomenon of psychological science, reveals the features of stress in the professional activity of a ballet dancer and lists the mechanisms of formation and development of stress resistance as an integral ability leading to the success of the activity. Any human activity is associated with stressful situations of various kinds, this is especially pronounced in the performance of a ballet dancer. The development of stress, its causes from the point of view of the psychological aspect are reflected in the behavior of the artist, in his work activity. The article presents the results of the relationship between the features of the manifestation of this property under the influence of stage stress in the performance of a ballet dancer and coping strategies. The revealed correlates suggested that the various types of coping strategies used significantly reduce the level of anxiety, nervousness, sometimes aggressiveness and lead to the establishment of an internal balance of the ballet dancer before going on stage. The paper provides recommendations of psychological content aimed at the application of coping strategies, which allows the ballet dancer to overcome stage stress in performing activities, which increases the practical significance of the study. For the first time the characteristics of stage stress and their manifestations in the performing activities of ballet dancers were revealed experimentally.

Keywords: performing activity of a ballet dancer, stress resistance, coping strategies, stress, stage

stress.

For citation: Vyatkina L.B., Sosnina D.N. Features of the use of coping strategies in the performance activities of ballet dancers. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;14:98-105. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2023-14-98-105

Введение

Любая деятельность человека связана со стрессовыми ситуациями различного характера, особенно ярко это выражено в исполнительской деятельности артиста балета. Развитие стресса, его причины с точки зрения психологического аспекта находят свое отражение в поведении артиста, в его трудовой активности. Ситуация стресса или напряженность, которую испытывает исполнитель перед выходом на сцену не редко называют «боязнью рампы» или «страхом выступления», иногда «предпремьерным возбуждением», такое состояние справедливо можно охарактеризовать как «сценический стресс» [Соковикова 2020; Bakker 1988, 1991; Marchant-Haycox, Wilson 1992].

Это целостное психофизиологическое состояние личности, которое возникает при сложной ситуации, взаимосвязано с чувствительным отношением к выполняемой деятельности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается

вегетативными и эмоциональными изменениями. Это состояние выражается как в положительных, так и в отрицательных результатах в деятельности. «Ценность» артиста определяется, толерантностью к «сценическому стрессу», то есть уровнем достижений, результатов, которых способен добиться танцовщик в стрессовой ситуации.

Основная часть

Данное исследование проводилось в 2021-2022 гг. на базе Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Выборку составили артисты балета в количестве 103 человека. Диагностическая процедура осуществлялась в условиях исполнительской деятельности во время гастролей, конкурсов, фестивалей а также в текущих репертуарных спектаклях театра. В результате исследования было выявлено, что сценический стресс артистов балета в первую очередь влияет на творческую составляющую исполнительской деятельности. А такое свойство личности как стрессоустойчивость позволяет сохранять высокую эффективность и работоспособность в экстремальных условиях деятельности, оказывая разнонаправленное влияние на различные компоненты деятельности артиста балета и выполняя функцию противодействия сценическому стрессу. Иными словами, стрессоустойчивость является своеобразным ресурсом совладания.

По данным Л.И. Анциферовой, это целенаправленное поведение или события, которые позволяют справиться с трудной ситуацией, через осознание стратегий действий [Анциферова 1991]. Различные авторы по-разному рассматривают типы копинг-стратегий.

По мнению Р.М. Грановской, копинг-стратегии, осуществляются при соблюдении трех условий: при полном осознании возникших трудностей, с помощью знаний способов эффективного совладания именно с ситуацией данного типа и умением своевременно применить их на практике. Некоторые авторы также определяют копинг-стратегии как осознанные варианты бессознательных защит [Грановская 1994].

В основе высокой устойчивости к сценическому стрессу у актеров лежат различные приемы психической регуляции деятельности, направленные на организацию поведения перед выходом на сцену и использование различных копинг-стратегий - своеобразных реакций совладания со стрессом. Эти механизмы нацелены либо на самого себя, сфокусированные на собственных эмоциях - «субъектно-ориентированный» тип, либо на окружающий вокруг мир, то есть ориентированные на проблему - «проблемно-ориентированный» тип. Р. Лазарус выделяет несколько возможных стратегий совладания:

- конфронтационный копинг (усилия по изменению ситуации, готовность к риску);

- дистанирование (стремление уменьшить значимость ситуации);

- самоконтроль (усилия по регулированию своих чувств и действий);

- принятие ответственности (признание своей роли в решении проблем);

- бегство-избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия избегания проблемы);

- планирование решения проблемы (усилия по изменению ситуации, аналитический подход к проблеме);

- положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения ситуации) [Грановская 1994; Лазарус 1989].

Для определения копинг-стратегий, с помощью которых артисты с различной степенью устойчивости к стрессу справляются со сценическим стрессом, был выполнен сравнительный Ъ-критериальный метод, который позволяет выделить значимые отличия в двух группах испытуемых, «стрессоустойчивых» и «стрессонеустойчивых». В результате было выявлено, что артисты, относящиеся к разным группам, используют различный набор копинг-стратегий. Так, «стрессоустойчивые» используют следующие стратегии: конфронтационный копинг, самоконтроль, непринятие ответственности, планирование решения проблемы. «Стрессонеустойчивые» используют совершенно другую комбинацию приемов: социальная поддержка, принятие ответственности, избегание проблемы, положительная переоценка (рис. 1).

а б

Рис. 1. Стратегия преодоления стресса у артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости: а - устойчивые, б - не устойчивые к стрессу

В стрессовой ситуации «стрессонеустойчивые» артисты для успешной деятельности применяют ограниченное количество стратегий совладания. В основном они стремятся уменьшить значимость ситуации, мысленно избегают проблем, не склонны к риску, стремятся создать положительное значение ситуации. И что очень важно - нуждаются в социальной поддержке.

«Стрессоустойчивые» артисты используют разнообразные комбинации всех перечисленных копинг-стратегий. Например, именно готовность к риску у них сочетается с мысленным избеганием проблемы и созданием положительного значения ситуации (это один стиль совладания). А уменьшение значимости стрессовой нагрузки у них сочетается с высоким самоконтролем и усилиями по изменению ситуации (это второй стиль совладания). Артисты, используют различный набор копинг-стратегий. Так, «стрессоустойчивые» используют следующие стратегии: конфронтационный копинг, самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблемы, положительная переоценка. «Стрессонеустойчивые» используют совершенно другую комбинацию приемов: социальная поддержка, избегание проблемы, переоценка. Для стрессоустойчивых артистов балета, влияние сценического стресса на творческие показатели исполнительской деятельности практически отсутствует, при этом качество технических показателей исполнительской деятельности несколько повышается, чем выше техника исполнения движений стрессоустойчивых артистов балета, тем гармоничнее

исполнение танца, следовательно, гармоничное исполнение танца у стрессонеустойчивых артистов балета не может быть без существенного «запаса» техники исполнения движений. Можно говорить о том, что стрессоустойчивость артиста балета позволяет сохранять высокую работоспособность в сложных условиях. Тем самым правомерно считать стрессоустойчивость необходимым качеством успеха исполнительской деятельности артиста.

По результатам исследования, можно предположить, что стрессоустойчивость артиста, позволяет сохранять высокую эффективность и работоспособность в экстремальных условиях деятельности, оказывает разнонаправленное влияние на различные компоненты деятельности и выполняет функцию противодействия сценическому стрессу. Иными словами, стрессоустойчивость в структуре интегральной индивидуальности является своеобразным ресурсом совладания с психическим стрессом. Совладающее поведение можно определить как целенаправленное поведение, позволяющее справиться с трудной ситуацией или стрессом через осознание стратегий действий [Соснина Д., Соснина И. 2022].

Для уточнения влияния сценического стресса и уровня стрессоустойчивости выполнен корреляционный анализ показателей стрессоустойчивости и коэффициентов гармоничности исполнительской деятельности артиста балета для каждой группы испытуемых, который позволил выявить ряд характерных особенностей, обусловленных уровнем сценического стресса, испытываемым артистами балета при выходе на сцену. Результаты корреляционного анализа по группам приведены в таблицах 1 и 2.

На основании результатов выявленных взаимосвязей следует, что для группы стрессоустойчивых значимые взаимосвязи между показателями стрессоустойчивости и качеством исполнительской деятельности отсутствуют. Взаимосвязи между коэффициентами гармоничности исполнительской деятельности значимые, но уровень значимости их (p < 0.05) значительно ниже, чем для стрессонеустойчивых (p < 0.001). Отсюда следует, что в группе стрессоустойчивых при выходе на сцену стресс практически, не влияет на качество исполнения танца. Взаимосвязь коэффициентов гармоничности исполнительской деятельности свидетельствует о наличии максимально возможной гармонии между техническими и творческими составляющими танца. Для группы стрессонеустойчивых выявлены высоко значимые (p < 0.01) обратные взаимосвязи показателей стрессоустойчивости с показателями гармоничности исполнительской деятельности, а также высоко значимые (p < 0.001) прямые взаимосвязи между технической и творческой составляющими качества исполнительской деятельности артиста балета (таб. 1, 2).

Высоко значимые обратные взаимосвязи свидетельствуют о том, что чем менее выражена устойчивость к стрессу, тем ниже гармоничность исполнительской деятельности стрессонеустойчивых артистов балета. Высоко значимые прямые взаимосвязи между коэффициентами гармоничности исполнительской деятельности свидетельствует о том, что чем выше техника исполнения движений стрессоустойчивых артистов балета, тем гармоничнее исполнение танца. Следовательно, гармоничное исполнение танца у стрессонеустойчивых артистов балета не может быть без существенного «запаса» техники исполнения движений. Таким образом на данном этапе исследования эмпирически выявлено, что устойчивость к психическому стрессу в исполнительской деятельности артиста балета является образованием, детерминирующим функционирование индивидуальности человека в ее целостном интегральном значении.

Таблица 1. Корреляционный анализ показателей для группы стрессоустойчивых

Дистресс-эвстресс Стрессовые проявления Реакция субъекта Степень устойчивости к стрессу КГ Техническая составляю- КГ Творческая составляю- КГ Интегральный

щая щая показатель

Дистресс-эвстресс 1.0000

Стрессовые проявления 1.0000 0.8294 ***

Реакция субъекта 1.0000 0.6806 ***

Степень

устойчивости к 1.0000

стрессу

КГ

Техническая 1.0000 0.4028 * 0.9195 ***

составляющая

КГ

Творческая 1.0000 0.7117 ***

составляющая

КГ

Интегральный 1.0000

показатель

Таблица 2. Корреляционный анализ показателей стрессонеустойчивых

Дистресс-эвстресс Стрессовые проявления Реакция субъекта Степень устойчивости к стрессу КГ Техническая составляющая КГ Творческая составляющая КГ Интегральный показатель

Дистресс-эвстресс 1.0000 0.3997 * 0.4136 * -0.5462 ** -0.4628 ** -0.5363 **

Стрессовые проявления 1.0000 0.4198 * 0.8869 ***

Реакция субъекта 1.0000 0.7892 ***

Степень устойчивости к стрессу 1.0000

КГ Техническая составляющая 1.0000 0.8357 *** 0.9829 ***

КГ Творческая составляющая 1.0000 0.9213 ***

КГ Интегральный показатель 1.0000

*** соответствует уровню значимости р<0.001 ** соответствует уровню значимости р<0.001 * соответствует уровню значимости р<0.05

Условные обозначения показателей: КГ - коэффициент гармоничности

Для изучения взаимосвязей между качественными показателями исполнительской деятельности артиста балета и уровнем стресса и стрессоустойчивостью определены коэффициенты гармоничности исполнительской деятельности. Для стрессоустойчивых артистов балета влияние сценического стресса на творческие показатели исполнительской

деятельности практически отсутствует, при этом качество технических показателей исполнительской деятельности несколько повышается, чем выше техника исполнения движений стрессоустойчивых артистов балета, тем гармоничнее исполнение танца. Сравнивая полученные коэффициенты гармоничности исполнительской деятельности, для группы стресоустойчивых и стрессонеустойчивых, следует вывод, что под влиянием сценического стресса качество технической и творческой составляющих исполнительской деятельности стрессонеустойчивых артистов балета снижается, причем, чем выше ответственность выступлений, тем ниже гармоничность исполнительской деятельности стрессонеустойчивых артистов балета. Следовательно, гармоничное исполнение танца у стрессонеустойчивых артистов балета не может быть без существенного «запаса» техники исполнения движений. Можно говорить о том, что стрессоустойчивость артиста балета, позволяет сохранять высокую работоспособность в сложных условиях. Следовательно, правомерно считать стрессоустойчивость - необходимым качеством успеха исполнительской деятельности артиста.

Заключение

Таким образом, проведенное психологическое исследование позволяет считать, что полученные результаты статистической обработки позволяют сделать правомерный вывод о том, что стрессоустойчивость безусловно является неотъемлемым позитивным свойством исполнительской деятельности артиста балета и именно от степени выраженности этого свойства наблюдается предрасположенность к сознательному или стихийному применению вариативной копинг-стратегии в различных условиях и ситуациях.

Список литературы

1. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.; Женева, 1989. С. 121-126.

2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. М.: Когито-Центр, 2001. С.297-323.

3. Bakker F.C. Development of personality in dancers: a longitudinal study// Personality and Individual Differences. 1991. Vol. 12. Р. 671-681.

4. Bakker F.C. Personality differences between young dancers and nondancers// Personality and Individual Differences. 1988. Vol. 9. Р. 121-131.

5. Соковикова Н.В. Психология балета. Новосибирск, 2020. С.105 - 133.

6. Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни// Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/ под ред. В.А. Бодрова. - М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. С. 27 - 43.

7. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: ОМS, 1994. 192 с.

8. Соснина Д.Н., Соснина И.Г. Балет. Психологические исследования: монография. М.: ФЛИНТА, 2022. 232 с.

9. Marchant-Haycox S. E., Wilson G. D. Personality and stress in performing artists// Personality and Individual Differences. 1992. Vol. 13. Р.1061-1068.

References

1. Lazarus R.S. Individual'naya chuvstvitel'nost' i ustoichivost' k psikhologicheskomu stressu [Individual sensitivity and resistance to psychological stress]. Psikhologicheskie faktory na rabote i okhrana zdorov'ya. Moscow, Zheneva, 1989, pp.121-126. (In Russ.).

2. Vil'son G. Psikhologiya artisticheskoi deyatel'nosti. Talanty i poklonniki [Psychology of artistic activity. talents and fans]. Moscow, Kogito-Tsentr, 2001, pp. 297-323. (In Russ.).

3. Bakker F.C. Development of personality in dancers: a longitudinal study// Personality and Individual Differences. 1991. Vol. 12. Р. 671-681.

4. Bakker F.C. Personality differences between young dancers and nondancers// Personality and Individual Differences. 1988. Vol. 9. Р. 121-131.

5. Sokovikova N.V. Psikhologiya baleta [Psychology of ballet]. Novosibirsk, 2020, pp.105-133. (In Russ.).

6. Antsiferova L.I. Razvitie lichnosti spetsialista kak sub"ekta svoei professional'noi zhizni [Development of the personality of a specialist as a subject of his professional life]. Psikhologicheskie issledovaniyaproblemy formirovaniya lichnosti professional. Moscow, In-t psikhologii AN SSSR, 1991. (In Russ.).

7. Granovskaya R.M., Krizhanskaya Yu.S. Tvorchestvo i preodolenie stereotipov [Creativity and overcoming stereotypes]. Saint Petersburg, OMS, 1994, 192 p. (In Russ.).

8. Sosnina D.N., Sosnina I.G. Balet. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]: monografiya. Moscow, FLINTA, 2022, 232 p. (In Russ.).

9. Marchant-Haycox S. E., Wilson G. D. Personality and stress in performing artists// Personality and Individual Differences. 1992. Vol. 13. Р. 1061-1068.

Информация об авторах Л.Б. Вяткина - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Д.Н. Соснина - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors L.B. Vyatkina — Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University; D.N. Sosnina — Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 29.01.2023; одобрена после рецензирования 10.02.2023; принята к публикации 20.04.2023.

The article was submitted 29.01.2023; approved after reviewing 10.02.2023; accepted for publication 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.