Научная статья на тему 'Особенности применения информационных технологий в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования'

Особенности применения информационных технологий в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения информационных технологий в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования»

Секция государственного и муниципального права

и управления

УДК 681.3:002

АЗ. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социально-экономическое развитие муниципального образования в настоящие время характеризуется увеличением объемов информационного ресурса в процессах управления финансами. Такие процессы сопряжены с исследованием сложных, многоуровневых финансовых потоков, анализом, прогнозированием и регулированием . , деятельности многократно возросла, результативность исследований и принятия управленческих решений в финансовой области определяет временной фактор. Поэтому своевременность и полнота информационного отображения финансовых про, , степени зависят от внедрения информационных технологий в отделы финансового управления муниципального образования [1]. Муниципальный финансовый менеджмент направлен на управление муниципальными финансовыми потоками и финансо-, -

жду органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового менеджмента является соответствующее подразделение местной администрации - фи, .

В соответствии с возложенными задачами финансовое управление выполняет следующие виды деятельности:

♦ составление проекта бюджета города в соответствии с федеральными и

, -

ми, утвержденными городской думой и администрацией города;

♦ исполнение бюджета му ниципального образования;

♦ составление отчетности об испол нении бюджета муниципального обра-

;

;

;

, , по поручению главы городского самоуправления и главы администрации;

на открытие бюджетных счетов в банках;

♦ участие в разработке предложени й по совершенствованию системы органов местного самоуправления города и их организационной структу-

,

содержание аппаратов этих органов, по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных организаций согласно действую,

имущества, находящегося в муниципальной собственности;

♦ осуществление контроля за по ступлением доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

♦ согласование договоров муниципального заказа;

♦ участие в разработке цен и тарифов, принимаемых предприятиями и учреждениями совместно с администрацией города;

средств бюджета города, являющихся участниками бюджетного процесса, в целях соблюдения ими принципов финансового планирования, финансирования и рационального расходования бюджетных средств;

♦ подготовка предложений администрации города на получение бюджетных ссуд из областного бюджета, привлечение денежных средств в виде денежных кредитов на покрытие кассовых разрывов при исполнении

, , также на погашение кредиторской задолженности;

организациями муниципального образования.

Схема информационных потоков финансового управления [2] представлена на рис. 1.

В муниципальном управлении финансовый менеджмент является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представитель, -, . представляет собой систему финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение [3]. . 2.

Для эффективной работы муниципального финансового механизма необходимы компьютерные технологии контроля и планирования, специальная подготовка аппарата муниципальных служащих.

Рис.1. Схема информационных потоков финансового управления

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Финансовые методы Финансовые рычаги

Прогнозирование Бюджетирование Налогооблажение Финансовый анализ Система платежей Ставки местных налогов Финансовые санкции Бюджетные кредиты, субсидии

^ ^ ^

Организационное обеспечение Информационное обеспечение Нормативно-правовое

Рис. 2. Структура муниципального финансового механизма

Служащие органов местного самоуправления должны осуществлять управление экономическими и социальными процессами на основе практического владения новыми технологиями и прежде всего в наиболее важной сфере — финансовом менеджменте. Органы местного самоуправления должны быть оснащены современными информационными системами поддержки принятия решений и иметь правовую базу для формирования собственных бюджетов и для влияния на хозяйственные и социальные процессы на своих территориях.

Применение систем поддержки принятия решений в сфере муниципального финансового менеджмента позволит охватить полный цикл функционирования финансовых отношений [5] между центральным аппаратом и сетью подведомст-( . 3).

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Планирование и финансирование Бухгалтерский Расчет заработной платы Сведение отчетности

- сбор заявок от показателей; ^ - учет банковских и - учет основных средств - учет материальных запасов и малоценных и со сторонними организациями - ведение лицевых счетов - начисление заработной платы персоналу,расчет налогов и иных удержаний; - формирование расчетных и платежных документов по выплате заработной - формирование сводов и мемориальных ордеров по (денежному довольствию), перенос проводок в бухгалтерскую подсистему - автоматизация формирования и анализа отчетов в разрезе и бюджетополучателей; распространение по всем - исключение возможности этапе подготовки этих отчетов.

Рис.3. Финансовые отношения в муниципальном менеджменте

,

поддержки принятия управленческих решений в сфере управления местным бюд-:

♦ создание уникального, не имеющего аналогов механизма управления бюджетом на базе высоких информационных технологий;

♦ интеграция разрозненных информ ационных потоков и функций управления в единую систему;

оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном об;

условиях стратегического и оперативного контроля;

социального уровня территорий;

♦ обеспечение планирования, прогнозирования и управления резервами доходов и расходов бюджета;

♦ переход от управления, построенного на интуиции, к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.

Основа новой методологии построения бюджета базируется на многоуровневом подходе к его формированию, учете управленческого риска, планировании, контроле и прогнозе дефицита, оптимизации использования бюджетных ресурсов,

.

Весомый экономический эффект может достигаться в результате разработки новых систем автоматизированного стратегического и оперативного управления бюджетом муниципального образования. При создании таких систем решение большого количества различных типовых проблем социально-экономического менеджмента становится стандартной процедурой. Вместо работы с множеством разрозненных параметров управления информационная система обеспечивает руководство наиболее важными из них.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. ГА. Титоренко. -М.:ЮНИТИ-^АНА, 2001.

1. Сурнин А.Ф. Муниципальные информационные системы. Опыт разработки и эксплуатации. - Обнинск, 1997.

2. Иванов Б.В., Коробова AM. Муниципальный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий. Информационный бюллетень Microsoft. № 13. http://www.microsoit.com/rus/government

4. Корпорация парус. Информационные системы финансово-экономической деятельности. http://www.parus.ru/index.php

УДК 352.075

О.А. Колчина

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Переменные составляющие инвестиционного потенциала муниципального образования (ИПМО), как элементы макроэкономической среды, в динамике меняют свое состояние. В этой связи хозяйствующий субъект мезоэкономики для сохранения основных параметров своей деятельности и создания предпосылок к развитию и повышению эффективности может, осуществляя мониторинг и прогнозирование изменений своего инвестиционного потенциала, планировать и осуществлять свою деятельность по одному из заранее разработанных сценариев, например: пессимистический, стабилизационный, оптимистический.

В общем виде наиболее вероятная интегральная тенденция изменения макроэкономической среды (TPmax) может быть представлена в виде средней взвешенной тенденции из анализируемых:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.