Научная статья на тему 'Особенности применения гиперграфовых моделей для визуализации архитектур гипертекстовых систем'

Особенности применения гиперграфовых моделей для визуализации архитектур гипертекстовых систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
217
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения гиперграфовых моделей для визуализации архитектур гипертекстовых систем»

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитров В.И. Опыт внедрения CALS за рубежом. // Автоматизация проектирования. -1997. - Вып.1.

2. Дмитров В.И. CALS, как основа проектирования виртуальных предприятий. // Автоматизация проектирования. - 1997. - Вып.5.

3. Дмитров В.К, Макаренков Ю.М. CALS-cтaндapты. // Автоматизация проектирования. -1997. - Вып.2.

4. Тарасов В. Виртуальное предприятие - ключевая стратегия автоматизации и перестройки деловых процессов // Электронный офис. - 1996. - Вып.10.

УДК 518.5:681.322

Н.В. Горбатюк ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИПЕРГРАФОВЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ АРХИТЕКТУР ГИПЕРТЕКСТОВЫХ СИСТЕМ

1. Введение. Удобство гипертекстовой систе мы определяется пятью характе-ритиками: легкость в изучении, эффективность в использовании, легкость в запоминании, малое число ошибок, приятность в использовании.

Исследования по оценке учебного гипертекста показали, что использование информационных материалов с визуализацией архитектуры гипертекстовой системы помогает в создании более эффективных компьютерных учебных курсов.

Действительно гипертекст имеет огромную гибкость за счет того, что компьютер находит информацию для пользователя. Однако, пригодность компьютерной системы - это комбинация ее практической и социальной приемлемости.

Потенциальной социальной проблемой настоящего времени является преодоление эффекта непоследовательности. Люди нашей культуры привыкли читать текст в линейном порядке. Поэтому студенты ожидают, что, давая задания, их попросят прочитать текст с указанием конкретных страниц. Но когда студенты работают с гипертекстовым курсом, нельзя дать задание в такой форме. В результате может сложиться ситуация, что во время работы студент мог не заметить какую-то ссылку и не прочитать очень важный материал.

Еще одна проблема заключается в том, что студенты не знают в какой последовательности им необходимо читать материал и как долго они должны его читать. Во время чтения студенты могут уйти в сторону к несущественному материалу, , ,

. , , навигации по гиперсистеме.

В данной статье на основе анализа гиперсистем с точки зрения пользователя предлагается использовать гиперграфовые модели с целью полноценного представления структуры сети гипертекстовой системы и решения, указанных выше проблем.

2. Особенности гипертекстовых систем. Иссле дования, которые проводились в области создания и использования гипертекстовых систем, указывают на следующие особенности таких систем [1]:

2.1. , то можно сказать, что автор традиционного текста устанавливает однозначную после-

довательность чтения, и, следовательно, все студенты будут читать и изучать материал в одинаковой последовательности, независимо от их индивидуальных знаний и предпочтений.

Отличительной особенностью гипертекста является возможность представления нескольких различных вариантов для читателя. Индивидуальные особенности студента определяют, какому из множества вариантов следовать во время чтения. Таким обра-

,

. -

чение определенных приоритетов для читателя и за указания читателям уместного направления.

2.2. , -пьютера на скорость чтения, показали, что пользователи читают практически с такой же скоростью при работе с гипертекстовой системой, как и при чтении с бумаги; также одинакова и скорость нахождения орфографических ошибок. Однако, пользователи устают намного быстрее, когда читают с экранов компьютеров. Тем не менее, скорость восприятия текста можно увеличить, а усталость уменьшить:

♦ если позволить пользователям быстро находить необходимую им информацию;

♦ если при нахождении информации в ги пертекстовой системе они будут просматривать меньшее количество текста, чем в книге, содержащей туже информацию;

♦ если разбить всю информацию на блоки и разделить их на основные и дополни-

, ;

♦ если переключать пользователя на различные виды деятельности;

♦ если представлять пользователю текстовую информацию небольшими информа-

, .

2.3.

кодирования на эффективность работы пользователя. Эти исследования показали, что пользователи запоминали и находили информацию быстрее на цветном фоне, чем на , -

, ,

автором гипертекста

2.4. Наблюдения за пользователями, которые работали с гипертекстовыми система, :

♦ если гипертекст снабже н обзорными диаграммами, то пользователи работают с ним

, , , -ную традиционным последовательным способом;

♦ пользователи предпочитают использовать структурированные таблицы содержания, которые на их взгляд намного удобнее, чем списки;

♦ пользователи работают с перекрывающимися окнами намного медленнее, чем с окнами, которые расположены в виде мозаики.

2.5. Опросы среди студентов показали, что они считают, что:

♦ интерактивная художественная литература по сравнению с печатным изданием является неудобным средством;

сравнению с печатными руководствами. Интерактивные учебники являются также более удобным средством, чем печатные издания этого же учебного материала, но они проигрывают в удобстве интерактивным руководствам. Однако следует заметить, что этот недостаток можно исключить путем добавления примечаний, что по многим оценка является важным и удобным средством для интерактивных учебников.

3. Необходимые требования к представлению структуры сети гипертексто.

требования к гипертекстовым системам [2]:

3.1. Полноценная гипертекстовая система должна включать явное представление структуры сети. Выполнить такое представление возможно путем отображения модели структуры гипертекстовой системы с помощью ориентированного графа. Действитель-

, , соответствует свой узел (вершина) графа. Любой узел может иметь один или несколько ориентированных указателей (ссылок) на другие узлы. Такие ссылки можно представить ребрами графа. В результате полная гипертекстовая структура формирует сеть узлов и ссылок и может быть отражена ориентированным графом.

3.2. «Истинный» гипертекст должен давать пользователям чувство, что они свободно, легко перемещаются внутри гипертекстового пространства Выполнение данного требования к гипертекстовой системе должно быть учтено при разработке пользовательского интерфейса и достигается через короткое время ответа системы, наиболее и точное удовлетворение запроса пользователя, низкую когнитивную нагрузку при перемещении через гиперпространство и другое [3].

Пользователи должны иметь возможность самостоятельно вносить небольшие дополнения в гипертекстовую систему в виде примечаний или дополнительных ссылок, путем добавления ссылок и аннотаций, а также иметь возможность изменять цвет некоторых объектов графического интерфейса Г ипертекстовая система не может содержать в себе всю информацию о данной предметной области. В связи с этим важным требованием к гипертекстовой системе является возможность организации доступ к удаленным базам данных.

Указанные требования приводят к необходимости представить пользователю более подробный и «активный» граф, отражающий текущее положение пользователя, структуру гипертекстовой сети и список входящих ссылок. Например, граф, который отражает связи внутри отдельного раздела или подраздела учебного материала.

Полноценное представление структуры сети гипертекстовой системы в виде графа сталкивается с проблемой размерности. Г ипертекстовая структура может содержат ,

структуры полного гипертекста. Решение этой проблемы может быть достигнуто путем использования модели гиперграфа для представления структуры гипертекстовой сис-

, .

, , -, -правленность определенных приоритетов в изучении материала для читателя (пользователя гипертекста), возможность представления нескольких различных альтернативных вариантов работы с гипертекстом, учитывающих индивидуальные особенности студента.

Наиболее полной моделью «активного» графа, отражающего структуру гипертек, / гиперграфового абстрактного автомата.

В этом случае, с одной стороны, пользователю предоставляется наглядная модель организации навигации в гиперсистеме, а, с другой стороны, появляется возможность введения в гиперсистему дополнительной автоматной модели (подсистемы) фиксирования действий студента при изучении материала с целью оценки его рейтинга и учета индивидуального стиля работы с гипертекстом.

Такая организация гиперсистемы позволяет осуществить более эффективный процесс компьютерного обучения за счет организации набора гибких обратных связей при диалоге студента с информационнй гипертекстовой системой.

4. Особенности методологии создания гиперграфовой модели архитектуры гипертекстовой системы. Специфика гипертекста заключается в возможности пользователя передвигаться в информационном пространстве согласно их собственным индивидуальным пожеланиям и с индивидуальной скоростью. Однако, в основе только небольшого числа современных гипертекстовых систем лежит какая-то внутренняя структура. Авторы гипертекстовых систем предлагают ряд раз, , разработки и реализации системы.

Хороший гипертекст не может быть создан из текста, который был написан с использованием классического линейного (последовательного) способа представ.

имеет определенный риск, так как может привести к нарушению первоначальных авторских идей и целей. По этой причине преобразование линейного текста в гипертекст приводит к мнимому гипертекстовому документу в виде простого разбиения традиционного документа на страницы и представления их на экране компьютера. В этом случае пользователь не будет иметь выгоду от использования гипер-, .

Методология создания структуры гипертекста основа на структурировании информации в нисходящей форме. Разработка структуры гиперсистемы начинается с формирования узлов, отражающих укрупненное представление материла для читателя.

,

является модулизация (не разбиение детальной информации на модули, а форми, ,

).

,

, , , такие диаграммы отсутствуют. Обычно в системе используется несколько диа-, .

Обзорная диаграмма показывает текущее и предыдущее положения пользова-, , гипертекстовой системе.

Обзорные диаграммы очень полезны в учебном гипертексте. Они позволяют студентам не только перемещаться в гипертексте, но также служат для понимания предметной области.

Каждый модуль является узлом графового представления гиперпространства. Если гиперсистема относится к системе «большой размерности» и имеет огромное , -перпространства. Целесообразно такой модуль рассматривать как ребро гипергра-, , -ному уровню представления информации.

Такой подход оправдан, так как скорость чтения с экрана менее эффективна, чем с бумаги. Информационная начинка гипертекстового узла должна соответствовать не главам учебника, а дополнительной теме, определению и т.д. Таким об-

, -

мирования узлов хранения дополнительной информации. В результате, каждый узел сфокусирован на одной теме, что позволяет сделать его легким для понимания и быстрым для идентификации.

Представление гиперпространства в виде гиперграфа позволяет отобразить полное информационное пространство. Такая гиперграфовая модель позволяет введение уровней детализации информации. В качестве простейшего критерия раскрытия уровня детализации может служить, например, известный для графовых моделей параметр расстояния. В результате, гиперсистема представляет в подробных деталях те части гипертекста, которые близко расположены к текущему положению интересов пользователя, и чем дальше расположена часть гипертекста, тем менее детально она представляется.

, -перпространства предоставляет пользователям возможность навигации в пределах :

степенью детализации в соответствии с расстоянием между данным местоположением и текущим центром интереса пользователя.

Указанный механизм навигации может быть усложнен путем учета известных правил композиции и декомпозиции гиперграфов и графов, а также путем введения . -фовой модели абстрактного автомата. Такой способ визуализации представления информации в гиперпространстве усложняет навигационный механизм, но позволяет наиболее полно передать пользователю авторский замысел работы с гипертекстом.

,

известных механизмов навигации - «список истории», «возврат» и «закладки».

, ,

является представлением предыстории событий, а, с другой стороны, метки ребер являются закладками и обеспечивают возможность возврата на достаточное количество шагов.

Преимущество предлагаемого механизма навигации заключается в дополнительной гибкости путем создания и комбинирования свойств различных механизмов навигации для различных целей, например, для введения критериев, определяющих интересы пользователя. Недостаток такого механизма заключается в том, что дополнительные особенности усложняют пользовательский интерфейс.

5. Заключение. Использование гиперграфово й модели для представления архитектуры гиперпространства позволяет целенаправить процесс общения пользователя с гипертекстовой системой:

♦ пользователи могут наглядно представить структуру гипертекста и возможности навигации с целью перемещения в пределах информационной базы;

, ;

, .

, , -, -тического наблюдения за поведением пользователя, за тем как он взаимодействует . . незаметно для пользователей, то есть он не влияет на деятельность пользователя.

При этом данные могут собираться в течение длительного периода времени, например, в сфере деятельности студента и формировать паспорт индивидульности студента: оценку его знаний, способности, стиль работы и другое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Fetterman R.L., Gupta S.K. Mainstream Multimedia. Applying Multimedia in Business. - New York, 1993. - 278 c.

2. Горбатюк H.B. Модульная обучающая система на основе мультимедийных и гипертекстовых технологий. // Сборник материалов Международной научно-технической конференции «Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе». -Пенза: Изд-во Приволжский Дом знаний, 1999. - C. 45-46.

3. Божич В.И., Горбатюк Н.В. Модели интеллектуальной мультимедийной обучающей

// - « и современное общество». - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. - С. 127.

УДК 658.512.2.011.5:378.1

С.А. Цымбал

АВТОМАТИЗАЦИЯ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА РФ

Автоматизированные системы кадастрового учета, наиболее эффективно обеспечи-, , выдачу в рамках единого технологического процесса. Только с помощью таких технологий возможны создание городского кадастра, обработка и преобразование значительных объемов кадастровой информации, оперативный поиск необходимой информации по запросам и ее обновление, полное обеспечение его потребителей.

Автоматизированные системы городского кадастрового учета [1-10] представляет собой один из видов автоматизированных кадастровых систем, обеспечивающих информационные преобразования кадастровой информации об объектах кадастрового учета в городе. Автоматизированная информационная система городского кадастра — это комплекс технических и программных средств, трудовых и материальных ресурсов, нацеленных на создание кадастровой информации об объектах недвижимой собственности города и ее представление в виде материалов и документов.

Следует отметить, что некоторые службы и организации города (земельные рынки, банки, налоговые инспекции и др.) способы не только пассивно потреблять кадастровую информацию, но и создавать ее (комитеты по архитектуре и градостроительству, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, бюро технической инвентаризации, аэрогеодезические предприятия, акционерные предприятия инженерных изысканий и др.) и тем самым оказывать существенное влияние на формирование информационного пространства города Поэтому при разработке АС ГЗК была учтена возможность использования программных продуктов таких пользователей и предусмотрено сохранить их парк технических средств измерений. С учетом сказанного при разработке автоматизированной системы городского кадастра были предусмотрены:

♦ модульный принцип построения (^еспечивающий нормальное функционирование отдельных элементов и системы в целом);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.