Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
3. The State educational standard of the highest vocational education. Specialty. 030505. Law Enforcement Activity. Qualification - Lawyer.
4. The Ministry of Culture Order 06.05.2008 № 71 “About approval of study aid “Methodical maintenance the welfare activity”.
5. Ryzhik N, Molotova O. Business game as a method of active teaching. 2013. № 2. P. 110-116.
6. Kovalev S. A., Smagorinsky B.P. The use of forensic computer simulation in the planning of the investigation of crimes // Law enforcement. 2013. № 4 (26). P. 111-123.
(Статья сдана в редакцию 14.10.2014)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РАМКАХ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ деятельности
обучающихся образовательных организаций
МВд РОССИИ
peculiarities of application of electronic educational resources in the course of police students’ self-education of russia’ mia institutes
УДК 348.147:378.6
Н.В. БЫХТИНА,
кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
В.Л. МАЛАХОВА,
кандидат филологических наук (Белгородский юридический институт МВД e-mail: [email protected]
России )
N.V. BYKHTINA,
candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
V.L. MALAKHOVA,
candidate of Philological Sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: статья посвящена анализу интерактивных образовательных технологий. В статье рассматривается проблема активизации самообразовательной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России с помощью электронных образовательных ресурсов: учебного пособия, рабочей тетради, интерактивного словаря. Акцентируется внимание на повышение уровня межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся по дисциплине «Иностранный язык» в рамках самообразовательной деятельности.
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
37
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, самообразовательная деятельность, электронные образовательные ресурсы, электронное учебное пособие, интерактивный словарь.
Abstract: the article is devoted to the analyses of interactive educational technologies. The author touches upon the problem of police students’ self-education of Russia’ MIA Institutes with the help of electronic educational resources: electronic study manual, ас^И:у book, dictionary. The attention is focused on increasing level of police students’ foreign intercultural communicative competence in the course of self-education.
Keywords: intercultural communicative competence, self-education, electronic educational resources, electronic study aids, interactive dictionary.
На современном этапе самообразовательная деятельность является одной из важнейших форм учебной познавательной деятельности обучающихся, характеризующаяся всеми её особенностями.
Сaмообрaзовaтельная деятельность по дисциплине «Иностранный язык» представляет собой обязательные (коллективная и индивидуальная) виды деятельности обучaю-щихся, направленные на формирование межкультурной коммунигативной компетенции, осуществляемые во время самоподготовки к учебным зaнятиям, a тaкже в целях сaмообрaзовaния, без непосредственного учaстия преподaвaтеля.
Сущность самообразовательной деятельности обучающихся проявляется в способности обучaющихся рaботaть с рaзличными источнигами информaции, информaционны-ми ресурсaми и технологиями, применять основные методы, способы, средствa получения, хрaнения, поисга, системaтизaции, обрaботки и передaчи информaции в чaсти изучения инострaнного языга (ОК-16); способности aнaлизировaть свои возможности, сaмосовершенствовaться, aдaптировaться к меняющимся условиям профессионaльной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретaть новые знaния и умения, повышaть свой интеллектуaльный и общекультурный уровень, рaзвивaть со-циaльные и профессионaльные компетенции, изменять вид и хaрaктер своей профес-сионaльной деятельности (ОК-11) [1-2].
В связи с возросшей ролью сaмообучения в системе обрaзовaния и потребностью повышения уровня самообразовательной компетенции обучающихся разработаны специaльные дидaктические мaтериaлы, нaпрaвленные нa повышение уровня межкультурной коммуни^тивной компетенции обучающихся.
В качестве примера можно привести
учебно-методический комплекс по организации самообразовательной деятельности обучающихся по дисциплине «Иностранный язык», включающий: электронное учебное пособие, справочные материалы, практикум для внеаудиторного чтения, интерактивный англо-русский словарь юридических терминов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся, методические рекомендации для пользователей словарем, методические рекомендации для пользователей электронным учебным пособием и др.
На сегодняшний день преподаватели кафедры иностранных языков все чаще и чаще проводят занятия в кабинете мультимедийных образовательных технологий, применяя интерактивные технологии, способствующие развитию элементарных пользовательских умений и навыков, оказывающие помощь обучающимся в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели электронных дидактических материалов по дисциплине «Иностранный язык».
Например, для повышения эффективности организации самообразовательной деятельности обучающихся и качества обучения в целом, на кафедре иностранных языков Белгородского юридического института МВД России создано электронное учебное пособие по английскому языку «English Readings. Хрестоматия для чтения по английскому языку».
Положительным моментом является то, что использование учебного пособия направлено на совершенствование навыков реферирования и аннотирования профессионально-ориентированных текстов. Система заданий, информационных аудио- и видеоматериалов электронного учебного пособия позволяют индивидуализировать содержание, последовательность и темп
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
38
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
изучения материала; развить ориентационные, прогностические и коммуникативные компетенции обучающихся, необходимые для осуществления коммуникации в профессиональной среде.
Включение и систематизация текстовой, графической, аудио-видео информации, полезной для изучения различных аспектов иностранного языка, в структуру электронного учебного пособия позволяет обучающимся сократить время самоподготовки к занятиям, а преимущества интерактивных технологий - в возможности самостоятельно повысить уровень межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся по дисциплине «Иностранный язык».
Содержание электронного учебного пособия отобрано с учетом специфики обучения в образовательных организациях МВД России. Пособие рассчитано на 120 часов самостоятельной работы и состоит из пяти тематических блоков: политические системы Великобритании и США, международные правоохранительные организации, правоохранительные органы стран изучаемого языка, судебная практика Великобритании и США, борьба с международной преступностью.
Композиционно все блоки имеют единую структуру. Каждый блок представляет собой практикум для развития навыков чтения, перевода, письма и аудирования.
В пособие включены тексты юридической направленности, лексические тесты, позволяющие осуществлять самоконтроль изученного материала.
Гиперссылки, которыми снабжено электронное учебное пособие, обеспечивают доступ к справочной информации, помещенной в раздел “Дополнительная информация по темам” (схемы, карты, материалы иллюстративного характера).
Все материалы, помещенные в электронное пособие, соотнесены с тематическим планом и уровнями сформированности межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся. Справочная информация, представленная в пособии, оказывает помощь обучающимся в закреплении изучаемого учебного материала и способствует развитию межкультурной коммуникативной компетенции в рамках самообразовательной деятельности.
В настоящее время в состав электронной хрестоматии и учебно-методического комплекса в целом входит электронная рабочая тетрадь. Она представляет собой
методически обоснованную и практически проверенную систему упражнений, обеспечивающих сознательное усвоение изучаемого материала. Материал рабочей тетради обеспечивает большую вариативность упражнений по иностранному языку и может использоваться для выполнения письменных подготовительных заданий при изучении нового материала, тренировочных упражнений по закреплению изученного, повторительно-обобщающих, а частично и устных упражнений.
В рабочую тетрадь электронной хрестоматии включены различные виды творческих заданий по изученным темам, работа над которыми позволяет эффективнее и разнообразнее организовать самообразовательную деятельность обучающихся, а также осуществить проверку лексических, лексико-грамматических и коммуникативных навыков обучающихся.
Важным компонентом самообразовательной деятельности обучающихся является работа со словарём.
В целях активизации познавательной самообразовательной деятельности обучающихся преподавателями кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России был создан интерактивный англо-русский словарь юридических терминов, цель которого - расширение словарного запаса юридических терминов, знакомство с общим и контекстуальным значением слов, оказание помощи в усвоении грамотного английского произношения и совершенствовании навыков письменной речи.
Актуальность интерактивного словаря заключается в том, что как средство самообразовательной деятельности обучающихся он отражает концепцию компетентностного подхода к организации обучения в образовательном учреждении МВД России, обозначенную в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.
Словарь ориентирован на пользователей с различными уровнями знания английского языка и предназначен для формирования самообразовательной компетенции обучающихся по всем направлениям подготовки (специальностям) в образовательных организациях МВД России.
Словарь насчитывает около 400лексических единиц (слов). Все лексические единицы коммуникативно ориентированы, т.е. направлены на развитие и совершенствование навыков чтения, перевода, реферирования профессионально-ориентированных текстов,
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
39
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
снабжены общим и контекстуальным значением, без которых невозможно определить правильное значение слова.
Содержащаяся в словаре справочная информация позволяет решать одновременно три основные задачи.
1. Способствует запоминанию общего значения лексической единицы, закреплению ее в памяти, а также усвоению контекстуального значения термина.
2. Показывает, как использовать определенную лексическую единицу в предложении и в ситуациях профессиональной коммуникации.
3. Способствует грамотному построению высказывания на английском языке.
Особое значение имеют гиперссылки, помещенные в интерактивный словарь, обеспечивающие, в свою очередь, доступ к справочной информации каждого раздела.
Итак, развитие способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации - основная задача при организации самообразовательной деятельности обучающихся.
Дидактическая модель использования учебно-методического комплекса по организации самообразовательной деятельности обучающихся по дисциплине «Иностранный язык» включает такие методы обучения, как: изучение терминологических словосочетаний при работе с электронным учебным пособием, изучение юридических терминов при работе с интерактивным словарем, выполнение заданий рабочей тетради по алгоритму, самостоятельная работа с электронной хрестоматией «English Readings. Хрестоматия для чтения по английскому языку», самостоятельная работа с системой тестов, контроль усвоения учебного материала и др. При организации самообразовательной деятельности на первое место должны выступать такие принципы обучения, как: принцип развития; сознательность и творческая активность обучающихся; наглядность; системность; доступность; принцип индивидуализации и принцип компьютеризации.
Учебно-методический комплекс (УМК) по организации самообразовательной деятельности обучающихся по дисциплине «Иностранный язык» включает:
- целеполагание: постановку индивидуальной цели для каждого адъюнкта;
- наличие задания, соответствующего уровню знаний адъюнкта;
- обеспечение времени и места для работы с УМК по организации самообразовательной деятельности обучающихся по дисциплине «Иностранный язык»;
- опосредованное управление преподавателем познавательной деятельностью обучающихся;
- возможность самоконтроля и контроля с непосредственной обратной связью;
- контроль преподавателем результатов работы обучающихся с УМК по организации самообразовательной деятельности обучающихся по дисциплине «Иностранный язык».
Обучающиеся могут использовать интерактивные технологии, в частности, электронное учебное пособие «English Readings. Хрестоматия для чтения по английскому языку», как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.
Интерактивный англо-русский словарь юридических терминов, разработанный авторами методики, окажет помощь обучающимся в правильном понимании содержания аутентичных текстов, включенных в электронное учебное пособие «English Readings. Хрестоматия для чтения по английскому языку», способствует расширению словарного запаса юридических терминов у обучающихся, знакомит с общим и контекстуальным значением слов, оказывает помощь в усвоении грамотного английского произношения и совершенствовании навыков письменной речи.
Таким образом, интерактивные технологии решают одновременно несколько задач в процессе организации самообразовательной деятельности обучающихся:
- способствуют формированию самообразовательной компетенции обучающихся;
- решают информационную задачу, так как предоставляют обучающимся необходимую информацию, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивают общие учебные навыки и умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.);
- способствуют развитию познавательной активности, привитию интереса к изучаемому языку;
- позволяют учитывать индивидуальные образовательные траектории;
- повышают положительную мотивацию изучения иностранного языка.
Использование интерактивных технологий в целях самообразования побуждает обучающихся к постоянному творчеству,
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
40
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту. Поэтому одним из возможных путей решения проблемы повышения качества образовательного процесса, на наш взгляд, может быть
эффективное использование в самообразовательной деятельности обучающихся электронных образовательных ресурсов, а именно электронных учебных пособий, интерактивных словарей.
Литература —
1. Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») № 20 от 14.01.2011 г.
2. Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист») № 39 от 17.01.2011 г.
3. КравчукЛ.С. Иностранный язык как инструмент формирования профессиональных компетенций полицейского // Язык и мир изучаемого языка. 2011. № 2. С. 160-166.
References
1. Order on statement and putting in effect the federal state educational standard of the higher vocational training in a direction of preparation (speciality) 031001 Law-enforcement activity (qualification (degree) “expert”) № 20 from 1.14.2011.
2. Order on statement and putting in effect the federal state educational standard of the higher vocational training in a direction of preparation (speciality) 030901 Legal maintenance of national safety (qualification (degree) “expert”) № 39 from 1.17.2011.
3. Kravchuk L.S. a Foreign language as a tool of formation of professional competences of the police // the Language and world of the target language. 2011. № 2. P. 160-166.
(Статья сдана в редакцию 15.10.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
41