ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТОВ АНИМАЦИИ В ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСАХ С ПОЗИЦИЙ КАРТОГРАФИИ
Алексей Александрович Колесников
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного,
10, аспирант кафедры картографии и геоинформатики, тел. 8(383)361-06-35, e-mail: alexeykw@mail.ru
В статье рассмотрены методика построения картографических анимаций с помощью современных web-технологий. Описаны виды и условия применения картографических анимаций для элементов интерфейса, карт и их элементов.
Ключевые слова: методика построения картографических анимаций,
геоинформационное картографирование, современные web-технологии, элементы интерфейса и карт.
FEATURES OF THE EFFECTS ANIMATION IN USER INTERFACE FROM THE POINT OF CARTOGRAPHY
Alexey A. Kolesnikov
Post-graduate students, department of Cartography and GIS,
SSGA, 10 Plakhotnogo st., Novosibirsk 630008, phone: 8 (383) 361-06-35, e-mail:
alexeykw@mail.ru
The techniques for creating cartographic animations by modern web-technologies are considered. The types, application conditions, parameters, techniques for creating cartographic animations, used for interface and maps elements, are described.
Keywords: techniques for creating cartographic animations, GIS mapping, state-of-the art web-technologies, interface- and maps elements.
Эффекты анимации, применяемые в мультимедийных интерактивных картографических произведениях, можно разделить на относящиеся к элементам интерфейса, карте в целом и отдельным объектам карты или их совокупностям.
Анимации в интерфейсе картографических приложений могут быть применены для следующих элементов:
- Кнопки каких-либо инструментов или режимов, для привлечения внимания, выдачи дополнительной информации, конкретизации функции, выполняемой данной кнопкой, например, при наведении курсора кнопка плавно увеличивается в размерах с целью упрощения взаимодействия и улучшения понимания функционала этого элемента интерфейса;
- Масштабные линейки, при операциях с данным объектом могут быть анимированы переходы от одно градации масштаба к другой для лучшего восприятия изменений, происходящих с видимым картографическим изображением;
- Рамки отображаемого на экране участка местности на общей карте, плавное перемещение и изменение масштабов данного элемента позволяет пользователю лучше отслеживать изменения в отображаемой картографической информации относительно предыдущих и других пространственных объектов;
- Окна, появляющиеся поверх основного окна карты и содержащие справочную информацию об пространственных объектах и правилах работы с инструментами, должны возникать и исчезать постепенно, а также быть привязаны к объекту или элементу, вызвавшему их появление с помощью анимации пути перемещения.
Анимации применяемые к карте, как правило, связаны с изменением ее отображения, как самим пользователем, так и автоматически, в результате каких-либо внутренних факторов, например, изменениях в семантических параметрах объектов карты и позволяют лучше сориентироваться в произошедших изменениях и местоположении отображаемого в данный момент участка местности, а также повысить зрелищность. Примерами таких анимаций с картой могут служить плавное изменение масштаба, перемещение окна просмотра, вращение карты в трехмерном представлении.
К отдельным объектам карты или их группам можно применить следующие типы анимаций: мигание (отображение найденных в результате поискового запроса объектов), отрисовка контура (выбор пользователем определенного объекта), изменение цвета (отображение изменения определенного тематического параметра с течением времени), появление или исчезновение дополнительной информации (в результате уменьшения масштаба упрощение внешнего вида объектов, генерализация), изменение внешнего вида (увеличение при наведении на объект курсором мыши или изменение внешнего вида значка объекта в соответствии с изменениями, происходящими с реальным объектом с течением времени), отображение трехмерного вида при наведении, динамическое построение диаграмм, перемещение объекта, построение новых объектов и убирание существующих (изменение зоны затопления).
Рассмотрим более подробно особенности применения анимации в интерфейсе картографических приложений.
Применение анимации в интерфейсе приложения позволяет решать следующие задачи: увеличение зрелищности и развлечение зрителя, упрощение использования элементов управления путем добавления сходства с объектами реальной действительности, привлечение внимания.
Одной из главных предпосылок к использованию анимации в интерфейсе приложений является усиление его естественности, поскольку в реальной жизни объекты, как правило, изменяются постепенно.[6]
Анимированные интерфейсы изначально появились в компьютерных играх из-за необходимости в высокой зрелищности и раннего доступа к аппаратному ускорению графики. До настоящего времени анимация редко использовалась в настольных и web-приложениях вследствие того, что не было возможности создавать приемлемую анимацию из-за аппаратных ограничений и отсутствия подходящих инструментов.[5]
Но использование новых возможностей оказывается не всегда к месту. Инструкций по корректному применению эффектов очень мало. Основными руководствами, где даны примеры и описания анимационных эффектов являются руководства Windows UX Guidelines, Apple HIG.
Использование анимации наиболее уместно при:
- Пояснении идеи или концепции элементов интерфейса;
- Изменении состояния интерфейса;
- Организации обратной связи с пользователем.
Применение анимации не является обоснованным, если она:
- Используется очень часто, без необходимости;
- Мешает или отвлекает пользователя от выполнения задачи;
- Снижает (значительно) быстродействие системы.
Нужно учитывать, что картографическое произведение может воспроизводится на разных устройствах, в том числе и мобильных, тем самым необходимо обращать внимание на потребление энергии. Желательно иметь возможность выключить отображении анимационных эффектов или каким-либо образом упросить их для экономии электроэнергии.
При создании анимации необходимо учитывать следующие характеристики и особенности:
- Малый срок воспроизведения - Большинство анимаций выполняется для часто выполняемых операций и для того, чтобы не замедлить выполнение задач пользователем они должны иметь продолжительность от 1/6 до 1/2 секунды. Например, скорость перемещение маркера линейки масштабов в результате использования инструмента масштабирования не должно быть фиксированной, а вычисляться исходя из текущего и требуемого положений.
- Время отклика - анимация должна начинаться в течение 1/15 секунды после инициирующего события или действия пользователя, увеличение времени отклика может вызвать то, что пользователь не сможет соотнести свое действие с конкретной анимацией. Исходя из того, что объем пространственной информации может быть очень велик, нужно это учитывать при операциях с картой для того чтобы уменьшить время ожидания пользователя.
- Разный темп воспроизведения - анимация, как правило, выглядит более естественно и имеет большую заметность, если имеет наибольшую скорость в начале и замедляется к концу. Например, при перемещении окна просмотра на длительные расстояния промежуточные состояния окна просмотра, как правило, не имеют большой ценности для пользователя, тогда как начальной положение и, особенно, конечное достаточно важны, и тем самым имеет смысл использовать для данной операции различную скорость перемещения.
- Ключевые состояния - в линейных анимациях и анимациях с небольшой продолжительностью, как правило, наиболее важными являются кадры начала и конца воспроизведения, особенно при отображении
перемещения объекта, промежуточные состояния, если они отображаются линейно, являются куда менее важными. При одновременном воспроизведении нескольких анимаций очень желательно немного разнести по времени моменты их начала и окончания. В анимациях, связанных с увеличением внешнего вида значка при наведении на него курсором мыши, как правило, используются графические изображения разного вида и степени детализации, что в случае линейной анимации приводит либо к большим трудозатратам при согласовании анимированных элементов изображений, либо к визуальным ошибкам. Таким образом, зачастую имеет смысл увеличить скорость воспроизведения промежуточных кадров, сделав упор на начальный и конечный.
- Частота кадров - большинство анимаций для плавного отображения должно иметь частоту кадров не менее 20 в секунду.
- Масштаб - дизайн анимации должен быть проработан при отображении на разных мониторах и типах устройств.
- Персонализация - анимации должны согласовываться с дизайном, задачами и кругом пользователей программного продукта, где они используются. Нужно учитывать, кто будет являться пользователем создаваемого картографического произведения, каков будет состав карт, их тематика, выполняемые функции и прочее.[6,7]
Таким образом, сейчас при создании интерактивных мультимедийных картографических произведений необходимо задумываться о правильности и корректности применения различных анимационных эффектов, обращать внимание на целевую аудиторию, ориентироваться на все многообразие программных и аппаратных средств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лисицкий, Д.В. Применение мультимедийных методов в геоинформационном
обеспечении территории [Текст]: Материалы VIII научной конференции по тематической картографии, Иркутск, 21-23 ноября 2006 г. / Лисицкий Д.В., Комиссарова Е.В. -
Иркутск: Ин-т географии им. В.Б.Сочавы СО РАН - 2006. - С. 39-41.
2. Тикунов, В.С. Мультимедиа в географии [Текст]/ В.С. Тикунов// Вестн. МГУ. Сер. География-1995. - №5. - С. 47-52.
3. Востокова, А.В. Оформление карт. Компьютерный дизайн [Текст]: учебник/ А.В. Востокова, С.М. Кошель, А. А. Ушакова; под ред. А.В. Востоковой. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 288 с.
4. Геоинформатика: в 2 кн. [Текст]/1:учебник для студ. Высш. Учеб. заведений/ Е.Г. Капралов, А.В. Кошкарев, В.С. Тикунов и др.; под ред. В.С. Тикунова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.
5. Markus Weber, Animations in User Interface Design: Essential Nutrient Instead of Eye Candy, 2010 г.
6. Microsoft Corp.,Windows User Experience Interaction Guidelines, 2012 г.
7. Apple Corp. Human Interface Guidelines, 2012 г.
8. Fu, P., and J. Sun. Web GIS: Principles and Applications. ESRI Press. Redlands, 2010 г.
9. Peterson, Michael P., Maps and the Internet, Elsevier, 2003 г. Erik Champion, Games and Geography, Multimedia Cartography, С. 347-357, 2007 г.
10. Kraak, M.J. Cartography and the use of animation. Multimedia cartography. Second edition. Berlin, C. 317-326, 2007 r.
11. Peterson, M. P. The Internet and Multimedia Cartography. Multimedia cartography. Berlin, C. 35-48. 2007 r.
12. Doris Dransch, Designing Suitable Cartographic Multimedia Presentations. Multimedia cartography. Berlin, C. 75-87. 2007 r.
© А.А. Колесников, 2012