Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
422
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОСТАВКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Кардаш Дмитрий Евгеньевич, Грекова Анастасия Викторовна, Лужная Екатерина Михайловна

Выполнен анализ зарубежного опыта разработок и применения беспилотных технологий в области грузоперевозок. Рассмотрены особенности и возможные области применения беспилотных летальных аппаратов (БПЛА) в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Кардаш Дмитрий Евгеньевич, Грекова Анастасия Викторовна, Лужная Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF UNMANNED AERIAL VEHICLES APPLICATION IN PERFORMANCE OF LOGISTICAL TASKS OF TROOPS IN MODERN MILITARY CONFLICTS

The article analyzes foreign experience in the development and application of unmanned technologies in the field of cargo transportation, and discusses the features and possible areas of application of unmanned aerial vehicles in the system of logistical support of the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ»

Особенности применения беспилотных летальных аппаратов при выполнении задач материально-технического обеспечения войск в современных военных конфликтах

Майор запаса Д.Е. КАРДАШ Майор А.В. ГРЕКОВА Е.М. ЛУЖНАЯ

АННОТАЦИЯ

Выполнен анализ зарубежного опыта разработок и применения беспилотных технологий в области грузоперевозок. Рассмотрены особенности и возможные области применения беспилотных летальных аппаратов (БПЛА) в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ).

ABSTRACT

The article analyzes foreign experience in the development and application of unmanned technologies in the field of cargo transportation, and discusses the features and possible areas of application of unmanned aerial vehicles in the system of logistical support of the Armed Forces of the Russian Federation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Беспилотный летательный аппарат, материально-техническое обеспечение, доставка материально-технических средств.

Unmanned aerial vehicle, logistical support, logistics delivery.

ВПЕРВЫЕ перспективам применения БПЛА в военных конфликтах будущего была посвящена работа американской корпорации Research and Development (RAND), эксперты которой рассмотрели ряд направлений применения БПЛА в ходе ведения операций (боевых действий). Проведенные исследования позволили экспертам сделать выводы о наиболее вероятных областях применения БПЛА в военной сфере, с прогнозированием до 2024 года. Исключение составили функции БПЛА по материально-техническому обеспечению войск1.

В последующие годы появилось много научных публикаций, направленных преимущественно на изучение вопросов боевого применения БПЛА в качестве разведывательно-ударных.

Вместе с тем вопросы применения БПЛА в современных военных конфликтах при выполнении задач материально-технического обеспечения (МТО) приобрели особую

актуальность. Определение особенностей применения БПЛА в целях доставки материально-технических средств и решение других задач логистического обеспечения позволят существенно уменьшить финансовые и ресурсные расходы МТО воинских частей (подразделений) и повысить его эффективность.

Применение БПЛА в современных военных конфликтах при решении задач МТО имеет ряд преимуществ в сравнении с пилотируемой авиацией: возможность доставки грузов в труднодоступные районы; сохранение летного состава пилотируемой авиации; значительно меньшее время подготовки операторов БПЛА по сравнению со временем подготовки летного состава; отсутствие необходимости поддержания особых условий содержания техники и дополнительных элементов систем жизнеобеспечения личного состава, задействованного в доставке материальных средств; снижение транспортных расходов и расходов на обслуживание и эксплуатацию летательных аппаратов; сокращение времени простоя техники; малая заметность; повышенная живучесть из-за лучшей маневренности и малых размеров; упрощенные конструктивные решения; низкие стоимость и масса аппаратов2.

Возможными областями применения БПЛА в системе МТО ВС РФ могут быть: доставка материальных средств (МС) малочисленным подразделениям, которые выполняют боевые задачи в отдаленных и труднодоступных районах в отрыве от источников снабжения; передача МС через барьерные рубежи во временных перегрузочных районах; мониторинг наземных логистических объектов, дорожной и аэродромной инфраструктуры; техническая разведка (ТхР) при эвакуации вооружения и военной техники; своевременная и безопасная эвакуация экипажей

поврежденных в ходе боевых действий воздушных судов и раненых.

На сегодняшний день в России подобные БПЛА практически отсутствуют, за исключением БПЛА для мониторинга и разведки, или находятся на стадии разработки и внедрения.

Выполнение задач МТО воинских формирований ВС РФ во время ведения операций (боевых действий) связано со значительными трудностями в связи с разрушением и выводом из строя объектов транспортных коммуникаций. Поэтому особое внимание при перевозках военных грузов и поставке МС и ресурсов в данных условиях уделяется применению авиационного транспорта. Но применение авиационных перевозок военных грузов сдерживается их высокой стоимостью и уязвимостью от средств ПВО противника, а также трудоемкостью подготовки полевых аэродромов, посадочных площадок и площадок приема грузов. Поэтому применение БПЛА для МТО войск наиболее целесообразно в случаях, когда применение воздушных судов невозможно или нерационально.

Для ВС РФ создание и расширение линейки комплексов БПЛА имеет и другой, не менее важный аспект — комплексы БПЛА при решении различных задач в операции, в том числе и МТО, являются альтернативой пилотируемым летательным аппаратам, которые в современных условиях по ряду причин могут оказаться неэффективными. Поэтому использование беспилотных авиационных технологий в сфере МТО на современном этапе развития ВС РФ и способов ведения войны становится приоритетной задачей.

Наличие в составе группировок ВС РФ малочисленных подразделений (например, специального назначения), от действий которых во многом может зависеть результат операции (боевых действий), обусловливает важность их

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БПЛА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ МТО ВОЙСК В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

своевременного и полного МТО. Для решения этой проблемы необходимо иметь разные по типам и назначению грузовые БПЛА, которые должны соответствовать определенным показателям — по способу взлета и посадки (вертолетного или самолетного типа), грузоподъемности и способу размещения груза (на внешней подвеске или в грузовом отсеке), дальности применения, высоте и скорости полета.

Анализ использования БПЛА для транспортировки материальных средств МТО отдельных воинских подразделений армий ведущих стран мира свидетельствует о применении летательных аппаратов, сконструированных на базе вертолетов, аппаратов с вертикальным взлетом и планерного типа.

Американский грузовой летательный аппарат K-MAX Titan (рис. 1а), разработанный компаниями Kaman Aerospace и Lokcheed Martin, экспериментально применялся в Афгани-

стане с 2011 года для доставки материальных средств на отдаленные базы морской пехоты США. Всего в течение четырех лет ими было доставлено более 2 тысяч тонн различных грузов. Данный БПЛА создан на базе пилотируемого вертолета ^man K-MAX. Адаптирован для применения в условиях высокогорья и жаркого климата. Он оснащен уникальной системой с двумя винтами противоположного вращения, не имеющей рулевого винта, и отличается низким уровнем шума3.

Американская компания Kaman в 2021 году представила еще один БПЛА KARGO, который, предположительно, будет применяться Корпусом морской пехоты США для доставки грузов небольшим подразделениям в труднодоступных районах (рис. 16). Дальность полета KARGO составляет до 500 морских миль (926 км), грузоподъемность — до 800 фунтов (363 кг) полезной нагрузки4.

Рис. 1. БПЛА США K-MAX Titan (а) и KARGO (б)

БПЛА планерного типа Silent Arrow GD-2000 (рис. 2а) оснащен системой управления и наведения по данным GPS. После сброса с транспортного самолета или вертолета он самостоятельно выбирает маршрут к пункту назначения и планирует к нему, способен с высокой точностью совершать посадку в заданной точке, указанной специальным подразделением. Полезная нагрузка

составляет 1631 фунт (740 кг), дальность полета — до 40 миль (60 км)5.

Rhaegal RG-1 — еще один американский БПЛА вертолетного типа, разработанный в 2022 году компанией Sabrewing Aircraft Company (рис. 26). Полезная нагрузка составляет до 5400 фунтов (2455 кг), дальность полета — до 1000 морских миль (1850 км) с крейсерской скоростью 200 узлов (370 км/ч)6.

Рис. 2. БПЛА США БИеМЛггом> ОБ-2000 (а) и Rhaegal ЯО-1 (б)

В Российской Федерации разрабатывается многоцелевой БПЛА безаэродромного базирования «Фрегат» (рис. 3), который будет способен решать задачи воздушной разведки и доставки грузов (нести

до 1700 кг полезной нагрузки при горизонтальном взлете и до 1000 кг при вертикальном взлете). Максимальная дальность полета составляет 1000 км, максимальная высота полета — 8000 м7.

Рис. 3. БПЛА «Фрегат» (Россия)

АНО «Платформа НТИ» разработали и планируют к тестированию воздушный беспилотный грузовик «Аладдин АЛ-1» вертикального взлета, предназначенный для транспортировки грузов, личного состава и эвакуации раненых. Помимо логистических функций он может быть использован для поиска мин, прикрытия с воздуха от атак БПЛА противника. Аэродинамическая схема аппарата (додекагексакоптер — 12 винтомоторных групп) обеспечивает высокую грузоподъемность при малых габаритах (рис. 4). Он оснащен

двумя двигателями — бензиновым и электрическим. С использованием бензинового двигателя аппарат способен преодолеть расстояние до 100 км, с электромотором — до 30 км. Полезная нагрузка составляет 270 кг. Основные характеристики данных БПЛА приведены в таблице.

Анализ опыта ведения военных действий ведущими странами мира в локальных войнах и вооруженных конфликтах, а также опыта, полученного подразделениями ВС РФ при выполнении задач специальной военной операции, показал перспективность

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БПЛА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ МТО ВОЙСК В СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

Рис. 4. Макет БПЛА «Аладдин АЛ-1» (Россия)

Таблица

Основные характеристики грузовых БПЛА

БПЛА Основные характеристики

Полезная нагрузка, кг Дальность полета, км Максимальная высота, м Скорость полета (макс./крейс.), км/ч

K-MAX Titan 3109 400 4500 нд/150

KARGO 454 926 3000 нд/224

Silent Arrow GD-2000 740 60 7600 170/115

Rhaegal RG-1 2454 1850 6700 445/333

Фрегат 1000 1000 8000 500/350

Аладдин АЛ-1 250 100 нд 110/90

применения беспилотных авиационных комплексов (БПАК) и БПЛА, в том числе и при выполнении задач технической разведки8'9. Так, масса и габаритные размеры БПАК и БПЛА позволяют транспортировать их в автомобилях и эффективно применять в районах боевых действий. Принятие на вооружение в ремонтно-восстано-вительные органы различных видов БПАК позволит более эффективно проводить техническую разведку и предоставит ряд преимуществ подразделениям, выполняющим данные задачи. Основным преимуществом применения БПАК в группах технической разведки (ГТР) является безопас-

ность их применения (преимущество по времени реагирования на возникающие угрозы и при осуществлении маневра ремонтно-восстановитель-ных подразделений), выявлении безопасных путей эвакуации поврежденных образцов ВВСТ и определении зон безопасности для работы ГТР10.

Используя мировой опыт доставки БПЛА грузов, можно сделать вывод, что при ведении боевых действий возможно осуществлять скрытую доставку ими боеприпасов, лекарств, дефицитных запасных частей, бутилированной воды, продуктов питания и др. С усовершенствованием технических характеристик

БПЛА актуальность доставки грузов данными аппаратами в ближайшее время только повысится.

Очевидно также и то, что наблюдаются тенденции расширения функций использования БПЛА в военной сфере. Исследования показали, что использование БПЛА в материально-техническом обеспечении операций (боевых действий) имеет не только высокую экономическую эффективность, но и значительно снижает потери личного состава подразделений при выполнении возложенных на них боевых задач в ходе ведения боевых действий. Проанализировав современное состояние и международный опыт в области применения

БПЛА в логистических целях, можно утверждать, что потребности использования БПЛА будут только расти11.

Поэтому, имея в России современную развитую авиационную и радиоэлектронную промышленность, необходимо обратиться и к зарубежному опыту разработки и применения беспилотных авиационных технологий в разных сферах экономики. Внедрение инновации применения БПЛА в транспортной сфере содействует тому технологическому рывку, который обеспечит развитие предприятий разных отраслей экономики и новых технологий в военно-промышленном комплексе, а также преимущество нашего государства и в военной сфере.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 John E. Peters, Somi Seong Aimee Bower, Harun Dogo. Unmanned Aircraft Systems для Logistics Applications. URL: https://www. researchgate.net/publication/277849948_ Unmanned_Aircraft_Systems_for_Logistics_ Applications (дата обращения: 27.10.2022).

2 Зубричев Н.В. Беспилотные летательные аппараты: понятия, классификация, преимущества, способы применения в современной жизни / Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. 2019. С. 75—78.

3 Беспилотная версия вертолета Kaman K-MAX. URL: https://topwar.ru/42703-bespilotnaya-versiya-vertoleta-kaman-k-max.html (дата обращения: 28.10.2022).

4 KARGO UAV: YOUR IN-THE-BOX LOGISTICS SOLUTION. URL: https:// kaman.com/brands/kaman-air-vehicles/ kargo/ (дата обращения: 28.10.2022).

5 SILENT ARROW® FOR RESUPPLY AND RELIEF. URL: https://silent-arrow.com/ tactical (дата обращения: 28.10.2022).

6 Rhaegal RG-1. https://www. sabrewingaircraft.com/cargo-uav/ (дата обращения: 28.10.2022).

7 Фрегат. Технические характеристики. Фото. URL: https://avia.pro/blog/fregat-tehnicheskie-harakteristiki-foto (дата обращения 28.10.2022).

8 Богатырев А.А., Дмитренко А.А. Анализ применения беспилотных летательных аппаратов в вооруженных конфликтах конца XX — начала XXI века / Материалы II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общ. ред. К.В. Костина. Ч. 2. Динамика развития системы военного образования. 2020. С. 3—11.

9 Малый А.Н., Лях С.С. Развитие и особенности применения беспилотной авиации военного назначения // Военная Мысль. 2020. № 8. С. 37—46.

10 Звонкович И.А., Богданов Д.Ю. Применение беспилотных летательных аппаратов и беспилотных авиационных комплексов в интересах материально-технического обеспечения войск (сил): опыт и перспективы. // Национальная ассоциация ученых. 2021. Вып. 66. С. 11—16.

11 Морозова Ю.А. Беспилотные технологии в логистике: опыт применения, проблемы и перспективы // Логистика и управление цепями поставок. 2019. № 4 (93). С. 33—39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.